" Формирование регулятивных УУД на уроках истории"
статья на тему

ПОПОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА1

Статья содержит обобщение опыта работы по формированию регулятивных УУД на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_regulyativnyh_uud.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №1 г.Никольска»

Тема по самообразованию

 «Формирование регулятивных УУД на уроках истории».

Попова О.Н

Учитель истории

Высшая категория

                                                            2017 год

1.Значение формирования регулятивных УУД в учебной деятельности.

Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

       Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
• выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

2.Способы формирования регулятивных УУД.

    Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Мы на уроках должны научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить каких результатов, они могут достигнуть. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Осуществлять действия по реализации плана.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, атлас, средства ИКТ). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

И без чего не может быть достигнута любая цель – это волевая саморегуляция. Учащийся должен заставлять доделывать начатое задание, причем на должном уровне.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из него.

Условия формирования и развития регулятивных действий:

 1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.

2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.

3. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.

4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.

5. Использование цветных и графических форм представления оценок (обозначается квадратами разных цветов и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних и контрольных работ, использование «графика продвижения», который позволит детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности.

6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.

 7. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:

 -организация взаимной проверки заданий,

-взаимные задания групп,

-учебный конфликт,

-обсуждение участниками способов своего действия,

-заполнение рефлексивного портфолио.

8.Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)[4].

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- «преднамеренные ошибки»;

- поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;

 - диспут;

- взаимоконтроль;

- «ищу ошибки»

Учитель должен быть очень осторожен, если у школьника что-то не получается. Нужно помнить, что любое не корректно сказанное слово или фраза может иметь обратный от желаемой мотивации результат. Лучше использовать такие приемы:

1. Действие выполняется неуверенно - одобрение, поддержка

 2. Возникают трудности, остановка - замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше»

3. Действие выполняется ошибочно. Вопрос «Разве так?»

 4. Действие выполняется ошибочно повторно. Вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия

5. Неправильно выполняется все задание. Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане. 

2.Из опыта формирования регулятивных УУД на уроках истории.

 К регулятивным универсальным учебным действиям  относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Алгоритм формирования:1. Сначала учащимся предлагается назвать то,что бы хотели узнать? Вначале учащиеся называют что угодно, что приходит им в голову, в любых формулировках.

2.Постепенно учитель акцентирует их внимание на главных вопросах, приучая их формулировать правильно и к 8 классу учащиеся могут сформулировать вопросы корректно, записывая их самостоятельно в тетрадь.Например, при изучении темы «Реформы Сперанского» учащиеся формулируют следующие цели: Кто такой Сперанский? Причины реформ? Содержание? Значение?( вместо вопросов-Почему он провел реформы? Какие это были реформы? Зачем он их провел, для чего?, которые во многом дублируют друг друга.

При изучении темы « Культура» учащиеся называют, что при изучении этой темы мы ставим цель выяснить, как развивалось  образование, наука, архитектура, литература , живопись.

При  изучении экономических вопросов учащиеся ставят цель охарактеризовать промышленность, с\х, торговлю.

При изучении нескольких стран ставят цель сравнить их, например, при изучении темы « Объединение Германии и Италии» 9 класс.

Таким образом, учащиеся к 9 классу могут четко сформулировать свою учебную задачу.

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Умение четко сформулировать цели своей работы позволяет определить план действий, учащиеся понимают с чего нужно начать, в каком направлении двигаться дальше.

Учащимся предлагается выбор способа действий в реализации своего плана или форма работы( индивидуально, в паре или группе)

Например,при изучении развития науки учащиеся сами предлагают оформить ответ в виде таблицы и называют ее графы( наука, ученый, открытие, значение).

При характеристике народных восстаний называют план – причины, участники, ход, итоги, значение.

Например: при изучении темы « Крушение наполеоновской империи», 8 класс им предлагается самим выбрать способ изучение этого вопроса-выписать тезисы или ключевые слова( кластер) или составить план ответа.

При изучении темы « Северная война», 7 класс учащимся при изучении вопросов об основных сражениях и  итогах войны предлагается использовать только  карту или дополнительно  текст учебника.

При изучении темы « Становление феодализма на Руси» 10 класс учащимся предлагается выбор метода познания- индукция или дедукция.( признаки феодализма и их проявления).
Планирование времени- учащимся всегда обозначается время для выполнении задания, так они приучаются контролировать время выполнения работы. В старших класса учащимся предлагается самим выбрать продолжительность выполнения того или иного задания.

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Данный вид УУД очень эффективно развивается на исследовательских уроках, т. к урок- исследование начинается с выдвижения гипотезы, которую в дальнейшем нужно доказать или опровергнуть.

Например, при изучении темы « 1 мировая война» или « 2 мировая война» учащиеся выдвигают гипотезу, что1 мировая война была неизбежной, тем самым прогнозируя результат своей исследовательской деятельности.

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Для контроля своей деятельности можно предложить учащимся различные методы:

А) дискуссионные качели( аргументы за и против)- Внешняя политика князя Святослава была успешной.

Б) соотнесения своего варианта ответа с образцом ( на доске 1 учащийся пишет правильный ответ, а другие сверяются)

В) взаимопроверка в парах

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Коррекция может осуществляться на любом этапе урока, учащийся может корректировать форму работы- не получается самому- обращается к соседу, не удается составить план- пишет тезисы, содержание материала- первичный кластер, составленный в начале изучения темы урока корректируется в конце, корректируется и цель – если не удалось подтвердить гипотезу, подыскиваются аргументы для ее опровержения.

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Формируется на этапе рефлексии с помощью различных приемов, например « метод 5 пальцев»- М-мысли, знания,Б- близость к цели, С –состояние духа,У услуга, помощь другим,Б- бодрость, здоровье.

Выводы:

1.Наиболее успешно формируются: целеполагание, коррекция, планирование, учащиеся достаточно успешно формулируют цели работы, осознание целей позволяет определить план изучения темы и наиболее оптимальный для каждого учащегося способ действия,  охотно корректируют свою работу.

2. .Формированию умения оценивать свою деятельность не всегда удается отвести необходимое время на уроках, также не всегда объективно учащиеся оценивают деятельность, поскольку это связано с уровнем сформированности личностных  качеств.

Используемая литература:

1. ФГОС ООО

2. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006

3. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2007

4. Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении», М. 1993

5. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование регулятивных УУД на уроках физкультуры в начальных классах

Актуальность.Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим...

Формирование регулятивных УУД на уроках домашнего чтения по книге П.Трэвис Мэри Поппинс

Фрагменты уроков домашнего чтения. Задания по формированию универсальных учебных действий контроля, планирования, прогнозирования, а также начинать и заканчивать действия в определённый момент....

Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка в начальной школе

Защита научно-методической работы в форме презентации. Содержит  теоретическую часть и методические рекомендации....

Формирование регулятивных УУД на уроках математики

Формирование регулятивных УУД на различных этапах урока...

ФОРМИРОВАНИЕ регулятивных УУД на уроках математики. РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа учащихся над решением математических задач должна включать в себя самоконтроль. Необходимо привить школьникам критичность мышления, чтобы любая задача ими воспринималась не как едиственно прави...

Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка и задания, позволяющие сформировать регулятивные УУД у учащихся

Определение регулятивных УУД. Виды регулятивных УУД. Задания для формирования регулятивных УУД на уроках английского языка...

Мастер - класс Формирование регулятивных УУД на уроках истории в 5 классе

Мастер - классФормирование регулятивных УУД на уроках истории в 5 классе...