Конспект занятия для детей школьного возраста "Путешествие в Город Плавной Речи"
план-конспект урока по теме

Конспект заняия по работе с детьми, имеющим заикание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_puteshestvie_v_gorod_plavnoy_rechi.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема: Путешествие в Город Плавной речи.

Цель: формирование навыков свободного общения на уровне слова, фразы.

Задачи:

  1. Коррекционно - развивающие:
  1. корректировать дыхание (отработка правильного  длительного выдоха);
  2.  формировать новые речевые навыки бессудорожной речи;
  3. обогащать словарь;
  4. развивать пальчиковую и артикуляционную гимнастику;
  5. развивать слуховую память;
  6. развивать познавательную активность.
  1. Обучающие:
  1. обучать слитному произношению слов, начинающихся на гласные звуки, фраз из двух слов;
  2. учить  технике  правильной речи с использованием метода ведущей руки;
  3. обучать  релаксации мышц;
  4. обучать диафрагмальному дыханию;
  5. обучать невербальной коммуникации.
  1. Воспитательные:  
  1. воспитывать прилежное отношение к занятиям.

Оборудование: настенное зеркало, карточки со словами, фразами, массажный шарик, музыкальная композиция для релаксации, карточки артикуляции гласных звуков, магнитно-маркерная доска, колокольчик, краски, бумага, пипетка, компьютер.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Сегодня мы с тобой отправляемся в путешествие по Городу Плавной речи. Для любого путешествия необходимо подготовиться. Начинаем.

Невербальная коммуникация. Дезавтоматизация привычного двигательного поведения.

Рассмотреть свои руки как можно подробнее. Потрогать их, расслабить и напрячь отдельно пальцы, ладонь, запястье.

Сделать несколько округлых движений кистью руки.

Подключить к этому движению: кисть- локоть-плечо-лопатку.

Сделать рукой волнообразное движение.

Сделать ряд мелких, невидимых со стороны, движений плечом, всей рукой, только запястьем и кистью, только пальцами. Снова вернуться к плавным широким движениям.

  1. Релаксация.

- Чтобы попасть в Город Плавной речи, необходимо плыть по озеру Спокойствия. Представь, что твой стул - это лодочка. Слышишь, звенит колокольчик – это сигнал к отправлению. Садись поудобнее...

Принять позу для релаксации. Звучит приятная музыка.

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (два раза)

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают… засыпают…(два раза)

Шея не напряжена и расслаблена…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется... (два раза)

Дышится легко… ровно… глубоко…

Длительная пауза. Ребёнок выводится из «волшебного» сна.

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем,

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

  1. Элементы писхотерапевтического внушения. Режим молчания.

- Вот мы и в Городе Плавной речи. Это улица Молчаливых гор.

Текст внушения: Ты сохраняешь режим молчания, твой мозг отдыхает от прошлой речи. Отдыхают живот грудь, горло, голосовые связки, язык и губы. Ты любишь свою новую речь. Прежде чем произнести какое-либо слово или предложение, ты ясно представляешь, что хочешь сказать, потом делаешь глубокий вдох и на выдохе произносишь нужную фразу. Ты будешь говорить «с чувством, с толком, с расстановкой». Мысленно повторяй за мной.

У меня хорошая, красивая, плавная речь.

Я всё умею, всё могу.

Я управляю собой.

Я начинаю говорить легко-легко.

Я начинаю говорить на выдохе, с рукой, безо всякого напряжения.

Я спокойна.

  1. Дыхательная гимнастика. (Обучение диафрагмальному дыханию).

- Вот парк Спокойного дыхания.

Упражнение «Воздушный шарик». Медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх (надуваем шарик). Задержать дыхание «сдуть шарик», выдыхая воздух порциями (ха-ха-ха), руки опускаются рывками.

Упражнение «Геометрические фигуры». Медленный вдох. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть со звуком О, руки при этом в такт выдоху рисуют в воздухе круги. На звук А - треугольники.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Основная часть. Речевые упражнения. Введение в тему занятия. Обучение синхронизации движений пальцев ведущей руки с речью.( По методике Л. З. Андроновой)

Рука не напряжена и расположена на бедре. Кисть при этом располагается как при игре на фортепиано. Началу каждой фразы - соответствует нажатие большого пальца. Пальцы движутся поочерёдно (имитируют игру на фортепиано).

- Слышишь,  журчит вода?  Это река Слитного произношения.

Пение гласных.

Петь на диафрагмальном выдохе, с мягкой голосоподачей, звуки.

Один звук: а э о у ы и - повторить с первого. (На каждый звук капать пипеткой цветную капельку на бумагу).

Два звука на выдохе

АЭ

ЭА

ОА

УА

ЫА

АО

ЭО

ОЭ

УЭ

ЫЭ

АУ

ЭУ

ОУ

УО

ЫО

АЫ

ЭЫ

ОЫ

УЫ

УЫ

АИ

ЭИ

ОИ

УИ

ЫИ

Три звука на выдохе:

АЭО

ОАЭ

ЫАЭ

АОУ

ОЭУ

ЫЭО

АУЫ

ОУЫ

ЫОУ

Чтение слов со звуками А, О, У, Э, И.

Говорим на выдохе, с движением пальцев ведущей руки

А

Ася, Аня, Атом, Альпы, Алла

Э

Это, этот, эхо, Эмма, этика

О

Он, оба, олово, окунь, осы

У

Уля, уши, узел, утка, умный

И

Ива, Инна, икс, имя, иней

  1. Динамическая пауза.

Использование упражнений дыхательной гимнастики «Шарик», «Геометрические фигуры».

  1. Речевые упражнения.

Чтение фраз из двух слов.

Говорим на выдохе, с движением пальцев ведущей руки.

А

Атлас устарел.

Аисты улетели.

Э

Эхо отзвучало.

Эмма – отличница.

О

Окуни уплыли.

Осы улетели.

У

Улица опустела.

Уж уполз.

И

Ирис увял.

Иней искрится.

  1.  Работа над силой голоса.

- Это улица Звонкая.

Счёт до 10. От 1(тихо)- 2(громче)- 3 (ещё громче) и т.д.

Дни недели. Начинаем тихим голосом, постепенно голос усиливается.

Говорим на выдохе, с движением пальцев ведущей руки.

  1. Массаж пальцев руки по Су-Джок.

- Вот и подходит к концу наше путешествие. Возвращаться обратно будем через озеро Спокойствия. А чтобы было, не скучно, давай играть.

«Взгляни на пальчики свои…»

Взгляни на пальчики свои и отгадай загадку:

Каким профессиям они учились по порядку.

Большой – силач, наверняка на повара учился.

Такой большой, как повара, в богатыри годился.

А указательный, смотри, наверное, учитель.

Он всем указывал всегда – почти руководитель.

Средний палец как спортсмен, длинный, сильный нужен всем.

Он всем пальцам остальным ну, ничем не заменим.

Безымянный молодец, покровитель он колец, он юрист и адвокат,

Пальцам старшим просто брат.

И мизинец меньше всех. Создан он не для помех.

Может быть учёный он: силой-то не наделён.

В общем братья хороши и живут чудесно,

Поиграй-ка с ними ты, будет интересно.

  1. Итог занятия. Поощрение детей.

Приложение 1

Правила Речи

  1. Во время разговора всегда смотри в лицо собеседника. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.
  2. Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно неторопливо.
  3. Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.
  4. Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.
  5. Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить.
  6. Говори на выдохе. Воздух расходуй в основном на гласные звуки.
  7. Гласные звуки произноси широко и громко.
  8. Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко, без напряжения.
  9. Короткие предложения, состоящие из 3-4 слов, произноси на одном выдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.
  10. Длинные предложения дели на смысловые отрезки, между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.
  11. Говори громко, чётко, выразительно.

Основные требования к речевому дыханию

  1. Не начинай говорить, не сделав вдоха, говори только на выдохе.
  2. Вдох и выдох делай через рот, стараясь дышать неслышно, бесшумно.
  3. Вдох должен быть лёгким и коротким, а выдох — длительным и экономным.
  4. Грудь во время дыхания не работает активно: не поднимается при вдохе и не опускается при выдохе.
  5. Плечи должны быть совершенно неподвижны.
  6. После выдоха перед новым вдохом необходимо сделать остановку на 2-3 секунды.
  7. Выдыхаемый воздух надо расходовать в основном на гласные звуки.
  8. Бережно и экономно расходуй выдыхаемый воздух.

Приложение 2

АЭ

ЭА

ОА

УА

ЫА

АО

ЭО

ОЭ

УЭ

ЫЭ

АУ

ЭУ

ОУ

УО

ЫО

АЫ

ЭЫ

ОЫ

УЫ

УЫ

АИ

ЭИ

ОИ

УИ

ЫИ

АЭО

ОАЭ

ЫАЭ

АОУ

ОЭУ

ЫЭО

АУЫ

ОУЫ

ЫОУ

Чтение слов со звуками А, О, У, Э, И.

Говорим на выдохе, с движением пальцев ведущей руки

А

Ася, Аня, Атом, Альпы, Алла

Э

Это, этот, эхо, Эмма, этика

О

Он, оба, олово, окунь, осы

У

Уля, уши, узел, утка, умный

И

Ива, Инна, икс, имя, иней

Приложение 3

Чтение фраз из двух слов.

Говорим на выдохе, с движением пальцев ведущей руки.

А

Атлас устарел.

Аисты улетели.

Э

Эхо отзвучало.

Эмма – отличница.

О

Окуни уплыли.

Осы улетели.

У

Улица опустела.

Уж уполз.

Список используемой литературы:

  1. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях». Москва. Издательство «Просвещение», 1993 г.
  2.  Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. «Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет». Москва. Издательство «Гном и Д», 2003 г.
  3. Соловьёва Е.Н. «Путь к преодолению заикания» система занятий. СПб. Издательство «Детство-Пресс», 2002г.
  4. Реферат «использование массажа в логопедической работе с детьми». Составитель Е.Н. Дурова. Тотьма, 2004 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей с ОНР "Федорино горе". Развитие речи по теме "Посуда"

Материал урока  предназначен для развития речи детей с ОНР....

Конспекты занятий для детей с ОНР по обучению правильному употреблению предлогов в речи.

Предлагаемый материал может быть использован учителями-логопедами детских дошкольных, школьных и медицинских учреждений по обучению детей с общим недоразвитием речи умению правильно употреблять предло...

"Поиск сокровищ" - конспект занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Конспект занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста к разделу "Изучение геометрических фигур". Увлекательное путешествие в поисках клада. Творческое задание - выполнение сун...

Конспект занятия для детей с нарушением зрения (младший школьный возраст)

Цель: Развитие тактильных ощущений, развитие осязанияЗадачи:развитие тактильной чувствительностиразвитие тактильной памятиразвитие вниманияразвитие мелкой моторикиразвитие мышления, речи...

Конспект занятия для детей 3-4 лет по развитию речи на тему: «Что я знаю о себе?»

Формировать  элементарные представления о строение тела человека. Развивать эмоциональную сферу детей. Способствовать формированию положительных взаимоотношений между детьми, мальчиками и де...

Конспект логопедического занятия для детей с ТМНР и системным недоразвитием речи с использованием компьютерной программы "Логомер" "Приключения в деревне".

Конспект открытого занятия для детей с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности,ТМНР, СНР. Возраст 10-12 лет....

Конспект занятия для детей раннего дошкольного возраста по развитию речи "Пересказ сказки"

Занятие с применением инновационной технологии "Педагогическая провокация"...