Способы взаимодействия логопеда и учителя в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
проект на тему
Способы взаимодействия логопеда и учителя в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Для эффективной работы школьного логопеда необходима тесная связь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.
Задача логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребёнка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, то есть происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
Логопедическая работа в начальных классах образовательного учреждения условно делится на четыре этапа: диагностический, подготовительный, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.
Также поэтапно осуществляется и взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов.
1 этап – диагностический с 1 по 15 сентября
Задачи этапа:
- определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников;
- планирование соответствующей коррекционной работы
В первые две недели сентября логопед проводит полное обследование состояния речи у учащихся начальных классов. Часть обследования логопед проводит вместе с учителем (проверяют технику качества чтения и т.д.). Также логопед знакомится с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуется технологиями, применяемыми учителем, его методами и приёмами.
Затем логопед приступает к планированию коррекционной работы. При этом обязательно учитываются программные требования по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем. Иначе говоря, логопед стремится, чтобы его работа имела преемственные связи с программой в данном классе.
Кроме того, на данном этапе планируются следующие мероприятия:
-участие логопеда на педагогических советах учителей начальных классов;
-участие логопеда в работе методических объединений учителей начальных классов;
-участие логопеда в семинарах учителей начальных классов;
-консультации логопеда для учителей начальных классов;
-посещение уроков русского языка и чтения в начальных классах;
-проведение открытых логопедических занятий для учителей начальных классов.
Первый педсовет учителей начальных классов можно посвятить теме «Виды речевых нарушений у младших школьников и их влияние на усвоение программ по русскому языку и чтению». Последующие педсоветы можно посвятить темам: «Особенности учебной деятельности детей с нарушением речи», «Почему не каждому даётся грамота».
На первом методическом объединении учителей начальных можно провести анкету, которая поможет ответить на такие вопросы:
А что же знают о «логопедических» ошибках учителя начальных классов? Как строят систему работы с детьми, которые допускают такие ошибки?
1. Какие дети, по Вашему мнению, нуждаются в помощи логопеда?
2. С какими ошибками письменной речи Вы посоветуете ребёнку обратиться к логопеду?
3. Допускают ли дети Вашего класса специфические ошибки (не регламентируемые правилами орфографии) при списывании, письме под диктовку?
4. По какой причине, по Вашему мнению, дети допускают специфические ошибки в письменной речи?
5. Как Вы оцениваете работу ребёнка, в которой присутствуют специфические ошибки?
6. Как Вы помогаете такому ребёнку? Что советуете родителям?
7. Оцените результативность Вашей помощи.
Подобное анкетирование поможет планировать работу по взаимодействию логопеда и учителя начальных классов. Следующее методическое объединение посвятить теме: «Причины дисграфии и пути её преодоления». На методических объединениях целесообразно рассказать учителям начальных классов о методах и приёмах логопедической работы, потому что часто учителя берут на вооружение отдельные приёмы работы логопеда и успешно пользуются ими на уроках.
Логопед обязательно должен довести до сведения учителей структуру работы на школьном логопедическом пункте: проведение коррекции нарушений письменной речи в группах, признаки деления на группы, наполняемость групп, продолжительность занятий в каждой группе. Сообщения логопеда призваны не только настроить учителя на сотрудничество с логопедом, но и укрепить связь в триаде «логопед – учитель – родитель».
2 этап – подготовительный (октябрь)
Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).
3 этап – коррекционный 15 сентября – 15 мая
Задачи этапа:
- Устранение речевых нарушений;
- Развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться в школе.
Длительность данного этапа определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции. В это время взаимосвязь логопеда и учителя начальных классов становится ещё более тесной. Логопед периодически информирует учителей начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получает информацию об их успеваемости (в течение учебного года).
Одно из важнейших условий коррекционной работы – выработка единства требований к ученику, допускающему специфические ошибки письма, со стороны учителя и логопеда. Именно этой теме может быть посвящено одно из заседаний методического объединения. При этом необходимы:
- учёт структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках) – учёт возрастных особенностей детей;
- предъявление программных требований к учащимся с учётом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для предупреждения;
- осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
- закрепление знаний, умений и навыков, приобретённых как на логопедических занятиях, так и на уроках;
- придание обучению воспитывающего характера;
- всестороннее развитие личности учащегося.
Как показывает практика, подобные требования способствуют повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала данными детьми. А выработать такое единство помогают взаимопосещения уроков и логопедических занятий. В течение учебного года логопед проводит несколько открытых занятий, на которые приглашает учителей и родителей. Цель таких занятий – на практике познакомить их с методами работы логопеда, дать возможность взглянуть на ребёнка с другой стороны, так как на логопедических занятиях, он, как правило, раскрепощается, более уверен в своих силах. Происходит это не только в силу небольшой наполняемости коррекционных групп, где каждому ребёнку уделяется больше внимания, чем в классе, но и потому, что он не боится получить плохую отметку. Такие занятия можно проводить в форме деловой игры, праздника, практических занятий, круглых столов.
А ещё логопед должен приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу такого ученика. Как показал опыт, практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ. Однако эти ученики при всём своём желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменного, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача логопеда, во – первых, научить педагога отличить специфическую ошибку от орфографической, а во – вторых, обратить внимание учителя на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы учащегося. Для этого можно предложить учителю памятку, в которой указано, что должно насторожить в устной и письменной речи учеников.
Памятка для учителя (типология специфических ошибок письма):
1. Ошибки на уровне буквы и слога
а) Ошибки звукового анализа:
- пропуски (снки – санки, кичат – кричат, девча – девочка)
- перестановки (чунал – чулан, корвом – ковром, нагалух – на лугах)
- вставки (шекола – школа, ноябарь – ноябрь, аавгуст – август)
б) Ошибки фонематического восприятия: смешение букв по акустико – артикуляционному сходству (дедошка, клёква, самолют, деди)
в) Смешение букв по кинетическому сходству (тетродь, рыдоловы, стешил, габота, февраяь)
г) Персеверация (застревание):
- в пределах слова (магазим, за зашиной)
- в пределах словосочетания (у Деда Модоза)
- в пределах предложения («Отнеси книгу отварищу»)
д) Антиципация (упреждение, предвосхищение):
- в пределах слова ( на девевьях, с родмыми местами)
- в пределах словосочетания, предложения (жукчат ручейки)
2. Ошибки на уровне слова
а) Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок или частей корня, которые напоминают предлог или приставку (вкармане, при летели, в зяла, с мотри)
б) Контаминация (лептбау – лепят бабу, блзм – была зима)
в) Нарушение функции словообразования (лёдик, ногища, медведин)
3. Ошибки на уровне предложения
а) Отсутствие обозначения границ предложений: заглавных букв и точек
б) Аграмматизмы - нарушение связи слов в предложении (на ветки деревьях, упал с санкох, Саша и Лена собираит цветы)
4. Оптические ошибки:
а) Замена одной буквы на другую (З-Е, Э-С);
б) Замены и смешения букв (и-п, ш-т, в-д, ш-и, л-м, п-т)
в) Кинетические ошибки (б-д, ц-и, и-у)
С помощью такой дифференциации ошибок учитель сам может выявить детей, требующих логопедической помощи. Однако необходимо помнить, что эти ошибки не свидетельствуют о наличии дисграфии, если они единичны и нестойки.
Учителя, работающие с проблемными детьми, испытывают трудности в оценивании письменных работ. Им можно предложить критерии, которые помогли бы оценить работу ребёнка адекватно его развитию, создать ситуацию успеха и положительную мотивацию к обучению русскому языку и при этом предусмотреть индивидуальный подход к таким детям.
Критерии оценок:
Оценивание проверочного диктанта:
Отметка «5» - ставится, если нет ошибок и исправлений, допустимы 1-2 дисграфические (специфические) ошибки.
Отметка «4» - ставится, если отмечено не более 2 орфографических и 2-3 специфических ошибок.
Отметка «3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок, допустимо 3 дисграфических ошибок.
Отметка «2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, допустимо более 4 дисграфических.
Оценивание контрольного диктанта:
Отметка «5» - допускается 1 негрубая ошибка, 1-2 дисграфических (специфических) ошибки.
Отметка «4» - 2 орфографические и 2 пунктуационные или 1 орфографическая и 3 пунктуационные, 2-3 специфические ошибки.
Отметка «3» - 3-4 орфографические и 4 пунктуационные, а также при 5 орфографических допустимо 3 дисграфические.
Отметка «2» - более 5-8 орфографических, допустимо более 4 дисграфических ошибок.
Что следует относить к числу специфических (дисграфических) ошибок:
а) смешение и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования:
б) нарушение структуры слова:
- пропуски
- добавления
- перестановки отдельных слогов или частей слова
- раздельное написание частей слов
Что следует считать негрубыми ошибками:
- однократное повторение одного слога или буквы
- единичное нарушение правила переноса в случае, если ученик не рассчитал интервал между буквами
А можно отработать алгоритм: все проверочные работы по русскому языку учитель проверяет вместе с логопедом. Логопед выделяет дисграфические ошибки, учитель не учитывает их при постановке оценки.
Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащегося. Оценка на логопедическом занятии ставится прежде всего по психолого – педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение всего занятия, активность и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные отметки. Логопед должен убедить учителя в том, что создание для ученика благоприятного климата на уроке значительно важнее нормативной отметки.
Желательно, чтобы на время учитель отказался от исправления в тетрадях красным цветом. Тетрадь дисграфика – это сплошной красный фон. Для ребёнка, страдающей дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза такая картина является дополнительным стрессом. Для этого можно предложить, чтобы ученик первое время писал карандашом, а учитель не исправлял ошибку, а на полях ставил пометку. Ученик имеет возможность не зачёркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель будет достигнута: ошибки найдены самим ребёнком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.
Основной формой взаимодействия логопеда и учителя являются индивидуальные консультации и беседы. Индивидуальные консультации и беседы логопед проводит с учителями начальных классов в течение всего учебного года по ходу коррекционной работы по мере необходимости. Цель таких консультаций – обеспечить комплексный подход к ребёнку со стороны учителя и логопеда, а также индивидуальный подход со стороны учителя во время уроков. Индивидуальные консультации целесообразно проводить по каждому направлению коррекционной работы по преодолению дисграфии с теми учителями, чьи дети посещают коррекционные занятия.
Так, логопед может рекомендовать учителю для групповой или индивидуальной работы в классе следующие упражнения по направлению коррекционной работы:
1 этап работы - развитие языкового анализа и синтеза:
- составлять предложения по опорным картинкам с определённым количеством слов;
- придумывать предложения по сюжетной картинке и определять в них количество слов;
- составлять графические схемы предложений, отыскивать в схеме определённое слово, читать предложение по схеме;
- определять место слов в предложении (какое по счёту указанное слово);
- выделять из текста предложения с определённым количеством слов;
- составлять предложения, используя словосочетания.
2 этап работы – развитие слогового анализа и синтеза:
- отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать количество;
- назвать гласные в слове;
- записать только гласные данного слова;
- выделить только гласные звуки и найти соответствующие буквы;
- повторить слово по слогам, сосчитать количество слогов;
- определить количество слогов в названных словах;
- записать слова в два столбика в зависимости от количества слогов;
- составить слово из слогов, данных в беспорядке.
3 этап работы – развитие фонематического анализа и синтеза:
- назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их количество;
- придумать слово с 4, 5 звуками;
- записать слова в два столбика в зависимости от количества звуков в слове;
- вставить пропущенные буквы в слова;
- подобрать слова, в котором заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
- составить слова различной слоговой структуры и записать;
- подобрать слова на каждый звук;
- подобрать слова с определённым количеством звуков;
- преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот-крот, мех-смех;
б) изменяя один звук слова: сон-сок-сук;
в) переставляя звуки: пила-липа;
- составлять новые слова из букв данного слова;
- найти общий звук в словах: луна-стол, кино-игла, окна-дом.
Все эти задания можно использовать на уроках русского языка с учениками, у которых дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Эти упражнения ребёнок выполняет во время урока на индивидуальных карточках или в качестве индивидуального домашнего задания.
4 этап – оценочный (май)
Задачи этапа:
- подведение итогов;
- проведение анализа коррекционной и учебно-воспитательной работы;
- определение перспективы дальнейшей деятельности.
Результатом содружества учителя начальных классов и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения. Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов – это ежедневный процесс. Чем теснее взаимодействие, тем больше результативность в решении проблемы качества образования. В одиночку ни учителю, ни логопеду не справиться, не добиться желаемого результата.
Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, в том числе логопеда и учителя начальных классов. Поэтому взаимодействие в работе – это важная составляющая учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_vzaimodeystviya_logopeda_i_uchitelya_v_protsesse_korrektsionno.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы взаимодействия логопеда и учителя в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Для эффективной работы школьного логопеда необходима тесная связь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.
Задача логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребёнка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, то есть происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
Логопедическая работа в начальных классах образовательного учреждения условно делится на четыре этапа: диагностический, подготовительный, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.
Также поэтапно осуществляется и взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальных классов.
1 этап – диагностический с 1 по 15 сентября
Задачи этапа:
- определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников;
- планирование соответствующей коррекционной работы
В первые две недели сентября логопед проводит полное обследование состояния речи у учащихся начальных классов. Часть обследования логопед проводит вместе с учителем (проверяют технику качества чтения и т.д.). Также логопед знакомится с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуется технологиями, применяемыми учителем, его методами и приёмами.
Затем логопед приступает к планированию коррекционной работы. При этом обязательно учитываются программные требования по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем. Иначе говоря, логопед стремится, чтобы его работа имела преемственные связи с программой в данном классе.
Кроме того, на данном этапе планируются следующие мероприятия:
-участие логопеда на педагогических советах учителей начальных классов;
-участие логопеда в работе методических объединений учителей начальных классов;
-участие логопеда в семинарах учителей начальных классов;
-консультации логопеда для учителей начальных классов;
-посещение уроков русского языка и чтения в начальных классах;
-проведение открытых логопедических занятий для учителей начальных классов.
Первый педсовет учителей начальных классов можно посвятить теме «Виды речевых нарушений у младших школьников и их влияние на усвоение программ по русскому языку и чтению». Последующие педсоветы можно посвятить темам: «Особенности учебной деятельности детей с нарушением речи», «Почему не каждому даётся грамота».
На первом методическом объединении учителей начальных можно провести анкету, которая поможет ответить на такие вопросы:
А что же знают о «логопедических» ошибках учителя начальных классов? Как строят систему работы с детьми, которые допускают такие ошибки?
- Какие дети, по Вашему мнению, нуждаются в помощи логопеда?
- С какими ошибками письменной речи Вы посоветуете ребёнку обратиться к логопеду?
- Допускают ли дети Вашего класса специфические ошибки (не регламентируемые правилами орфографии) при списывании, письме под диктовку?
- По какой причине, по Вашему мнению, дети допускают специфические ошибки в письменной речи?
- Как Вы оцениваете работу ребёнка, в которой присутствуют специфические ошибки?
- Как Вы помогаете такому ребёнку? Что советуете родителям?
- Оцените результативность Вашей помощи.
Подобное анкетирование поможет планировать работу по взаимодействию логопеда и учителя начальных классов. Следующее методическое объединение посвятить теме: «Причины дисграфии и пути её преодоления». На методических объединениях целесообразно рассказать учителям начальных классов о методах и приёмах логопедической работы, потому что часто учителя берут на вооружение отдельные приёмы работы логопеда и успешно пользуются ими на уроках.
Логопед обязательно должен довести до сведения учителей структуру работы на школьном логопедическом пункте: проведение коррекции нарушений письменной речи в группах, признаки деления на группы, наполняемость групп, продолжительность занятий в каждой группе. Сообщения логопеда призваны не только настроить учителя на сотрудничество с логопедом, но и укрепить связь в триаде «логопед – учитель – родитель».
2 этап – подготовительный (октябрь)
Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).
3 этап – коррекционный 15 сентября – 15 мая
Задачи этапа:
- Устранение речевых нарушений;
- Развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться в школе.
Длительность данного этапа определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции. В это время взаимосвязь логопеда и учителя начальных классов становится ещё более тесной. Логопед периодически информирует учителей начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получает информацию об их успеваемости (в течение учебного года).
Одно из важнейших условий коррекционной работы – выработка единства требований к ученику, допускающему специфические ошибки письма, со стороны учителя и логопеда. Именно этой теме может быть посвящено одно из заседаний методического объединения. При этом необходимы:
- учёт структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках) – учёт возрастных особенностей детей;
- предъявление программных требований к учащимся с учётом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для предупреждения;
- осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
- закрепление знаний, умений и навыков, приобретённых как на логопедических занятиях, так и на уроках;
- придание обучению воспитывающего характера;
- всестороннее развитие личности учащегося.
Как показывает практика, подобные требования способствуют повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала данными детьми. А выработать такое единство помогают взаимопосещения уроков и логопедических занятий. В течение учебного года логопед проводит несколько открытых занятий, на которые приглашает учителей и родителей. Цель таких занятий – на практике познакомить их с методами работы логопеда, дать возможность взглянуть на ребёнка с другой стороны, так как на логопедических занятиях, он, как правило, раскрепощается, более уверен в своих силах. Происходит это не только в силу небольшой наполняемости коррекционных групп, где каждому ребёнку уделяется больше внимания, чем в классе, но и потому, что он не боится получить плохую отметку. Такие занятия можно проводить в форме деловой игры, праздника, практических занятий, круглых столов.
А ещё логопед должен приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу такого ученика. Как показал опыт, практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ. Однако эти ученики при всём своём желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменного, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача логопеда, во – первых, научить педагога отличить специфическую ошибку от орфографической, а во – вторых, обратить внимание учителя на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы учащегося. Для этого можно предложить учителю памятку, в которой указано, что должно насторожить в устной и письменной речи учеников.
Памятка для учителя (типология специфических ошибок письма):
- Ошибки на уровне буквы и слога
а) Ошибки звукового анализа:
- пропуски (снки – санки, кичат – кричат, девча – девочка)
- перестановки (чунал – чулан, корвом – ковром, нагалух – на лугах)
- вставки (шекола – школа, ноябарь – ноябрь, аавгуст – август)
б) Ошибки фонематического восприятия: смешение букв по акустико – артикуляционному сходству (дедошка, клёква, самолют, деди)
в) Смешение букв по кинетическому сходству (тетродь, рыдоловы, стешил, габота, февраяь)
г) Персеверация (застревание):
- в пределах слова (магазим, за зашиной)
- в пределах словосочетания (у Деда Модоза)
- в пределах предложения («Отнеси книгу отварищу»)
д) Антиципация (упреждение, предвосхищение):
- в пределах слова ( на девевьях, с родмыми местами)
- в пределах словосочетания, предложения (жукчат ручейки)
2. Ошибки на уровне слова
а) Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок или частей корня, которые напоминают предлог или приставку (вкармане, при летели, в зяла, с мотри)
б) Контаминация (лептбау – лепят бабу, блзм – была зима)
в) Нарушение функции словообразования (лёдик, ногища, медведин)
3. Ошибки на уровне предложения
а) Отсутствие обозначения границ предложений: заглавных букв и точек
б) Аграмматизмы - нарушение связи слов в предложении (на ветки деревьях, упал с санкох, Саша и Лена собираит цветы)
4. Оптические ошибки:
а) Замена одной буквы на другую (З-Е, Э-С);
б) Замены и смешения букв (и-п, ш-т, в-д, ш-и, л-м, п-т)
в) Кинетические ошибки (б-д, ц-и, и-у)
С помощью такой дифференциации ошибок учитель сам может выявить детей, требующих логопедической помощи. Однако необходимо помнить, что эти ошибки не свидетельствуют о наличии дисграфии, если они единичны и нестойки.
Учителя, работающие с проблемными детьми, испытывают трудности в оценивании письменных работ. Им можно предложить критерии, которые помогли бы оценить работу ребёнка адекватно его развитию, создать ситуацию успеха и положительную мотивацию к обучению русскому языку и при этом предусмотреть индивидуальный подход к таким детям.
Критерии оценок:
Оценивание проверочного диктанта:
Отметка «5» - ставится, если нет ошибок и исправлений, допустимы 1-2 дисграфические (специфические) ошибки.
Отметка «4» - ставится, если отмечено не более 2 орфографических и 2-3 специфических ошибок.
Отметка «3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок, допустимо 3 дисграфических ошибок.
Отметка «2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, допустимо более 4 дисграфических.
Оценивание контрольного диктанта:
Отметка «5» - допускается 1 негрубая ошибка, 1-2 дисграфических (специфических) ошибки.
Отметка «4» - 2 орфографические и 2 пунктуационные или 1 орфографическая и 3 пунктуационные, 2-3 специфические ошибки.
Отметка «3» - 3-4 орфографические и 4 пунктуационные, а также при 5 орфографических допустимо 3 дисграфические.
Отметка «2» - более 5-8 орфографических, допустимо более 4 дисграфических ошибок.
Что следует относить к числу специфических (дисграфических) ошибок:
а) смешение и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования:
б) нарушение структуры слова:
- пропуски
- добавления
- перестановки отдельных слогов или частей слова
- раздельное написание частей слов
Что следует считать негрубыми ошибками:
- однократное повторение одного слога или буквы
- единичное нарушение правила переноса в случае, если ученик не рассчитал интервал между буквами
А можно отработать алгоритм: все проверочные работы по русскому языку учитель проверяет вместе с логопедом. Логопед выделяет дисграфические ошибки, учитель не учитывает их при постановке оценки.
Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащегося. Оценка на логопедическом занятии ставится прежде всего по психолого – педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение всего занятия, активность и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные отметки. Логопед должен убедить учителя в том, что создание для ученика благоприятного климата на уроке значительно важнее нормативной отметки.
Желательно, чтобы на время учитель отказался от исправления в тетрадях красным цветом. Тетрадь дисграфика – это сплошной красный фон. Для ребёнка, страдающей дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза такая картина является дополнительным стрессом. Для этого можно предложить, чтобы ученик первое время писал карандашом, а учитель не исправлял ошибку, а на полях ставил пометку. Ученик имеет возможность не зачёркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель будет достигнута: ошибки найдены самим ребёнком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.
Основной формой взаимодействия логопеда и учителя являются индивидуальные консультации и беседы. Индивидуальные консультации и беседы логопед проводит с учителями начальных классов в течение всего учебного года по ходу коррекционной работы по мере необходимости. Цель таких консультаций – обеспечить комплексный подход к ребёнку со стороны учителя и логопеда, а также индивидуальный подход со стороны учителя во время уроков. Индивидуальные консультации целесообразно проводить по каждому направлению коррекционной работы по преодолению дисграфии с теми учителями, чьи дети посещают коррекционные занятия.
Так, логопед может рекомендовать учителю для групповой или индивидуальной работы в классе следующие упражнения по направлению коррекционной работы:
1 этап работы - развитие языкового анализа и синтеза:
- составлять предложения по опорным картинкам с определённым количеством слов;
- придумывать предложения по сюжетной картинке и определять в них количество слов;
- составлять графические схемы предложений, отыскивать в схеме определённое слово, читать предложение по схеме;
- определять место слов в предложении (какое по счёту указанное слово);
- выделять из текста предложения с определённым количеством слов;
- составлять предложения, используя словосочетания.
2 этап работы – развитие слогового анализа и синтеза:
- отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать количество;
- назвать гласные в слове;
- записать только гласные данного слова;
- выделить только гласные звуки и найти соответствующие буквы;
- повторить слово по слогам, сосчитать количество слогов;
- определить количество слогов в названных словах;
- записать слова в два столбика в зависимости от количества слогов;
- составить слово из слогов, данных в беспорядке.
3 этап работы – развитие фонематического анализа и синтеза:
- назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их количество;
- придумать слово с 4, 5 звуками;
- записать слова в два столбика в зависимости от количества звуков в слове;
- вставить пропущенные буквы в слова;
- подобрать слова, в котором заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
- составить слова различной слоговой структуры и записать;
- подобрать слова на каждый звук;
- подобрать слова с определённым количеством звуков;
- преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот-крот, мех-смех;
б) изменяя один звук слова: сон-сок-сук;
в) переставляя звуки: пила-липа;
- составлять новые слова из букв данного слова;
- найти общий звук в словах: луна-стол, кино-игла, окна-дом.
Все эти задания можно использовать на уроках русского языка с учениками, у которых дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Эти упражнения ребёнок выполняет во время урока на индивидуальных карточках или в качестве индивидуального домашнего задания.
4 этап – оценочный (май)
Задачи этапа:
- подведение итогов;
- проведение анализа коррекционной и учебно-воспитательной работы;
- определение перспективы дальнейшей деятельности.
Результатом содружества учителя начальных классов и логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения. Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов – это ежедневный процесс. Чем теснее взаимодействие, тем больше результативность в решении проблемы качества образования. В одиночку ни учителю, ни логопеду не справиться, не добиться желаемого результата.
Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения и все педагоги, в том числе логопеда и учителя начальных классов. Поэтому взаимодействие в работе – это важная составляющая учебного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".
В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...
Анализ методик по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Анализ методик по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтезаОсновные направления, этапы, методы и приёмы коррекции у многих авторов сходны, однако не существует дифференцирова...
Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Дисграфия - ото частичное специфическое нарушение процесса письма. Дисграфические ошибки - это специфические ошибки письма,...
Рекомендации родителям по преодолению дисграфии на почве недоразвития языкового анализа и синтеза
Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошиб...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Особенности логопедической работы по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Если у школьника имеются нарушения хотя ...
Система работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью.
Основной причиной аномального развития и нарушений речи у умственно отсталых детей является недоразвитие познавательной деятельности. Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых ...