Статья-выступление "Духовность учителя"
статья на тему

Крамная Юлия Анатольевна

Статья-выступление "Духовность учителя" может быть использована при выступлении на педсовете или заседании МО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Должность учителя настолько превосходна,

Как никакая другая под солнцем.

Я.А.Коменский

Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник - в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель - в мыслях и поступках людей.

Воспитатель сам должен быть тем,

кем он хочет сделать воспитанника.

В.И.Даль

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия учителя не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям.  Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.

Каждый день дети ходят в школу, каждый день встречают одних и тех же учителей. Одних из них  любят, других – не очень, одних уважают, других  – побаиваются. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Стремление служить будущему характеризовало прогрессивных педагогов всех времен. Наиболее общая задача  учителя состоит в создании условий гармоничного развития личности, в подготовке  подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Быть учителем с большой буквы трудно. Надо отдавать самого себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы.

Профессия эта имеет еще и нравственный аспект: педагогическая ошибка мало заметна, но ее последствия могут оказаться катастрофическими. Я полностью согласна с Н.Г.Чернышевским, что «воспитатель в отношении нравственном сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника, по крайней мере, должен искренне и умилительно желать быть таким и всеми силами к тому стремиться». Данное высказывание не утратило своей актуальности и в настоящее время.

Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти. Этот список можно продолжить. И все это – чистая правда. Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет.

Если говорить о воспитании духовности, то следует отметить, что

Духовность не прививается человеку простым надрезом садового ножа, это понимали очень давно. Сфера духа - особое пространство, и воспитание нравственности - дело трудное, кропотливое и интимное. Попытки как-то регламентировать и формализовать процесс, уложить его в прокрустово ложе какой-либо идеологии очень часто приводят к обратным результатам. Неслучайно хорошо отлаженная и исправно функционировавшая почти семьдесят лет система воспитания в Советском Союзе стала давать неожиданные результаты: наряду с интернационалистами, коллективистами и бессребрениками выросло не одно поколение ксенофобов, индивидуалистов, рвачей и циников. Вторых почему-то оказалось гораздо больше, чем первых. Педагогам причины понятны. Ничто не воспитывает ребенка лучше, чем пример взрослого. Советская система давала подрастающему поколению примеры весьма неоднозначные, перечислять их не буду, они всем известны. Но сегодняшняя действительность преподносит куда более страшные уроки, поэтому и будущее мне видится угрожающе зловещим

К сожалению в современном обществе материальные ценности стали преобладать над моральными. Что считает ценным среднестатистический молодой человек? Деньги, машину, хорошую одежду, тусовки по выходным. Для патриотизма в этом случае совсем не остается места.

 На становление гражданской позиции наиболее сильное положительное влияние оказывают семья и авторитетные взрослые; СМИ (особенно телевидение), ближайшее социальное окружение (друзья, любимые); учебное заведение и конечно учитель.

Хочется верить, что наши уроки не проходят бесследно и мы оставляем след в сердцах своих воспитанников, как учителя- герои литературных произведений. Давайте вспомним их.

 Киноповесть Г.Полонского «Ключ без права передачи»

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,

а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть,

 должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые

 человек приносит своему призванию

Л.Н. Толстой

Девочка, чувствующая себя «старой» в 17 лет, и мальчик, искренне влюбленный в нее, и коллектив педагогов, ревниво следящий за тем, кому ребята дарят свою преданность, и коллектив детей, дарящих эту преданность, разумеется, самым достойным. Вот на этом строит свое повествование Георгий Полонский, автор киноповести «Ключ без права передачи».

Новое, свежее, молодое, что пришло в последнее время в педагогику, сосредоточено в преподавательских методах Марины Максимовны – учителя словесности. Сочинения на вольную тему, споры на уроке, когда нет, кажется, ни учителей, ни учеников, а есть коллектив единомышленников, в трудном поиске добирающихся до истины. Что-то романтическое, лицейское есть в этом кружке ребят, обступивших свою учительницу. Жизненные неудачи, неизбежные разочарования, трудности, любовь, быт — все это будет потом, когда распадется их тесная семья; а пока — они еще все вместе, они дружны и переживают мгновения высочайшей гармонии, о которых потом, в иной, взрослой жизни будут вспоминать с благодарностью и любовью.

Марина Максимовна спешит каждое утро в школу, как на свидание с другом,— почти так же юна, как они, и в гурьбе ребят, барахтающихся в снегу, хохочущих, спорящих, не сразу отличишь — кто здесь педагог, а кто ученик. Приходя к ней, домой, они читают стихи, поют песни, говорят по душам.

Для нее урок – это урок творчества, урок культуры, урок высокой духовности, это успех каждого ребёнка. Она проводит занятие, выходя за рамки программы. Ее методы работы с детьми не стандартны, она отходит от «футлярных» рамок. А внеклассные занятия не доставляют тяготы ученикам, наоборот они с радостью ждут новой встречи.

С ней легко и интересно, ученики идут на урок с радостью, не боясь того, что их спросят и они не будут знать верного ответа. Дружба молодой учительницы с классом основана на полном доверии. Она правдиво отвечает на все их вопросы.

«Есть такое понятие – стандарт образования» – Эту фразу можно услышать из уст любого преподавателя этой школы. Но Марина Максимовна отходит от этого стандарта. Она для ребят больше чем учительница. Она для них друг, а самое главное, что отмечают её ученики, она – ЧЕЛОВЕК.

Человечность у учеников ценится выше всего. А кто неправильно выбрал профессию, не может быть счастлив сам и сеет вокруг себя несчастье, дисгармонию, отталкивает от себя учеников. Но для Марины Максимовны – учитель-словесник не просто призвание, это состояние души. А «душа обязана трудиться». И она трудится. Появляется чувство собственной исключительности, которое проявляется даже не у самого учителя, если он талантлив, а у его учеников.

     Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек. Прекрасно, если бы он был таким, каким показывает его Г. Полонский в произведении «Ключ без права передачи»

 Облик педагога-современника в повестях  А.Лиханова

«Благие намерения»

Нравственный облик педагога-современника наиболее полно раскрыт в повести А. Лиханова «Благие намерения». Главная героиня Надежда привлекает прежде всего силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади. Она до конца честна в своих поступках. А ведь ей очень нелегко было работать в маленьком городке на севере России, куда она прибыла к началу учебного года «по распределению». Она должна была воспитывать первоклашек из детского дома. А значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой.

Надежда Георгиевна уже по истечении первых месяцев работы становится более ответственной, понимает, как тонко педагогическое дело, в котором между другими намерениями и благими свершениями, возможно, самая долгая, трудная и запутанная дистанция. «Я штудировала методики обучения в начальной школе и ощущала единственное чувство – протеста: ведь меня учили преподавать  старшеклассникам. Я готовила уроки со своими малышами, но вместо детей видела одну пачкотню в тетрадках и изнывала от самоедства: какой из меня педагог?»

Есть в этой повести ещё одна героиня – директриса детского дома, откуда прибыли к Наде её питомцы, – Наталья Ивановна Мартынова, отдавшая полвека своей работе, всю личную жизнь без остатка подчинившая жизни детей – сирот. И Наде, хотя она не сразу сознаёт это, вскоре приходится делать выбор между «совмещением страстей», какое проповедует её возлюбленный Виктор, и той «одной, но пламенной» страстью, которой живёт Наталья Ивановна. Надя расстаётся с Виктором, уезжающим в большой город. Она остаётся с ребятами, у которых не оказалось семьи.

В конце повести её воспитанники покидают детский дом, закончив школу. У Нади есть возможность « почётно» отступить на «хорошо подготовленные» позиции отчего дома. Да и мама постоянно зовёт Надю домой, убеждая, что  «жизнь свою человек способен не раз начать снова». Но Надежда Георгиевна знает, что она никуда сейчас не уедет. Она думает о тех детдомовцах, ещё не ведомых ей, которые первого сентября переступят порог интерната и с которыми она начнёт новый десятилетний путь совместных поисков, проб и побед.

 Уроки человечности в повестях В. Распутина «Уроки французского» и В. Тендрякова «Ночь после выпуска»

Странно: почему мы так же, как и перед родителями,

всякий раз чувствуем свою вину перед учителями?

 И не за то вовсе, что было в школе, - нет,

       а за то, что сталось с нами после.

           В. Распутин

. Воспитание начинается с детства. В этом возрасте всё крайне обострено, восприятие мира не терпит неискренности. Повести В.Распутина «Уроки французского» и В.Тендрякова «Ночь после выпуска» рассказывают о взаимоотношениях учителей и учеников.

Для настоящего учителя бездушие и жестокость противоестественны. Ведь учитель формирует души людей, учит доброте и неравнодушию к окружающим. Настоящим учителем можно назвать Лидию Михайловну, героиню повести В. Распутина «Уроки французского».

В трудные послевоенные годы она пыталась спасти от голода гордого и талантливого мальчика. Лидия Михайловна приглашала его на дополнительные уроки, после которых игла с ним в «пристенок» на деньги. Убедившись, что подросток не примет открытую помощь, учительница пошла на эту маленькую хитрость. Потом он вспоминал: «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш»  Но, к сожалению, этот добрый поступок был рассмотрен не как бескорыстная помощь, а как «… преступление. Растление. Совращение». В приливе педагогической ярости директор школы не может за азартной игрой увидеть настоящие уроки милосердия, уроки веры в добро.

Через много лет, возможно, Лидия Михайловна и не вспомнит о том, как она посылала макароны своему ученику. А сейчас, молоденькая учительница приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Это участие поистине явилось нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние. Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок, тем самым она потеряла работу, но своим участием, теплотой она всё же перевернула, отогрела душу мальчика.

Честь и совесть никогда не позволят быть равнодушными к чужой беде. Понять чужую боль, быть рядом, сочувствием и соучастием помочь другому в тяжелую минуту – этому учит нас героиня повести Валентина Распутина.

В отрочестве возникает более сложное, многоплановое отношение к людям, рождаются более правильные оценки, но ещё недостаточно развиты критическое отношение к собственной личности, оценка её роли и места среди людей. Школьники могут слишком быстро взрослеть или долго оставаться беспомощными детьми. Одни слишком практичны, всюду ищут выгоду, а другие стремятся спрятаться за близких, родных. Пример нравственной зрелости – десятиклассники  из повести «Ночь после выпуска» В.Тендрякова.

Выпускники идут по ночному городу после последнего школьного бала и рассуждают, чему научила их школа. Обнаруживается, что эти люди совсем не умеют жить, и они выносят страшный приговор своим учителям: они, оказывается, не научили их самому главному – жить.

И приговор всему учительскому коллективу выносит в ответном слове «гордость» школы Юлия Студёнцева: «Люблю ли я школу? <…> Да, люблю! Очень!.. Как волчонок свою нору…И вот нужно вылезать из своей норы. И оказывается – сразу тысячи дорог!.. Тысячи!.. <…> Мне страшно. Очень

Герои Тендрякова не у многих вызовут симпатию. Но эта ночь после выпуска заставила посмотреть на жизнь другими глазами не только выпускников, но и учителей. И Ольга Олеговна подводит итог, что педагоги  не могут предвидеть гениев и научить гениальному, «собственно, научить бы самому одному: не обижайте друг друга, люди».

.

Наши дети это наша старость. Хорошее воспитание- это наша счастливая старость.Плохое воспитание это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

 Если ребенка постоянно критиковать, он учится

 ненавидеть.

 Если ребенок живет во вражде, он учится

 агрессивности.

 Если ребенка высмеивают, он становится

 замкнутым.

 Если ребенок растет в упреках, он учится жить

 с чувством вины.

 Если ребенок растет в терпимости, он учится

 принимать других.

 Если ребенка подбадривают, он учится

 верить в себя.

 Если ребенок растет в честности, он учится

 быть справедливым.

 Если ребенок растет в безопасности, он учится

 верить в себя.

 Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится

 находить любовь в этом мире.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Должность учителя настолько превосходна, Как никакая другая под солнцем. Я.А.Коменский

Слайд 3

Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника. В.И.Даль

Слайд 4

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию Л.Н. Толстой

Слайд 5

Ночь после выпуска

Слайд 6

КЛЮЧ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ

Слайд 7

КЛЮЧ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ

Слайд 9

БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ

Слайд 10

Благие намерения (фильм)

Слайд 11

Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после. В. Распутин

Слайд 12

УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

Слайд 13

Уроки французского фильм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...