Эссе "Я- Учитель"
статья на тему

Кузнецова Марина Ивановна

   Мне уже давно хочется написать о школе вообще и о школе, как  её воспринимаю, в частности. Мне хотелось бы донести свои собственные мысли, чувства, которые возникли за 32 года моей педагогической деятельности до общественности в лице моих учеников, их родителей, чиновников, отвечающих за образование. Мне хотелось бы исследовать одну основную мысль: что остаётся от Учителя в характере человека кроме знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе "Я- Учитель"25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова Марина Ивановна,

учитель высшей категории

МАОУ СОШ №32

Эссе  «Я - Учитель»

   Мир опутала паутина всемирной Сети.  Информация, накопленная за тысячелетия существования человечества, стала доступна любому человеку, который только пожелает ей обладать. Сетевые технологии сблизили мир, соединили между собой самые отдаленные его концы. Сегодня любой ребенок может, сев за компьютер, общаться со своими друзьями, которые могут находиться хоть в другом полушарии. Такое сетевое общение провоцирует  молодежь на изучение иностранных языков. Ведь интересно поговорить с другом из другой страны на его родном языке.

  Сегодня трудно встретить ученика или  студента, который при подготовке к занятиям не использовал бы компьютер. Человечество  переосмысливает  традиционные мировоззренческие установки  о мире  и человеке, существующих эталонов познания, парадигмы науки, культурных ценностей, назначения учительства.

  До середины XX века большую часть информации человечество получало через слово, в настоящее время слово уступает место образу, что, в свою очередь, изменяет традиционные способы восприятия и модели мышления. Мы движемся к новому типу культуры, образования, где ведущая роль отводится компьютерным программам.

   Парадокс в том, что сейчас, когда  разрабатывается огромное количество школьных компьютерных программ, которые  становятся все более изощрёнными, всё  хуже обстоит дело с уровнем элементарных знаний. С первого взгляда, кажется, что ничего не может быть лучше, чем эти современные учебные компьютерные программы, которые разрабатываются самыми лучшими специалистами в соответствующей области знаний, которых, в свою очередь, проконсультировали самые передовые педагоги, а самые мудрые детские психологи и врачи ввели свои рекомендации. При этом они лишены эмоций учителя, уставшего и замученного изменениями программ, формулировок, проверок. Эти бесстрастные программы могут бесконечно повторяться в разнообразных вариантах, изменяя свой путь в соответствии со степенью усвоения данным учеником каждого выданного материала. Они сделаны практически по всем учебным предметам. Они красочны и наглядны. Но…  Подобные совершенства компьютерных программ заставляет думать, что только такая компьютеризация школ сможет кардинально и окончательно решить основные проблемы с подготовкой учителей, обеспечить равное и высокое качество обучения  по всей стране, заменит учебники. Но, к сожалению,на практике оказывается, что эта всеобщая компьютеризация фактически преобразует школы в своеобразные заведения самообучения детей, лишая учителя его главной и основной функции – ответственного за умственное развитие школьника, воспитанию его чувсв, моральных и человеческих качеств. Ученики с ранних лет воспитываются как просто потребители преподносимой им информации. Тяга к познанию, к развитию своих творческих возможностей заменяются навыком выискивания необходимых в данный момент чужих мыслей, идей и решений, которые, естественно, забываются сразу же после их использования.

    Вот и оказалось, что старая добрая учительница, совсем не обогащенная тем грузом знаний и методической премудрости, которые заложены в компьютерные учебники, давала детям существенно больше, чем все эти очень дорогостоящие программы. Веками выработанные методы образования и воспитания детей уделяли наибольшее внимание вопросам общего развития ребенка, воспитания, навыкам познавания мира, а не натаскивания и забивания в него как можно большего объема научных и технических знаний.

   Повальное распространение компьтеризации в получении знаний отучило людей от непосредственного общения: от хождения в гости, от устных рассказов, от семейного чтения книг и сочинения длинных писем. В результате отмирания этих привычек люди потеряли способность грамотно и образно излагать свои мысли на правильном русском языке. Что в свою очередь привело, как свидетельствуют ученые, к упрощению и уплощению самого мышления.

   Проблемы нравственного воспитания наших детей не менее существенно влияет на уровень школьного образования. Если телевидение  все больше и больше влияет на нравственность и на убогость речи (и, соответственно, на широту мышления), то развитие всемирной информационной сети в значительной мере отрицательно влияет на общее образование. Человек постепенно от homo sapience переходит в разряд homo consumptive – человека, потребляющего, в том числе, потребляющего и любую информацию.  А за этим наступает «мозговая лень» - достаточно обладать минимумом знаний, которые необходимы для выполнения определенного рода работы, выбранного данным индивидуумом, а все остальное, если и потребуется когда-либо, можно найти в Интернете.

   Можно ли избежать этого, или, по крайней мере, как-либо снизить это пагубное влияние на уровень школьного образования? Запретить  пользование компьютером или Интернетом, невозможно. Тем более в стране, которая все больше вписывается в общемировую информационную систему.

    И тут приходит как раз необходимость осмысления того, что есть образование, Это ведь не только приобретённые знания, это ещё и багаж опыта общения, сформированное мировоззрение, отношение к жизни, людям, обстоятельствам. А всё это не может быть внесено и отработанно благодаря компьютерным только программам. Для этого необходимо живое общение с человеком, личностью, которая поймёт, поддержит, направит. И это может быть только Учитель.

   Мне уже давно хочется написать о школе вообще и о школе, как  её воспринимаю, в частности. Мне хотелось бы донести свои собственные мысли, чувства, которые возникли за 32 года моей педагогической деятельности до общественности в лице моих учеников, их родителей, чиновников, отвечающих за образование. Мне хотелось бы исследовать одну основную мысль: что остаётся от Учителя в характере человека кроме знаний.

   Когда учитель ставит отметку ученику, то и ученик как бы одновременно ставит отметку учителю: за его справедливость, за объективность. И вместе с отвечающим учеником эту отметку ставит и весь класс. Любовь наших учеников к учителям складывается из таких отметок. Но, конечно,  не только из них. Любовь к учителям рождается  по- разному. В школе обычно любимых учителей больше, чем талантливых. Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно.

  Я вспоминаю бывших своих учителей. В 10 классе химию преподавала нам известная в нашей республике учительница - Елаева Таисия Николаевна, и наше «химическое» образование было отличным. Но химию мы полюбили раньше, полюбили благодаря молоденькой учительнице. Кажется, она преподавала первый год и не очень хорошо знала некоторые тонкости, но всё равно мы любили её. Вероятно, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их. Она искренне радовалась, когда мальчишки из нашего класса сделали приборы, а девочки навели порядок в подсобке.

   Но может, наиболее важная составляющая чувства наших учеников возникает  из нравственного облика учителя. Вернее, не облика, а нравственного содержания учительства. Учителя преподают  ученикам  кроме своих предметов еще и определённые нравственные начала.  Учитель, по- моему мнению, это прежде всего воспитатель, а значит, и проповедник. Учитель может и должен учить жить. Я вкладываю в эти слова самые простые понятия. Простые и понятные как русские пословицы: Зачем люди трудятся, к чему приводит жадность, почему нельзя врать, почему надо жалеть животных- словом истины, казалось бы элементарные, очевидные, но нужно, чтобы они были.      Никогда не забуду случай с ученицей 11 класса. У нас тогда была тема на уроке «Книги в моей жизни», ученики должны были сказать несколько слов на английском языке о любимых книгах. И одна ученица сказала, что её любимая книга о молодогвардейцах, которую они читали на уроке литературы. Перейдя на русский язык,  (я этого не запрещаю на своих урока, когда тема затрагивает чувства моих учеников) ученица рассказала нам, что она не успела прочитать дома произведение потому,  что дома случился скандал у родителей, отец был пьян и ударил её, и ей в этот день хотелось покончить жизнь самоубийством. С этой мыслью она пришла в школу. На уроке  учитель литературы Алагуева Ольга Лазаревна, не стала ругать учеников за то, что многие не прочитали произведения, а стала им о нем рассказывать, приводя цитаты из текста, так, что у многих девочек появлялись на глазах слёзы.  «.. и тогда я подумала: как же страшно и тяжело было молодогвардейцам! А у меня-то ситуация гораздо проще. И раздумала кончать со своей жизнью! » Вот она великая сила слова! И Учителя!

   Хороший учитель почти всегда создаёт  дружный, хороший класс. И за это, может, самое большое спасибо могут сказать дети учителям. Потому что школьные друзья- дорогое богатство каждого из нас. Спустя десятилетия, ученики вспоминают об Учителях и о том, как  много они им дали. Вспоминаются не знания, не предметы, а то человеческое, что они вкладывают в учеников.

   Я считаю, что в данный период развития нашего общества, государства необходимо не только комьютеризировать школы, но и создавать условия для кардинального подъема престижа профессии учителя. Как это было в дореволюционной России и как это еще оставалось в советские времена до 60-х годов прошлого века. Для этого есть реальный и вполне отвечающий современному состоянию российской экономики и условиям рыночных отношений путь возрождения прежнего качества нашей школы. Необходимо, чтобы педагогические учебные университеты и училища превратились из второразрядных заведений в новые элитные институты, куда бы стали стремиться поступить лучшие из лучших. То есть те, кто будет обладать огромной силой интеллекта в сочетании с багажом нравственных и душевных качеств.

  И, во-вторых, надо гарантировать от государства будущим учителям школы хорошую зарплату, приличные жилищные условия и подчеркнутое внимание. Так, чтобы каждый учитель стал бы не только дорожить своей работой в школе, но и гордиться своим званием Учителя. Учителя не по профессии, а по призванию. А разработать методические и учебные программы с учетом сегодняшних реалий, в том числе, и с учетом компьютеризации обучения (и вернуться к прежним, веками проверенным приемам гуманитарного воспитания детей) для хороших учителей (получивших, тем более, отличную подготовку в институте) не составит больших проблем. 

   Понятно, что предлагаемый путь повышения престижности и качества жизни учителя школы потребует более длительного времени и, возможно, более значительного, чем принятое теперь финансирование школ и педагогических институтов. Но с точки зрения национального богатства, высокого роста экономики и, в конечном итоге, обретения гордости за державу, за передовую роль великой страны, - эти большие затраты государства на учителей окупятся многократно. Пусть не сразу – лет через пять или десять, но, в том, что они окупятся на благо России, у меня нет ни малейших сомнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...