Сохранение и укрепление здоровья подростков.
статья на тему

Цветкова Татьяна Николаевна

Сохранение здоровья – это закладка фундамента благополучия следующих поколений. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности уч-ся: снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие; вызвали отклонения в их социальном поведении. Вот почему, одной из главных задач своей педагогической деятельности я считаю сохранение здоровья моих воспитанников. Моя организационная работа включает знакомство с результатами ежегодного медосмотра, их учёт в учебной и воспитательной работе, помощь родителям в построении рациональной и здоровой жизни учащихся, координацию работы по формированию предпосылок здоровья с учителями, работающими в классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Цветкова Т.Н, воспитатель

ГБОУ школа №13 Приморского района

Санкт -Петербурга

Сохранение и укрепление здоровья подростков.

Здоровьесберегающая деятельность в организации учебного процесса всегда была важной задачей как образования в целом, так и каждого учителя и воспитателя. Но сегодня, в условиях перехода на ФГОС второго поколения, перед системой образования стоит цель полноценно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, сохранив при этом его физическое и психическое здоровье. О важности этой задачи говорит и принятое Президентом Медведевым решение о необходимости введения 3-го часа физкультуры с 2011-2012 учебного года.

    Сохранение здоровья – это закладка фундамента благополучия следующих поколений. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности уч-ся: снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие; вызвали отклонения в их социальном поведении.

    Большую часть недели дети проводят в школе. Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка, когда детский организм наиболее чувствителен к воздействию различных факторов окружающего мира. Успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу.  В среднем около  60%  школьников имеют хронические заболевания. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. У многих учащихся наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения.

Медицинские карты моих ребят показали, что из 25 учащихся только 6 человек абсолютно здоровы. Остальные имеют разные хронические заболевания.  

      Вот почему, одной из главных задач своей педагогической деятельности я считаю сохранение здоровья моих учеников. Моя организационная работа включает знакомство с результатами ежегодного медосмотра, их учёт в учебной и воспитательной работе, помощь родителям в построении рациональной и здоровой жизни учащихся, координацию работы по формированию предпосылок здоровья с учителями, работающими в классе.

     Здоровьесберегающая деятельность - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении учителя не нанести ущерб здоровью детей. Она включает в себя:

- соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям уч-ся (объём учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту)

- комплексный, междисциплинарный подход (единство в действиях учителя, психолога, врача).

Влияют на здоровье детей внутришкольные факторы, если наблюдается несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса, недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

    Обеспечение здоровья детей решается через образовательную, воспитательную и организационную деятельность учителя. Понятие «здоровьесберегающая деятельность» интегрирует все виды деятельности в школе по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.

Организация здоровьесберегающего учебного процесса предполагает решение таких задач, как:

- учить ребёнка жить в гармонии с окружающей средой и самим собой;

- создавать  условия для  ощущения радости в процессе обучения;

- обеспечить работу на уроке с наибольшим эффектом для сохранения здоровья;

- развивать индивидуальные творческие способности;
- использовать инновационные технологии;

- мотивировать учащихся на здоровый образ жизни;

- вырабатывать потребность использовать в повседневной жизни полученные знания.

В своей работе я применяю психолого-педагогические технологии, которые позволяют учить так, чтобы не причинить ущерба здоровью детей на уроках. Они способствуют как предотвращению перегрузок и переутомления участников учебно-воспитательного процесса, так и профилактике разных  стрессовых состояний.
Психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии включают в себя:

1.Формирование учебно-познавательной мотивации:

  • организация сознательного, творческого, прочного усвоения учащимися учебного материала в результате превращения его в личностно значимый;
  • обучение умениям самостоятельной учебно-познавательной деятельности, здоровьесберегающим приемам учебного труда;
  • создание мотивационной среды, гуманных отношений между учителем и учащимся, самими учащимися;
  • выработка умений оценивать и анализировать собственные достижения, умений выделять главное и делать осознанный выбор;
  • обучение правильному восприятию меры свободы и ответственности;
  • воспитание чувства долга, самостоятельности, трудолюбия.

2. Развитие познавательных и творческих способностей на основе:

  • разъяснения сущности изучаемых понятий и явлений,
  • «демонстрации работы» познавательных процессов и способностей,
  • совершенствования операций мышления,
  • стимулирования творческого воображения и творческого мышления,
  • формирования окружающей среды для естественного самовыражения,
  • использования потенциальных возможностей учащихся;
  • обучения  методам самопознания, самоанализа и самоконтроля, способам групповой работы,
  • воспитания самостоятельности, независимости, воли, ответственности за свою деятельность.

3.Формирование бережного отношения к здоровью на основе выработки:

  • убежденности в необходимости бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих,
  • потребности в самопознании и самосовершенствовании,
  • стремления стать активной, творческой, самостоятельно мыслящей личностью, способной постоянно вести здоровый образ жизни и помогать в этом окружающим, и на основе демонстрации личного примера людей, ведущих здоровый образ жизни;

       При планировании каждого урока я включаю в цели урока элементы оздоровительной направленности  как в организации процесса обучения, так и в содержании.

-  отслеживанию соответствие СанПиНам: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов;

- контролирую проветривание класса: частично – на переменах, сквозное  – до и после занятий;

- учитываю психологическое воздействие учебной ситуации на ученика;

- стимулирую мотивацию учащихся, развиваю адекватную самооценку;

- отслеживаю  оптимальное соотношение между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.

   Важно обеспечение настройки учеников на урок, их психологического погружения в пространство школы на позитивной волне. Необходимо обеспечение  фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности. Обязательно провожу на каждом уроке физкультминутки и паузы общего и специального воздействия. Особое внимание уделяю сохранности зрения: рассадка учеников с учётом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения. Соблюдаются гигиенические требования к посадке учащихся и систематический контроль за осанкой на уроке.  Реализую на практике индивидуально-личностный подход к оценке знании: выбор адекватной для детей сложности заданий, умение показать успешность ученика; обеспечиваю дифференцированный подход к  учащимся, с особым вниманием подхожу к детям «группы риска» и больным.

                   Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью является создание ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Ситуация успеха – это результат деятельности ученика сопоставимый с его ожиданием. Ученик должен постоянно ощущать себя счастливо, и учителю надо  ему помочь. Ребёнок  должен чувствовать необходимость своего участия на уроке. Учащимся необходимо испытывать комфорт, ощущать защищённость и, безусловно, интерес к уроку.  

                   Спросите любого первоклассника, который собирается идти в школу, хочет ли он учиться, и как он будет учиться.   В ответ вы услышите, что учиться он будет хорошо и  получать только одни пятёрки.    Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребёнка в школу, желают ему хорошей учёбы и отличных оценок.  Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив зачастую недолго сохраняет свою силу.

                    Почему же это происходит? Зачастую ребёнку в школе отводится роль не учащегося, а обучаемого, т.е. пассивная роль незнайки и неумейки, которого знающие и умеющие взрослые научат всему. Новая школьная жизнь так плотно «обнимает» ребёнка своей жёсткой регламентацией, что, чаще всего для проявления обычной любознательности уже нет места. И, неудивительно, что очень скоро у части детей интерес к учению пропадает, и за ними прочно закрепляется репутация «троечников» или «двоечников». Собственное бессилие, а иногда и унижение, насмешка  угнетают, подавляют ученика, приводят к нервным срывам.

                 Задача учителя заключается не в том, чтобы детей постоянно нервировать, бесконечно пугать двойками, а в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого и равнодушного к знаниям, в мир, богатый интеллектуальной  жизнью.  Необходимо поддерживать интерес ребёнка к учёбе, к школе вообще,  а  не повторять, что учёба – это его обязанность.

       В первый год  обучения в школе заметно развиваются познавательные интересы.  Нам нужно помнить,  что развитие идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.

      Для развития учебных интересов я соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение, и тем большую роль играет активная деятельность.

    Активизировать и повышать интерес к учению помогают  различные методы, формы и виды работы.

Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения – главные мои помощники.  Они вызывают чувство новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.    

     Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Поэтому большое значение в  учебном процессе отводится дифференциации предлагаемых  учебных заданий.

     Игра – прекрасное средство воспитания и обучения. Она ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности, преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.  Например, на уроках математики использую обучающие игры:  «Битые  числа», «Круговые  примеры»,  «Меткий стрелок»...    Уроки русского языка богаты такими упражнениями, как  «Договори словечко»,  «Найди пару», «Третий лишний», «Тематические кроссворды» (содержащие слова из словаря)…        

     Улыбка и тёплое слово должны быть на каждом уроке.  Считанные секунды нужны учителю для того, чтобы улыбнуться, сказать одобряющее ласковое слово. А какой положительный настрой придадут  они детям и уроку в целом! Важно  воспитывать в каждом ребёнке гордость за себя. Пусть каждый из наших воспитанников часто говорит: «Я – личность, я- гений.”  Нужно помнить, что дети – это не просто сосуды, которые нам следует заполнить знаниями, это – маленькие огоньки, из которых должно разгореться пламя.

      Главным в моей работе я считаю создание  психологического комфорта, использование проблемного метода обучения. Учащимися созданы коллективные и индивидуальные проекты: «Числа первого десятка», «Увлекательные геометрические фигуры»,  «Алфавит»  (здесь представлены буквы в необычной форме, загадки и стихотворения собственного сочинения, на уроках технологии изготовлены для проекта творческие работы из пластилина и конструктора), «Человек и его строение»,  «Необычный словарь»,  «Части речи», «Устное народное творчество». К 50-летию первого полёта человека в космос выполнена работа « Что я знаю о космосе?». Для проведения классного часа «Знаешь ли ты свои права?» детьми  был подготовлен богатый материал.

Использованная литература:

  1. Новикова Е.Л. «Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей»
  2. Казин Э.М. (ред.), Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева, О. Г. Красношлыкова « Здоровьесберегающая деятельность в системе образования»
  3. «Технологии в образовательном пространстве»

 Учитель-дефектолог. МС(К)ОУ VII вида № 122. Л.П.Кошелева

  1. «Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия» В помощь классному руководителю начальной школы. Лободина Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровый образ жизни, как система индивидуального поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья.

.   «Лучшего средства от хвори нет — делай зарядку до старости лет», — гласит древняя индийская пословица....

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Из опыта работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.

В данной публикации представлен опыт работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни. ...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"

Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6  класса...

Статья "Здоровый образ жизни - основа сохранения и укрепления здоровья"

В статье содержатся рекомендации по выработке у учащихся с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья) навыков сохранения и укрепления здоровья и ЗОЖ (здорового образа жизни)....

Сохранение и укрепление здоровья подростков в аспекте требований ФГОС

Повышение качества знаний и воспитанности зависит, прежде всего, от здоровья детей. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остаётся ведущим аспектом её деятельности, важным фактором в оценке...