Конспект занятия с детьми школьного возраста "Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет"
план-конспект занятия (7 класс) на тему
Материал, представленный в данном конспекте способствует формированию представлений подростков о правах и обязанностях личности, чувства ответственности за свое поведение.Поможет подвести детей к пониманию того, что, соблюдая и выполняя свои обязанности, мы соблюдаем права других людей, что права и обязанности - это две взаимофункционирующие системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pust_dobrym_budet_um_u_vas_a_serdtse_umnym_budet.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет ».
Цель: Формирование представлений подростков о правах и обязанностях личности, чувства ответственности за свое поведение.
Задачи:
1. Создать условия для осознания подростками важности и необходимости общения с окружающими для личностного роста человека.
1.Уточнить представления детей об этических нормах.
2. Выработать совместно с детьми правила сосуществования в коллективе.
3. Способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности.
4. Подвести детей к пониманию того, что, соблюдая и выполняя свои обязанности, мы соблюдаем права других людей, что права и обязанности - это две взаимофункционирующие системы.
Плакаты к занятию:
«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается, но тот, кто думает, что другие не смогут обойтись без него, ошибается еще больше» Ф. Ларошфуко.
Ход занятия.
Игра-разминка «Пчелы и змеи».
Я хочу предложить вам игру под названием «Пчелы и змеи». Надо разбиться примерно на две равные группы: змеи и пчелы. Каждая группа должна выбрать своего короля. Оба короля выходят и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать. Король пчел должен найти мед – вот эту губку. А змеиный король должен найти ящерицу – вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям, издавая определенный звук. Пчелы: жжжжжж, змеи: шшшшшш. Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.
Анализ упражнения.
- Понравилась ли вам игра?
- Как ты чувствовал себя в роли короля?
- Что для тебя было самым трудным в этой роли?
- Ты остался доволен своими подданными?
- Как пчелы (змеи) взаимодействовали друг с другом?
- В этой игре вам всем, несмотря на разность характеров, вам всем удалось позитивное взаимодействие, вы сумели сообща достигнуть общей цели и испытали радость от такого общения. Мы еще вернемся к этой игре, а сейчас я хочу попросить вас вспомнить, кто такой Робинзон Крузо. Каждому из вас знакомо это имя. Кто-то читал книгу, кто-то смотрел кино. Давайте вместе вспомним, кто такой Робинзон Крузо, чем он занимался, где он жил.
- Робинзон Крузо – путешественник, волею судьбы оказавшийся на необитаемом острове, где он прожил 28 лет, испытав на себе всю тяжесть отсутствия человеческого общения.
А как вы думаете, тяжесть ли это – отсутствие человеческого общения? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает ответы детей: Без общения человек жить не может.
Общение с другими людьми является одним из главных условий для нормального развития, для нормального существования человека.
У каждого человека бывают такие моменты, когда ему хочется побыть одному, но никто не захочет продлить это одиночество на всю жизнь. В тот день, когда мы писали мини-сочинения из уст Кристины прозвучала фраза: «..так и с ума можно сойти». И она попала в точку. Научно доказано, что у людей, лишенных возможности жить в обществе, лишенных нормального общения происходят серьезные психические изменения сознания. Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Он учится и работает. Он ходит в магазин и ездит в транспорте. Человек бывает в музеях, театрах, кино. Он ходит в гости к другим людям. Смотрит телевизор, слушает радио, читает газеты. Человек общается. И Робинзон Крузо каждый день вглядывался в морскую даль, мечтал увидеть на горизонте парус корабля, который вернет его в человеческое общество, потому что человек вне общества утрачивает главное – радость общения с другими. Нам с вами в этом плане повезло – мы можем испытывать радость общения с близкими, с интересными нам людьми, с друзьями и подругами. И мы в этом убедились в начале занятия, поиграв в игру «Пчелы и змеи». Но умеем ли мы ценить данную нам возможность общения?
Всегда ли мы ведем себя так, чтобы окружающие тоже испытывали радость от общения с нами?
Ответы детей.
- Как это ни печально, имея возможность общения, мы не всегда умеем им воспользоваться так, чтобы общение доставляло радость. Возможно, вам не раз приходилось слышать такие слова как этические нормы. Кто может сказать, что это такое?
Ответы детей.
Вывести через проектор определение: «Этические нормы - совокупность норм, правил поведения, соответствующих общепринятой морали».
Можно еще сказать, что это правила сосуществования или правила совместного проживания.
Я сейчас предлагаю вам поработать в группах и попробовать сформулировать правила совместного проживания.
Дети работают в группах. По завершении работы зачитывают выработанные правила вслух.
- Согласны ли вы с предложенными правилами? Какое из этих правил не может быть принято и почему?
При необходимости дополнить и помочь грамотно сформулировать правила, выработанные детьми, взять их как руководство к действию:
- Умейте выслушивать людей, не перебивая. Все, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.
- Быть взаимно вежливыми, проявлять уважение.
- Не оскорблять и не издеваться друг над другом.
- Морально поддерживать друг друга, не оставлять человека в беде.
- Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка – сигнал доброго отношения между людьми, это визитная карточка друга, сигнал успокоения встревоженного, обезоруживания рассерженного, побуждение к размышлению.
После занятия правила распечатываются и вывешиваются в группе.
- Только ли в группе надо соблюдать правила совместного проживания? Почему?
Ответы детей.
- Выполняя вышеперечисленные правила, мы оказываем другому человеку уважение, мы соблюдаем его права человека. Какие права человека вы знаете?
Ответы детей.
В каком документе зафиксированы права человека? Вспомните из уроков истории, обществознания.
- Всеобщая декларация прав человека, принятая организацией объединенных наций – ООН.
Сценка «Чужое письмо»
На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их.
Нина. А ты не пойдешь на физкультуру?
Ира: Нет, я освобождена.
Все уходят, кроме Иры. Она садится и начинает рисовать.
Ира. Ой, стерки нет. У кого же взять? У Нины посмотрю.
Ира роется в портфеле Нины. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Нина.
Нина. Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?
Ира. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?
- На первый взгляд, казалось бы обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение? Какие права Нины нарушила Ира?
Ответы детей.
- Вы совершенно верно отметили, что в данном случае нарушены права Нины на личную жизнь, неприкосновенность имущества и тайну корреспонденции. И это не просто слова. Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека. В ней записано, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия или иное обстоятельство.
Давайте сейчас вспомним основные статьи этой декларации.
Дети называют права человека, прописанные в Декларации прав человека, воспитатель выводит названные статьи через проектор на экран:
Всеобщая декларация прав человека.
Статья 3.
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь
и свободу.
Статья 5.
Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.
Статья 7.
Все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту от дискриминации.
Статья 12.
Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.
Статья 17.
Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишить его имущества.
Статья 18.
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, а также имеет право менять свою религию и убеждения и распространять их среди других людей.
Статья 23.
Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы. Каждый человек имеет право на равную оплату труда за равный труд.
Статья 24.
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, в том числе разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск.
Статья 26.
Каждый человек имеет право на образование. Начальное, высшее образование должны быть бесплатными.
Образование должно содействовать полному развитию личности, а также взаимопониманию и дружбе между народами. Родители имеют право выбирать вид образования для своих детей.
- Более подробно ознакомиться со статьями всеобщей декларации прав человека вы сможете вот в такой брошюрке, которую я для вас приготовила, она будет находиться в нашей рабочей. Особо я хотела обратить ваше внимание на то, что все статьи начинаются с одинаковых слов: «каждый человек имеет право…». Как вы их понимаете?
Ответы детей.
- Каждый – и ребенок, и взрослый, и ученик, и учитель, и чувашин, и мариец, и негр, и бразилец, и мужчина, и женщина. Каждый имеет право на жизнь, развитие, свободу, труд и образование.
А кто же должен эти права соблюдать и выполнять?
Ответы детей.
- В нашей стране права человека записаны в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Конституция – главный закон страны, который должны выполнять и соблюдать все. Каждый из присутствующих здесь должен соблюдать и выполнять права другого человека. А это значит выполнять свои обязанности ученика, если ты учишься в школе, обязанности воспитанника детского дома, обязанности семьянина, обязанности гражданина своей страны. Только так, соблюдая и выполняя свои обязанности, выполняя свой долг человека и гражданина, мы можем построить сильное цивилизованное государство, в котором будут защищены права каждого человека. И это зависит во многом от вас, подрастающего поколения, стоящего на пороге взрослой жизни. И закончить занятие я хотела бы словами русского критика Виссариона Григорьевича Белинского «…истинно добр тот, кто разумен…». Так давайте же мы будем добрыми и разумными, пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.
Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшего школьного возраста "многоликое счастье"
Многоликое счастье. Пожелания счастья, счастливой жизни стало будничным и обыденным, дежурной фразой каждого праздника. Что значит быть счастливым, как стать счастливым, что включает...
конспект занятия с детьми младшего школьного возраста "Учитесь доброте"
Доброта, честность, правдивость - эти качества не появляются сами собой. их надо у детей формировать, развивать, детей надо учить быть добрыми со сверстниками, с животными, с теми, кто младше тебя, со...
Конспект занятия с детьми младшего школьного возраста "Добро"
Проблема формирования нравственных ценностей у подастающего поколения на сегдняшний день аткуальна и значима. Связана она с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруже...
конспект занятия с детьми старшего школьного возраста "Личный профессиональный план"
Старший школьный возраст - это время самоопределения подростков, время выбора дальнешего жизненного пути. Помочь детям разобраться с многообразием мира профессий, научить детей навыкам конструирования...
"Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет"
Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству С.Я.Маршака.Цели:Расширить знания учащихся о жизни и творчестве С.Я.Маршака;Прививать интерес к художественной литературе;Воспитывать доброе отношение к...
Конспект занятия и презентация на тему: Добро и зло
Занятие подготовлено с учётом уровня развития и психофизических особенностей детей с нарушением слуха...
Конспект занятия с детьми 6-7 лет «Путешествие по школьным островам»
Конспект занятия «Путешествие по школьным острова» для детей 6-7 летЦель: формирование предпосылок универсальных учебных действий, социально-психологической готовности детей к школьному об...