«Диалог культур: особенности и возможности для детей с ОВЗ»
статья на тему

Дистанционно-консультативный методический семинар в рамках МО коррекционного обучения «Особенности освоения культурной среды детьми с ОВЗ» - декабрь 2017 г.

«Россия не абстрактное понятие. Развивая её культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сейчас. Как это ни сложно Россию необходимо изучать» (Д.С.Лихачёв).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_dialog_kultur.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Диалог культур: особенности и возможности для детей с ОВЗ»

« Социокультурное развитие личности в едином образовательном пространстве»

Дистанционно-консультативный методический семинар в рамках МО коррекционного обучения «Особенности освоения культурной среды детьми с ОВЗ» - декабрь 2017 г.

Культура – это важнейший фактор, который организует духовную жизнь людей. Под термином «культура» понимают и состояние общества, и его характеристику, и совокупность традиций, обычаев, верований, технологий жителей определённого ареала. Культура не возникает сама по себе, естественным, природным образом, она всегда появляется благодаря человеку, она – продукт его деятельности. И взаимодействие культур очень похоже на взаимодействие между людьми. Они могут быть враждебными, антагонистическими (крестовые походы), вытеснение одной культуры другой (североамериканские индейцы). Культуры могут смешиваться. Однако современное состояние цивилизованного мира показывает, что оптимальная форма взаимодействия культур – диалог. Диалог культур, так же, как диалог между людьми, возникает из взаимного интереса или  насущной   необходимости.  Культура не может долго находиться в изоляции, в одиночестве. Она стремиться к взаимопроникновению, результатом становится диалог культур. Диалог культур как насущная необходимость. Естественно, каждая культура стремиться к сохранению своей самобытности, и есть такие реалии, которые разные культуры, наверно, никогда не воспримут (европейцы – многожёнство восточных стран). Конструктивный деловой  диалог культур – это необходимое условие самосохранения всего человечества. Мы должны воспитывать подрастающее поколение в духе этнической толерантности. Формировать межкультурную коммуникабельность, способность принятия разных культур, воспитывать дружеские отношения между детьми разных национальностей, приобщить детей к культуре своего народа. С чего начинается Родина? «Россия не абстрактное понятие. Развивая её культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сейчас. Как это ни сложно Россию необходимо изучать» (Д.С.Лихачёв). А начинать надо с малой родины. В нашей школе все дети изучают родной для большинства детей язык народа ханты. Знакомим детей с обычаями и традициями северных народностей, которые помогли им выжить в экстремальных условиях Севера. Вот уже 3 год мы ставим на пришкольной территории этнопедагогический чум, который служит для проведения некоторых уроков родного языка, внеклассных мероприятий, для релаксации, проведения фотоснимков. Провели много экскурсий для детского сада, школьников  Горковской СОШ и жителей посёлка. Около чума мы проводили народные праздники, снимали старинный обряд на районный и окружной конкурс. Наш чум  даже «кочевал»: ездил на праздник День оленевода в районный центр Мужи. В нём во время праздника педагоги давали мастер-класс по НПИ. Постепенно около чума появилась детская площадка со снежными фигурками Деда Мороза и Снегурочки, лесных зверей, горка для катания. Всё актуально и в духе времени. У нас сейчас в стране появились арктические войска. Солдаты этих войск перенимают бесценный опыт наших предков по выживанию в экстремальных условиях Севера. Они тоже должны уметь поставить чум за 30 минут, как настоящие женщины - оленеводы. В нашем чуме всё наглядно, зримо и ощутимо, так как все вещи настоящие, сделанные руками детей, педагогов и сотрудников школы. В нашей школе постоянно проходят выставки ДПИ, мы  выбираем лучшие работы с выставок себе на экспозиции. У нас работают талантливые педагоги, умеющие раскрывать творческий потенциал детей с ОВЗ. Наши дети любят заниматься в кабинете логопедии, им там очень интересно и комфортно, потому что их там радуют собственные успехи в умении правильно говорить. С удовольствием дети поют и танцуют, выходят на сцену СДК п. Горки, участвуют в районном конкурсе «Живун» наравне со здоровыми сверстниками из средней школы. Им нравится заниматься поделками в ДЦ. И ещё наши дети много и хорошо рисуют, так как с ними занимается настоящий художник. Работают с детьми и талантливые артисты с профессиональным актёрским образованием. У нас в школе всегда творческая обстановка, мы постоянно учимся друг у друга, посещаем мастер-классы творчески работающих педагогов  по своему внутреннему побуждению, а не по указке администрации. И наши выставки с каждым разом становятся всё интереснее.  Результаты самые положительные: уже 2 педагога с учениками нашей школы ездили в Москву на конкурс «Гренадёры, вперёд!» Выпускник нашей школы Тользин Эдуард работает скульптором на Монетном дворе в Москве.

Приобщаем детей к мировой культуры: постоянно посещаем музыкальную школу, слушаем лекции и знакомимся с шедеврами музыкального искусства. Часто посещаем и сельскую библиотеку, и местный музей в здании СДК.

Раскрывая творческий потенциал детей с ОВЗ, мы помогаем им лучше социализироваться, а опыт далёких предков даст возможность выжить в современном мире. Мы воспитываем  у детей уважительное отношение   к  культуре своего и соседних народов, укрепляем дружбу людей разных национальностей.

Список литературы:

1.А.Алквист – «Среди хантов и манси» - Томск: Изд-во ун-та, 1999.

2. А.В. Головлёв – «Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров».- Екатеринбург: УрО РАН, 1995.

3.Ю.В.Попков, Е.А.Тюгашев – Философия Севера: коренные малочисленные народы Севера в сценарии мироустройства.- Салехард; Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимулирование трудовых усилий и особенности отношения к труду детей с ограниченными возможностями.

Доклад.1.Особенности психики детей с особыми образовательными потребностями.2.Особенности отношения к труду.3.Стимулирование трудовых усилий детей.4.Различные методы мотивации.5.Задача трудового воспи...

Статья для конференции по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».

Статья для конференции  по теме: « Формирование социокультурной компетенции обучающихся через использование на уроке диалога культур в условиях дистанционного образования детей с ограниченными во...

« ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ТМНР особая роль принадлежит педагогу-психологу. Говоря о работе педагогу-психологу, мы имеем в виду не просто псих...

Программа социализации обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык» «Диалог культур – культура диалога»

Иностранный язык как учебный предмет обладает огромным развивающим и воспитывающим потенциалом. Он, как ни один другой предмет, способен воспитать уважение к людям других национальностей, терпимость к...

"Диалог культур на уроках родной (тувинской) литературы". Доклад на республиканском фестивале педагогического мастерства "Диалог культур".

Выступление на республиканском фестивале педагогического мастерства "Диалог культур" в направлении "Филология"....