Роль учителя в реализации ФГОС
статья на тему

Стукалова Светлана Викторовна

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_uchitelya_v_realizatsii_fgos.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Роль  учителя  в реализации  ФГОС

        Ответственность учителя  всегда была  исключительной, но в условиях введения ФГОС ответственность существенно возрастает. Роль учителя  по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы  дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской  деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с  проблемами реальной жизни. Учение   не рассматривается как простая  трансляция знаний,  от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество -  совместная работа учителя и учеников,  в ходе овладения знаниями и решения  проблем, в связи с этим меняются задачи педагогической деятельности учителя:     

  • -  разработка (корректировка) рабочих программ по учебным  предметам
  • -  выявление и отбор  способов и средств  формирования УУД у обучающихся  (анализ учебников, отбор системы  заданий)
  • -  разработка (отбор)  контрольных материалов,  обработка результатов  диагностических и комплексных работ
  • -  отбор и освоение  образовательных технологий  типа:  обучение на основе учебных ситуаций, проектные задачи, проектные  методы обучения и др.
  • - разработка для своего класса программы  развития и воспитания
  • -  внедрение новой  формы накопительной оценки  (портфолио)

Разрабатывая поурочные планы учителю необходимо выстраивать урок не только как процесс усвоения системы знаний, умений и  компетенций, составляющих инструментальную основу учебной  деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия  духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому  наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать,  "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы и у детей возникали  собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому  научиться?"  Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного  подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий, в результате чего  необходимо в очередной раз изучить, осмыслить психолого-педагогические  теории Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.  

На первый план выходит развитие личности учащегося на основе  освоения способов деятельности, наряду с общей грамотностью,  выступают такие качества как разработка и проверка гипотез, умение  работать в проектном режиме, инициативность в  принятии решений. Эти  способности востребованы в современном обществе. Они и становятся  одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметной  стандартизации.  Проектирование урока начинается с целеполагания – а это преломленные ожидаемые результаты, каждый урок отражает требования к  результатам обучающихся.    

 Роль учителя  заключается в том, что бы научить  ребёнка осваивать мир через учебную деятельность – «Я сам осваиваю мир».  Учащиеся на уроке должны быть включены в серию взаимосвязанных учебных  ситуаций, которые объединены общей целью, что обеспечивает логическую  целостность урока, учащиеся получают знания из любых источников. При этом  могут быть использованы такие способы реализации, как самостоятельная  работа с учебником и другими пособиями, самостоятельные наблюдения  учащихся, устные упражнения, письменные, графические, лабораторные и  практические работы, это способствует научить детей презентовать способы  рассуждения, устанавливать закономерности, группировать по заданному или  самостоятельно установленному признаку, извлекать необходимые данные из  таблиц, диаграмм.

  Меняются так же формы и методы организации учебной деятельности: от  игровых  – к выполнению работы под непосредственным руководством и  помощью учителя – к самостоятельной работе в малых группах (при помощи  учителя). Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых группах  и индивидуальная самостоятельная учебная работа творческого характера. Для  современного этапа развития  школы работа в паре, групповая форма  обучения в наибольшей степени способствует развитию у  школьника  умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении.  Адаптационный период - это работа в паре. Она является комфортной формой  организации учебного процесса - это начальная стадия межличностных  отношений, формирует умения принимать общую цель, согласовывать способы  достижения предложенной цели. Работа в группе очень привлекает     школьников. Но первый опыт ее организации может оказаться неудачным (нерабочий шум, медленный темп работы, неумение детей действовать   совместно),  и тогда педагог частично или полностью отказывается от такого  обучения. Данная работа в группе  показывает, что такая  форма способствует развитию необходимых ученику качеств, как умение  оценивать результаты своей работы, также взаимодействуя в группе, ребенок  учится помогать, сопереживать, соотносить свои действия и поступки с  другими. Работая с одноклассниками над решением общей проблемы, ребенок  учится слушать, высказывать свое мнение, вести диалог.           Проектирование  образовательного пространства, реализация и достижение планируемых   результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически – требуется  серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию  учебного процесса, отвечающего положениям стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя роль, как учителя, в реализации ФГОС

Размышления о своей роли, как учителя,  в реализации ФГОС, о развитии педагогичекого потенциала...

Роль учителя в реализации ФГОС

Роль учителя  по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы  дети сами добывали знания в процессе познавательно...

«Система работы методического объединения по подготовке учителей к реализации ФГОС.».

Введение.Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность.  Постепенно нарастает неудовлетворённость общества образовательными результ...

Статья по теме "Роль учителя в реализации образовательных стандартов."

Введение стандарта второго поколения направлено на изменение школьной жизни не только ребенка, но и учителя. В данной статье я попыталась найти отличия роли учителя "до..." и "после.."  Своими вы...

Роль учителя на уроке ФГОС и современный урок.

В статье указаны роль и ответственность учителя на уроке ФГОС. Особенности современного урока и его отличие от урока ГОС....

Роль учителя на уроке ФГОС

Роль и ответственность учителя на уроке всегда была главной, но в условиях введения ФГОС ООО ответственность достаточно сильно возросла.         Ранее, учитель являл...

Эссе на тему « Роль учителя в контексте ФГОС»

На педагоге сегодня лежит огромная ответственность. Именно учитель закладывает основы положительных личностных качеств учащихся. Родители, отдавая ребенка в школу, хотят видеть в педагогах искреннюю л...