Рекомендации родителям по преодолению дисграфии на почве недоразвития языкового анализа и синтеза
консультация

Шипелёва Оксана Николаевна

       Дисграфия  -  частичное  нарушение  процесса  письма,  при  котором  наблюдаются  стойкие  и  повторяющиеся  ошибки:  искажения  и  замены  букв,  искажения  звуко-слоговой  структуры  слова,  нарушения  слитности  и  написания  отдельных  слов  в  предложении,  аграмматизмы  на  письме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по преодолению дисграфии на почве недоразвития языкового анализа и синтеза

       Дисграфия  -  частичное  нарушение  процесса  письма,  при  котором  наблюдаются  стойкие  и  повторяющиеся  ошибки:  искажения  и  замены  букв,  искажения  звуко-слоговой  структуры  слова,  нарушения  слитности  и  написания  отдельных  слов  в  предложении,  аграмматизмы  на  письме.

Амбидекстрия  -   активное  участие  обеих  полушарий  в  развитии  психомоторики  и  отсутствие  доминантности  одного  из  них.  Двурукость  позволяющая  пользоваться  обеими  руками,  как  ведущими.

                          Дисграфические  ошибки

В  основе  дисграфии  на  почве  нарушения  языкового  анализа  и  синтеза  лежит нарушение  различных  форм  анализа  и  синтеза:  деление  предложений  на  слова,  слогового  и  фонематического  анализа  и  синтеза.  Недоразвитие  языкового  анализа  и  синтеза  проявляется  на  письме  в  искажениях  структуры  слова  и  предложения.  Наиболее  сложной  формой  языкового  анализа  является  фонематический  анализ  (искажения  звуко-буквенной  структуры  слова).

Наиболее  характерны  следующие  ошибки:

Пропуски  согласных  при  их  стечении  (диктант— «дикат»)

•    Пропуски гласных  (собака  -  «сбака»,  дома  -  «дма»)

•    Перестановка  букв  (тропа  -  «прота»)

•    Добавление  букв  (таскали  -  «тасакали»

•    Пропуски,  добавления,  перестановка  слогов  (комната  -  «кота»)

•    Слитное  написание  слов,  предлогов,  с  другими  словами  (идёт  дождь  -  «идёдошь»)

•    Раздельное  написание  частей  слова  (приставки  и  корня  слова)  -  наступила  -  на  ступила»

•    Смещение  границ  слов,  включающие  одновременно  слияние  смежных  слов  и  разрыв  одного  из  них.

    Игры и игровые упражнения на формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, чтения слогового и целыми словами.

1. Игра «Слова-матрешки».

Расширение  поля  зрительного  восприятия,  развитие  внимания,  формирование  навыка  чтения,  активизация  и  обогащение  словаря.

    Детям  предлагается  прочитать  слова  и  найти  другие  слова,  которые  «прячутся»  в  них. Следующий  этап  -  найти  слова  в сплошном  наборе  букв,  прочитать  в  нём  короткие  предложения.  (бусы,  гроза,  чайник,  снегирь).

•    стол(в)  -  ствол.

•    заменить  подчёркнутую  букву,  чтобы  получилось  новое  слово:  лист  (лифт),  корона  (ворона),  город  (горох).

•    найти  в  предложении  слова,  различающиеся  одной  буквой:  «Ваня  не  скрыл,  что  вскрыл  письмо»,  «Осы  не  любят  росы».

2 . Вставка  букв  в  слова.

Цель:  формирование  навыка  чтения,  развитие  звукового  анализа,  формирование  понятия  о  смыслоразличительной  роли  буквы,  получаем  разные  слова

•    Вставить  разные  гласные,  чтобы  слова  не  повторялись:  Л_ПА,        Л_ПА,  Л_ПА.

•    Вставить  разные  согласные,  чтобы  слова  не  повторялись:  _ОДА,         О_ДА,  О_ДА.

•    Добавить  букву,  чтобы  получилось  новое  слово:  кот(р) -  крот,  стол(в)  -  ствол.

•    Заменить  подчёркнутую  букву,  чтобы  получилось  новое  слово:  лист  (лифт),  корона  (ворона),  город  (горох).

•    Найти  в  предложении  слова,  различающиеся  одной  буквой:  «Ваня  не  скрыл,  что  вскрыл  письмо»,  «Осы  не  любят  росы».

•    Прочитать  4  слова  (столбик).  Назвать  буквы,  оторые  пропущены  в  каждом  из  них. руг         д__озд         __венит           __стреча

д__уг         др__зд        з__енит            вс__реча

др__г        дро__д        звен__т            вст__еча

дру__       дроз__         звени__           встр__ча

•    Восстановить  слово,  добавив  одну  или  несколько  гласных:  лст,  грз,  грд,  брбн.

3. Составление  слов  из  букв.

Задание,  развивающее  навыки  звукобуквенного  синтеза.  Может  предлагаться  как  со  зрительными  опорами,  так  и  без  них.  Использование  кроссвордов  или  их  элементов  позволит  ребенку  проверить:  не  пропустил  ли  он  букву  (  в  этом  случае  останется  пустая  клетка).  Можно  выполнить,  подобное  задание  отгадав  загадку.  Слово-отгадка  составляется  из  букв.  Например,             Не  видна  на  грядке,  играет  с  нами  в  прятки.  (п,  р,  е,  а,  к)

4. Шифровки  (Дидактическая игра  «Разведчики»)

Задания,  которые  позволяют  упражнять  не  только  в  звукобуквенном  анализе,  но  и  развивать  внимание. Инструкция:  послушайте  слово,  опеделите,  есть  ли  в  нем  звуки  С,Ш;  запишите  буквы,  обозначающие  эти  звуки  по  порядку,  укажите  их  место  в  слове.  При  выполнении  задания  слова  приобретают  следующий  вид:  Саша  -  С1ш3,  шестой   -  ш1с3 и  т. д.

Игры и игровые упражнения на формирование навыков слогового анализа и синтеза, слогового чтения

1.  Работа   по  слоговым  таблицам.

Способствует  формированию  навыка  слогового  чтения,  развивает  зрительную  память.  Ребенок  учится  читать  слог  целиком,  составлять  слова  из  слогов  по  схемам.

2. Составление   слов  из  слогов.

Используется   занимательный  дидактический  материал  для  отработки  навыка  многократно.

Учащимся  предлагается  найти  и  соединить   флажки  так,  чтобы  получились  слова.  Дополнительные  задания:

Сколько  флажков  находится  вверху?  Сколько  внизу?

Назовите  орфографические  правила, которые  встречаются  в  словах.

3.    Подбор слов на заданный слог (или с  данным слогом). 

  Задание  на  активизацию  словаря  и  развитие  навыка  слогового  анализа.  Очень нравится  детям  в  форме  соревнования  (кто  больше?).  Более  сложный  вариант  задания:  придумать  слово  на  данный  слог,  в  котором  уже  определено  число  слогов.  Например,  за…(2)  -  замок,  забор;  ку…(3)  -  кукушка,  курица,  купался.

4.    Путаница.

Составление  слова  из  слогов,  предъявляемых  на  слух.  Для  этого  необходимо  удержать  в  памяти  слоги,  поменяв  их  местами,  например,  ки,  ру  (руки),  вы,  сли  (сливы),  неть,  чер  (чернеть).  Игру  можно  проводить  с  перекидыванием  мяча.  Другой  вариант  игры  требует  удержания  в  памяти  уже  большего  числа  слогов  и  элементарных  навыков  слогового  анализа.  Инструкция: послушайте  стихи,  выделяя  последний  слог  последнего  слова  каждой  строчки  (будет  сделана  пауза);  если  вы  соедините  все  слоги,  получится  ответ на  вопрос:

Эй,  держи,  хватай!   В  лесу  ловят  рыжую  лису.  Шум  и  гам.  Народу  тьма.  Громче  всех  кричит  Фома. Он  без  куртки,  без  пальто.  Вместо  шапки  решето.  Из  оврага,  где  ольха,  слышны  крики  петуха.  Изловить  лису  неплохо,  да  мешает…  (суматоха).

5.  Дидактические  игры.

•    «Слоговое  домино»

Игра  на  составление  слов  из  слогов,  представляет  собой  несколько  комплектов  карточек,  разрезанных  так,  что  на  каждой  карточке  находится  последний  слог  одного  слова  и  начальный  другого.  Правильно  разложив  карточки  по  принципу  домино,  получаем  цепочку  слов.  Облегченный  вариант:  кроме  слогов  на  карточках  присутствуют  картинки,  так  же,  как  и  слова  разрезанные  пополам.  Усложнённый  вариант:  без  картинок,  слова  составляются  только  правильным  подбором  слогов.

•    «Слоговые  кубики»

Кубики,  на  гранях  которых  половинки  картинок  и  слоги,  из  которых  складываются  названия  картинок. При  правильном  составлении  слов  получаются  цельные  изображения  предметов  по  тематическим  группам   (овощи, животные).

   

  Домашние задания для развития языкового анализа и синтеза

1. Хлопай в ладоши и считай до 5.

2. Похлопай, как я :  (VV), (VV — V), (V — VV)

(родители хлопают в разных ритмах).

3. Посчитай мои хлопки.

Закрой глаза, слушай и считай хлопки.(в одном задании не более 5 хлопков в разных ритмах).

4. Послушай мои хлопки, посчитай их и начерти столько крестиков, сколько хлопков (простым карандашом).

1. Прохлопай слова:

МАК, ДУБ, КОТ, МАКИ, ДУБЫ, КОТЫ, КОТИКИ, ДУБИКИ.

2. Порисуй квадратики: □, □□, □□□.

3. Прохлопай слова и начерти столько квадратов, сколько хлопков: Я, МЫ, РУКИ, РЕБЯТА, ДОРОГА.

1. Послушай слова с закрытыми глазами и нарисуй столько кружочков, сколько хлопков: КАРМАНЫ, НОСКИ, БЕЛКА, ЗАБОРЫ. (Родители хлопают слова по слогам, а ребенок считает).

2. Закрой уши. Не смотри на меня и ответь сколько хлопков?(Родители хлопают очень тихо).

3. Послушай и повтори: АУ, АУА, ИО (звуки называем раздельно!)

4. Закрой глаза. Послушай и повтори:

ОАУ, УЭ, УОУ, ИОИ.

1. Закрой глаза и посчитай, сколько звуков: АУ, ОИО, УИ, АУАУ? (задание даются медленно).

2. Послушай и определи:

Первый звук: АУ, ИА, ОО

Последний звук: АИ, ИО, ААУ

Второй звук: ИА, АУА, ИОИ.

(задание произносить медленно)

1. Определи, на каком месте:

Звук [А]: УА, ИО, АО, УУ.

Звук [У]: УА, УУ, АОУ.

Звук [О]: ИО, УОУ, АОО.

(Задание проговаривать медленно).

2. Посмотри на себя в зеркало. Покажи: НОС, БРОВИ, ВЕКИ, НОЗДРИ, МОЧКИ, ДЕСНА, ПОДБОРОДОК.

1. Послушай. Повтори, не договаривая последний звук: ОА, ИУ, ЫО.

Первый звук: АУ, ИО, ЭА, ОЫ.

2. Сколько раз слышится [О]:

ОО, ИОИ, АИИ

Сколько раз слышится [И]:

АИ, ИИ, ИОИ

3. Прохлопай слова и начерти квадраты. ЯБЛОКО, РЕПКА, МОРКОВКА, ЛУК.

1. Хлопни в ладоши если услышишь звук  [М]:  а,у,м,р, б, и, м, м.

2. Прохлопай слова, начерти квадраты. Найди М, нажимая на квадраты:

МА-ШИ-НА,  АР-ТЕМ, РО-МАШ-КА.

3. Напечатай: АМ, ОМ, УМ, МО, МЫ, МИ.

4. Послушай, сколько звуков: АМ, ООМ, ОМУ, МАИ.

1. Хлопни в ладоши, если услышишь звук Б. А, У, Б, М, Б, МА, БА.

2. Посчитай, сколько звуков: АБ, УБ, БО, БЫ, МАБ, МОБ.

3. Повтори, не ошибись (5 раз):

Ба-ба-ба – новая труба.

Бу-бу-бу – взяли мы трубу.

Бы-бы-бы – нет уже трубы.

4. Послушай и напечатай: БУ, БИ, БА, АБ, ОБ, ИБ, БЫ,БЭ.

1. Прохлопай слова, начерти квадраты. Найди Б, нажимая на квадраты: БАТОН, КОЛБАСА, БУЛОЧКА.

2. Послушай и напечатай только первый звук: БАТОН, ОСЛИК, МАК. Прочитай слово.

3. Нарисуй квадратики под составленными словами и раскрась звуки нужным цветом.

1. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Т]: Т, м, б, м, Т, та, ма, бо, ту, ат, от, ум.

2. Послушай, запомни и повтори: Толя, Таня, Тарас.

3. Прохлопай слова. Начерти квадраты. НайдиТ, нажимая на квадраты: ТОПОР, ЭТАЖИ, КАНАТ.

1. Определи на каком месте:

Звук [Б]: БА, ОБ, МА, БИМ.

Звук [Т]: ТА, ТУ, ТОМ.

2. Послушай . Повтори, не договаривая последний звук: АТ, ТА, ОБ, МУ.

Первый звук: УМ, БИ, БОМ, БИТ.

3. Повтори не ошибись (5 раз):

Та-та-та – я везу кота.

Ту-ту-ту – помоги коту.

Ты-ты-ты – убежали все коты.

То-то-то – котик спрятался в пальто


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

Презентация "Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 классов "В мастерской у пчёлки Майи"

Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук,  зритель...

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в рамках классного часа «АРБУЗНЫЙ ЧАС» для учащихся 5 класса с использованием информационных технологий, речевых игр.

В конспекте представлены разнообразные  логопедические задания на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, на развитие навыка чтения, зрительного внимания, логического ...

Анализ методик по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Анализ методик по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтезаОсновные направления, этапы, методы и приёмы коррекции у многих авторов сходны, однако не существует дифференцирова...

Способы взаимодействия логопеда и учителя в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Способы взаимодействия логопеда и учителя в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтезаДля эффективной работы школьного логопеда...

Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Дисграфия  -  ото  частичное специфическое  нарушение  процесса  письма.  Дисграфические  ошибки  -  это  специфические ошибки  письма,...

Календарно - тематическое планирование коррекционной работы (В.7.2) по коррекции дисграфии на почве недоразвития языкового анализа и синтеза, ОНР

Календарно - тематическое планирование коррекционной работы для учащихся 2 класса (обучающихся  по адаптированной основной общеобразовательной программе  вариант 7.2)по коррекции дисграфии н...