Для Вас педагоги!
статья по теме

Шарифуллина Эльза Анисовна

Данный раздел предназначен для вас, уважаемые коллеги.

Здесь вы найдете нормативные документы, полезные ссылки.

Также подобраны наглядные пособия при работе с детьми и родителями,

разработанные такими авторами, как: Н. В. Нищева, Л. Б. Фесюкова и др.

Надеюсь, что собранный материал будет вам полезен. 

image

image

Скачать:


Предварительный просмотр:

Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

https://sites.google.com/site/portfoliosamanskojnv/_/rsrc/1503740395400/dla-vas-pedagogi/deklaracia-prav-rebeenka/cropped-0_106193_5637e488_orig.png?height=109&width=400

http://u.jimdo.com/www14/o/s24a3fc37bbc0df57/img/i69bf32f74bafff75/1279199375/std/image.gif

Принцип 1. Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Принцип 2. Ребенку законом или другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно
Принцип 3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Принцип 4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальный уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или в социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.
Принцип 6. Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развивать свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.
Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Принцип 8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Принцип 9. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума: ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип 10. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.



Предварительный просмотр:

http://u.jimdo.com/www14/o/s24a3fc37bbc0df57/img/i69bf32f74bafff75/1279199375/std/image.gif

               

           Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми

Качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка. В практике семейного и общественного воспитания можно выделить два основных типа (или модели) такого общения, хотя в действительности их гораздо больше.

Различия между ними определяются не только процессом, но и его конечным результатом — тем, каким в итоге становится ребенок, какой складывается его личность.

Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками. „Цель— вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание; лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми —"Делай, как я!”. Способы общения — наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Тактика — диктат и опека. Задача педагога — реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений. Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы.

Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока. Активность самих детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми.

В рамках этой модели произведения искусства используются взрослыми в утилитарных целях: для получения отрывочных знаний, для отвлечения внимания ребенка от нежелательного поведения, что выхолащивает гуманистическую, общеразвивающую сущность искусства.

К результатам относятся: взаимное отчуждение взрослых и детей. Дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негативизм. Возникает иллюзорная уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий. За пределами контакта с воспитателями поведение детей резко меняется и может не иметь ничего общего с ожидаемым и должным. Послушание детей зачастую лишь свидетельство освоения ими умения жить согласно "двойному стандарту”—"для себя” и "для тети”.

https://sites.google.com/site/portfoliosamanskojnv/_/rsrc/1503740396126/dla-vas-pedagogi/deklaracia-prav-rebeenka/gumanizacia-principov-doskolnogo-vospitania/chtovosp.png?height=168&width=400

http://u.jimdo.com/www14/o/s24a3fc37bbc0df57/img/i69bf32f74bafff75/1279199375/std/image.gif

"Личностно-ориентированная модель" составляет альтернативу первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: "Не рядом и не над, а вместе!” Его цель—содействовать становлению ребёнка как личности.'Это предполагает решение следующих задач : развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования                    (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определяемым канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей; исходя из задач, максимально полно развернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения — сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т. д.), создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни.

Ожидаемые результаты — расширение "степеней свободы” развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются познавательные и творческие способности.

Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает, "отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Не отменяет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общей системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый этап становления развитой личности.

Фундаментальной предпосылкой и воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье.

http://u.jimdo.com/www14/o/s24a3fc37bbc0df57/img/i69bf32f74bafff75/1279199375/std/image.gif


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Полезные ссылки для педагогов

           

                                                          

http://u.jimdo.com/www14/o/s24a3fc37bbc0df57/img/i69bf32f74bafff75/1279199375/std/image.gif

                                        

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПОРТАЛЫ

Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru

Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru 

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов  http://fcior.edu.ru

                                                                  

                                                              

http://u.jimdo.com/www14/o/s24a3fc37bbc0df57/img/i69bf32f74bafff75/1279199375/std/image.gif

                                                               

                                              В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ

https://sites.google.com/site/portfoliosamanskojnv/_/rsrc/1503740396370/home/pamatka-dla-vospitatelej-po-reseniu-mnogih-problem/poleznye-ssylki/ssilki.gif?height=92&width=400

www.pedsovet.org Сайт для активных и современных педагогов – форумы, обсуждения, семинары, возможность представить свой педагогический опыт, разнообразные конкурсы всероссийского уровня

www.festival.1september.ru Сайт является всероссийской площадкой для предоставления и распространения педагогического опыта

http://dob.1september.ru Журнал «Дошкольное образование»

www.dovosp.ru Сайт журнала «Дошкольное воспитание»

www.propaganda.ru Различные материалы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

www.dddgazeta.ru Методические материалы по обучению детей правилам дорожного движения; конкурсы для детей и педагогов

http://bukvar.edu.ru Электронные пособия для развития речи дошкольников

http://artclassic.edu.ru Коллекция: мировая художественная культура

http://music.edu.ru Музыкальная коллекция

http://zoology.edu.ru Коллекция: зоология

http://www.umapalata.com «Ума палата»

http://zagadka-ru.blogspot.com Загадочный мир: коллекция загадок

www.maaam.ru Сайт предоставляет возможность общения с коллегами из разных городов России.

http://www.leon4ik.com/load/0-3 Все для детского сада

http://skyclipart.ru/detsad/  Очень много материала для детского сада: оформление, папки-передвижки, наглядность, игры, картотеки, книги, портфолио и т.д.



Предварительный просмотр:

ОПЫТ "Молочная палитра"

Чтобы получить новый цвет, художники пользуются палитрами. Иногда они оказываются настолько красочными, что сами становятся похожими на картины. Смешать цвета можно не только на палитре, но и в молоке.
Что потребуется : цельное молоко, пищевые красители, средство для мытья посуды, ватные палочки, тарелка.

Опыт
Для молочной палитры подойдёт только цельное молоко. Налей его в тарелку. Добавь несколько капель красителей. Выбери разные цвета, тогда эффект будет намного интереснее. Добавляй красители аккуратно, чтобы они не смешались раньше времени.
Теперь остаётся только перемешать цвета. Для этого смочи ватную палочку в средстве для мытья посуды. Прикоснись её кончиком к поверхности молока в тарелке.

 http://detsadmickeymouse.ru/KIRILL/164/121.jpg


Результат 

Молоко начинает двигаться, а цвета смешиваться.

Объяснение 

Когда ты прикасаешься палочкой со средством для мытья посуды к молоку, то нарушаешь поверхностное натяжение. Это приводит к свободному перемещению пищевых красителей и их смешиванию. Кроме того, средство для мытья посуды вступает в реакцию с молекулами жира в молоке. Это ещё сильнее движет потоки молока с красителями.

http://u.jimdo.com/www14/o/s24a3fc37bbc0df57/img/i69bf32f74bafff75/1279199375/std/image.gif

ОПЫТ "Солнечное затмение"

У многих планет есть спутники. Это небесные тела меньшего размера, которые постоянно вращаются вокруг планеты. У Земли один спутник – Луна. Иногда Луна проходит между Землёй и Солнцем. В такие моменты ты можешь видеть не всё Солнце, а только его часть. Происходит солнечное затмение. Давай попытаемся воссоздать солнечное затмение дома.
Что потребуется : два шара разного размера, фонарик.

Опыт 
Пусть больший шар будет нашей планетой. Положи этот шар на стол. На расстоянии 20 см от «Земли» расположи меньший шар. Он будет изображать Луну.
Теперь нужно показать солнечный свет. Пусть фонарик играет роль Солнца. Посвети фонариком на «Землю» с расстояния в 60 см. «Луна» должна находиться между фонариком и «Землёй».


Результат 
На поверхности большого шара появится тёмное пятно. Оно будет светлее по краям и наиболее тёмным в центральной части. Если смотреть со стороны «Земли», то часть фонарика будет закрыта меньшим шаром.

Объяснение 
В моменты затмения Луна препятствует прохождению солнечных лучей. Она отбрасывает на Землю двойную тень. Тёмная средняя часть называется полной тенью, более светлые края пятна – полутенью.

 http://detsadmickeymouse.ru/KIRILL/164/107.jpg

http://u.jimdo.com/www14/o/s24a3fc37bbc0df57/img/i69bf32f74bafff75/1279199375/std/image.gif

ОПЫТ "Ледяные цветы"

Если на улице пасмурно и тепло, то может пойти дождь. Когда на дворе зима, то идёт снег. Маленькие снежинки очень красивые – они похожи на чудесные цветы. Такие ледяные цветы в морозный день ты сумеешь получить сам.
Что потребуется : мыльные пузыри.


Опыт 
Зимой на улице множество весёлых занятий. Ты можешь скатиться с горки, слепить снежную крепость или покататься на коньках, а ещё интереснее посмотреть на удивительные ледяные цветы.
В морозную погоду возьми с собой на улицу обычные мыльные пузыри. Попробуй провести такой эксперимент: выдуй мыльный пузырь на холоде.

 http://detsadmickeymouse.ru/KIRILL/164/102.jpg


Результат 

Вместо обычного мыльного пузыря получится ледяной шар с прекрасными узорами на нём!

Объяснение 
На морозе вода замерзает. На тонкой плёнке воды мыльного пузыря образуются иголочки льда. Эти иголочки начинают объединяться вокруг кристаллических центров пузыря. Поэтому на всей поверхности образуются необычные звёзды и узоры.

 
http://detsadmickeymouse.ru/KIRILL/164/101.jpg

                                

http://u.jimdo.com/www14/o/s24a3fc37bbc0df57/img/i69bf32f74bafff75/1279199375/std/image.gif

ОПЫТ "Что нужно растениям?"

В различных условиях растут разные растения. Кактусы приспособились к жизни в пустыне, где привычные нам виды не выживают. Есть, напротив, очень капризные растения, которые растут только в самых благоприятных условиях. Давай проверим, что нужно любому растению.
Что потребуется : три цветочных горшка с подставками, земля для растений, три одинаковых саженца, вода, блокнот с ручкой.

Опыт 
Набери в три горшка одинаковое количество земли. В каждом горшке сделай по отверстию. Помести в отверстия по одному ростку любого растения. Присыпь стебли землёй и полей.
Чтобы узнать наиболее благоприятные условия, нужно все три саженца выращивать разными способами.
Первый росток поставь в солнечное место и поливай каждые три дня. Второй саженец поставь рядом с первым, но не поливай вообще. Третий росток поставь в тёмный шкаф и поливай каждые три дня.

Результат 
Ежедневно отмечай в блокноте график роста саженцев. Через три недели сравни результаты. Первое растение будет самым большим и здоровым. Второе растение высохнет и умрёт через некоторое время. Саженец в шкафу будет активно расти. Это объясняется тем, что росток ищет свет.

Объяснение 
Итак, через три недели лучше всех вырастет первое растение. Это значит, что для благоприятного роста необходимы почва, солнечный свет и вода.

 http://detsadmickeymouse.ru/KIRILL/164/109.jpg

http://u.jimdo.com/www14/o/s24a3fc37bbc0df57/img/i69bf32f74bafff75/1279199375/std/image.gif

                                                   ОПЫТ "Получение пресной воды"

Почему нельзя пить морскую воду? В ней содержится большое количество соли, поэтому она не подходит для употребления. Пить можно только пресную воду. Очень интересно получить из морской солёной воды питьевую пресную.
Что потребуется : глубокий таз, тёплая вода, соль, немного камешков, плёнка, бельевая резинка.

Опыт 
Возьми глубокий таз и налей в него воды. Размешай в воде несколько столовых ложек соли. Теперь нужно приготовить стакан для питьевой воды. В чистый пластиковый стаканчик насыпь промытую гальку (камушки), после чего опусти его в таз. Стакан не должен всплывать, но необходимо, чтобы его края были выше уровня воды в тазу.
Сверху на таз натяни плёнку и закрепи. Центр плёнки над пластиковым стаканчиком немного продави. Положи в углубление пару камушков.

Результат 
Поставь таз на солнце. Через несколько часов в пластиковом стаканчике появится чистая питьевая вода. Теперь ты можешь не бояться жажды, ведь уже умеешь получать пресную воду.

Объяснение 
При нагревании вода из таза начинает испаряться. Соль тяжелее воды, поэтому она не испаряется. Чистая вода в виде пара поднимается к плёнке и оседает на ней капельками. Пресная вода стекает в стакан благодаря наклону плёнки.

 
http://detsadmickeymouse.ru/KIRILL/164/120.jpg

                                 

http://u.jimdo.com/www14/o/s24a3fc37bbc0df57/img/i69bf32f74bafff75/1279199375/std/image.gif

                                       ОПЫТ "Без чего не будет огня?"


Чтобы разгорелся огонь, нужны топливо и источник пламени. Огонь нельзя оставлять без присмотра, чтобы не случился пожар. Пламя напоминает живое существо. Это сходство ещё больше усиливается, когда узнаёшь, что огонь тоже дышит кислородом.
Что потребуется : стеклянная бутылка, марганцовка, перекись водорода, несколько лучинок, спички или зажигалка.


Опыт 
В окружающем воздухе содержится кислород, необходимый для дыхания. Получить чистый кислород можно с помощью простой химической реакции. Налей в бутылку немного перекиси водорода. Добавь крупинку марганцовки. Перекись начинает пузыриться, потому что выделяется кислород.
Подожги лучинку. Когда огонёк немного разгорится, аккуратно задуй его, чтобы на конце лучинки получился тлеющий уголёк. Пока реакция в бутылке не закончилась, опусти туда тлеющую лучинку.

Результат 
Чем ниже будет опускаться лучинка, тем сильнее будет тлеть уголёк. В самой нижней части лучинка снова загорится!

Объяснение 
Для поддержания пламени необходим кислород. При взаимодействии с ним вещества окисляются. Если окисляется горючее вещество, то выделяются тепло и свет. Происходит возгорание – появляется огонь.

 http://detsadmickeymouse.ru/KIRILL/164/112.jpg

                                                              

http://u.jimdo.com/www14/o/s24a3fc37bbc0df57/img/i69bf32f74bafff75/1279199375/std/image.gif

                                           ОПЫТ "Бумажный мост"

Если поставить на бумажный мост что-то тяжёлое, то он провалится. Но можно сделать и так, чтобы обычная бумага выдержала даже тяжёлый предмет.
Что потребуется : пустая стеклянная банка, две одинаковые стопки книг, два высоких устойчивых предмета, лист бумаги.

Опыт 
Положи на стол две одинаковые стопки из книг или два высоких устойчивых предмета. Между ними помести лист бумаги. Получился мостик. Проверь, какой вес выдержит такой мост. Например, поставь на него пустую стеклянную банку. Мост не сумел удержать такую тяжесть и провалился. Чтобы бумажный мост стал прочнее, его нужно укрепить. Для этого согни лист гармошкой и снова положи на книги. Теперь вместо гладкого получился ребристый бумажный мостик.

Результат 
Поставь ту же самую банку на новую переправу. Укреплённый мост не прогибается и легко выдерживает вес банки!

Объяснение 
Лист бумаги гнётся в любую сторону. При сгибании листа гармошкой получаются рёбра жёсткости. Чтобы согнуть их, необходимо приложить большее усилие. Поэтому бумажная гармошка не прогибается под весом банки.

 
http://detsadmickeymouse.ru/KIRILL/164/115.jpg

                                                                

http://u.jimdo.com/www14/o/s24a3fc37bbc0df57/img/i69bf32f74bafff75/1279199375/std/image.gif

                                         ОПЫТ "Ледяная рыбалка"

Чтобы поймать рыбку, нужно знать, что она любит. Одних можно поймать на хлеб или кашу, других – только на мясо. А если нужно поймать лёд? Оказывается, для него тоже можно подобрать наживку! Читай об этом в нашем опыте и проводи эксперимент самостоятельно или с друзьями.
Что потребуется : обычная нитка, кубик льда, миска с холодной водой, немного мелкой соли.

Опыт 
Пустим кубик льда свободно плавать в миске с водой. Теперь начинаем рыбалку. Опусти кончик нитки на кусочек льда. Лёд нужно «прикормить», насыпав на него немного соли.

Результат 
Главное качество рыбака – терпение. Подожди десять минут и потихоньку потяни за нитку. Кубик льда «клюнул», осталось только вытащить его из воды.

Объяснение 
Когда соль попадает на поверхность льда, она его немного подтапливает. В течение десяти минут соль растворится в воде. Чистая вода за это время приморозит нитку к кубику льда.

 http://detsadmickeymouse.ru/KIRILL/164/106.jpg

http://u.jimdo.com/www14/o/s24a3fc37bbc0df57/img/i69bf32f74bafff75/1279199375/std/image.gif

                                                                          ОПЫТ "Как достать клад"

Глубина морей и океанов всегда скрывает в себе тайны. На дне могут храниться клады и сокровища. Но даже с небольшой глубины нельзя извлечь предмет, не замочив рук. Попробуй достать из тарелки с водой монету так, чтобы пальцы остались сухими. Как это сделать – читай в нашем опыте.
Что потребуется : неглубокая тарелка, монета, жаростойкий стакан, лист бумаги, спички или зажигалка.

Опыт 
Возьми монету и положи её в тарелку с водой. Уровень воды должен быть немного выше монеты.
Сомни лист бумаги и положи его в стакан. Нужно сделать это так, чтобы, когда ты перевернёшь стакан, бумага не выпала сразу.
Аккуратно подожги лист и рядом с монеткой в тарелке быстро поставь вверх дном нагретый стакан. В результате бумага потухнет.

 http://detsadmickeymouse.ru/KIRILL/164/105.jpg


Результат 

Происходит чудо! Вся вода из тарелки собирается в перевёрнутый стакан. Теперь можно легко достать монету из тарелки. Руки при этом останутся абсолютно сухими!

Объяснение 
При горении бумаги воздух в стакане нагревается. Когда ты переворачиваешь стакан в тарелку с водой, воздух в нём начинает остывать. Холодный воздух занимает меньше места, поэтому в образовавшееся пустое пространство втягивается вода

http://u.jimdo.com/www14/o/s24a3fc37bbc0df57/img/i69bf32f74bafff75/1279199375/std/image.gif



Предварительный просмотр:

Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования

«Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя» — в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступает время, когда профстандарты из рекомендаций становятся обязательными нормами. Разберемся же, что собой представляет профессиональный стандарт для воспитателя и какое он имеет значение. 

Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту

Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?

Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

  • ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
  • профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?

Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:

  1. Общие сведения о стандарте
    В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится 
    профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
  2. Функциональная карта
    Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к
     профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:
  • обучения;
  • воспитания;
  • развития.
  1. Характеристика функций
    В этой части 
    профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
  2. Сведения о том, какие организации разработали профстандарт
    Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, 
    профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОСбыл разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.

В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

Апрель 2012 года.IIIтур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц».  ...

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

 Апрель 2012 года.III тур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц»....

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"...

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"

Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...