Методика проведения библиотечного урока
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Карманова Наталья Борисовна

Рукодство чтением школьников, является одним из важных аспектов воспитательного процесса-воспитание посредством книги, занимает важное место в общей системе профориентационной работы.  Психолого-педагогической основой руководства чтением в помощь выбору профессии является:

--Изучение школьников как читателей

--Читательский интерес

--Индивидуальные особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_provedeniya_bibliotechnogo_uroka.doc40 КБ
Файл 5-9_kl.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                 МБОУ  Поселковая СОШ  

Азовского района  Ростовской области                                                                               педагог-библиотекарь  -  Карманова Н.Б.

   

                                                                                                                                                                  МЕТОДИКА  ПРОВЕДЕНИЯ  БИБЛИОТЕЧНОГО  УРОКА

      воспитательного  процесса – воспитание  посредством  книги,  занимает  важное  место  в  общей  системе  профориентационной   работы.

      ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ   ОСНОВНОЙ  руководства    чтением  в  помощь  выбору   профессии   является:

Изучение  школьников  как  читателей  в  целях  дифференцированного  подхода  к  ним  при  рекомендации   литературы  и  выяснения  факторов,  влияющих на  формирование  и  развитие  читательских  интересов  школьников  выявление  и  использование  связи  читательских  интересов  с  теми  свойствами  личностями, которые  правильно  определяют  выбор  профессии.

      Читательский  интерес – это  специфическое  отношение  личности  к  литературе  определенного  рода   в  силу  ее  жизненной  значимости  и  эмоциональной  привлекательности.  Он  может, складываясь  стихийно,  неосознанно,  под  влиянием  эмоциональной  привлекательности  некоторых  книг,  но  позже  может  прийти  сознание  их  жизненной  значимости,  которая  определяется  потребности,  способностями,  чувством  долга и  т. д.

      Индивидуальные  особенности  личности  в  их  сложной  взаимосвязи   не  обнажается  так  сильно  и  не  проявляется  так  ярко, как в  период  поиска  и  определения  жизненного  призвания. Вот почему  в этот  период  легко  выявляется  связь  читательских  интересов  с  направленностью  и  сущностью  личности, с  жизненным  идеалами  и  целями   человека,  с его  взглядами  на  будущую  трудовую   деятельность.

     Методы  изучения  читательских  интересов,  применяемые в  практике  библиотек,  весьма  разнообразны.  Такие,  как:

БЕСЕДА,  НАБЛЮДЕНИЕ,  АНКЕТА,  СТАТИЧЕСКИЙ  МЕТОД,  АНАЛИЗ  КНИЖНЫХ  ФОРМУЛЯРОВ,  АНАЛИЗЧИТАТЕЛЬСКИХ  ФОРМУЛЯРОВ,                    ДНЕВНИКИ  ЧТЕНИЯ  ШКОЛЬНИКОВ  ЧИТАТЕЛЬСКИЕ  ОТЗЫВЫ  О  КНИГАХ.  

    АНАЛИЗ  ЧИТАТЕЛЬСКИХ  ФОРМУЛЯРОВ  позволяют  выяснить  характер,  содержание  и  систему  чтения  каждого  школьника  в  отдельности  или  особенности  чтения  целой  группы  школьников.  Индивидуальный  анализ формуляра  выявляет  не  мотивы,  а  содержание  чтения: сколько книг  по  каким  разделам  знания,  по  каким  видам  литературы,  какие  именно  книги.  Анализ  формуляров  дает  необходимые  не обходимые  для  руководства  чтением  данные – о  склонностях  и   способностях  ученика,  о  его  увлечении  тем  или  иным  предметом,  о  некоторых  чертах  характера.  

     БЕСЕДА  и  НАБЛЮДЕНИЕ,  являющиеся  для  любого  библиотекаря  непременными  методами  повседневной  работы  с  числителями  и  пользуются  вв  качестве  методов   изучения  личности.

     АНКЕТА,  как  известно,  применяется  в  целях  массового  исследования  профессионального  самоопределения  учащихся.  При  этом  целесообразно   включать  в  анкету  такие  вопросы,  ответы  на  которые  давали  бы  материал  о  читательских  и  других  внешкольных  интересах  учащихся  в  связи  с  их  профессиональными  интересами.

      КАРТОТЕКА  ИНТЕРЕСОВ  учащихся,  строится  по  принципу  выявления  связи  читательских  интересов  с  другими  особенностями  личности,  прежде  всего,  с  профессиональными  интересами,  каждого  школьника.  Применяя  к  ведению  и  составлению  картотеки  творческой  подход  можно  выделить  типы  учащихся  и  классифицировать  их  в  зависимости  от  профессиональных  интересов.

     Библиотекарь  заводить  на  каждого  учащегося  отдельную  картотеку, делящуюся  для  краткости  на  две  графы:  одну  горизонтальную  и  несколько  вертикальных.  В верхней  пишутся  фамилия,  инициалы  и  год  рождения  учащегося; количество и  содержание  вертикальных  граф  определяется  по  желанию  библиотекаря.  Например, могут  быть  следующие   четыре  графы:  

  1. Профессиональные  и  общие  интересы
  2. Другие  особенности  личности,  склонности,  способности,  характер,  темперамент  ит.д.
  3. Читательские  интересы
  4. Примечания, соображение о  руководстве  чтением.

      Карточки  расставляются  в  картотеках  в  соответствии  с  профессиональными  интересами  школьников  по  следующим  разделам:

  1. Учащиеся,  не  задумывающиеся  еще  серьезно  о  выборе  профессии.
  2. Учащиеся, профессиональный  интерес  которых  неустойчив, проявляется   в  виде  пассивной  мечты,  имеют  интерес  к  большому  кругу   профессий, стремления  не  обоснованы,  не  соответствуют  способностям.
  3. Учащиеся,  интерес  которых  к  избранной  профессии  устойчив:  обоснован  и  активен.

       Уделяя  большое  внимание  руководству  чтением,  библиотекарь  стремится  объединить  школьников  в  коллектив  читателей,  в  котором  бы  смог  высказывать  свои  мысли,  беседовать  с  товарищами.

       Разнообразные  формы  массовой    работы  с  книгой  активно  влияют  на  чтение  подростка,  стимулируя  их  обращение  к  литературе.  С  помощью научно  обоснованной  системы  воспитательной  работы,  построенной  на   знании  и  учета  возрастных  особенностей,  библиотекарь  приучает   своих   читателей  думать,  глубже   вникать  в  прочитанное,  познавать   художественную  ценность   произведения,  Углубляя  влияние  книги  на  формирование   личности.

       Но  система  не  просто  набор  форм  и  методов.  Это  педагогически  обоснованное  содержание  работы  с  книгой  и  педагогически  обоснованная  последовательность  этой  работы.  Система  учитывает  возможности  школьника  определенного  возраста,  создает  благоприятные  условия  для  его  роста  как  читателя,  находя  наиболее  эффективные  формы  пропаганды  книги.

      Массовые  мероприятия – составляют у  младших  школьников  яркие  сильные  впечатления:  массовость,  торжественность,  значимость  происходящего  создают  обстановку  приподнятости,  радости.

                           

   

 



Предварительный просмотр:

ПРОПАГАНДА  БИБЛИОТЕЧНО --- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ  ЗНАНИЙ

БИБЛИОТЕЧНЫЕ  УРОКИ

5 класс.  / 5 часов./

                               

ТЕМА : Как познакомиться с книгой.

  • Обложка и титульный лист. Автор. Художник. Заглавие и подзаголовок. Аннотация в книге. Предисловие и послесловие. Словарь в книге. Оглавление.

ТЕМА :  Выбор книги.

  • Как самостоятельно выбрать книгу.  Выставки, альбомы, стенды. Список литературы. Картотеки. Библиографические указатели. Просмотр книг на полке. Тематическая расстановка книг. Внутри книжные указатели авторов и заглавий.

ТЕМА : Первое понятие о научно – популярной литературе.

  • Особенности научно – популярной литературы. В её основе научные сведения и факты. Авторы многих книг учёные.

ТЕМА : Иллюстрации в книге.

  • Роль иллюстраций в научно – популярной книге. Их разновидность: карта, рисунок, схема, чертёж. Как ими пользоваться.

ТЕМА :  ЗНАЮ  --  ХОЧУ   УЗНАТЬ  --  УЗНАЛ. ( Заключительное занятие)

  Цель --  научить читать активно, используя имеющиеся знания и опыт.

  • Прочитать вслух выходные данные книги или текста: название, автор, заголовок, подзаголовок и др.
  • Сделать в тетради таблицу.                     

           

ЗНАЮ

ХОЧУ  УЗНАТЬ

УЗНАЛ

  • Вспомнить и проговорить то, что каждый  ребёнок знает по теме текста или книги.
  • Библиотекарь записывает  ключевыми словами то, что ребёнок сообщает по теме.
  • Записывают в 1-ю колонку то, что услышали, узнали от других и сообщили сами.
  • Учащиеся формулируют в виде 1-3 вопросов то, что хотели бы узнать по теме текста. Записывают во 2-ю колонку.
  • Читают вслух все вопросы и дописывают вопросы других, если они интересны.
  • Читают текст про себя. По мере чтения учащийся ищет ответы на вопросы, которые он сам себе составил. Если  ответ на вопрос есть, то ставит плюс (+), если нет, то – минус (-).  Когда чтение закончено, учащийся формирует то, что узнал устно.  Можно записать ответ кратко в 3 колонке.

6 класс. /5 часов/

ТЕМА : Библиографические указатели, использование их при выборе книг.

  • Что такое библиография, её назначение. Рекомендательные указатели для учащихся. Отличие указателя от систематического каталога. Виды рекомендательных указателей. Какие сведения о книге можно получить из указателя. Как пользоваться указателем при выборе книг.

ТЕМА : Знакомство с энциклопедиями, с книгами энциклопедического характера, со словарями.

  • Что такое энциклопедия. Структура. Справочный отдел. Принципы построения словарей и как ими пользоваться.

ТЕМА :  Как читать книгу?

  • Различие между художественной и научно – популярной литературой.

Цель чтения (художественной литературы): эстетическое наслаждение, радость, самопознания, открытия нового в известном.

Своеобразие чтения : вдумчивое, заинтересованное, медленное чтение и перечитывание.

Цель чтения научно-популярной литературы :  расширение конкретных знаний, кругозора, развития любознательности, стремление пополнить знания по данному предмету, подготовка к докладу, реферату.

Способы чтения :  просмотр, выборочное и полное чтение, изучение.

           

 ТЕМА : Журналы для детей.

  • Что такое журнал. Краткая характеристика. Принцип организации материала в журнале. Содержание журналов. Как читать журнал.

ТЕМА :  ЗНАЮ  --  ХОЧУ   УЗНАТЬ  --  УЗНАЛ. ( Заключительное занятие)

  Цель --  научить читать активно, используя имеющиеся знания и опыт.

  • Прочитать вслух выходные данные книги или текста: название, автор, заголовок, подзаголовок и др.
  • Сделать в тетради таблицу.                     

           

ЗНАЮ

ХОЧУ  УЗНАТЬ

УЗНАЛ

  • Вспомнить и проговорить то, что каждый  ребёнок знает по теме текста или книги.
  • Библиотекарь записывает  ключевыми словами то, что ребёнок сообщает по теме.
  • Записывают в 1-ю колонку то, что услышали, узнали от других и сообщили сами.
  • Учащиеся формулируют в виде 1-3 вопросов то, что хотели бы узнать по теме текста. Записывают во 2-ю колонку.
  • Читают вслух все вопросы и дописывают вопросы других, если они интересны.
  • Читают текст про себя. По мере чтения учащийся ищет ответы на вопросы, которые он сам себе составил. Если  ответ на вопрос есть, то ставит плюс (+), если нет, то – минус (-).  Когда чтение закончено, учащийся формирует то, что узнал устно.  Можно записать ответ кратко в 3 колонке.
  • Начинается индивидуальный проект по нахождению ответов на интересующие вопросы в других книгах, энциклопедии.

7 класс. /5 часа/

ТЕМА :  Алфавитный  и систематический каталог. ( Совместная работа с сельской библиотекой)

  • Структура каталога. Использование их для разыскания нужного материала.

ТЕМА : Тематические картотеки.

  • Структура картотеки.  Её использование.

ТЕМА : Работа со справочной литературой.

  • Что такое справочная литература? Её значение.  (Энциклопедии, словари, справочники).

8 класс. /2 часа/

ТЕМА : Методы самостоятельной работы с книгой.

  • Разнообразие видов и методов самостоятельной работы с книгой, статьёй, справочником. Аннотирование прочитанных книг. Составление списка литературы, использованной при подготовки.

ТЕМА : Как работать с критической литературой.

  • Что такое литературоведение и литературная критика. Их роль в воспитании читателя.

Цели чтения критической литературы : углубление знаний о  писателях и книгах. Подготовка к уроку, докладу, сочинению, реферату, эссе.

9 класс. / 4 часа/

ТЕМА : Алфавитный каталог. (Совместная работа с сельской библиотекой)

  • Работа в алфавитном каталоге. Розыск карточки. Практическая работа.

Тема : Тематические картотеки.

  • Составление картотеки. Практическая работа.

ТЕМА : Работа со справочной литературой.

  • Практическая работа  (Энциклопедии, словари, справочники).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методика проведения интегрированного урока алгебры и информатики в 8 классе по теме " графический способ решения уравнений"

lРазвитие информационных технологий сделало информационное пространство одним из основных элементов окружающей среды человека и это невозможно игнорировать при организации учебного про...

Формирование глобального мышления учащихся через методику проведения интегрированных уроков

Отражает опыт проведения интегрированных уроков по экологии, английскому языку, обществознанию...

методика проведения интернет-урока

методика проведения интернет-урока, описание урока "Художественное моделирование одежды"...

Методика проведения бинарных уроков.

         На сегодняшний день в России идет обсуждение стандартов второго поколения и планируется отход от излишней теоретизации в изучении основ фундаментальных наук в ...

Доклад " Методика проведения нестандартных уроков"

В докладе дана классификация нестандартных уроков и показаны примеры их проведения из опыта работы....

Методика проведения нестандартных уроков и организация учебной деятельности школьников

Учителя, работающие в школе отдают себе отчет, что социальные, духовные и интеллектуальные потребности учащихся формируются и удовлетворяются в определенной среде. Чем более развита и многообразна шко...