Программа курса «Основы православной культуры» 4 класс
рабочая программа по теме

Немова Татьяна Сергеевна

«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». 

УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; обеспечен учебником А.В. Кураева  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_orkse.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозной культуры, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня большое значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

     Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.

       Включение в школьную программу курса «Основы православной культуры», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции, в  то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; обеспечен учебником А.В. Кураева  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г.

          Программа курса составлена,  на основе  Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2012.

          Программа адресована учащимся 4 классов; объём учебного времени, отводимого на изучение  – 1 час в неделю, всего 34 часа.

Цель курса «Основы православной культуры»: формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи курса «Основы православной культуры»:

  • Знакомство обучающихся с основами православной культуры. Развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Освоение школьниками учебного содержания данного модуля, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • Формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Обучение детей по программе курса «Основы православной культуры» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Требования к мета предметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие  обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Универсальные учебные действия.

Курс ОРКСЭ предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  •  привлечение родителей к совместной деятельности.

Основное содержание учебного модуля «Основы православной культуры »

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Виды деятельности младших школьников:

- Индивидуальная учебная деятельность (самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников)

- Игровая деятельность

- Творческая деятельность.

- Проектная деятельность.

- Свободное общение (дискуссия, беседа, самопрезентация)

Для реализации программного содержания используются:

-Учебник для общеобразовательных учреждений: «Основы православной культуры». 4-5 классы. / А.В. Кураев. Москва: Просвещение. 2013/

-«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.

- «Православие: полная энциклопедия для православных»/ О. Глаголева,

Е. Щеголева. М.: Эксмо, 2011/

-«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.

-Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы православной культуры».

Оценивание проводить на основании  «Единых требований к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверки тетрадей»

Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым учеником особенностей развития его собственного процесса обучения, а так же для оценивания хода обучения служат:

- работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини- проекты, презентации, разнообразные тексты, подборки информационных  материалов, поздравительные открытки, а также разнообразные инициативные творческие работы: сочинения, поделки)

- индивидуальная и совместная деятельность учащихся

- результаты тестирования

Тематическое планирование

  • Россия - наша Родина.
  • Культура и религия.
  • Человек и Бог в православии.
  • Православная молитва.
  • Библия и Евангелие.
  • Проповедь Христа.
  • Христос и его Крест.
  • Пасха.
  • Православное учение о человеке.
  • Совесть и раскаяние.
  • Заповеди.
  • Милосердие и сострадание.
  • Золотое правило этики.
  • Храм.
  • Икона.
  • Творческие работы учащихся.
  • Подведение итогов.
  • Как христианство пришло на Русь
  • Подвиг.
  • Заповеди блаженств.
  • Зачем творить добро?
  • Чудо в жизни христианина.
  • Православие о Божием суде.
  • Таинство Причастия.
  • Монастырь.
  • Отношение христианина к природе.
  • Христианская семья.
  • Защита Отечества.
  • Христианин в труде.
  • Любовь и уважение к Отечеству.
  • Тестирование
  • Итоговая презентация творческих проектов учащихся

 

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры»

Учебник А.В.Кураев

п/п

Дата

Тема урока

Решаемые

проблемы

Понятия

Планируемые результаты

Предметные результаты

УУД

Личностные

результаты

1

Россия – наша Родина

Что такое духовный мир человека?

Что такое культурные традиции и для чего они существуют?

Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?

Духовный мир

Традиция

Ценности

Дают определение духовному миру человека.

Понимают, для чего существуют культурные традиции.

Делятся мнениями о традициях в своей семье

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

2

Культура и религия

Что такое культура?

Что такое религия?

Какие черты русской православной культуры 17в. живы до сих пор?

Культура

Религия

Церковь

Пасха

Отличают понятия культура и религия.

Дают характеристику православной культуры 17века.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

3

Человек и Бог в православии

Как вера в Бога может влиять на поступки человека?

Почему православные люди называют Бога Творцом и Любовью?

Почему православные сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям?

Бог

Творец

Вера

Православие

Высказывают свое мнение, как вера в Бога может влиять на поступки человека;

почему православные люди называют Бога Творцом и Любовью;

почему православные сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

4

Православная молитва

Что значит слово «благодать»?

Кто такие святые?

Можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей?

Что значит выражение «знать, как Отче наш»?

Благодать

Святые

Молитва

Объясняют значение слова «благодать».

Приводят примеры святых людей.

Высказывают свое мнение, что значит выражение «знать, как Отче наш»

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

5

Библия и Евангелие

Кто такие христиане?

Что такое Библия?

Что такое Евангелие?

Христиане

Библия

Евангелие

Знают, кто такие христиане.

Знают, что такое Библия и Евангелие.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

6

Проповедь Христа

Чему учил Христос?

Что такое Нагорная проповедь?

Какое сокровище нельзя украсть?

Христос

Нагорная проповедь

Святой Дух

Царство Божие

Знают, чему учил Христос?

Понимают, почему Нагорная проповедь так называется.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

7

Христос и Его Крест

Как Бог стал человеком?

Почему Христос не уклонился от казни?

Какова символика креста?

Воплощение

Жертвенное служение

Символика Креста

Объясняют, как Бог стал человеком?

Знают, почему Христос не уклонился от казни.

Объясняют  каждую из составляющих частей креста.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

8

Пасха

Что такое Пасха?

Как празднуют Пасху?

Какие обычаи ты заметил, когда бывал в домах, где праздновали Пасху?

В чем состоит христианский пост?

Пасха

Пост

Обычай

Знают, что такое Пасха, как ее празднуют.

Отмечают традиции тех, кто празднует Пасху.

Понимают, в чем состоит христианский пост.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

9

Православное учение о человеке

Чем Бог одарил человека?

Когда болит душа?

Что такое образ Божий в человеке?

Душа

Образ Божий

Внутренний мир

Болезнь души

Знают, чем одарил Бог человека.

Высказывают мнение: когда болит душа.

Понимают, что значит образ Божий в человеке

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

10

Совесть и раскаяние

Что подсказывает совесть?

Как исправлять ошибки?

Почему покаяние называют лекарством для души?

Совесть

Раскаяние

Покаяние

Делятся опытом, что подсказывает совесть?

Высказывают мнение: как исправлять ошибки и почему покаяние называют лекарством для души.

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

11

Заповеди

Какие заповеди даны людям?

Что общего у убийства и воровства?

Как зависть гасит радость?

Есть ли связь между словами «заповедь», «заповедник», «заповедный»?

Заповедь

Грех

Перечисляют заповеди, данные Богом Моисею на Синае.

Выказывают свое мнение: что общего у убийства и воровства и

как зависть гасит радость.

Объясняют значение слов «заповедь», «заповедник», «заповедный»  и их связь

Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

12

Милосердие и сострадание

Чем милосердие отличается от дружбы?

Кого называют ближним?

Как христианин должен относиться к людям?

Что вы знаете о княгине Елизавете Федоровне?

Милосердие Ближний

Самарянин

Милостыня

Понимают, чем милосердие отличается от дружбы.

Знают, кого называют ближним и как христианин должен относиться к людям.

Знает, кто такая княгиня Елизавета Федоровна и чем она занималась.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

13

Золотое правило этики

Какое главное правило человеческих отношений?

Как уберечься от осуждения? Сформулируйте свои правила.

Почему Христос защитил женщину?

Осуждение

Неосуждение

Правило

Знают главное правило человеческих отношений.

Понимают, как уберечься от осуждения и формулируют свои правила.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

14

Храм

Как устроен православный храм?

Что делают люди в храме?

Что такое иконостас?

Может ли православный христианин молится без икон?

Как вы поняли: Богоматерь-это Бог или человек?

Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах?

Храм

Икона

Иконостас

Богоматерь

Знают, как устроен православный храм и что делают люди в храме.

Имеют представление. Что такое иконостас.

Высказывают свои мнения:

зачем существуют правила поведения в различных общественных местах, может ли православный христианин молится без иконы.  

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

15

Икона

Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

Кому и о чем молятся христиане, стоя перед иконой?

Живописная картина

Икона

Изображение

Молитва

Знают, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины.

 Опираясь на текст Евангелия знают, почему

православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога.

Знают, что христиане молятся не иконам, а перед иконами.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

16

Творческая работа

Курс сочинений на тему «Как я понимаю золотое правило этики»

(с разрешения родителей экскурсия в храм)

Темы сочинений:

«Сокровенный мир человеческой души».

«Жертва Христа».

«Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего».

Из перечисленных тем уч-ся выбирают одну, близкую по душе.

При подготовке можно обращаться к помощи старших членов семьи.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

17

Урок - обобщение

Проведение праздничного проекта, который уч-ся оценивают сами. Опираясь на те знания, которые сформировались в результате занятий.

Задания можно готовить в составе группы или индивидуально. Подумать, как распределить работу по времени.

Проект

Задания:

1.Закончите предложения:

«Я понимаю православную культуру как…»

2.Подберите несколько живописных картин и расскажите, как они связаны с Евангелием

Прокомментируйте несколько самых важных для христиан заповедей.

3.Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние»? Почему в православной культуре это ключевые понятия?

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

18

Как христианство пришло на Русь

Что такое Церковь?

Что такое крещение?

Сколько лет назад крестился князь Владимир?

Какое имя и почему народ дал князю Владимиру?

Церковь

Крещение

Св.кн. Владимир

Св. Кирилл и Мефодий

Святая Русь

Знают, что Церковь-собрание верующих.

Таинство Крещения.

Знают о крещении Руси св.кн. Владимиром, о роли св. Кирилле и Мефодии.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

19

Подвиг

Что такое подвиг?

От каких эгоистических привычек вам хотелось отказаться?

Какой мир труднее изменить-внешний или внутренний?

Подвиг

Эгоистические привычки

Мир внутренний и внешний

Дают определение подвигу: подвиг-однокоренное «двигаться», «движение». Движение от своей от своей корысти.

Высказывают свое мнение:

какой мир труднее изменить-внешний или внутренний?

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

20

Заповеди блаженств

Когда христиане бывают счастливыми?

Когда сердце бывает чистым?

Какой жизненный выбор совершает «нищий духом»?

Блаженство

Счастье

Нищий духом

Чистое сердце

Миротворец

«Блаженство» на старославянском  языке-счастливый.

Высказывают свое мнение:

когда сердце бывает чистым, какой жизненный выбор совершает «нищий духом».

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

21

Зачем творить добро?

Как подражают Христу?

Чему радуются святые?

Как понимать слова Христа: «Даром получили-даром давайте»

Апостол Петр

Император Рима-Нерон

Святой

Знают, как Христиане подражают Христу.

Отмечают, что святой-добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

22

Чудо в жизни христианина

Как связаны вера и верность?

В чем проявляет себя любовь?

Какие добродетели вы видите в себе и в ваших одноклассниках?

Вера

Верность

Добродетель

Святая Троица

Понимают, что вера-это верность самым светлым минутам своей жизни.

Высказывают свое мнение:

в чем проявляет себя любовь; какие добродетели  видят в себе и в своих одноклассниках.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

23

Православие  о Божием суде

Как вера в Божий суд влияет на поступки христианина?

Добрыми людьми могут быть только христиане?

Суд

Легенда

Богохульство

Поэт В. Иванов «Повесть о Светомире-царевиче»

Летопись

Объясняют, как вера в Божий суд влияет на поступки христианина.

Высказывают свое мнение: только ли христиане могут быть добрыми людьми.

Объясняют, почему христиане верят в бессмертие;

Как  увидеть в людях Христа.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

24

Таинство Причастия

Как Христос передал себя ученикам?

Что такое Причастие?

Что такое церковное Таинство?

Причастие

Тайная Вечеря

Таинство

Апостолы

Понимают, что христиане надеются вслед за Христом стать участниками всемирного воскресения.

Объясняют, что такое Причастие и что такое церковное Таинство.

Апостолы-ученики Иисуса Христа.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

25

Монастырь

Кто такие монахи?

Почему люди идут в монахи?

Что такое призвание?

Почему монахи так ценят послушание?

Монастырь Монахи Церковь

Храм

Постриг

Обет

Послушание

Монах-человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи.

Высказывают свое мнение, почему люди идут в монахи.

Послушание выше поста и молитвы.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

26

Отношения христианина к природе

Что делает человека выше природы?

Какую ответственность несет человек за сохранение природы?

Что Бог вложил в Библию. А что в «книгу природы»?

Библия

МВ.Ломоносов

Ответственность Христианское милосердие

Познавая мир, христианин постигает и замысел Творца.

У человека есть образ Божий, поэтому на нем лежит ответственность за мир.

Ломоносов считал, что христианин,  изучающий законы природы, несет великое христианское служение.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

27

Христианская семья

Что такое венчание?

Что означает обручальное кольцо?

Как люди должны относиться в семье?

Разрешает ли совесть бросать заболевшего или постаревшего супруга?

Семья

Таинство рака

Венчание

Тактичность

Семейные традиции

Семья-маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды; основана для радости и создана ради нее; создают два человека, полюбившие друг друга.

Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.

Венец и кольцо. Не имеют конца. Муж и жена должны быть верны друг другу до смерти.

Для сохранения семьи важно, чтобы у нее были традиции.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

28

Защита Отечества

Когда война бывает справедливой?

Какие поступки недопустимы даже на войне?

Одинаково ли надо реагировать на обиды, которые нанесены самому любимому человеку и тому, кого он любит?

Отечество

Гнев напрасный и уместный

Подвиг Жени Табакова

Наполеон

Оборонительная война

Св. кн.Дмитрий Донской св.кн.Александр

С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война.

Нельзя добивать раненых на войне, трогать безоружных.

Высказывают свое мнение:

одинаково ли надо реагировать на обиды, которые нанесены самому любимому человеку и тому, кого он любит.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

29

Христианин в труде

Какой труд напрасен?

Какие заповеди получили первые люди от Творца?

Что такое пост?

Какой труд вреден для человека?

Напрасный труд

Заповедь труда

Пост

Если человек работает. Принося пользу людям. Его труд радует Бога.

Труд-это лекарство,  которое прописано человеку Богом.

Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

30

Любовь и уважение к Отечеству

С чего начинается Родина?

Какие вероучения вы знаете?

Что такое светская этика?

Любовь

Уважение

Православие

Ислам

Иудаизм

Традиции

Любовь к малой и большой Родине.

Знают различные вероучения.

Нерелигиозная культура-светская этика.

П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы.

К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

 

Оценка жизненных ситуаций и своих поступков  с точки зрения веры,  общечеловечес

ких норм, нравственных и этических ценностей

31-34

Повторение материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по курсу "Основы православной культуры" для детей 7-8 лет

В данной публикации представлена авторская программа по "Основам православной культуры" для детей 7-8 лет, то есть для обучающихся 1-2 классов общеобразовательных учреждений, срок реализации которой 2...

Авторская программа по курсу "Основы православной культуры" для детей 9-10 лет

В данной публикации представлена авторская программа по "Основам православной культуры" для детей 9-10 лет, то есть для обучающихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений, срок реализации которой ...

Авторская программа по курсу "Основы православной культуры" для детей 11-14 лет

В данной публикации представлена авторская программа по "Основам православной культуры" для детей 11-14 лет, то есть для обучающихся 5-8 классов общеобразовательных учреждений, срок реализации которой...

Программа элективного курса "Основы православной культуры" (для 10-11 классов)

Данная рабочая программа элективного курса «Основы православной культуры» для 10-11 классов разработана на основе авторской Программы курса «Основы православной культуры» для старшей школы (10-11 клас...

Урок по курсу «Основы православной культуры». Ифтоди Наталья Ивановна, учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова». Тема: «Святые воины. Александр Невский – защитник Русской земли и Православной веры».

Урок по курсу «Основы православной культуры». Ифтоди Наталья Ивановна,  учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова». Тема: «Святые воины. Александр Нев...

Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры" 8 класс

Данная программа составлена к учебнику Л. Шевченко. Элективный курс расчитан на 17 часов изучения....

Рабочая программа по курсу: "Основы Православной культуры" для 6 класса.

Цель учебного предмета "Основы Православной культуры" состоит в том, чтобы помочь воспитаннику  российской школы вырасти человеком высоконравственным....