«Система работы методического объединения по подготовке учителей к реализации ФГОС.».
методическая разработка по теме

Введение.

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность.  Постепенно нарастает неудовлетворённость общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования. И это было обусловлено устаревшей направленностью системы школьного образования на формирование в основном узкопредметных образовательных результатов и репродуктивным характером образовательного процесса.  Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения  по отдельным учебным предметам. Данная образовательная ситуация обусловила  создание  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Проблема.

 

Анализируя работу методического объединения за прошедший учебный год, мы задумались: как нам работать в новых условиях? В чем теперь заключается роль  школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике?

Учителя согласные с этими утверждениями теоретически, но  на практике испытывают трудности.

Анализ результатов деятельности методического объединения учителей выявил недостаточный уровень вовлеченности педагогов в инновационные процессы и психологическую неготовность учителей к работе в условиях личностно-ориентированной развивающей системы, к реализации стандартов нового поколения.

 

Актуальность проблемы.

 

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. В  обучении приоритет отдаётся  сегодня  деятельности ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

 Современная   школа – это школа развития учащихся на основе использования развивающих программ. Учитель способен научить детей тогда, когда учит интересно,  учитывая возрастные и индивидуальные детей, недостаточная подготовка учителей.  Реализация задач ФГОС не позволяет достич планируемых результатов. Поэтому необходимо в процессе работы методического объединения  сформировать профессиональные  компетентности педагога  школы для реализации ФГОС второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_metodicheskogo_obedineniya.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Выпускная работа

по результатам освоения программы

«Научно - методические основы деятельности учителя – «методиста»».

 Тема:

«Система работы методического объединения

  по подготовке учителей к реализации ФГОС.».

Работу выполнил:

 руководитель методического объединения учителей

естественно-математического цикла

 Старо-Семёнкинского филиала

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Самарской области

средней общеобразовательной школы с.Старый Маклауш

муниципального района Клявлинский Самарской области

Карнаухова Наталья  Павловна учитель высшей квалификационной категории.

2012 год.

Введение.

Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность.  Постепенно нарастает неудовлетворённость общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования. И это было обусловлено устаревшей направленностью системы школьного образования на формирование в основном узкопредметных образовательных результатов и репродуктивным характером образовательного процесса.  Ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения  по отдельным учебным предметам. Данная образовательная ситуация обусловила  создание  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Проблема.

Анализируя работу методического объединения за прошедший учебный год, мы задумались: как нам работать в новых условиях? В чем теперь заключается роль  школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике?

Учителя согласные с этими утверждениями теоретически, но  на практике испытывают трудности.

Анализ результатов деятельности методического объединения учителей выявил недостаточный уровень вовлеченности педагогов в инновационные процессы и психологическую неготовность учителей к работе в условиях личностно-ориентированной развивающей системы, к реализации стандартов нового поколения.

Актуальность проблемы.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. В  обучении приоритет отдаётся  сегодня  деятельности ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

 Современная   школа – это школа развития учащихся на основе использования развивающих программ. Учитель способен научить детей тогда, когда учит интересно,  учитывая возрастные и индивидуальные детей, недостаточная подготовка учителей.  Реализация задач ФГОС не позволяет достич планируемых результатов. Поэтому необходимо в процессе работы методического объединения  сформировать профессиональные  компетентности педагога  школы для реализации ФГОС второго поколения.

Цель:  Подготовить учителя к реализации рекомендаций  ФГОС на основе  внедрения в образовательный  процесс современных  технологий обучения.

 

Задачи 

  1. Изучать нормативно - правовые документы, необходимые для реализации ФГОС
  2. .Активизировать работу по внедрению инновационных технологий в образовательный процесс для повышения качества образования учащихся. 
  3. Изучить дидактические возможности ИКТ, внедрять их в практическую деятельность.
  4.  Использовать интер-активные формы работы с педагогами.
  5. Организовать индивидуальную работу с учителями по сопровождению научно-исследовательских программ, освоения современных образовательных технологий.
  6. Сформировать положительную мотивацию  учителей к работе в условиях личностно-ориентированной развивающей системы
  7. Использовать  мониторинг, диагностику уровня сформированности профессиональной  компетентности педагога  школы для реализации ФГОС второго поколения.

 

Программа методической работы.


  Необходимость  системного методического сопровождения реализации Государственного стандарта  образования на школьном  уровне  обеспечивается выполнением плана соответствующих мероприятий УО

Поэтому, важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС  является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.  

        Для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны высококвалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку.

 Кроме этого, необходима организация систематического методического сопровождения внедрения ФГОС, чтобы учителя смогли овладеть всеми  компетентностями, которые необходимы для эффективного внедрения новых образовательных стандартов.  

 Этапы формирования профессиональной компетентности:

  •  самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Факторы   профессионального саморазвития педагога:

  •  социализация и индивидуализация   педагога  как личности
  • среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие
  • система  управления в школе( стимулирование ,педагогический мониторинг)
  • трансляция педагогического опыта
  • благотворная  психологическая атмосферы в коллектив
  • создание портфолио учителя. как  отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития.

Исходя из современных требований можно определить

основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  •  Работа в методических объединениях, творческих группах;
  • Исследовательская деятельность;
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  • Различные формы педагогической поддержки;
  • Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
  • Трансляция собственного педагогического опыта;
  • Использование ИКТ и др.

Методическое сопровождение ФГОС   ведется по этапам:

Этапы  

работы методического объединения.

Содержание и методы деятельности на этапе

Диагностический

1.Важным условием для успеха  работы  по совершенствованию педагогического мастерства в условиях ФГОС является подготовленность педагогического коллектива : повышение квалификации  и на курсах, и путем самообразования, и на внутриучрежденческом семинаре .

 "Кадровое обеспечение".

  1. анализ основных понятий проблемы, на основе чего был окончательно разработан план работы м.о.

План составляется с учетом конкретных условий: образования и опыта работы учителей, итогов успеваемости учащихся по предмету, склонностей и интересов учителей, задач преподавания данного предмета на основании мониторинга. 

заседание методического объединения учителей №1(август)

Прогностический

 уточнение гипотезы, формулировок, цели и задач предстоящей работы, предвидимых ее результатов.

заседание методического объединения учителей №1(август)

Организационный

План организационно-подготовительного этапа был составлен в подробном виде с указанием сроков и исполнителей:

  • вопросы согласования плана работы м.о.;
  • подготовка методического обеспечения;
  • Подготовка исследовательского инструментария
  •  размножение методических материалов;

заседание методического объединения учителей №1(август)

 

Для эффективной работы с педагогическим коллективом необходимо создать в школе активную педагогическую среду для формирования активно-творческого пространства. Для этого руководитель использовал несколько организационных форм деятельности и приемов:

1. Обмен творческими идеями с другими школами. (педагогический совет)

2. Создание малых  проектных групп для решения определенных проблем.(при подготовке заседаний м.о.)

3. Проведение веселых учительских вечеров.(профессиональные конкурсы)

4. Совместная работа педагогов в паре.(взаимопосещение уроков)

5. Проведение педагогических игр по решению педагогических ситуаций.(заседания м.о.)

Пути  усиления мотивации профессиональной деятельности педагогов:

- создание условий, способствующих удовлетворению актуальных материальных потребностей педагогов;(стимулирующая часть зарплаты педагога)

- обеспечение удовлетворения важнейших социальных потребностей: в общении, во внимании, в признании, в достижении успехов;(открытые уроки, внеклассные занятия, взаимопосещение уроков, мастер-класс)

- создание условий для творчества, личностного роста и самоактуализации педагога как неповторимой индивидуальности.(обобщение ППО,участие в конкурсах,аттестация)

Практическая реализация вышеназванных путей поможет руководителю обеспечить мотивацию коллектива на эффективную профессиональную деятельность.

Мониторинг и диагностика эффективности НМР учителя.

  • Критерии эффективности НМР учителя;
  • Мониторинг методической компетентности учителя;
  • Подбор методов диагностики, самодигностики.

Решая задачу усиления контроля  за процессом формирования профессиональной  компетентности педагога  школы для реализации ФГОС второго поколения и рассматривая проблему повышения эффективности деятельности педагогического коллектива, члены методического объединения учителей на заседании №1 определили критерии и показатели успешности  деятельности учителя.. Обязательными для педагогического коллектива являются пять основных критериев: обученность учащихся, воспитанность учащихся, способность педагогического коллектива оперативно решать возникающие задачи, профессиональная квалификация, личностное самосовершенствование педагогов.

Степень соответствия коллектива по каждому из названных критериев может оцениваться по следующим показателям:

1. По объему и глубине знаний изучаемых в школе предметов, по уровню общего интеллектуального развития, по специальным способностям (обученность учащихся).

2. По уровню моральной зрелости детей, по сформированности основных социально полезных качеств (воспитанность учащихся).

3. По умению коллектива вовремя мобилизовать свои ресурсы, слаженно действовать, находить лучшие решения проблем при минимальных затратах времени и усилий (способность к оперативному решению задач).

4. По расширению и углублению специальных знаний, совершенствованию педагогических умений и навыков (профессиональный рост педагогов).

5. По степени самоактуализации педагога, стилю его общения с людьми, характерологическим и другим личностным качествам, по кругозору, общей образованности и культуре (личностное самосовершенствование педагога).

Подготовка исследовательского инструментария

по каждому из названных критериев.

Практический

1.реализация плана работы методического объединения учителей

В течение года на заседаниях ШМО рассматривается и анализируется нормативная база, вопросы методики преподавания предметов, повышения качества знаний учащихся, пути совершенствования структуры и содержания учебных программ, проблемы непрерывности и преемственности обучения, межпредметных связей, выявляется и распространяется положительный педагогический опыт творчески работающих учителей. 

2.Мероприятия  мониторинга и диагностики эффективности НМР учителя за процессом формирования профессиональной  компетентности педагога  школы для реализации ФГОС второго поколения.

3. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения, внедрению ИКТ. Включение информационных технологий (ИТ) в учебную деятельность является не только одним из методов обучения, способным разнообразить учебный процесс, но и максимально соответствует актуальным интересам современных школьников, что способствует формированию внутренней мотивации освоения учебного материала. 

 Это и диагностический контроль на входе (до начала экспериментального преподавания), диагностика промежуточных результатов, и, конечно, доказательная диагностика итоговых результатов. Цель: Для предотвращения возникновения негативных последствий в результате экспериментального педагогического воздействия на детей, для оценивания правильности выбранного хода педагогического поиска тех или иных средств решения проблемы проводимого педагогического исследовании.

4.графики проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий, организация детских состязаний, олимпиад, проведение тематических конференций.

5. Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся. Внеклассная работа способствует развитию мотивации учения 

Обобщающий

Обработка полученных данных

Анализ данных и получение выводов

Написание отчетных материалов                        

План работы методического объединения учителей.

Направление деятельности профессионального сообщества

Сроки

Ответственные

Форма представления результатов

I  Организационно-методическая работа

1

Тематика заседаний:

Заседание №2 «Современный  урок в свете внедрения ФГОС второго поколения»

              №3«Современные образовательные технологии  в учебно-воспитательном процессе.»

 №4: «Развитие коммуникативной компетентности учащихся»

№5« Формирование УУД  школьника»

Протоколы заседаний

2

Изучение, обобщение и распространение инновационного ППО.

Банк опыта, карта инновационного опыта

3

Организация взаимопосещений занятия

График, анализ

     II Информационно-методическое сопровождение непрерывного образования педагогов

1

Планирование работы педагогов над индивидуальной темой по самообразованию

План работы педагога над индивидуальной темой

2

Распространение ППО

3

График прохождения курсовой подготовки педагогов, членов м.о.

10.2012г

11.2012г

График, чеки, сертификаты

4

Подготовка и участие в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года»

2012

Тезисы, сертификаты

5

Информирование педагогов об УМК, новинках педагогической литературы, результатах деятельности педагогов

На заседаниях м.о.№1,2,3,4,5

Справка

бюллетени

III  Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности

1

Формирование информационно-методической базы инновационной работы

База данных

2

Методические мероприятия для педагогов (семинары, консультации, практикумы, мастер-классы и др.) (указать темы)

План

IV  Информационно-методическая поддержка подготовки и проведения аттестации педагогических кадров

1

График аттестации педагогов

График аттестации педагогов

2

График открытых занятий, отчетов аттестуемых педагогов

Анализ уроков

3

Анализ результатов работы педагога, заключение

Представление

V        Информационно-методическое сопровождение деятельности педагогов с одаренными детьми, по подготовке учащихся к сдаче ГИА, ЕГЭ

1

Практикумы по заполнению бланков регистрации и ответов

План работы с одаренными детьми

2

Изучение методических писем, инструкций

3

Мониторинг эффективности методической работы

Анализ работы МО за 2012-2013 учебный год

ФИО учителя

Тема по самообразованию

1

Грачева Галина Евгеньевна учитель математики

«Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования методов активного обучения на уроках математики».

2

Имельдяжева Т.С

.учитель химии и биологии

«Проектная работа на уроках биологии и химии»

3

Альдибенева

Л.С

 учитель математики и физики

«Использование инновационных технологий в образовательном процессе для мотивации к предмету и качеству образования »

4

Карнаухова Наталья Павловна учитель математики и физики

Развитие познавательных интересов в 5 -8 классах через игру и проведение нестандартных уроков в 9  классах на уроках физики  и математики"

«Применение ИКТ-технологии»

5

Волкова Людмила Вениаминовна учитель математики

«Организация учебной деятельности при решении нестандартных текстовых задач»

6

Учитель физики и информатики Любовь Семеновна

«Использование ИКТ на уроках информатики»

7

Егорова Ирина Владимировна учитель химии и биологии

«Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования методов активного обучения на уроках химии и биологии».

План   заседаний

  методического объединения

учителей

 Старо-Семенкинского филиала ГБОУ СОШ с Старый Маклауш.

на 2012-2013 учебный год

 

 Методическая тема:

«Формирование профессиональной компетентности педагога для реализации ФГОС второго поколения».

 
Цель: совершенствование педагогического мастерства в условиях ФГОС путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий 

 
Задачи:

1. Активно внедрять в работу педагогов достижений и рекомендаций технолого-педагогической науки.

2. Изучить программы информационно – коммуникативных технологий, внедрение их в практическую деятельность.

3. Изучать нормативно - правовые документы, необходимые для реализации ФГОС.

 

 

Заседание №1

Август 2012г.

Тема. «Анализ учебно – воспитательной работы за 2011-2012 учебный год. План работы на  2012 – 2013 учебный год»

План заседания:

1.Анализ работы методического объединения за 2011-2012 учебный год. Задачи на 2012 – 2013 учебный год.

2.Утверждение плана работы методического объединения на 2012-2013 учебный год.

3.Утверждение календарно – тематического планирования по предметам на 2012-2013 учебный год.

4. Рассмотрение графика  открытых уроков и внекласных занятий.

5. График проведения контрольных работ за 1 полугодие учебного года.(входной мониторинг)

Заседание №2

Ноябрь   2012г.

Руководитель м.о. Карнаухова Н.П.

ТЕМА: Современный  урок в свете внедрения ФГОС второго поколения (4 часа)

План 

  1. Предисловие «А урок остается!» 
  2. Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем-защищаемся)
  3. Выявление результативности разных видов урока (работа в группах)
  4. Технологическая карта урока – что это.
  5. Анализ технологических карт
  6. Деловая игра «Ассоциация»
  7.  Критерии эффективности современного урока
  8.  Рефлексия

2. Утверждение тем самообразования учителей .

3. Об организации проведения школьных олимпиад.

4. Анализ успеваемости учащихся 5-9 классов за 1 четверть.

 

Заседание №3

Январь  2012г.


Тема: «Современные образовательные технологии  в учебно-воспитательном процессе.»

1. Проектно – исследовательская деятельность на уроках и внеурочных занятиях. (Доклад  Емельдяжева Т.С.,Егорова И.В..)

2.ФГОС. «Внеурочная деятельность. Виды и формы программы дополнительного образования».(Доклад Альдибенева Л.С.)

3Современный  урок в свете внедрения ФГОС второго поколения (анализы открытых уроков.)

4 Итоги проведения  олимпиад.

5.О прохождении программного материала в 1 полугодии 2012-2013 учебного года.

6 Анализ успеваемости учащихся 5-9  классов за 2 четверть. Качество усвоения программы учащимися 5-9  классов (административные срезы)  

7 График проведения контрольных работ за 2 полугодие учебного года.

Заседание №4

Март 2013г.

Тема: «Развитие коммуникативной компетентности учащихся»

План заседания:

1. «Развитие коммуникативной компетентности учащихся на уроках » (выступление учителя  – Грачева Г.Е.)

2.Роль библиотеки в развитии познавательного интереса (неделя детской книги) Трифонова П.В.

3.Разработка программно- методического обеспечения на 2012-2013 учебный год.

4. Анализ успеваемости учащихся 5-9 классов за 3 четверть.

  

Заседание №5

Май 2012г.

Тема: « Формирование УУД  школьника»

План заседания:

1.Формирование познавательных УУД  школьника на уроках.(доклад Л.С., Волкова Л.В.)

2.Анализ прохождения программного материала за 2012 – 2013 учебный год.

3.Анализ работы м.о. за прошедший год.

4. Анализ успеваемости учащихся 5-9 классов за 4 четверть, 2012-2013 учебный год.

Приложение №1

Методы педагогического исследования

 

Методы подразделяются на три группы:

· методы изучения педагогического опыта;

· методы теоретического исследования;

· математические и статистические методы;

Методы изучения педагогического опыта - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, изучение письменных, творческих и графических работ учащихся, анкетирование.

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование.

Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения дополнительной информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Разновидностью беседы является интервьюирование, принесенное в педагогику из социологии. При этом методе опроса исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью вопросы записываются открыто.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Анкетирование еще называют заочным опросом.

Изучение продуктов деятельности учащихся (рисунков, контрольных работ, чертежей и т.п.) может дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент. Это специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;

МЕТОДЫ ЗАМЕРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Педагогическое наблюдение

Диагностические контрольные работы

(тематические, четвертные, годовые; по ранее пройденному материалу, по новому материалу, по новому с учетом пройденного)

Метод диагностических контрольных работ письменного

характера (решение задач, выполнение упражнений, ответы на теоретические вопросы, выполнение схем и пр.) и лабораторно-практического характера (опыты с приборами, установками и пр.) применяется для диагностики знаний учащихся.

Цель: получить сведения как об отдельных школьниках, так о типичной подготовленности класса, о сильных и слабых ее сторонах, чтобы можно было регулировать индивидуальный подход и общеклассные меры для совершенствования процесса обучения.

Самооценка

Этот метод предполагает оценивание своих качеств учениками по предложенным показателям. Метод самооценки часто применяется в сочетании с методом рейтинга. Применяется также метод самооценки коллектива (самоаттестации).

Анализ продуктов детской деятельности

Изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, творческих и контрольных работ, тетрадей по отдельным дисциплинам, рисунков и пр.) дает исследователю сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Анализ учебной документации

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний) вооружает исследователя объективными данными, которые характеризуют реальную практику организации образовательного процесса.

Приложение№2

Формы представления результатов исследования


Исследовательскую работу можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. Реже ее демонстрируют в форме действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

Доклад  это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Все это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.).

Стендовый доклад 
Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду  В верхней части стенда крепится полоска  с названием работы Под названием  указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения , в котором выполнена работа.

Литературный обзор — это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение) представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы.

Научный отчет — документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета — исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Реферат. Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. referre — докладывать, сообщать)

Проект
1. Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета. Работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему.
2. Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. Чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
3. Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности и носит характер исследовани

Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение) представляет собой критический разбор и оценку нового художественного произведения (книги, спектакля, концерта, кинофильма) или научной работы.

Научный отчет — документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета — исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Реферат. Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. referre — докладывать, сообщать)

Проект
1. Монопредметный проект, осуществляемый в рамках одного предмета. Работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему. 2. Межпредметный проект, предполагающий использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам. Чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
3. Надпредметный проект, который выполняется на стыках областей знаний

Приложение №3

Прогнозирование результатов исследования  

В последнее время много говорится о реформировании образования, о модернизации школ, внедрении новых стандартов обучения и современного оборудования. Но  главным звеном  здесь  является  учитель. Его  влияние на молодое поколение очень важно. С ним дети часто общаются больше, чем с родителями, много времени отдающими работе. Какой же он, идеальный ,успешный учитель? Согласно  последним, проведенным  социологическим  исследованиям, образы  успешного учителя глазами учителей, детей очень отличаются.

Ученики считают  успешным  учителя со следующими  качествами :

  • доброжелательность и  понимание
  • умение  терпеть, сдерживаться, не раздражаться
  • оптимизм
  • организованность, активность , энергичность
  • неформальные, дружеские отношения с учениками, теплое, человеческое общение
  • умение заинтересовать своим предметом

При этом, для учеников личностные качества учителя важны больше, чем профессиональные. То есть, если учитель  высоко оценен учениками  как личность, они  будут любить его  и его  предмет. И это позволит учителю  быть успешным. Хотя  коллеги  этого учителя   могут считать иначе.

Педагоги считают главными, в первую очередь,   профессиональные качества:

  •  знание предмета
  • умение доходчиво объяснить материал
  • владение различными педагогическими приемами
  • разумное  сочетать  требовательности  и уважения  к учащимся
  • четкое управление  учебным процессом и внеурочной деятельностью детей
  • способность заинтересовать  своим предметом
  • успехи учеников
  • стремление к  новациям в обучении

А также, важными для  учителей  являются  здоровье и имидж. Учитель хочет быть отражением современности и проводником нового. К тому же ,в школу сегодня приходят молодые  педагоги.

Под  профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Профессионализм педагога описывается через понятие профессиональной компетентности.
Компетентность –это  обладание педагогом  способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Компетентность – это индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.

Профессиональная компетентность  является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Качественная характеристика профессиональной компетентности учителя зависит не только от количества усвоенных им знаний и умений, но и от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов педагогического творчества мышления, от сформированности педагогически значимых волевых привычек, т.е. от уровня общего психического развития.

Основные составляющие компетентности  педагогических работников:

1.Профессиональная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся  квалификации, общепризнанных  ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

2.Информационная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе;  регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

3.Коммуникативная компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися  (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими) , коллегами по работе;  умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным  представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

4.Правовая компетентность – качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных  нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

(«Об утверждении Единого квалификационного справочника   должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников   образования»

Показатели результативности педагогической деятельности учителя .

№ 
п/п

Критерии отбора и их индикативные показатели

Способы измерения (балл)

Оценка эксперта

1

Результативность обучения (средний балл по всем классам, в которых преподает учитель)

1.1.

Общая успеваемость

  • >99% -3
  • 95-99% — 1
  • менее 95%- 0

1.2.

Качественная успеваемость

  • более 50% — 5
  • 45-50%    — 3
  • 40-44%     — 2
  • 35-39%    — 1
  • менее 35% -0

1.3

Степень обученности учащихся

  • более 0,75 — 5 б.
  • от 0,64 до 0,75 — 2 б.
  • менее 0,64 — 0б.

1.4

Участие школьников в предметных олимпиадах различного уровня (из расчета на каждого ученика)

нет-0
да:
-международный -10
- всероссийский   — 6
- окружной           — 4
- областной        — 3
- муниципальный -1

1.5

Наличие призовых мест (1-3) на предметных олимпиадах различного уровня (из расчета на каждого ученика)

нет-0
да:
- международный — 10
- всероссийский — 6
- окружной (УрФО) — 4
- областной — 3
- муниципальный -1

2

Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам

2.1

Процент учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность по предмету

  • нет-0
  • до 25% — 1
  • 25-35% — 2
  • 36-45% — 3
  • 46-55% — 4
  • свыше 55% — 5

2.2

Участие в конкурсных мероприятиях различного уровня (из расчета за каждого ученика)

нет-0
да:
- международный — 10
- всероссийский — 6
- окружной (УрФО) — 4
- областной — 3
- муниципальный — 1

2.3

Наличие призовых мест (1-3) в конкурсных
мероприятиях различного уровня

нет-0
да:
- международный- 10
- всероссийский — 6
- окружной (УрФО) — 4
- областной — 3
- муниципальный — 1

3

Обобщение и распространение co6ственного педагогического опыта

3.1

Наличие собственных методических разработок (программ, методик, технологий, дидактических (диагностических) средств и др.), утвержденных на различном уровне

всероссийский — 5
областной — 3
муниципальный — 2
школьный -1
нет- 0

3.2.

Руководство методической работой (методическим объединением, творческой группой, школой педагогического опыта, педагогической мастерской и др.) различного
уровня

всероссийский — 5
областной — 3
муниципальный — 2
школьный — 1
нет- 0

3.3.

Распространение   опыта   на   различных уровнях: выступление на семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации, проведение мастер-классов и др.

всероссийский -5
областной — 2
муниципальный — 1
нет-0

3.4.

Наличие публикаций в изданиях различного уровня (за каждую публикацию за последний год)

всероссийский -5
областной — 3
муниципальный — 1
нет-0

4

Участие в профессиональных конкурсах

4.1

Участие в профессиональных конкурсах различного уровня за последние три года

всероссийский — 10
областной —5
муниципальный — 1
нет-0

4.2

Наличие призовых мест (1-3) в профессиональных конкурсах

Всероссийский — 15
областной — 8
муниципальный — 4
нет-0

5

Квалификации и профессиональная переподготовка

 

5.1

Обучение на курсах повышения квалификации за последние 5 лет

да-1
нет-0

5.2

Наличие квалификационной категории

в/к-3
1 кат.-2
2 кат. — 1
нет-0
молодой специалист с высшим образованием -1

5.3

Награды

любые награды — 2

6.

Участие в инновационной деятельности
школы за последние 5 лет

• Наличие утвержденной научно-исследовательской темы — 1 б.
• Творческий продукт по теме (стендовые урок, УМК, методрекомендации,   маетер-класс, авторские программы, электронные презентации  и 
программные продукты)-1-5 б.
• Публикации по инновационной работе — за каждую:
•   всероссийский-5
•   областной — 3
•   муниципальный – 1
•   нет — 0

Общая оценка

120

                                                               

  СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Нормативно- правовая (НП)

1. Знает основные нормативные документы, регламентирующие отношения и работу с детьми (конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон образовании, Национальный проект «Образование», образовательная инициатива «Наша новая школа», стандарты 2004 года, стандарты 2 поколения, Устав школы и др)

7 6 5 4 3 2 1

Имеет достаточно общее представление о нормативных документах в области образования

2. Демонстрирует понимание основных приоритетов развития образования Тюменской области в части:
- обеспечения доступного качественного образования; — сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- воспитания и социализации личности;
- информатизации образовательного процесса;
- доступности образования для детей с ОВЗ, в том числе интегрированного обучения;
- выявления и организации работы с одаренными детьми

7 6 5 4 3 2 1

Имеет достаточно общее представление об основных направлениях развития образования

3. Понимает цели и задачи обучения учащихся по предмету; ориентируется в госстандартах, учебных планах и программах обучения

7 6 5 4 3 2 1

Имеет достаточно общее представление о государственных стандартах; слабо ориентируется в постановке целей и задач по предмету, в учебных планах и программах

Всего

21

 

Методологическая (М)

1.Владеет содержанием современных достижений науки и практики; имеет достаточно четкое представление о роли и месте использования этих знаний в обучении

7 6 5 4 3 2 1

Не может определить значение содержания обучения по предмету для прагматических нужд обучающихся, затрудняется в установлении связей внутри предмета и с другими дисциплинами

2. Ориентируется на новые ценности образования, альтернативные системы обучения и воспитания, знает принципа отбора содержания образования и реализует их.

7 6 5 4 3 2 1

Не интересуется принципами альтернативного образования, не стремится использовать передовой педагогический опыте своей практике

З.Владеет методологией исследования (умеет формулировать проблему, цель, объект, предмет, рабочую гипотезу, задачи исследования, достигать запланированных результатов)

7 6 5 4 3 2 1

Недостаточно владеет методологией исследования: затрудняется в определении проблемы и цели; в формулировании объекта и предмета исследования, гипотезы; определении задач исследования, планировании ожидаемых результатов

4. Знает сущность компетентностного (деятелыюстного) подхода и использует его в практической работе.

7 6 5 4 3 2 1

Понимает суть компетентностного (деятельностного) подхода, но в практической деятельности редко использует компетентностные методы и формы обучения

5. Проявляет способность и готовность, обобщив результаты своего педагогического опыта, выступить на семинаре, «круглом столе », научно-практическойконференции, педсовете.

7 6 5 4 3 2 1

Недостаточно владеет методами обобщения педагогического опыта; не умеет презентовать свой опыт

6. Знает предмет (ориентация в целях и задачах науки, оперирование научной терминологией, ориентация в отборе содержания обучения на основе научных данных, фактов, понятий, законов)

7 6 5 4 3 2 1

Знает содержание предмета, но отбирает содержание, ориентируясь только на знания, не планирует отбор способов деятельности, формирование опыта творческой деятельности

7. Свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, использует их как основу в своей педагогической деятельности

7 6 5 4 3 2 1

Строит свою педагогическую деятельность без учета современной концепции образования

8. Хорошо владеет навыками рефлексивного анализа педагогической деятельности и умеет корректировать ее с учетом конкретной ситуации. Рефлексию осуществляет постоянно и целенаправленно.

7 6 5 4 3 2 1

Видит свои недостатки, пробелы в работе, но при этом не всегда способен установить причины, их порождающие. Способен добиваться изменений в лучшую сторону на основе самоанализа, однако улучшения носят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки работы

Всего

56

 

Психолого-педагогическая (ПП)

1. Знает психологические особенности учащихся (ориентация в психологических особенностях школьников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения)

7 6 5 4 3 2 1

Имеет самые общие представления об особенностях психического развития детей различных возрастов

2. Умеет организовать работу с «трудными» и одаренными детьми на уроке, обеспечивает индивидуальный подход в вопросах обучения, дифференцирует объем и сложность заданий

7 6 5 4 3 2 1

Практически не осуществляет индивидуального подхода к учащимся, изредка использует дополнительные внеурочные занятия с отстающими в обучении

3. Выявляет пробелы в знаниях и умениях учащихся, определяет и реализует индивидуальные траектории работы по ликвидации пробелов

7 6 5 4 3 2 1

Не использует в работе по ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся индивидуальный подход

4. Владеет методами изучения процесса и результатов развития учащихся и использует их в воспитательных целях

7 6 5 4 3 2 1

Не ведет работу по изучению процесса и результатов развития учащихся и не использует их в воспитательных целях

Всего

28

 

Предметно-методическая (ПМ)

1 .Владеет методикой преподавания (ориентируется в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов обучения учащихся; в новых методах и приемах обучения; в новых формах организации обучения)

7 6 5 4 3 2 1

Проявляет однообразие в поурочном и тематическом планировании: не осуществляет учета конкретных особенностей класса. Используются главным образом готовые планы и рекомендации

2. Использует в своей деятельности современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализует компетентностный подход, принципы развивающего обучения

7 6 5 4 3 2 1

Использует только методические приемы из различных технологий

3.   Принимает систематическое участие в инновационной деятельности

7 6 5 4 3 2 1

Не в системе включается в инновационную деятельность

4. Использует здоровьесберегающие технологии в практической деятельности

7 6 5 4 3 2 1

Частично использует здоровьесберегающие технологии

5. Умеет использовать приемы педагогической техники при формировании ключевых компетенций учащихся

7 6 5 4 3 2 1

Не владеет приемами педагогической техники при формировании компетенций

6. Умеет устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи в процессе обучения

7 6 5 4 3 2 1

Не использует межпредметные и внутрипредметные связи в целях повышения качества обучения

7. Успешно организует самостоятельную работу на уроке и внеурочной деятельности

7 6 5 4 3 2 1

Организует самостоятельную работу, однако использует эти методы не целенаправленно, эпизодически как вспомогательные

Всего

49

 

Информационная (И)

1. Владеет навыками работы с различными электронными носителями информации и периферийными устройствами

7 6 5 4 3 2 1

В учебной работе опирается только на традиционные способы представления информации (доска, плакат и т.п.), обращение к электронным средствам и носителям носит эпизодический характер

2. Работает в программах: Word (создание электронных документов), Excel (обработка табличных данных, построение графиков, диаграмм), Power Point (создание презентаций).

7 6 5 4 3 2 1

Имеет представление об указанных программах, но работает в данных программах редко, от случая к случаю.

3. Работает в сети Интернет с электронной почтой, осуществляет поиск информации в сети, работает с образовательными Интернет-ресурсами

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствуют навыки работы в сети Интернет с электронной почтой, поиска информации в сети, работы с образовательными Интернет-ресурсами

4. Осуществляет информационно-технологическое обеспечение и ведение урока с использованием мультимедийного оборудования.

7 6 5 4 3 2 1

Слабо владеет компьютерной техникой, хаотично использует мультимедийное оборудование

5. Работает в информационной системе школы, осуществляет ведение информационного сайта

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствуют навыки работы в информационной системе школы, не осуществляет ведение информационного банка

6. Умеет осуществлять оптимальный выбор информационных технологий и электронных ресурсов на различных этапах учебного процесса в соответствии с поставленными задачами (отбор содержания и построения логической структуры урока, определение оптимального количества и содержания электронных средств обучения с учётом дифференциации учебного процесса, выбор форм мониторинга результатов, контроля и самоконтроля знаний, обратной связи, обработки результатов и др.)

7 6 5 4 3 2 1

Нерационально осуществляет выбор информационных технологий и электронных ресурсов

7. Владеет методами формирования информационной компетенции учащихся

7 6 5 4 3 2 1

Слабо владеет методами формирования информационной компетенции учащихся

8. Владеет дистанционными формами обучения с учётом различных категорий учащихся

7 6 5 4 3 2 1

Слабо владеет дистанционными формами обучения с учетом различных категорий учащихся

9. Знает и умеет работать с обучающими образовательными программами по своей предметной области

7 6 5 4 3 2 1

Знает и умеет работать с обучающими образовательными программами по своей предметной области, но использует
нерегулярно

10. Использует систематически информационные технологии и электронные во внеурочной деятельности.

7 6 5 4 3 2 1

Редко использует информационные технологии и электронные ресурсы во внеурочной деятельности.

Всего

70

 

Итого

224

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС

Основные методы и подходы к обучению одаренных детей....

Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения

Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педаго...

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС

        Федеральные стандарты делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, ум...

Методическая компетентность учителя в реализации ФГОС общего образования

Методическая компетентность учителя - владение педагогом различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмо...

Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.

В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все п...

Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС - из опыта работы

Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне ред...