Конспект занятия «Я и мой возраст»
материал на тему

Цель: профилактика отклоняющего поведения у воспитанников.

Задачи: раскрыть сущность процесса взросления; дать рекомендации по саморазвитию; показать значимость правильного выбора развития жизненного пути в подростковом возрасте. Способствовать развитию позитивного представления о себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_-_ya_i_moy_vozrast.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия
«Я и мой возраст»

                                                                           
                                                               

Цель: профилактика отклоняющего поведения у воспитанников.

Задачи: раскрыть сущность процесса взросления; дать рекомендации по саморазвитию; показать значимость правильного выбора развития жизненного пути в подростковом возрасте. Способствовать развитию позитивного представления о себе.

Занятие для подростков.

Мотивация и целеполагание

Добрый день, девочки и мальчики! Сегодня я хочу построить с вами общение под таким заголовком «Пойми, как ты взрослеешь».

Считаете ли для себя эту тему востребованной и актуальной?

Оформите свои пожелания. Что в данной теме для вас представляет особый интерес.

Сбор пожеланий (под запись)

Информационная часть беседы

Подростковый возраст благоприятен для развития личности, изменений к лучшему; молодой человек как бы начинает жизнь с «чистого листа» и имеет прекрасный шанс избавиться от своих детских проблем. С другой стороны, одновременно повышается и риск возникновения новых сложностей и отклонений в развитии. Как бы то ни было, это возраст повышенной пластичности, готовности изменяться, развиваться и накапливать новый жизненный опыт. А уж как именно будут использованы эти возможности, обратите ли вы их себе во благо, зависит, прежде всего, от вас.

Одним из центральных моментов психологического развития в подростковом возрасте оказывается формирование так называемого «чувства взрослости». Молодой человек остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует от окружающих признания этого. Например, стремится получить равные с взрослыми права, обрести независимость.

Чувство взрослости проявляется по-разному:

Подражание внешним признакам взрослости. Оно проявляется в стремлении вести себя как взрослый: самостоятельно зарабатывать, не отчитываться все время перед взрослыми о месте своего нахождения и т.п. Но зачастую это подражание принимает довольно глупые формы.

Личностная зрелость. Главный признак ее достижения – это желание и готовность человека нести ответственность за свои поступки и решения. Помимо ответственности. Личностная зрелость подразумевает активность и инициативность, способность контролировать свои эмоции, порядочность, готовность смотреть на окружающую действительность не только со своей позиции, но и с точки зрения других людей.

Подражание качествам «настоящего мужчины», настоящей женщины». У мальчиков, например, связи с этим очень ценится сила и ловкость, выносливость и воля. Также верность своему слову и уверенность себе, независимость и активность.

Интеллектуальная зрелость. При переходе к взрослости качественно меняются мыслительные возможности, человек становится способен оперировать абстрактными понятиями. Естественно, это происходит тога, когда молодой человек продолжает развивать свой ум, а не «застревает» на уровне детских суждений. Условие, необходимое для такого развития – включение человека в деятельность, требующую от него проявления интеллекта.

Первые проявления чувства взрослости часто выглядят довольно странным образом: подросток начинает вести себя откровенно вызывающе, будто бы предъявляя «свою волю» окружающим. Чаще всего противоречия между подростками и взрослыми проявляются в таких мелочах как: во сколько приходить домой, как распоряжаться своим свободным временем.

Общее  психологическое  развитие  подростка  происходит  по  средствам  физического  развития, познавательной эмоциональной сферы, а также развития морали.

На фоне взросления подростку открывается свой внутренний мир. При переходе к взрослости внутренний мир с его мыслями и переживаниями становится почти осязаемым. Вдруг начинаешь осознавать, что свой жизненный опыт набираешь ты сам, и это важнейшая часть того, чем ты обладаешь. В результате активно развивается самосознание, то есть «чувство Я».

Своевременное формирование «чувства Я» - важное условие дальнейшего благополучного развития. Ведь если у молодого человека не взросло ядро личности, нет ясных представлений о самом себе и своем месте в мире, то в дальнейшей жизни ему придется нелегко. Вместо того, чтобы ставить перед собой реалистичные цели и добиваться успехов, такой человек оказывается, в лучшем случае, «вечным мечтателем», не приспособленным к реальной жизни и беспомощным в «земных» делах.

Что делать, чтобы саморазвитие протекало благополучно?

Не «замыкаться» на какой-то социальной роли, а пробовать себя с разных сторон. Ведь тот, кто ставит знак равенства между собой и какой-то единственной жизненной позицией относиться к своей жизни как к уникальному и ответственному эксперименту, главная цель которого: – получать и осмысливать опыт.

Не просто участвовать в тех событиях, которые происходят в твоей жизни, но и задумываться над их смыслом.

Всегда, когда возможно, соотносить происходящие в жизни события с результатами собственных усилий, а не каких-то случайных, независящих от тебя обстоятельств. Иными словами, брать на себя ответственность за то, что происходит в жизни.

Мысленно «перебрасывать мостик» между настоящим и будущим. Мечтая о чем-то далеком и строя честолюбивые планы, всегда ставь перед собой вопрос: а что можно сделать уже сейчас, чтобы желаемое воплотилось в реальность?

Представления о себе носят двойственный характер. С одной стороны, у человека есть знания о ом, каков в реальности, какими качествами обладает (Я-реальное). Но с другой стороны, есть и некий идеал – представление о том, каким следует быть (Я-идеальное).

Я-реальное и Я-идеальное обычно совпадают далеко не полностью. Большинство людей, особенно из числа умных, не вполне удовлетворены собой и желают быть лучше, чем они есть. И это вполне нормальное состояние, без которого невозможно саморазвитие.

Когда возникает сильное противоречие между тем, как человек себя воспринимает, и тем, каким ему хотелось бы быть, это сопровождается переживанием тревоги, дискомфорта и даже отвращения к самому себе. Как следствие, возникает желание снизить это противоречие, привести реальное в соответствие с желаемым. Какими путями может быть, достигнут такой результат?

Через деятельность, будь то учеба, труд, спорт или какая-то иная форма самосовершенствования. Это дает возможность «подтянуть» свои реальные возможности до желаемых. Но как только желания становятся реальностью, нужно ставить перед собой новые, более высокие цели. Жалок тот человек (особенно молодой), который уверен, что достиг всего, о чем мечтал, и больше ему не к чему стремиться. Он прекращает развиваться, начиная вместо этого деградировать.

Через изменение Я - идеального, т.е. снижение уровня той «планки», которую подросток поставил перед собой. Бывает, что идеал выбран столь высокий, что он в принципе недостижим. Тогда такое изменение пойдет во благо: чем тратить силы на стремление к тому, что все равно достигнуто, не будет, продуктивнее поставить перед собой более реалистичные цели. Но очень часто случается и так, что в результате «снижения идеалов человек просто перестает стремиться к самосовершенствованию – дескать, и так прожить можно …

Через изменение Я - реального, т.е. представлений о том, каков ты есть. Этот путь самый легкий, но … иллюзорный

Представления о себе могут носить как позитивную, так и негативную окраску. Если человек, воспринимает себя позитивно, то он обладает высокой самооценкой, если же – негативно, то его самооценка находится на низком уровне. Тот, кто обладает высокой самооценкой, имеет больше шансов достигнуть успеха, ибо представления о самом себе во многом предопределяют и его реальные достижения.

Практическая работа. Тест на самооценку

Инструкция 1: Из предложенного списка качеств, выбери 10 качеств, которые тебе понравились, и запиши их в левую колонку. Потом выбери другие 10 качеств, которые тебе не нравятся, и запиши их в правую колонку.

Инструкция 2: Отметьте галочками качества и в левой и в правой колонке, которыми вы обладаете.

Инструкция 3: Из количества отмеченных в левой части таблицы качеств вычтите количество качеств, отмеченных в правой части. Полученная разность – это показатель самооценки.

Завершение работы

А теперь вернемся к вашим запросам и ожиданиям. Оцените степень достижения ваших запросов и ожиданий.

Приложение.

Список качеств

Аккуратность Педантичность
Беспечность Подозрительность
Вдумчивость Принципиальность
Вспыльчивость Поэтичность
Восприимчивость Презрительность
Гордость Радушие
Грубость Развязность
Жизнерадостность Рассудочность
Заботливость Решительность
Зависимость Сдержанность
Застенчивость Сострадательность
Завистливость Стыдливость
Злопамятность Терпеливость
Искренность Трусость
Изысканность Уверенность
Капризность Увлеченность
Легковерие Упорство
Медлительность Уступчивость
Мечтательность Холодность
Мнительность Энтузиазм

Мстительность
Настойчивость
Нежность
Непринужденность
Нервозность
Нерешительность
Несдержанность
Обаяние
Обидчивость
Осторожность
Отзывчивость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей школьного возраста "Путешествие в Город Плавной Речи"

Конспект заняия по работе с детьми, имеющим заикание....

Конспект занятия для дошкольников старшего возраста "Про себя и про ребят: хотим быть здоровыми"

Конспект занятия может быть использован воспитателями  детских садов и педагогами дополнительного образования на учебных занятиях, классных часах, игровых и воспитательных мероприятиях, посвященн...

Конспект занятия для младшего школьного возраста "Основные устройства компьютера"

Для группы детей 7 – 8 лет 2-го года обучения.Тема: Основные устройства компьютера.Тип: изучение нового материала  с элементами игры.Цель: познакомить обучающихся с основными устройствами к...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ для дошкольников старшего возраста студии "Малышок" «ССОРИТЬСЯ НЕ БУДЕМ»

Конспект занятия по теме "Ссориться не будем" подготовлен для дошкольников старшего возраста студии "Малышок" . Цель занятия: формирование представления детей о дружбе и друге. Зад...

Конспект занятия с детьми школьного возраста "Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет"

Материал, представленный в данном конспекте способствует формированию представлений подростков о правах и обязанностях  личности, чувства ответственности за свое поведение.Поможет подвести детей ...

Конспект занятия для детей дошкольного возраста «Айболит против Covid-19»

В ходе данного занятия ребята в игровой форме повторили вместе с доктором Айболитом основные правила гигиены, профилактики вирусных заболеваний. А когда заявился непрошенный гость- Коронавирус, сумели...

Конспект занятия для детей младшего возраста "Фока воду кипятит и как зеркало глядит"

Знакомство детей с историей возникновения чайника, его предшественником – самоваром. Предлагается дид. игра "Угостим куклу чаем"....