Роль учителя в реализации ФГОС
статья на тему
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль учителя в реализации ФГОС
Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС ответственность существенно возрастает. Роль учителя по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Учение не рассматривается как простая трансляция знаний, от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников, в ходе овладения знаниями и решения проблем, в связи с этим меняются задачи педагогической деятельности учителя:
- - разработка (корректировка) рабочих программ по учебным предметам
- - выявление и отбор способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий)
- - разработка (отбор) контрольных материалов, обработка результатов диагностических и комплексных работ
- - отбор и освоение образовательных технологий типа: обучение на основе учебных ситуаций, проектные задачи, проектные методы обучения и др.
- - разработка для своего класса программы развития и воспитания
- - внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио)
Разрабатывая поурочные планы учителю необходимо выстраивать урок не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы и у детей возникали собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий, в результате чего необходимо в очередной раз изучить, осмыслить психолого-педагогические теории Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.
На первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметной стандартизации. Проектирование урока начинается с целеполагания – а это преломленные ожидаемые результаты, каждый урок отражает требования к результатам обучающихся.
Роль учителя заключается в том, что бы научить ребёнка осваивать мир через учебную деятельность – «Я сам осваиваю мир». Учащиеся на уроке должны быть включены в серию взаимосвязанных учебных ситуаций, которые объединены общей целью, что обеспечивает логическую целостность урока, учащиеся получают знания из любых источников. При этом могут быть использованы такие способы реализации, как самостоятельная работа с учебником и другими пособиями, самостоятельные наблюдения учащихся, устные упражнения, письменные, графические, лабораторные и практические работы, это способствует научить детей презентовать способы рассуждения, устанавливать закономерности, группировать по заданному или самостоятельно установленному признаку, извлекать необходимые данные из таблиц, диаграмм.
Меняются так же формы и методы организации учебной деятельности: от игровых – к выполнению работы под непосредственным руководством и помощью учителя – к самостоятельной работе в малых группах (при помощи учителя). Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых группах и индивидуальная самостоятельная учебная работа творческого характера. Для современного этапа развития школы работа в паре, групповая форма обучения в наибольшей степени способствует развитию у школьника умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении. Адаптационный период - это работа в паре. Она является комфортной формой организации учебного процесса - это начальная стадия межличностных отношений, формирует умения принимать общую цель, согласовывать способы достижения предложенной цели. Работа в группе очень привлекает школьников. Но первый опыт ее организации может оказаться неудачным (нерабочий шум, медленный темп работы, неумение детей действовать совместно), и тогда педагог частично или полностью отказывается от такого обучения. Данная работа в группе показывает, что такая форма способствует развитию необходимых ученику качеств, как умение оценивать результаты своей работы, также взаимодействуя в группе, ребенок учится помогать, сопереживать, соотносить свои действия и поступки с другими. Работая с одноклассниками над решением общей проблемы, ребенок учится слушать, высказывать свое мнение, вести диалог. Проектирование образовательного пространства, реализация и достижение планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически – требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего положениям стандарта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя роль, как учителя, в реализации ФГОС
Размышления о своей роли, как учителя, в реализации ФГОС, о развитии педагогичекого потенциала...
Роль учителя в реализации ФГОС
Роль учителя по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательно...
«Система работы методического объединения по подготовке учителей к реализации ФГОС.».
Введение.Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Постепенно нарастает неудовлетворённость общества образовательными результ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-423822-1541429964.jpg)
Статья по теме "Роль учителя в реализации образовательных стандартов."
Введение стандарта второго поколения направлено на изменение школьной жизни не только ребенка, но и учителя. В данной статье я попыталась найти отличия роли учителя "до..." и "после.." Своими вы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/04/picture-55857.jpg)
Инновационные модели оценки образовательных достижений обучающихся как инструментарий организации продуктивной деятельности учителя по реализации ФГОС
"Инновационные модели оценки образовательных достижений обучающихся как инструментарий организации продуктивной деятельности учителяпо реализации ФГОС" - одна из проблем современного образования. В со...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/15/picture-128725-1702605697.jpg)
Роль учителя на уроке ФГОС и современный урок.
В статье указаны роль и ответственность учителя на уроке ФГОС. Особенности современного урока и его отличие от урока ГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-43186-1389346160.jpg)
Роль учителя на уроке ФГОС
Роль и ответственность учителя на уроке всегда была главной, но в условиях введения ФГОС ООО ответственность достаточно сильно возросла. Ранее, учитель являл...