Программа логопедической работы по предупреждению дисграфии 1-4 класс
рабочая программа на тему

Земляная Оксана Владимировна

В начальных классах у некоторых детей можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Обычно это возникает при органических речевых расстройствах. Если своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционное обучение, то возможно не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся на последующие этапы.

     Данная программа составлена для работы с учащимися 1-4 классов по предупреждению дисграфии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа логопедической работы по предупреждению дисграфии 1-4 классов

Составила: педагог-дефектолог: Земляная О. В.

Пояснительная записка

     В начальных классах у некоторых детей можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Обычно это возникает при органических речевых расстройствах. Если своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционное обучение, то возможно не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся на последующие этапы.

     Данная программа составлена для работы с учащимися 1-4 классов по предупреждению дисграфии.

Научная обоснованность

     При составлении данной программы я опиралась на методические разработки и научные исследования В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаева, Л. Н. Мисаренко, Г. М. Сумченко, Ю. Г. Демьянова, В. В. Коноваленко, И. И. Садовниковой, И. Е. Токарь. Рабочая программа разработана на основе пособия О. В. Чистяковой по предупреждению дисграфии 1-4 классов. Также для составления программы были использованы следующие методические разработки:

1. Елецкий О. В., Горбачевская Н. Ю. , Организация логопедической работы в школе: М.: 2001.

2. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г., Организация и методы коррекционнрой работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.:1991.

3. Гайдина Л.Н., Обухова Л. А., Логопедические упражнения, исправления нарушений письменной речи. – М.: 2008.

4. Токарь И. Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. – М.: 2005.

5. Мазанова Е. В. Метод рекомендации учителем-логопедом школьных логопунктов по организации коррекционной работы. – М.: 2005.

Цель программы: коррекция нарушений письменной речи у учащихся 1-4 классов

Задачи:

- развитие фонематического анализа и синтеза;

- формирование и развитие грамматически правильной речи;

- развитие памяти, внимания, пространственного восприятия, наблюдательности;

- расширение словарного запаса;

- развитие связной речи.

Содержание

     Данная программа предназначена для логопедической работы с учащимися с 1 по 4 классы, испытывающих трудности в формировании письменной речи. Весь материал, представленный в программе рассчитан на 4 года обучения и составлен с учётом возрастных особенностей учеников.

     В 1 классе предусмотрено 20 часов. Всю коррекционную работу в  1 классе можно разбить на 3 раздела:

- в 1 раздел включены задания, направленные на развитие памяти, внимания, пространственного восприятия, наблюдательности;

- во 2 раздел входят теоретические сведения по русскому языку, задания на развитие звукового восприятия, различения звуков и букв, работа над словом и предложением;

- в 3раздел включены задания и игры, направленные на расширение словарного запаса, развитие связной речи ребёнка, а также упражнения, полагающие решать проблему пропуска букв.  

    Длительность занятий 20-25 минут.

 Основные требования к знаниям и умениям к концу 1 класса:

Учащиеся должны знать:

конструкцию предложения; основное отличие звука от буквы; звукобуквенный анализ и синтез слов, слоговой анализ слова.

Учащиеся должны уметь:

- вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

- отличать гласные звуки и буквы от согласных;

- распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;

- обозначать на письме мягкость согласных звуков  гласными буквами  е, ё, и, ю, я;

- делить слова на слоги;

- выделять в слове ударный слог;

- правильно записывать предложения-употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;

- пересказывать несложные предложения.

Во 2 классе коррекционная работа рассчитана на  30 часов. Работа проводится по закреплению тем, связанных с изучением частей речи и состава слова, часть занятий направлены на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Длительность занятий 25-35 минут.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 2 класса:

Учащиеся должны знать:

Изученные части речи и их признаки; морфологический состав слова.

Учащиеся должны уметь:

- активно пользоваться различными способами словообразования;

- владеть навыками усвоения морфологического состава слова;

-владеть словосочетаниями, связью слов в предложении;

- писать раздельно предлоги со словами;

- правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный и вопросительный знак в конце предложения.

    В 3-4 классе коррекционная работа рассчитана на 30 часов. Коррекционная работа посвящена  закреплению тем: «Родственные слова», «Образование слов», «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударение», а также упражнения на различение гласных и согласных звуков (букв), которые могут смешиваться в устной и письменной речи ребёнка. Длительность занятия 25-35 минут.

Основные требования к знаниям и умениям к концу 3-4 класса:

Учащиеся должны знать:

Слоговой анализ слова; мягкость согласных; морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс; предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Учащиеся должны уметь:

- производить звукобуквенный анализ слов;

- устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;

- пользоваться различными способами словообразования;

- владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;

- использовать в речи различные конструкции предложений;

- строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);

- точно и чётко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;

- составлять план текста.

Рекомендации по проведению занятий

1. Ребёнку необходимо пособие О. В. Чистяковой, простой карандаш, ручка, цветные карандаши, тетрадь.

2. Во время занятий постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах ребёнка. Напротив, лишний раз похвалите его за то, что у него получается.

3. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться к нему.

4. Можно несколько раз возвращаться к одному и тому же заданию, меняя материал для работы (другие звуки, слова, картинки, предложения).

5. В конце каждого занятия ребёнку предлагается оценить свою работу. Если он считает, что потрудился хорошо и справился со всеми заданиями, то закрашивает зелёный кружок светофора; если были затруднения - жёлтый кружок, если большую часть заданий выполнил плохо-красным. Также работу ребёнка может оценить взрослый, закрасив соответствующий кружок второго светофора.

7. Помните, что заниматься надо постоянно, до тех пор, пока в письменных работах вашего ребёнка ошибки такого рода не исчезнут.

    Программа может быть дополнена, изменена по ходу работы с  ней.

Календарно-тематический план работы по предупреждению дисграфии

1 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

По плану

фактически

1.

Звуки и буквы.

1

2.

Звуки и буквы.

1

3.

Звуки и буквы.

1

4.

Согласные звуки и буквы.

1

5.

Согласные звуки и буквы.

1

6.

Обозначение мягкости и твёрдости согласных с помощью гласных.

1

7.

Различение букв а-я.

1

8.

Различение букв о-е.

1

9.

Различение букв у-ю.

1

10.

Буквы е, ё, ю, я.

1

11.

Буквы е, ё, ю, я.

1

12.

Буквы е, ё, ю, я

1

13.

Деление слов на слоги.

1

14.

Деление слов на слоги.

1

15.

Деление слов на слоги. Ударение.

1

16.

Ударение. Перенос слов.

1

17.

Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

1

18.

Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

1

19.

Предложение.

1

20.

Предложение.

1

Календарно-тематический план работы по предупреждению дисграфии

2 класс

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

По плану

Фактически

1.

Имя существительное. Общее значение.

1

2.

Имя существительное. Род и число.

1

3.

Глагол. Общее значение.

1

4.

Глагол. Число и время.

1

5.

Различение имени существительного и глагола.

1

6.

Имя прилагательного. Общее значение.

1

7.

Имя прилагательное. Число и род.

1

8.

Различение имени существительного, имени прилагательного и глагола.

1

9.

Предлог.

1

10.

Предлог.

1

11.

Слова близкие по смыслу (синонимы).

1

12.

Слова, противоположные по значению (антонимы).

1

13.

Слова, совпадающие по написанию и произношению (омонимы).

1

14.

Однозначные и многозначные слова.

1

15.

Фразеологизмы.

1

16.

Состав слова. Корень. Родственные слова и формы слова.

1

17.

Состав слова. Корень. Родственные слова и формы слова.

1

18.

Состав слова. Корень. Родственные слова и формы слова.

1

19.

Состав слова. Приставка.

1

20.

Приставка и предлог.

1

21.

Состав слова. Суффикс.

1

22.

Состав слова. Морфемный разбор.

1

23.

Предложение.

1

24.

Предложение. Грамматическая основа предложения.

1

25.

Предложение. Согласование глагола с именем существительным в числе и роде.

1

26.

Предложение. Согласование глагола с именем существительным в числе и роде.

1

27.

Предложение. Управление.

1

28.

Распространение предложения.

1

29.

Границы предложения.

1

30.

Связь слов в предложении.

1

Календарно-тематический план работы по предупреждению дисграфии

3-4  класс

 

№п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

По плану

Фактически

1.

Родственные слова.

1

2.

Состав слова. Образование слов с помощью приставок.

1

3.

Состав слова. Образование слов с помощью суффиксов.

1

4.

Ударение.

1

5.

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

1

6.

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

1

7.

Различение букв о-а.

1

8.

Различение букв и-у.

1

9.

Различение букв и-ы.

1

10.

Различение букв ё-ю.

1

11.

Различение букв б-п.

1

12.

Различение букв в-ф.

1

13.

Различение букв г-к.

1

14.

Различение букв д-т.

1

15.

Различение букв ж-ш.

1

16.

Различение букв з-с.

1

17.

Различение букв л-м.

1

18.

Различение букв к-н.

1

19.

Различение букв п-т.

1

20.

Различение букв б-д.

1

21.

Различение букв х-ж.

1

22.

Различение букв ш-щ.

1

23.

Различение букв н-п.

1

24.

Различение букв ф-х.

1

25.

Различение букв с-ш.

1

26.

Различение букв з-ж.

1

27.

Различение букв ч-щ.

1

28.

Различение букв ч-ш.

1

29.

Различение букв ч-ц.

1

30.

Различение букв с-ц.

1

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ

Современными логопедами, психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребёнок к началу школьного обучения правильно произносит все звуки родного языка, имеет развитое фонематическое восприят...

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Способы взаимодействия логопеда и учителя в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Способы взаимодействия логопеда и учителя в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтезаДля эффективной работы школьного логопеда...

Проект "Реализация инновационных подходов в логопедической работе по коррекции дисграфии и дислалии. Рисунки песком".

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятсяперспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективныхс...

Программа логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии с обучающимися начальных классов с задержкой психического развития

   Я хочу представить программу логопедической работы для обучающихся 3-4 классов по коррекции дисграфии, вызванной нарушением лексико-грамматического строя речи....

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников

С целью формирования профессиональной компетентности педагогов в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии дошкольников, презентация содержит информацию о возрастных нормах речевого ра...