Рабочая программа общеобразовательной дисциплины Православная культура земли Смоленской профессия: 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
рабочая программа на тему

Ризоева Татьяна Александровна

Смоленское областное государственное бюджетное

Профессиональное образовательное учреждения

«Козловский многопрофильный аграрный колледж»

УЦПК г. Ельня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины

Православная культура земли Смоленской

профессия: 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_trakt_2017_pravoslavie_.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное

Профессиональное образовательное учреждения

«Козловский многопрофильный аграрный колледж»

УЦПК г. Ельня

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины

Православная культура земли Смоленской

профессия: 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

2017 г

Рабочая программа учебной дисциплины  Православная культура земли Смоленской разработана в соответствии с учебным планом ОПОП СПО

профессия 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

Организация-  СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»

УЦПК г. Ельня

Составитель: Ризоева Т.А, преподаватель высшей категории.

Рабочая программа учебной дисциплины «Православная культура земли Смоленской» рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин.

Протокол №___ от___________2017г.

Председатель комиссии______________ Т.Н. Агеева

Согласовано

Зав.по УР

________ Н.М. Ивенкова

Рекомендовано к утверждению.                                                    Утверждаю              решением педагогического совета                              Руководитель СОГБПОУ Протокол  №____от_________2017г.              «Козловский  многопрофильный

аграрный колледж», УЦПК г.Ельня

_________В.И.Филиппенков

Рабочая программа учебной дисциплины

«Православная культура земли Смоленской»

Количество страниц-15

Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины общеобразовательного цикла, обучающимся очной формы обучения по профессии  среднего профессионального образования  технического  профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35. 01 13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №740 от 02.08.2013года,зарегистрированного Министерством юстиции России рег.№29506 от 20 августа 2013г.(в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 9 апреля 2015 г.№390»О внесении изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты СПО «

Содержание.

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины………………….5
  2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины…………6                    
  3. Условия реализации учебной дисциплины…………………………...10
  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…..11

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

«Православная культура земли смоленской»

  1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии35.01.13»Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в состав дополнительных дисциплин.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны

знать:

1.  содержание житийной литературы, основные термины курса и их назначение, святоотеческую, древнерусскую литературу;

2.  православную трактовку понятий «свобода», «любовь», «подвиг», «совесть», «нравственность», «добро» и т. д.

3.  значение храмов и монастырей в истории Смоленщины и России в целом.

уметь:

1.  рассказывать жития святых;

2.  анализировать жизненные ситуации, собственное поведение, в которых проявляются и добродетели, и пороки;

3.  характеризовать и осуществлять доброделание как реализацию системы духовно-нравственных норм и заповедей;

4.  проявлять уважительное отношение к православным традициям семьи, к родителям, к старшим и младшим (проявление заботы о них);

5.  узнавать духовные смыслы праведного делания в современной жизни.

у обучающихся должны быть сформированы навыки:

1.  самовоспитания;

2.  самоанализа;

3.  самоцелеполагания;

4.  самопланирования;

5.  самоорганизации;

6.  самоконтроля;

7.  самооценки;

8.  самокоррекции и регуляции.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающихся– 51 час, обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 34 часа, в том числе – 12 часов практических занятий; самостоятельная работа обучающихся – 17 часов.

  1. Структура и содержание учебной дисциплины.

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы.

Объем часов.

Максимальная учебная нагрузка  (всего).

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка.

в том числе:

практические занятия

34

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

Итоговая аттестация: по текущим оценкам дифференцированный зачет

2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины «Православная культура земли Смоленской».

Наименование разделов и тем.

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы самостоятельная работа обучающегося.

Объем часов.

Уровень освоения.

Тема 1.

Под благодатным покровом «Одигитрии»

Содержание учебного материала

Возникновение православия. Крещение жителей Смоленской земли. Храмы Смоленского княжества XIв. Мономахов собор, Святые князья – страстотерпцы Борис и Глеб. Преподобные Исаакий и Прохор-лебедник.

Практическая работа

Семинарское занятие.

«Первые святые и подвижники христианской веры на смоленской земли»

2

1

Самостоятельная работа

2

Тема 2.

Смоленская епархия в XII – первой половине XIIIвв.

Содержание учебного материала

Православная церковь под покровительством князей Ростиславичей. Храм Петра и Павла Церковь Архангела Михаила, церковь Иоанна Боголова.

Икона Смоленской Божией Матери, именуемая «Одигитрия» - главная святыня земли Смоленской. Смоленская икона в истории России. Чудотворные иконы Божией Матери, наиболее известные и особенно чтимые в Православии.

Практическая работа

Семинарское занятие.

Чудотворная икона Божий матери, наиболее известная и особенно чтимая в православии.

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение вопросов:

- Святой учитель древнего Смоленска пр. Авраамий

-Спасо-Преображенский Авраамиев

мужской монастырь

- Святые князья страстотерпцы – Борис и Глеб

- Преподобный Зосима (Верховский)

4

2

4

1

Тема 3.

Православная церковь Смоленщины в XIII – XVв.

Содержание учебного материала

Святой воин мученик Меркурий. Святой благоверный князь Федор Смоленский и Ярославльский – просветитель земель Золотой Орды Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Симеон Мстиславич, князь Вяземский. Иконопись Смоленской земли

Практическая работа

Семинарское занятие.

-Храмы Смоленского княжества

-Иконопись Смоленской земли

- Святые земли Смоленской XIII-XV вв. (Меркурий Смоленский, Федор)

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение вопросов:

- Святой воин мученик Меркурий

- Князь Федор Смоленский и Ярославский

- Святая благоверная Иулиания

- Семеон Мстилавич – князь Вяземский.

4

2

4

1

Тема 4.

Смоленская епархия в XVI – начале XVIIвв.

Содержание учебного материала

Преподобный Герасим Болдинский Свято-Троицкий Герасимо – Болдинский монастырь. Церковь и строительство крепостной стены. Оборона Смоленска в 1609-1611г. Церковь на Смоленщине в польский

период.

Практическая работа

Семинарские занятия.

-Церковь на Смоленской земли в польский период.

-Монастыри: центры письменности и просвещения, защитники Отечества, центры помощи страждущим.

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение вопросов:

- Преподобный Герасим Болдинский

- Смоленский Троицкий монастырь

-Церковь и строительство крепостной стены

- Днепровские ворота

- Надворная Одигитриевская  церковь

4

2

4

1

Тема 5.

Смоленская епархия в XVII – XXвв.

Содержание учебного материала

Возрожденгие Смоленской Епархии.

Смоленский Свято- Успенский кафедральный собор Храмовое строительство в Смоленске Во второй половине XVII- Рословские старцы Смоленская Духовная Семинария

Участие Провославной Церкви в борьбе против французского нашествия Священник Никифор Мурзакевич Икона Одигитрии в войне 1812г. Преподобные Макарий (Глухарев) Святой равно-апостольный Николай Японский. Православная церковь на Смоленщине в 1923-1941гг. Православная церковь на Смоленщине во время Великой Отечественной войны. Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Смоленске. Смоленский край – земля Патриарха.

Самостоятельная работа обучающихся:

_Смоленский кафедральный Свято- Успенский Собор

-Плащаница Смоленского Свято- Успенского собора

_ Рославльские старцы

4

3

1

Тема 6.

История Православия в Ельнинском уезде.

Содержание учебного материала

Святой благоверный князь Ростислав – основатель г. Ельни. Трагические события Ельнинской земли в период золотоордынского ига и в эпоху  Смуты. Возрождение прославия на Ельнинской земле.  XVIII в – период расцвета Храмового зодчества на территории Ельнинского уезда. Икона Божией Матери. «Всех скорбящих Радость», икона «Благовещения Пресвятой Богородицы». Православие в Ельнинском уезде в период Великой Отечественной войны Возрождение православия на Ельнинской земле.

Практическая работа

Посещение Спасо-Тихвинской церкви

с. Новоспасское и Свято-Ильинской церкви г. Ельня.

2

4

2

Тема 7.

Храмы г. Ельни и Ельнинского уезда.

Содержание учебного материала 

История церкви Ельнинского уезда Свято-Ильинская церковь г. Ельни. Спасо-Тихвинская церковь с. Новоспасское.

Храм Нерукотворного Образа Спасителя с. Уварово.

2

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

  1. Условия реализации программы дисциплины.

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Православная культура земли Смоленской»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Православная культура земли смоленской» Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

  1. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. М.Ю. Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П. Довгий «История православной культуры земли Смоленской», - Смоленск 2014г.
  2. Рафаил (Ивочкин) « Ельнинская земля (православные храмы)», - Смоленск 2010г.

Дополнительные источники

  1. Христианство и религии мира, Москва – 2010г
  2. Амельченков В. А. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. Смоленск, 2006.
  3. Вороновский В. М. Отечественной война 1812 г. в пределах Смоленской губернии. СПб., 2006.
  4. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Слово пастыря: Беседы о православной вере. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004.
  5. Мурзакевич Н. А. История города Смоленска / Под. ред. И. И. Орловского. Смоленск, 2008.
  6. Рафаил (Ивочкин), иером. Святыни земли Рославльской. Смоленск: Свиток, 2008.
  7. Спутник паломника. М.: Ковчег, 2012.
  8. Малков Ю. Г. Русь святая: Очерк истории Православия в России. М.: Правило веры, 2012.
  9. Акафисты Смоленским святым. – Смоленск, 2014.
  10. Священномученик Макарий (Гневушев) // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск. 2013. № 3. С. 39-42.
  11. Прп. Герасим // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск. 2015. № 9. С. 38-39.

Интернет-ресурсы

1. Cвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Биографическая справка [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского патриархата: Русская Православная Церковь: [web-сайт]. http://www. mospat. ru/ru/the_patriarch/

2. Память митрополита Симеона [Электронный ресурс]//Смоленская и Вяземская епархия: [web-сайт]. http://www. smolep Cвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Биографическая справка [Электронный ресурс] //

3. Официальный сайт Московского патриархата: Русская Православная Церковь: [web-сайт]. http://www. mospat. ru/ru/the_patriarch/arh. ru/News/View/341

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, написания рефератов, мини-сочинений, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения усвоенных знаний.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.

1

2

Уметь:

-  рассказывать о соборе смоленских святых, о главной святыне земли Смоленской − иконе Божией Матери, именуемой «Одигитрией»;

-  рассказывать о преподобном Авраамии – подвижнике и молитвеннике, талантливом иконописце, проповеднике и просветителе;

-  анализировать жизненные ситуации, собственное поведение, в которых проявляются и пороки и добродетели.

-  рассказывать житие св. Бориса и Глеба;

-  объяснить величие духовного подвига «страстотерпничества» как приобщение к духовному подвигу Спасителя;

-  осознать, что принятие страдания святыми Борисом и Глебом это не малодушие, а духовная победа любви над злом;

-  осознавать достоинство каждой человеческой жизни.

-  рассказывать житие Зосимы Верховского;

-  анализировать исторические документы, характеризующие деятелей истории;

-  раскрывать, характеризовать духовные основы отечественной культуры.

-  рассказывать о христианском храме как центре духовной и общественной жизни

-  рассказывать о священнике Никифоре Мурзакевиче – смоленском пастыре, писателе, историке и богослове;

-  анализировать исторические документы, характеризующие деятелей истории, определять их вклад в распространение православия на Смоленской земле;

-  проявлять уважительное отношение к православным традициям русского народа.

-  рассказывать житие святого воина-мученика Меркурия.

-  рассказывать о патриотической деятельности духовенства и мирян Смоленской Епархии в годы Великой Отечественной войны;

-  анализировать исторические документы, характеризующие деятелей истории, определять их вклад в распространение православия на Смоленщине.

-  рассказывать жития: святых благоверных Иулиании, княгини Вяземской и Симеона, князя Вяземского;

-  осознавать, что любовь, целомудрие, взаимная жертвенность − те духовные сокровища, созидающие гармоничную и целостную личность, сохраняются в семьях основных на христианских началах. Пренебрежение же ими приводит к безнравственности и духовной опустошённости.

-  рассказывать о христианском храме как центре духовной и общественной жизни.

-  рассказывать о митрополите Смоленском и Вяземском, как об одном из самых выдающихся и разностороннем духовном деятеле;

-  анализировать исторические документы, характеризующие деятелей истории, определять их вклад в распространение православия на Смоленщине.

Оценка выполнения домашнего задания, составление презентаций, рефератов, написание мини-сочинений, внеаудиторной самостоятельной работы. Тестирование.

Знать:

-  основные понятия и сущность явлений: собор, соборность, святость, святой, паломничество;

-  различие между светским и православным краеведением;

-  основные понятия и сущность явлений: проповедь, преподобный, монастырь, монах;

-  основные понятия и сущность явлений: страстотерпцы;

-  основные понятия и сущность явлений: иночество, инок, старчество;

-  основные понятия и сущность явлений: ангел, ангельский мир архангел, Архангел Михаил;

-  какую роль в истории русского зодчества сыграла Смоленская архитектурная школа;

-  основные понятия и сущность явлений: церковная утварь, причащение, исповедь;

-  основные понятия и сущность явлений: воинский подвиг, жертвенность;

-  основные понятия и сущность явлений: благословение Господне, доблесть;

-  основные понятия и сущность явлений: заповеди Божьи, праведники, целомудрие;

-  основные понятия и сущность явлений: собор, кафедральный собор.

-  основные понятия и сущность явлений: архипастырь, интронизация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 0.3. Английский язык ( 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства технического профиля)

Рабочая программа ОДБ.03  Английский язык предназначена для изучения английского языка в группах, реализующих образовательную программу среднего общего образования  в рамках реализации ...

Рабочая программа по дисциплине Основы культуры профессионального общения (профессия: Парикмахер)

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Основы культуры профессионального общения разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образован...

Рабочая программа по "Истории православной культуры земли Смоленской"

Рабочая программа по "Истории православной культуры земли Смоленской" для 8 класса является гуманитарным, светским курсом, направленным на получение знаний о православной культуре как учебны...

Рабочая программа по истории православной культуры земли Смоленской 8 класс

Ученик научится: - характеризовать основные события и этапы истории православной культуры Смоленщины; - определять и оценивать значение памятников истории православной культуры Смоленщины; - анал...

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины "Физическая культура"

Рабочая программа общеобразовательной дисциплины "Физическая культура" для профессиональных образовательных организаций, для учебных групп №117 и 127 (уровень базовый; код 43.01.09 профессия...

Рабочая программа по предмету ОУП.04 Математика по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.

Рабочая программа по предмету ОУП.04 Математика по профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. Программа рассчитана на 315 часов. Составлена в соответствии с требованиям...

Рабочая программа по "Истории православной культуры земли Смоленской"

Данная рабочая программа по учебному предмету «Православная культура Смоленской земли» разработана на основе:Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образов...