Рабочая программа по профориентации школьников
рабочая программа

Жалнина Ольга Николаевна

Рабочая программа по профориентации школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_predprofilnoy_podgotovki_8_kl.docx269.73 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Владелец\Desktop\аттестация 2023\программы\программы 2018-2019 Жалнина О.Н\титульники\8.jpeg

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА КУРСА«ПРОБЛЕМА ВЫБОРА»

  Данная программа разработана и составлена для осуществления психологического сопровождения предпрофильной подготовки обучающихся 8 классов. Программа элективного курса составлена с учетом возрастных особенностей школьников. Она направлена на преодоление и предупреждение трудностей профессионального выбора обучающихся.

При составлении программы курса по выбору «Проблема выбора» учитывались следующие ключевые моменты:

• В блоке диагностических методик акценты делаются не на оценку актуального уровня способностей, а на выявление индивидуально-психологических особенностей и мотивации учащихся.

• В подростковом возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявления.

• Для подростка характерен недостаточный уровень самосознания, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка.

• Недостаток жизненного опыта (поверхностные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии).

   Использование программы направлено на достижение следующей цели: предупреждение трудностей профессионального самоопределения обучающихся.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • Познакомить обучающихся с многообразием мира профессий.
  • Способствовать изучению школьников своих личностных особенностей.
  • Формировать у обучающихся умение ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями, умение принимать решения.
  • Учить составлять   личный профессиональный план и аргументировать свой выбор.
  • Развивать у обучающихся способность к осознанному выбору профессии.

   

        II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ПРОБЛЕМА ВЫБОРА»

Программа элективного курса «Проблема выбора» написана  на основе изучения известных программ по профориентационной работе («Моя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой; «Выбор профессии» Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой; факультативного учебного курса по профессиональному самоопределению подростков «Я и моя профессия» Г. В. Резапкиной; «Проблема выбора» Е.Н. Казаровой; «Готовлюсь к профессиональной деятельности» Н.А. Ефимовой).

Программа курса предусматривает занятия — «шаги», которые проводятся как в традиционной форме урока, когда учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения, так и в форме ролевых игр, упражнений, активизирующих самопознание и рефлексию, в форме психодиагностических тестов, тренинга по практическим навыкам принятия решения и бесконфликтного общения.

Методы и приемы профориентационной работы направлены на:

профпросвещение (знакомство школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда);
профдиагностику (помощь подростку в самопознании, где важно выявить не только его личностные недостатки, но и реальные возможности, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей);
коррекцию-развивающую деятельность личностного развития в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности
оценку возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления;
морально-эмоциональную поддержку самоопределяющихся подростков: в сознание старшеклассников важно вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему (а настоящий оптимизм — это убежденность человека в том, что даже в самой нехорошей ситуации он не потеряет своего достоинства);
профпомощь в конкретных профессиональных выборах и планировании жизненных и профессиональных перспектив.

На занятиях курса учащиеся получат необходимую информационную нагрузку. В результате занятий подросток познает себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повысится самооценка, скорректируется эмоциональное состояние, совершенствуются навыки самопрезентации.

На занятиях курса используются такие основные методы, как: наблюдение, беседы и консультации с учащимися; активизирующие процедуры индивидуальной и групповой работы (специально организованные дискуссии по наиболее острым вопросам, карточные консультационные методы, бланковые технологии, различные схемы  анализа и самоанализа ситуаций самоопределения и др.), работа с подгруппами и микрогруппами (в 2–4 человека), где в доверительной обстановке обсуждаются конкретные проблемы профессионального  самоопределения; индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания.
Занятия проводятся 1 раз в месяц.

Программа курса не предусматривает систему отметок. Эффективность усвоения содержания курса следует оценивать по сформированности у учащихся способности к осознанному выбору профессии.

                   III.ОПИСАНИЕ  МЕСТА КУРСА «ПРОБЛЕМА ВЫБОРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа коррекционно-развивающего курса «Проблема выбора» для обучающихся 8-го класса, направлена на профессиональное самоопределение  школьников, изучение их индивидуальных способностей, интересов и склонностей в профессиональном выборе с учетом  особенностей здоровья.

Программа курса рассчитана на 9 часов в восьмом классе.

IV.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСНЫХ  ОРИЕНТИРОВ   СОДЕРЖАНИЯ                        КУРСА «ПРОБЛЕМА ВЫБОРА»

 Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей  

 жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

 Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие

        организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности,        

   ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

V. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ПРОБЛЕМА ВЫБОРА»

По завершении изучения курса обучающиеся должны:

• знать свои способности и возможности;

• знать основные правила выбора профессии;

• владеть основными понятиями в вопросах профориентации;

• иметь представление об основных индивидуально- психологических особенностях личности, о методах диагностирования;

Обучающиеся должны уметь:

• адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;

• ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями.

VI.  СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПРОБЛЕМА ВЫБОРА»

Тема 1. Я в мире профессий-1 ч. Лекция о многообразии профессий. Выполнение теста «Кто я?»

Тема 2. Общение и выбор профессии-1 ч. Лекция по теме «Общение». Тренинг коммуникативных способностей.

 Тема 3. Чувства и эмоции в выборе профессии -1 ч. Беседа о роли чувств и эмоций в выборе профессии. Практикум по изучению эмоционального состояния  обучающихся с помощью методики Баса-Дарки.

 Тема 4. Интересы и склонности в выборе профессии -1 ч. Лекция о интересах и склонностях человека в выборе профессии. Практикум по изучению интересов и склонностей обучающихся с помощью методики Г. В. Резапкиной.

Тема 5. Способности и профессиональная пригодность -1 ч. Практикум по изучению познавательных способностей обучающихся соотнесение данных с предстоящим выбором профессии.     

Тема 6. Формула профессии-1 ч. Знакомство с классификацией профессий А. Климова, выполнение теста Н. Пряжникова.

Тема 7. Ошибки в выборе профессии-1 ч. Знакомство с самыми распространенными ошибками при выборе профессии, с целью их предупреждения. Просмотр видеороликов.

Тема 8. Пути получения профессии-1 ч. Урок-лекция об основных путях получения профессии.

Тема 9. Аукцион профессий-1ч Презентация, выбранных профессий школьниками.

VII.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

п/п

Тема занятия

                   Содержание темы

Кол-во часов

Я в мире профессий

Знакомство обучающихся с миром профессий, определение собственного места в этом многообразии.

1 ч.

Общение и выбор профессии

Лекция  с элементами тренинга коммуникативных способностей. Обучающиеся знакомятся с функциями общения, вербальным и невербальным общением, применяют самодиагностику. Просмотр видеороликов.

1 ч.

Чувства и эмоции в выборе профессии

Практикум по изучению эмоционального состояния  обучающихся с помощью методики Баса-Дарки, соотнесение данных с предстоящим выбором профессии.

1 ч.

Интересы и склонности в выборе профессии

Практикум по изучению интересов и склонностей обучающихся с помощью методики Г. Резапкиной, соотнесение данных с предстоящим выбором профессии

1 ч.

Способности и профессиональная пригодность

Практикум по изучению познавательных способностей обучающихся соотнесение данных с предстоящим выбором профессии

1 ч.

Формула профессии

Знакомство с классификацией профессий А. Климова, выполнение теста Н. Пряжникова.

1 ч.

Ошибки в выборе профессии

Знакомство с самыми распространенными ошибками при выборе профессии, с целью их предупреждения. Просмотр видеороликов.

1 ч.

Пути получения профессии

Урок-лекция знакомит школьников с основными путями получения профессии

1ч.

Аукцион профессий

 Презентация, выбранных профессий школьниками

1ч.

Всего

9 часов

VIII.ОПИСАНИЕ  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Исходя из целей современного  образования, предлагаемый перечень материально технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:

  • природосообразность обучения школьников с ОВЗ (организация опыта чувственного восприятия, наглядность обучения);
  • создание материально технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания школьников с особенностями развития (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных  других умений и т. п.);
  • создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования, музицирования, театральной деятельности и др.).

Требования включают минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно- лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учетом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики конкретного учебного предмета.

Расчет количественных показателей подчиняется следующим требованиям: минимальным затратам материальных средств школы; целесообразности использования данного средства обучения (индивидуальная, групповая, демонстрационная работа и т. п.); возможности применения одного и того же средства обучения для решения различных дидактических задач: легкости (удобства) в использовании и хранении.

Количество учебного оборудования приведено исходя из его необходимого минимума, при наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения.

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К — полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф — комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П — комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5—6 человек).

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Методики, учебники, и др.

 

  1. С.Н. Чистякова «Моя профессиональная карьера», М.,2013
  2.  Е.А. Климова и С.Н. Чистякова «Выбор профессии», М.,2009
  3. Г. В. Резапкина «Я и моя профессия», М.,2010
  4. Е.Н. Казарова «Проблема выбора», М.,2009
  5.  Н.А. Ефимова «Готовлюсь к профессиональной деятельности», М.,2012 

Печатные пособия

Рабочая тетрадь Резапкина Г.В.Секреты выбора профессии. - М.,2015

К

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Аудиоцентр/магнитофон.

Мультимедийный проектор (по возможности).

Компьютер (по возможности).

Сканер (по возможности).

Принтер лазерный (по возможности).

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Экраннозвуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Д

Д

Д

Д

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры

П

Оборудование класса

Ученические столы одно и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

К

Д

Д

Д

Д

Приложение к тематическому планированию

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 –е классы

п/п

Тема занятия

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения занятий

Факт

8 А

8 Б

8 В

8 А

8 Б

8 В

Сентябрь

Я в мире профессий

Знакомство обучающихся с миром профессий, определение собственного места в этом многообразии.

1 ч.

07.09

14.09

21.09

Октябрь

Общение и выбор профессии

Лекция  с элементами тренинга коммуникативных способностей. Обучающиеся знакомятся с функциями общения, вербальным и невербальным общением, применяют самодиагностику. Просмотр видеороликов.

1 ч.

05.10

12.10

19.10

Ноябрь

Чувства и эмоции в выборе профессии

Практикум по изучению эмоционального состояния  обучающихся с помощью методики Баса-Дарки, соотнесение данных с предстоящим выбором профессии.

1 ч.

02.11

09.11

16.11

Декабрь

Интересы и склонности в выборе профессии

Практикум по изучению интересов и склонностей обучающихся с помощью методики Г. Резапкиной, соотнесение данных с предстоящим выбором профессии

1 ч.

11.12

07.12

21.12

Январь

Способности и профессиональная пригодность

Практикум по изучению познавательных способностей обучающихся соотнесение данных с предстоящим выбором профессии

1 ч.

18.01

25.01

30.01

Февраль

Формула профессии

Знакомство с классификацией профессий А. Климова, выполнение теста Н. Пряжникова.

1 ч.

01.02

15.02

22.02

Март

Ошибки в выборе профессии

Знакомство с самыми распространенными ошибками при выборе профессии, с целью их предупреждения. Просмотр видеороликов.

1 ч.

01.03

15.03

22.03

Апрель

Пути получения профессии

Урок-лекция знакомит школьников с основными путями получения профессии

1ч.

05.04

12.04

19.04

Май

Аукцион профессий

 Презентация, выбранных профессий школьниками

1ч.

11.05

17.05

24.05

Всего

9 часов

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профориентации школьников "Мой выбор"

Программа по профориентации "Мой выбор" составлена с учётом современных требований для подготовки будущего выпускника, способного ориентироваться в современном мире....

Рабочая программа по профориентации

Программа разработана для преподавания курса "Профориентация" или "Ориентиры в мире профессий" в 9-10х классаш школы....

Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...

Рабочая программа по профориентации в 7, 8, 9 классах в коррекционной школе

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам к...

Рабочая программа по профориентации (9 класс)

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. К сожалению, многие подростки не всегда учитываю...

Рабочая программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор» (программа для учащихся 9-11 классов)

В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, молодые лю...