Конспект занятия с детьми старшего школьного возраста "многоликое счастье"
план-конспект урока (11 класс) по теме

Ибрагимова Тамара Васильевна

 

Многоликое счастье.

   Пожелания счастья, счастливой жизни стало будничным и обыденным, дежурной фразой каждого праздника. Что значит быть счастливым, как стать счастливым, что включает в себя слово «счастье»?   Поставить эти вопросы и найти на них ответы, расширить личностную ценностную палитру детей, расширить спектр ценностных отношений к жизни, научить видеть в проживаемом ценность происходящего – вот задачи, которые мы  попытались решить на занятии «Многоликое счастье». Это попытка рассмотреть объективно-субъективную природу счастья. Объективная сторона - это обстоятельства жизни человека, субъективная это его отношение к ним. Причем субъективность выступает в двух планах. Деятельном: человек - кузнец своего счастья. Преодоление трудностей, достижения в личностном росте, приобретение знаний и умений, победа над собой и своими недостатками. И созерцательном: счастлив тот, кто сам себя считает счастливым. Близость друзей, хорошая книга, красивая музыка, изумительный закат, любимый котенок. Учить проживать все эти моменты как счастливые. Отношение к жизни, к счастью с такой точки зрения поддерживает желание жить; формирует уверенность в завтрашнем дне, способность достойно переживать несчастье, что так необходимо детям за стенами детского дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ibragimova_t.v._mnogolikoe_schaste.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего школьного возраста (10-11 классы)

«Многоликое счастье»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что счастье, способность быть счастливым - это плата за труд души, осмысливающей ценность жизни во всех ее проявлениях.

 Задачи:

  1. Дать определение понятию «счастье», рассмотреть понятие счастье со стороны философской, житейской.
  2. Показать значимость проблемы счастья для всей последующей жизни.
  3. Расширить ценностную палитру жизни детей.
  4. Научить детей разноаспектному интерпретированию событий.
  5. Снятие тревожности, страха перед будущим.

Предварительная работа: сделать презентацию «Счастье»,

с детьми подготовить стихотворение Э.Асадова «Дорожите счастьем, дорожите!» для выразительного чтения на занятии.

Ход занятия.

  1. Вступительная часть.

    Игра «Зовите меня...».

У каждого из нас есть несколько имен, произошедших от имени данного нам при рождении. Родные нам люди зовут нас обычно уменьшительно-ласкательными именами, близкие друзья, школьные товарищи, приятели и просто знакомые зовут нас по-разному. Перед каждым из вас лежит эмблема, на которой вы сейчас должны написать то свое имя, которое вам больше всего нравиться. И в ходе нашего занятия мы будем обращаться к вам именно так.

После выполнения задания эмблемы прикрепляются к блузе, рубашке.

   II. Основная часть.   «Что такое счастье?»

- Что такое счастье? Этот вопрос волнует каждого из нас, любого из живущих на Земле. Все хотят быть счастливыми. Юноши и девушки мечтают найти свое счастье, старики вспоминают счастливые мгновения своей жизни или сетуют на то, что в их жизни не было счастья. И мы с вами сегодня тоже будем вести разговор о счастье.  Чтобы вам было легче рассуждать о предмете нашего разговора, я предлагаю вам выполнить два задания.

Сейчас мы разделимся на две команды и будем подбирать синонимы к слову счастье.

Первая команда - упражнение «Подбери синоним»: подбирает синонимы существительные, например: счастье - радость, и так далее.

Вторая команда - упражнение «Укрась слово»: подбирает синонимы определения, например, счастье – большое, и так далее.

Каждая команда получает лист с нарисованным солнышком, в центре которого написано слово «счастье». В результате работы детей получается примерно такая картинка:

Счастье - удовольствие, радость, восторг, наслаждение, удовлетворение, довольство, наслаждение, успех, удача...

Счастье - большое, ласковое, нежное, безбрежное, всепоглощающее, удивительное, манящее...

-        Благодарю всех за работу. Какими замечательными словами вы украсили
это слово. И сразу что-то очень радостное и хорошее поселилось в нашей
рабочей.

 Все хорошее, что есть в жизни можно уместить в слове счастье.
Филологи же, определяя значение слова счастье, говорят, что это чувство и
состояние полного, высшего удовлетворения. В жизни каждого из нас были
такие моменты, когда мы были абсолютно счастливы. Давайте сейчас мы
постараемся вспомнить и записать пережитые нами счастливые мгновения,
счастливые события своей жизни:

«Я был абсолютно счастлив, когда...     Потому что...»

«Одним из счастливых событий моей жизни является ...   Потому что...»

«Одним из ярких воспоминаний моего детства является ....    Потому что...»

После выполнения задания детям предлагается рассказать о счастливых

событиях своей жизни.

Работа в подгруппах.

-        Поэты и писатели, философы на протяжении всей истории человечества не
раз и не два обращались к теме счастья.  Сейчас мы разделимся на четыре небольшие подгруппы, каждая подгруппа
получит цитату из художественного произведения, пословицу или афоризм.
Ваша задача - обсудить ее в подгруппе и высказать свое мнение: Согласны ли
вы с ней? Почему?

  1. Аркадий Гайдар в своем произведении «Голубая чашка» писал о счастье так: «Что такое счастье каждый понимал по-своему, но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться, и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советский Союз».
  2. «Народная пословица гласит: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
  3. Нередко может встретить афоризм «Спешите делать добро». Делать людям добро - это счастье?
  4. Писатель - романтик Грин писал, что «Счастье - делать чудеса своими руками». Как вы понимаете его слова? Вы согласны с ним?

    Обсуждение цитат, пословицы и афоризма. Воспитатель обобщает ответы детей.

  1. Все мы в детстве любили читать и смотреть сказки, да и чего греха таить,

встав взрослыми, мы время от времени обращаемся к сказке. Герои русских народных сказок и герои сказок других народов часто отправляются на поиски счастья. А как вы думаете надо ли искать счастье?

  1. И.А.Ильин очень верно сказал о поисках счастья: «Не жди его, не вопрошай о нем, не требуй ничего! Ищи чего-нибудь другого, чего-нибудь верного, великого, за что стоило бы жить... ».

Счастье - проживание особого состояния общей удовлетворенности ходом

жизни, это состояние души.

Воспитатель обращается к словам, написанным на доске:

Счастье надо проживать: видеть, созерцать, чувствовать и наслаждаться.

Давайте поговорим об этом.

Созерцать что? (картины природы: восход и закат солнца, море, лес, первый

распустившийся цветок, игру ребенка, красивый танец, полет бабочки или

орла, костер, блики огня, ...)

  1. Чувствовать что? (дуновение ветерка на своей щеке, руку другу на плече, любовь к своим близким, радость от хорошо выполненной работы, радоваться успеху в трудном деле, заботу близких, ...)
  2. Наслаждаться чем? (дружеской беседой, прекрасной песней, добрым словом, хорошей книгой, любимым временем года, интересным фильмом, близостью дорогих тебе людей, сопящим детским носиком, ...)
  3. Не поэтому ли говорят, что «не в деньгах счастье»? У плотника не меньше шансов быть счастливым, чем у бизнесмена. И старость обладает не меньшими возможностями проживать счастье, чем юность. Все зависит от того, умеет ли человек быть счастливым, умеет ли он созерцать, чувствовать и наслаждаться жизнью.

Презентация «Счастье».  Педагог на фоне идущих слайдов, читает стихотворение Н.С. Брыловой «Счастье мое».

 Упражнение «Ценностная палитра жизни».

- Видеть хорошее в людях, в окружающем мире, в происходящих событиях помогает человеку в преодолении невзгод. Давайте и мы попробуем рассмотреть в знакомых вещах, что хорошее, нужное и необходимое.

 Игра «Как хорошо, что ..., потому что ...»:

Как хорошо, что в нашей рабочей так много цветов, потому что ...

Как хорошо, что у нас такая богатая библиотека, потому что ...

Как хорошо, что мне 17 лет, потому что ...

 Как хорошо, что у нас в группе 10 детей, потому что...

Как хорошо, что у нас есть Светлана Викентьевна, потому что ...

Как хорошо, что по утрам в нашу комнату заглядывает солнце, потому что ... Как хорошо, что у нас в комнате есть магнитофон, потому что ...

Как хорошо, что бывают каникулы, потому что ...

Как хорошо, что возле детского дома есть яблоневый сад, потому что ...

 Как хорошо, что я умею вышивать, потому что...

(Предложения подбираются по количеству детей на занятии).

Чтобы проживать счастье жизни, нужно иметь богатое духовное развитие.

Чем шире личностная палитра ценностей, тем больше вероятность проживать

счастливое состояние души в бесконечном взаимодействии с миром.

Упражнение «Многоликое счастье»

В начале занятия мы с вами подбирали синонимы и определения к слову

счастье. Теперь же давайте попробуем составить целые предложения о

счастье, можно использовать примеры приведенные выше, составить

предложения о том, о чем мы уже говорили.

Дети записывают свои предложения, затем по желанию озвучивают.

Счастье - луч солнца, заглянувший в окно.

Счастье - теплое дуновение ветерка.

Счастье - шуршанье листьев под ногами.

Счастье - тепло дома, когда на улице дождь.

Счастье - родные тебе люди рядом.

Счастье - ласковые руки ребенка.

Счастье - любимый фильм, посмотренный в выходной день.

Счастье - босиком по ковру перед сном.

Счастье - сиянье звезд в небе.

- Способность проживать счастье жизни помогает достойно пережить

несчастье, которое всегда идет рядом со счастьем. Так устроена жизнь: белые

полосы меняются на черные. Разница лишь в том помнит ли человек, что за

черной полосой всегда приходит белая. Способность давать оценку

происходящему с позиции ценностного отношения к жизни придает силы на

преодоление несчастья, укорачивает время проживания этого состояния.

Человек будет говорить и думать следующим образом: «да у меня случилась

беда ..., но солнце светить не перестало, рядом со мной мои родные и друзья,

я могу работать, чтобы обеспечить себя необходимым, могу общаться с

людьми, созидать». К сожалению, многие люди мелкие неприятности

переносят в разряд несчастья: не выспался, слегка занемог, не успел испечь

пирог, нет возможности приобрести шубу, не выиграл в лотерею, промочил

ноги в дождь, поссорился с соседкой - если все эти мелкие неприятности

переживать как несчастье, то они заполняют жизнь и окрашивают в черные

цвета. Если у вас все-таки приключилось несчастье, что вы можете сделать,

чтобы справиться с хандрой, легче перенести этот период своей жизни?

Всегда помнить, что вслед за черной полосой придет полоса белая, что

неприятности временны, предпринять активные меры для преодоления

трудностей. В периодических изданиях часто можно встретить советы в

сложные периоды жизни завести домашнее животное, начать печь пироги,

клеить обои, сделать на кухне ремонт, нарубить дров или побродить по лесу.

Как вы думаете, есть ли рациональное зерно в этих советах?

- Домашнее животное будет радоваться вашему приходу, кошка снимет боль

и усталость, порадует веселым щебетанием канарейка, собака будет любить

своего хозяина беззаветно и преданно. Ремонт в кухне, новые обои - в работе

незаметно пролетит время, отрицательная энергия, отрицательные эмоции

найдут выход без ущерба окружающим, зато результат порадует глаз и душу.

Лечебная сила природы известна всем. Способность быть счастливым - плата за постоянный труд души, осмысливающей ценность жизни во всех ее проявлениях.

Портреты счастья. Юноша и девушка  читают стихотворение Э.Асадова  «Дорожите счастьем, дорожите!»

 - В заключение я хотела бы поделиться с вами «рецептами счастья», пусть они помогут вам преодолевать трудности, добиться успеха, быть счастливыми. «Рецепты счастья»:

 Жить, творить, радоваться.

 Любить и заботиться о близких людях.

Улыбаться каждому мгновению жизни.

Создавать ситуацию встречи с событием, книгой, человеком.

Любить жизнь, вдохновляться успехами и жить с огромным желанием быть нужным.

Быть понимающим и понятым.

Заниматься любимым делом увлеченно. Общаться  с друзьями.

Никогда не отчаиваться, искать выход из самых сложных ситуаций.

Не завидовать, не обижать, не обижаться.

Ирина Беляева предлагает очень редкий рецепт счастья (журнал «Первое сентября», 2 ноября, 1999 , с.8.):

«Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути».

Список литературы:

  1. Щуркова Н.Е. «Классный час: Поговорим о жизни...: Материалы для воспитателей и классных руководителей» - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ. 2008. - 168с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект отрытого коррекционно-развивающего занятия с детьми старшей логопедической группы

Занятие разработано и проведено учителем-дефектологом МБДОУ КВ "Детский сад №6 "Солнышко"...

конспект занятия с детьми младшего школьного возраста "Учитесь доброте"

Доброта, честность, правдивость - эти качества не появляются сами собой. их надо у детей формировать, развивать, детей надо учить быть добрыми со сверстниками, с животными, с теми, кто младше тебя, со...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса».

Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области "Развитие речи", "Коммуникация",  "Здоровье", "Музыка", посвящено ознакомлению детей с образ...

Использование физкультминуток на занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Материал содержит комплексы физкультминуток, которые можно использовать для снятия мышечного напряжения на уроках....

Конспект занятия с детьми младшего школьного возраста "Добро"

Проблема формирования нравственных ценностей у подастающего поколения на сегдняшний день аткуальна и значима.   Связана она с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруже...

конспект занятия с детьми старшего школьного возраста "Личный профессиональный план"

Старший школьный возраст - это время самоопределения подростков, время выбора дальнешего жизненного пути. Помочь детям разобраться с многообразием мира профессий, научить детей навыкам конструирования...

Конспект занятия с детьми старшей группы

Цели занятияКоррекционно-образовательная:формировать первичные навыки  социализации у детей 5-6 лет через знакомство с трудом взрослых.Корекционно-развивающие:развивать логическое мышление и связ...