Программа семинара-тренинга "Профилактика и предупреждение интолерантности"
методическая разработка на тему

Стукалова Светлана Викторовна

Мир, в котором мы живем, многообразен, причем степень многообразия растет. Его формы множатся. В основе этого явления лежит огромное количество социальных различий: между людьми, группами людей, социальными процессами, культурами и субкультурами. Адаптируясь к жизни в условиях существования такого количества различий, человечество пришло к выводу о необходимости развития у людей таких психологических качеств, которые позволяли бы им гармонично уживаться с другими людьми.

Одним из таких  человеческих качеств является толерантность – готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_rabota_stukalova_s.v.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

г.Невельска Сахалинской области

Областной конкурс на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия, направленного на формирование толерантности

СЕМИНАР-ТРЕНИНГ

«ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИНТОЛЕРНАТНОСТИ»

обучающиеся 9-11 классов.

Автор работы:

СТУКАЛОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА

МБОУ «СОШ №3» г.НЕВЕЛЬСКА

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

стаж работы 8 лет, первая категория

сот.89140838176, sin-styk@mail.ru

с правилами и условиями проведения конкурса ознакомлена и согласна

число                                                                           подпись

разрешаю размещение своей работы на сайте ИРОСО в полном объеме

число                                                                           подпись

НЕВЕЛЬСК

2017

Программа семинара-тренинга

«Профилактика и предупреждение интолерантности»

"Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на

земле, как люди."  

(Б. Шоу)

Мир, в котором мы живем, многообразен, причем степень многообразия растет. Его формы множатся. В основе этого явления лежит огромное количество социальных различий: между людьми, группами людей, социальными процессами, культурами и субкультурами. Адаптируясь к жизни в условиях существования такого количества различий, человечество пришло к выводу о необходимости развития у людей таких психологических качеств, которые позволяли бы им гармонично уживаться с другими людьми.

Одним из таких  человеческих качеств является толерантность – готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире.

Семинар – тренинг «Профилактика и предупреждение интолерантности»

разработан педагогом – психологом МБОУ «СОШ №3» г.Невельска Сахалинской области Стукаловой С.В.  с целью формирования установок толерантного сознания, профилактике интолерантности среди молодежи.

В программе  описание заданий и упражнений, сценарии ролевых игр, рекомендации по их использованию в процессе формирования толерантности у участников образовательного процесса.

Предназначено для педагогов, психологов, социальных педагогов, участвующих в деятельности по формированию толерантного сознания и поведения.

 

Задачи программы:

  1. повысить уровень информированности по вопросам толерантности и интолерантности;
  2. изменить отношение к проблеме интолерантности;
  3. ориентировать участников на использование различных технологий (диалог, открытость, позитивное общественное мнение) профилактики и предупреждения интолерантного поведения.

Формы работы: дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, психогимнастические упражнения.

Тематическое планирование семинара – тренинга

«Профилактика и предупреждение интолерантности»

Название

Продолжительность

Оборудование

1

Первое занятие 135-140 минут

Знакомство

Упражнение «Алексей, апельсин, Архангельск»

10 минут

Бейджики

Маркеры разных цветов

Принятие правил

15 минут

Ватман

Маркеры

Работа с целями и ожиданиями участников

Упражнение «Мои ожидания»

15 минут

Ватман

Цветные стикеры

Маркеры

Информирование

Упражнение «Ассоциации»

20-25 минут

Основная часть

Ролевая игра «Предрассудки»

60 минут

Списки с заданиями и сценариями

Подведение итогов (обратная связь)

Анонс следующего занятия

10 минут

Листы

ручки

Рефлексия занятия

5 минут

2

Второе занятие 95 минут

Приветствие:

Упражнение

«Для приветствия»

20 минут

Основная часть

Ролевая игра «Канистра бензина»

60 минут

Таблички с номерами пассажиров

Подведение итогов (обратная связь)

10 минут

Листы

ручки

Рефлексия занятия

5 минут

3

Третье занятие 70 минут

Приветствие:

Упражнение «Имя»

10 минут

Основная часть

Упражнение «Мозговой штурм (метод ¾)»

45 минут

Списки с вопросами

Ватман

Маркеры

Подведение итогов (обратная связь)

10 минут

Листы

ручки

Рефлексия занятия

5 минут

4

Четвертое занятие 75 минут

Приветствие

Упражнение «Жесты приветствия разных народов»

15 минут

Основная часть

Упражнение «Вспомни! Угадай!»

45 минут

Подведение итогов (обратная связь)

10 минут

Листы

ручки

Рефлексия занятия

5 минут

5

Пятое занятие 70 минут

Приветствие

Упражнение «Комплименты»

10 минут

Звукозапись лирической музыки

Основная часть

Упражнение «Короткие дискуссии»

45 минут

Таблички с определениями

Подведение итогов (обратная связь)

10 минут

Листы

ручки

Рефлексия занятия

5 минут

6

Шестое занятие (заключительное) 75 минут

Приветствие

Упражнение «Пожелания друг другу»

10 минут

Мяч

Основная часть

Упражнение «Пантомима»

Притча

40 минут

Подведение итогов (обратная связь)

10 минут

Притча «История о том,  как один человек заблудился в лесу»

5 минут

Рефлексия занятия

Анкета для оценки семинара – тренинга

10 минут

Бланки анкеты

ручки

Содержание программы семинара-тренинга

«Профилактика и предупреждение интолерантности»

  1. ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ

Введение: Знакомство, принятие правил, работа с целями и ожиданиями участников, информирование

Знакомство: Процедура знакомства призвана создать легкую атмосферу,

облегчить запоминание имен участников группы, активизировать их личностную динамику, развивать ассоциативное мышление.

Упражнение «Алексей, апельсин, Архангельск»

Во время этого упражнения каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой:

  • первое слово – его имя, 
  • второе – блюдо (желательно – которое он любит!), 
  • заключительное слово – название города.

Участники группы представляются по кругу, все три слова должны начинаться с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее.

Завершить знакомство  можно процедурой закрепления бейджиков с именами.

Принятие правил: «Правила группы,  которые я принимаю»

Данная работа позволяет создать в группе ощущение комфортного пребывания, актуализировать чувство безопасности. Правила могут включать все пункты, оговаривающие временной регламент, нормы поведения в тренинге и т.д. Очень важно, чтобы правила были предложены самими участниками группы, а в процессе их обсуждения и принятия участвовали все.

Всем участникам предлагается высказаться о том, какие правила, они хотели бы установить во время тренинга, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно. Все высказывания фиксируются на ватмане, в виде списка. После этого правила обсуждаются группой.

Примеры правил тренинговой группы:

  • ПУНКТУАЛЬНОСТЬ (введение шуточных наказаний за нарушение (стихотворение,  танец));
  • ПРАВИЛО ПОДНЯТОЙ РУКИ;
  • БЕЗОЦЕНОЧНОСТЬ  (принимаются разные точки зрения, никто никого не оценивает);
  • КОНФИДИЦИАЛЬНОСТЬ (то, что происходит в кругу, остается между участниками);
  • ПРАВИЛО «СТОП» (если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным, лицо, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «Стоп»);
  • ДОБРОВОЛЬНОСТЬ (в случае нежелания выполнять какое-либо упражнения участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе);
  • УВАЖЕНИЕ (Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице).

Работа с целями и ожиданиями участников: Для того чтобы создать возможность для достижения результатов группой, необходимо выяснить цели, ожидания, мотивации каждого из ее участников.

Упражнение «Мои ожидания» 

Для реализации данного упражнения необходимо раздать каждому участнику цветные листочки (стикеры). В течении 3 минут каждый должен написать свои ожидания от тренинга на цветных  стикерах. Важно предупредить, что на одном листочке можно написать только одно ожидание или один вопрос. Затем стикеры прикрепляются на доску и зачитываются ведущим тренинга.

Информирование:

Что такое толерантность и интолерантность?

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) — терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Интолерантность  нетерпимость, несклонность к компромиссу, агрессивность. В основе интолерантности лежит неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе.

Упражнение «Ассоциации»

Цель: выработать определение толерантности и интолерантности для каждого участника группы.

Этапы:

Выработка каждым участником словесных ассоциаций на слова толерантность и интолерантность.

Выработка в малых группах образных ассоциаций на слово толерантность и интолерантность.

Основная часть

Задачи:

  1. Изменить отношение участников к проблеме интолерантности через ее актуализацию;

Ролевая игра «Предрассудки»

Цель:  предоставить участникам выявить  и осознать собственные предрассудки и дать  возможность убедиться в том, что ответный отклик на высказывание-предубеждение может ослабить предрассудки.

Перед выполнением упражнения ведущий дает краткую инструкцию: «Сейчас мы начнем ролевую игру, направленную на выявление и  ослабление предрассудков. Это сложное задание, так как ответ на предубежденное высказывание вызывает у собеседника враждебные чувства и заставляет защищать свою позицию. В нашей жизни мы довольно-таки часто слышим откровенно негативные высказывания о группе людей или ее представителе. Как быть в такой ситуации? Как лучше всего ответить предубежденному человеку? Согласно последним исследованиям в области предрассудков, даже одно высказывание против предубеждения может значительно повлиять на реакцию других людей. В то же время, принятие и равнодушие по отношению к предрассудкам увеличивает количество предубежденных мнений. Конечно, данные исследования не говорят нам о том, как нужно отвечать. Сегодня мы попробуем с Вами разные подходы и оценим их результативность. Сейчас мы сконцентрируемся на отработке навыков, позволяющих снизить эмоциональное напряжение и ослабить предрассудок.

В этом упражнении есть три роли. Каждый из участников должен попробовать себя в разных ролях. Это роли коммуникатора, реципиента и наблюдателя. У каждой роли есть свое задание. Сейчас нам нужно разбиться на триады и разыграть сценарии, в которых один человек (коммуникатор) высказывает предрассудок, а другой человек (реципиент) отвечает на него».

Задания:

Задание коммуникатора: Выберите сценарий (или придумайте высказывание) и выскажите предубеждение.

Задание реципиента: Отвечайте на высказанное предубеждение таким образом, чтобы ослабить предрассудок.

Задача наблюдателя: Предоставьте участникам обратную связь. Скажите о том, как в целом проходила беседа, что было эффективным, а что - менее эффективным в диалоге.

Примеры сценариев:

1. Высказывание: Не нравятся мне цыгане, потому что они грязные попрошайки и воры.

Коммуникатор: дядя

Реципиент: племянник

Место действия: дом, семейный праздник.

2. Высказывание: Кавказцы-мусульмане - террористы, они всегда распространяли свою веру огнем и мечом.

Коммуникатор: друг

Реципиент: друг

Место действия: одна из улиц города, рядом находится ресторан кавказской кухни.

3. Высказывание: Евреи жадные: они захватили все банки и природные ресурсы (добычу нефти, газа, золота).

Коммуникатор: подруга

Реципиент: подруга

Место действия: дома при просмотре программы «Новости» по телевизору.

4. Высказывание: Все водители маршруток - чурки, понаехали эти нахрапистые мигранты и отбирают у русских людей работу.

Коммуникатор: пожилая женщина

Реципиент: девушка

Место действия: маршрутное такси.

Ход работы. После ознакомления с инструкцией каждой микрогруппе раздаются сценарии и задания для того, чтобы каждый из участников попробовал себя в разных ролях. Ведущему следует сказать о том, что после того, как реципиент ответил на предубежденное высказывание, у участников есть 5-10 минут на дальнейшее развитие диалога. Наблюдатель дает обратную связь после каждого разыгрывания ролей.

Далее группы разыгрывают роли (20-30 минут).

Затем следует дискуссия.

Вопросы для групповой дискуссии:

• Легко или трудно было высказываться против предрассудка?

• Удалось ли Вам избежать конфликта?

• Какое ответное высказывание более эффективно?

• Как лучше всего отвечать - немедленно или выдержать паузу?

• Когда более эффектно звучит ответ - в общественном месте или частной беседе?

• В каких ситуациях было легче переубедить человека?

• Сможете ли Вы теперь вмешаться в подобную ситуацию (с друзьями, членами семьи и незнакомцами)?

Примечание. Дискуссия на эту тему всегда носит эмоциональный характер. Многие участники осознают насколько трудно переубедить другого человека. Кроме того, результатом этого упражнения может быть список возможных коммуникативных стратегий, ослабляющих предрассудки.

Вот некоторые примеры стратегий:

  1. Вместо того чтобы открыто высказать свое мнение в форме утверждения, задайте коммуникатору вопрос. Используйте следующий вопрос: «Вы думаете таким образом обо всех представителях этой группы?»
  2. Можно использовать когнитивный диссонанс для изменения позиции коммуникатора. Пример подобной стратегии: «Мне удивительно слышать такое от тебя. Я всегда думал (а), что ты открытый (свободный от предрассудков) человек».
  3. Скажите коммуникатору о своих чувствах, а не о том, как он должен себя вести. Например, вместо фразы «Ты не должен говорить так» скажите «Меня очень огорчает (печалит, волнует) подобное высказывание». Другие примеры: «Мне неприятно слышать подобное», «Меня оскорбляет такое высказывание». Фразу «Ты не должен говорить так» можно оспорить, а Ваши чувства - никогда!

Подведение итогов (обратная связь)

Что вы чувствовали в начале работы, и какие чувства вы испытываете сейчас?

Какие моменты тренинга произвели на вас хорошее впечатление?

Какие ваши ожидания от работы на семинаре на следующем занятие?

В конце анонсируйте следующее занятие, как занятие для работы по получению необходимой информации и умений в контексте темы.

Рефлексия занятия

На сколько баллов из 10 Вы оцениваете сегодняшний семинар-трениг

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

Упражнения «Для приветствия»

С целью развития в течение второго дня  семинара доверительного стиля общения, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга называя по имени, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты, как всегда, энергичен и весел». Можно вспомнить ту индивидуальную черту человека, которую он сам выделил при первом знакомстве. Можно обращаться не только к конкретному человеку, но и ко всем сразу.

Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу. Ведущему следует обратить внимание на способы установления контактов и в завершение упражнения разобрать типичные ошибки, допущенные участниками, а также продемонстрировать наиболее продуктивные способы приветствий.

Основная часть

Ролевая игра «Канистра бензина»

Цель:  Развитие способностей выхода из конфликтной ситуации на основе корректного разрешения конфликта, а также иллюстрация представленных стратегий.

Инструкция:

Представим себе заправочную станцию, на которую приехали одновременно три автомобиля с пассажирами. А заправить могут только одну машину.

  • В первой машине пассажир пожилой профессор, занимающийся разработкой вакцины против рака, работа которого близка к завершению и срочно нужно доставить вакцину до института и поместить в специальную морозильную камеру;
  • Во второй машине пассажир 16-летняя беременная девушка, сирота, у нее больное сердце, роды вот-вот начнутся;
  • В третьей машине пассажир симпатичная женщина, мать троих детей, которую везут с места ДТП, в котором погиб ее муж. Ей срочно нужна помощь. Медлить нельзя!

У всех ситуация критическая! Проблема - кому отдать единственную канистру бензина.

Этапы игры:

Деление группы на 3 команды.

Каждая группа выбирает одного из пассажиров для дальнейшей защиты.

Подготовка: в группах выбирают одного представителя для ведения переговоров с представителями из других групп для принятия общего решения.

Обсуждение итогов игры:

- какие стратегии поведения были использованы представителями в ходе переговоров?

- каким способом были реализованы те или иные стратегии представителями?

Подведение итогов (обратная связь)

 Какие основные психологические механизмы вы увидели при реализации соперничества, сотрудничества, уклонения, приспособления и компромисса?

Что вы чувствовали в начале работы, и какие чувства вы испытываете сейчас?

Какие моменты тренинга произвели на вас хорошее впечатление?

Рефлексия занятия

На сколько баллов из 10 Вы оцениваете сегодняшние занятие

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ

Приветствие.

Упражнение «Имя». Каждый участник по кругу называет свое  имя и имена предыдущих  участников.

Основная часть:

Упражнение «Мозговой штурм (метод ¾)»

Цель: активное продвижение информации о толерантности в группе

Группа разбивается на  три подгруппы. Группам предлагается найти ответы на следующие вопросы с помощью метода ¾

Вопросы:

Что такое толерантность? Какие существуют функции толерантности?

Что такое интолерантность? Какие существуют функции интолерантности?

Суть технологии 3/4 :

При подготовке ответов на поставленные вопросы работа проходит первые 3 минуты индивидуально, 4 минуты обсуждение в группе. Примечание: очень важно строго соблюдать временной регламент! Когда на все вопросы будут найдены ответы, группы готовят общую презентацию на листе ватмана. По результатам презентаций подводятся итоги. Ответы корректируются в форме корректных информационных сообщений.

Подведение итогов (обратная связь)

Что вы чувствовали в начале работы в семинаре – тренинге, и какие чувства вы испытываете сейчас?

Какие моменты тренинга произвели на вас хорошее впечатление?

Рефлексия занятия

Какой процент полученной информации сегодня оказался полезен именно для Вас?

10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

  1. ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ

Приветствие:

Упражнение «Жесты приветствия  разных народов»

Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия разных народов.

1. Расскажите группе о жестах приветствия, принятых у различных народов. Заранее предупредите участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу.

Вот несколько вариантов приветствия:

· объятие и поцелуй поочередно в обе щеки (Россия);

· легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

· рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

· легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

· легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

· поцелуй в каждую щеку, ладони лежат на предплечье партнера (Испания);

· простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

· мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);

· потереться друг об друга носами (эскимосская традиция).

2. Предложите группе образовать круг.

3. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.

4. Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом.

5. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и так далее.

6. В конце упражнения можно провести краткий обмен впечатлениями.

Основная часть:

Упражнение «Вспомни! Угадай!»

Цель:  осознать виды интолерантности.

Этапы игры:

1. В парах вспомните, пожалуйста, ситуации когда вы чувствовали себя ущемленно или обидно.

2. В парах вспомните, пожалуйста, ситуации когда вы себя почувствовали некомфортно в связи со своей этнической принадлежностью.

3. Назовите  формы проявления интолерантности  - дискуссия

(расизм, национализм, эксплуатация, фашизм; ксенофобия в форме этнофобии, мигрантофобии; осквернение религиозных и культурных памятников; изгнание,  репрессии; религиозное преследование- ответы записать на доске или ватмане).

4. Пара участников должна выбрать одну из названных форм   интолерантности и обыграть  в виде сценки.

6. Остальные должны угадать и проанализировать в чем это проявлялось конкретно (в словах, во взглядах, в насмешках, в жестах и т.п.)

Подведение итогов (обратная связь)

 С какими сложностями вы столкнулись в процессе иллюстрирования одного из видов интолерантности?

Рефлексия занятия

На сколько баллов из 10 Вы оцениваете сегодняшние занятие

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ

Приветствие:

Упражнение «Комплименты»

Цель упражнения: - отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; - формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.

Дается задание: "Вы можете, свободно передвигаясь по комнате, подходить к любому члену группы и обмениваться комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Возможно, этот человек чем-то помог вам в процессе тренинга, поблагодарите его. Таким образом, обойдите всех участников тренинга".

Для этого упражнения целесообразно использовать лирическую музыку.

Основная часть:

Упражнение «Короткие дискуссии»

Упражнение проводится в форме обсуждения спорных утверждений. В классе организуется 3 места в которых обозначают следующие позиции: Согласен, Не согласен, Согласен, но с оговорками

Утверждения:

  • ВИЧ – инфицированная женщина не должна рожать детей
  • Врач, у которого обнаружен ВИЧ, должен быть отстранен от работы
  • Все ВИЧ – инфицированные должны быть изолированы
  • ВИЧ – инфекция – это наказание за наркоманию, гомосексуализм и распущенность
  • Проблема «СПИДа» раздувается журналистами, а на самом деле она касается небольшой и не самой лучшей части общества
  • ВИЧ – инфицированные дети не должны посещать спортивные секции
  • Все заключенные обязательно должны пройти тест на ВИЧ

Спорные утверждения зачитываются участникам и предполагают занимать место согласно выбранной позиции. Цель передвижения участников – это возникновение и проведение дискуссии по каждому утверждению. Если в процессе обсуждения участники изменяет мнение, он должен изменить и местоположение.

В идеале в процессе выполнения упражнения должны пройти 7 коротких дискуссий на заданные утверждениями темы, с правильными комментариями тренера.

Подведение итогов (обратная связь)

Легко ли Вам было сделать выбор позиции «Согласен, Не согласен, Согласен, но с оговорками»?

Рефлексия занятия

На сколько баллов из 10 Вы оцениваете сегодняшний семинар-трениг

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ (заключительное)

Приветствие:

Упражнение «Пожелания друг другу»

Цель: положительный настрой, повышение групповой сплоченности, развитие чувства эмпатии.

Инструкция “Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем, друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Сейчас по очереди каждый из вас будет кидать мяч одному из участников группы, кому хотите пожелать, и говорите это пожелание. Тот, к кому попал мяч, в свою очередь бросает мяч другому, высказывая ему пожелание. Очень важно, чтобы мяч побывал у каждого участника”. Ведущий принимает участие в упражнении, давая поддержку отдельным учащимся.

При обсуждении выполнения упражнения можно использовать следующие варианты:

Как вы себя чувствуете?

Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание кому-то из нас, и какие у вас чувства, состояния, когда к вам обращались с пожеланиями на день.

Если во время выполнения упражнения ведущий замечает, что многие участники группы испытывают трудности, то после завершения упражнения можно спросить именно о них, используя вопрос “Какие у вас были трудности в ходе выполнения задания?”.

Притча

Жила была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям. Спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем предал лист владыке. Тот вял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:

 - И все?

 - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всей хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

 - И мира тоже.

Основная часть:

Упражнение «Пантомима»

В рамках данного упражнения участникам предлагается с помощью собственных тел изобразить толерантность.

Подведение итогов (обратная связь)

Возможные вопросы для проведения обратной связи:

Что важного я взял для себя с этого тренинга, и буду использовать в своей жизни?

Самое важное открытие, которое я сделал на этом семинаре?

Завершите семинар – тренинг словами благодарности участникам и притчей в напутствие

Притча «История о том,  как один человек заблудился в лесу»

(еврейская притча)

Один человек несколько дней блуждал в лесу и никак не мог из него выбраться. И вдруг он увидел человека, идущего ему навстречу! Сердце несчастного переполнилось радостью.

Он подумал:

— О, Слава Богу! Наконец-то, я узнаю верный путь!

В это время, человек, который шёл навстречу, увидев путника, вскрикнул и бросился к нему. Когда они сошлись, встречный закричал:

— Брат мой, не укажешь ли ты мне дорогу, по которой я наконец-то выйду из этого леса! Я блуждаю здесь уже несколько дней и не знаю, как отсюда выбраться!

Человек ему ответил:

— Брат мой, я тоже не знаю, какая дорога даст нам выход из этого леса. Я тоже брожу здесь не первый день.

Но кое в чём я могу тебе помочь. Не ходи тем путём, который я прошёл, потому что я знаю — это не тот путь. А ты покажи мне путь твоих скитаний.

И только после этого давай искать верный путь вместе.

Рефлексия семинара - тренинга

Предложите участникам тренинга пройти анкетирование

Анкета для оценки семинара – тренинга

1. Какой/какие из упражнений или занятий семинара – тренинга Вам понравился больше всего?

2. Какой/какие из упражнений или занятий семинара – тренинга Вам показались лишними/скучными?

3. Какой процент полученной информации на семинаре – тренинге оказался полезен именно для Вас?

10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

4. На сколько баллов из 10 Вы оцениваете семинар-трениг в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Объясните, пожалуйста, свою оценку

Спасибо!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность – дорога к миру. / Институт «Открытое общество». М.: Изд-во «Бонфи» 2001. – 312 с.

  1. Всероссийский конкурс семейного плаката «Школа толерантности». / Институт «Открытое общество». М.: Изд-во «Бонфи» 2002. – 192 с.

  1. Гутман К.А., Пелевина И.М. Формы и методы развития толерантности и профилактики экстремизма в молодежной среде. – Тверь.: 2012. – 97 с.

  1. Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками. М.: Академия, 2004.

  1. Новак А. Обратная связь о состоянии группы и участников социально-психологического тренинга в конце дня // Журнал практического психолога. 1998. № 2. С.79-83.

  1. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2001. – 309 с.
  2. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности (Т.В. Корнилова)

Фактор 1 (12 пунктов) следует понимать в качестве ТН как генерализованного личностного свойства, означающего стремление к изменениям, новизне и оригинальности, готовность идти непроторенными путями и ...

Семинар - тренинг "Профилактика интолерантности"

Семинар – тренинг «Профилактика толерантности»  разработан мною для занятий в школе  и посвящен  развитию толерантности и профилактике экстремизма среди молодежи.В программе  приве...

Толерантность и интолерантность Классный час

Цель классного часа: формирование навыков ведения позитивного диалога....

Программа логопедической работы по предупреждению дисграфии 1-4 класс

В начальных классах у некоторых детей можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Обычно это возникает при органических речевых...

Рабочая программа по профилактике и предупреждению правонарушений

 Первые тревоги в отношении развития детей обычно возникают, когда дети учатся в школе. У одних это проявляется в трудности усвоения учебного материала, у других не желание  учиться, ...

Профилактическая психолого-педагогическая программа «Мой путь» по предупреждению суицидального поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Актуальность программы связана с ростом числа суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одн...