Методическая компетентность учителя в реализации ФГОС общего образования
учебно-методический материал на тему

Егоренко Ирина Ивановна

Методическая компетентность учителя - владение педагогом различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

Стандарты (ФГОС) отражают сегодня основные системообразующие характеристики образовательного процесса на всех уровнях  образования. Ряд важнейших из них (деятельностная организация урока, формирование метапредметных результатов в виде УУД, использование системы оценки, предусматривающей  фиксацию метапредметных результатов на основе новых видов контрольно-измерительных материалов) являются инновационными, а они требуют от педагога дополнительного времени  и усилий для освоения.

Отсюда вытекает закономерный вывод о том,  что представление о методической грамотности учителя в эпоху реализации новых стандартов должно расширяться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет- 31.10.17г.

«Методическая компетентность учителя в реализации ФГОС общего образования»

1. Профессиональный стандарт педагога -18.10.2013г. №544-н

Есть 3 составляющих структуры педагогической деятельности  педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.

С обучением все понятно: учитель должен знать свой предмет и работать по программам.

С воспитанием сложнее, а самое трудное - это развитие ребенка. На развитии и сделан акцент в профессиональном стандарте. Контингент детей сейчас самый разнообразный. В школу приходят сегодня другие дети. Таким образом, учителя должны уметь работать  со всеми категориями учеников, взаимодействуя с соц. педагогом, психологом…

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской  Федерации» любая школа сегодня может реализовать любые программы, в том числе и инклюзивные, и в любой школе могут учиться разные категории детей, требующие разных компетенций учителя.

Профессиональный стандарт - это документ на «вырост», поэтому учитель сегодня должен обладать высокой компетентностью, особым подходом к детям.

Методическая компетентность учителя - владение педагогом различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

Стандарты (ФГОС) отражают сегодня основные системообразующие характеристики образовательного процесса на всех уровнях  образования. Ряд важнейших из них (деятельностная организация урока, формирование метапредметных результатов в виде УУД, использование системы оценки, предусматривающей  фиксацию метапредметных результатов на основе новых видов контрольно-измерительных материалов) являются инновационными, а они требуют от педагога дополнительного времени  и усилий для освоения.

Отсюда вытекает закономерный вывод о том,  что представление о методической грамотности учителя в эпоху реализации новых стандартов должно расширяться.

Таким образом, методическая компетентность учителя рассматривается как интегративная характеристика деятельности педагога, отражающая реальный  уровень владения методическими знаниями и умениями формировать у обучающихся планируемые результаты, разрабатывать программные, методические и дидактические материалы по предмету, проводить мониторинг результатов обучения обучающихся и качества собственной образовательной деятельности.

2. В рамках проведения мониторинга качества образования, в целях реализации комплекса мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях Министерство образования и науки проводит ВПР.

В конце 2016-2017 уч. года была проведена проверка ряда школ Сергиево-Посадского района (15 школ).  Министерство образования Московской области проинформировало, что по результатам ВПР по предметам «русский язык» и «математика»  в 4 и 5 классах выявлены признаки необъективности результатов. (зачитать приказ о проверке).

Когда речь идет о качестве, не надо перегибать палку. Речь идет о компетентности учителя.

3. Проверка: «Соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования».

Вопрос - Аттестация (замечаний не было)

(должны были представить портфолио учителей-предметников высшей категории), т.к  учителя были в отпуске, привезти и показать папку не смогли.

Учителям: Грунской Е.Г., Соколовой Т.Л., Филичевой Л.И., учителям 1 кв. категории сдать портфолио в учебную часть.

4. На сегодняшний день у нас есть проблемы:

4.1. Совершенствование педагогического мастерства (заявленные темы по самообразованию повторяются из года в год, не продуманы, не имеют выхода (ШМО, пед.совет)

4.2. В соответствии заявленной темой учителя-предметники должны практически реализовать тему самообразования через открытый урок, мастер-класс, внеклассное мероприятие по предмету. (последнее время это работа ослаблена)

4.3. Учителя – предметники должны повышать свое проф. Мастерство через систему курсов повышения квалификации. Каждый год учитель должен без напоминания проходить курсы квалификации. (в настоящее время эта проблема практически решена, кто-то закончил, кто-то еще учится- Поляков А.В., Бубина В.А., Волкова О.В., Краснова Т.Н., остальные закончили).

Решение:

1. Всем учителям-предметникам в 2-х дневный срок сдать план практических мероприятий по своей теме самообразования -тема, форма, дата.

2. Всем учителям высшей и 1 кв. категорий сдать портфолио в учебную часть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС общего образования на уроках математики.

В статье рассмотрены  составляющие общего  приема решения задач....

Сообщение "Технологии обучения на уроках химии и биологии в условиях реализации ФГОС общего образования"

В данной статье рассматриваются современные базовыми педтехнологии, соответствующие  системно-деятельностному  подходу и описан опыт освоения приемов проблемного обучения, уровневой дифферен...

Преподавание биологии и химии на базовом уровне в контексте подготовки к ЕГЭ и реализации ФГОС общего образования» (из опыта работы).

В данном докладе представлен опыт преподавания биологии и химии в 10 и 11 классах на базовом уровне в контексте подготовки к ЕГЭ и реализации ФГОС общего образования.Обосновывается необходимость ...

Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования.

Гармоничное развитие детей младшего школьного возраста – основа формирования будущей личности. Многое, конечно, зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое место занимают в...

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования.

1. Важное звено в работе учителя – подготовка к уроку. Учитель готовится к цепочке уроков. Начинает с рабочей программы, учебно-тематического планирования с учетом требований к знаниям, умениям и навы...

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования...