Занятие «Я-гражданин России» (с применением информационно-коммуникативных технологий)
материал (6, 7 класс) на тему

Занятие

«Я -гражданин России»

(с применением информационно-коммуникативных технологий)

 

Цель:

-создание условий для совершенствования гражданского самосознания обучающихся.

Задачи:

- познакомить ребят с правовыми документами.

- формировать положительное отношение к законам и обязательность их выполнения;

- способствовать формированию правовой культуры;

- развивать коммуникативные компетенции, творческие способности воспитанников;

-воспитывать активную жизненную позицию.

Оборудование, дидактический материал: правовые документы, раздаточный материал, ИКТ, толковый словарь С.И.Ожегова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-grazhdanin.ya-uchenik.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Занятие

«Я-гражданин. Я-ученик.»

(с применением информационно-коммуникативных технологий)

Социальный педагог

О.А.Приходина

ст. Попутная

Отрадненский район

Цель: 

-создание условий для совершенствования гражданского самосознания обучающихся.

Задачи: 

- познакомить ребят с правовыми документами.

- формировать положительное отношение к законам и обязательность их выполнения;

- способствовать формированию правовой культуры;

- развивать коммуникативные компетенции, творческие способности воспитанников;

-воспитывать активную жизненную позицию.

Оборудование, дидактический материал: правовые документы, раздаточный материал, ИКТ, толковый словарь С.И.Ожегова

Ход занятия

1. Приветствие.

Педагог: 

Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!  Я предлагаю поздороваться всем тем,

- кто родился зимой, летом, весной, осенью,

-кто пришел с хорошим настроением.

2. Повторение пройденного материала.

Педагог.

Вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии?

Ответы детей: 

Мы ознакомились с Конституцией РФ, с государственными символами Российской Федерации.

Педагог. Назовите их.

Ответы детей: гимн РФ, флаг РФ, герб РФ.

Вывод: Конституция – это права и обязанности гражданина РФ.

Каждый из вас должен знать свои права, обязанности, достойно вести себя в обществе, уважать труд старших, знать символику своей страны и др.

3. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию.

Педагог: 

Радостно от того, что мы с хорошим настроением собрались сегодня для серьезного разговора.

Ребенок.

Я – ребенок, я - человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Ребенок.

Я имею права на то, чтоб любить и на то, чтоб быть любимым,

Я имею права на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы Мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Педагог:

-Как вы думаете, ребята, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

-Сегодня мы поговорим с вами о правах ребенка. Слайд 1.

  1. Анализ ситуаций. Вспоминаем, то что знаем. Слайд 2

Мы часто встаём перед выбором: как поступить?

  • Помочь маме или пойти погулять?
  • Делать уроки или смотреть телевизор?
  • Нагрубить товарищу или решить спор по-дружески?
  • Сказать правду или промолчать?

Легко ли принять решение? От чего зависит ваш выбор?

Вывод: принимать решения не просто, но надо поступать по совести.

4. Предлагаемый образовательный  материал или информация.

Игра «Да – нет» Слайд 3

Педагог: Вам необходимо подставить слово «ДА» к тому качеству, которое позволяет человеку, на ваш взгляд, поступить по совести, в других случаях – «НЕТ».

Вспыльчивость

Торопливость

Осмотрительность

Аккуратность

Честность

Лживость

Уважение к людям

Уважение к себе

Безразличие

Справедливость

Педагог. Что такое справедливость? А несправедливость?

Из словаря С.И.Ожегова: «Справедливый – действующий беспристрастно, соответствующий истине». Приведите примеры справедливости и несправедливости. (Ребята приводят примеры из своей жизни).

Вывод: есть моральные и правовые отношения: в моральных отношениях человек руководствуется моральными правилами поведения, а в правовых – законами, деловым этикетом.

Педагог. Что значит быть справедливым, например, к одноклассникам? (Это значит проявлять свои достоинства. Не мешая, не препятствуя окружающим проявлять свои достоинства).

После обсуждения ребята выводят правило.

Правило: не мешайте другим и не давайте другим без надобности мешать себе; быть справедливым – значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки. Слайд 4.

Определяем основной вопрос урока. Знакомство с правовыми документами. Слайд 5

 Работа в паре.

Педагог. Прочитайте стихотворение и обсудите в паре, как вы поняли смысл этих строк:

Мама учит не прятать у сердца обид,

Сердцу трудно и так, зачем ему тяжесть такая?

Если слово ты дал - это слово навеки, гранит,

Если в гору идёшь, поднимайся, других не толкая.

                                                (С.Островой)

Высказывания ребят по парам.

Вывод: быть справедливым – значит использовать свои права, не нарушая при этом чужих прав.

Решаем проблему. Слайд 6

Работа в паре. Выберите название документа , где записаны права ребёнка.  Объясните , что такое право?

 Педагог. Посмотрите друг на друга. Все вы разные, у вас разные вкусы, интересы, черты характера, но все вы вместе – часть общества, в котором живёте, поэтому у вас одинаковые … (права).

Как называется документ, в котором записаны права ребёнка?

Педагог.  «Конвенция о правах ребёнка» - это документ, который провозглашает защиту прав каждого ребёнка в любой стране. Слайд 7

В каждой стране эти права закрепляются основным законом.

Это правовые документы. Почему их так называют?

Выводы: Право – это правило, по которому живут люди. Эти правила охраняются государством. Они определяют отношения людей в обществе.

Законы – это правила, которые устанавливает государство.

Ознакомление с основными правами Конвенции. Слайд 8 -19

На основании 54 статьи Конвенции каждый ребёнок имеет:

  1. Право на жизнь.
  2. Право на имя при рождении.
  3. Право на медицинскую помощь
  4. Право на образование
  5. Право на отдых и досуг, культурную и творческую жизнь.
  6. Право на заботу и воспитание родителями.
  7. Право на защиту от оскорблений, грубого обращения.

Педагог. Вы пользуетесь этими правами?  (После обсуждения ребята делают вывод)

Вывод: никто не имеет права обижать другого человека, унижать его, жестоко наказывать, мешать учиться, отдыхать, получать медицинскую помощь.

Применяем новые знания. Развиваем умения. Работа над созданием проекта «Кодекс класса» в группах. Слайд 20

(Каждая группа получает карточки с заданием, картинки, разрезной материал и лист А-3, куда наклеивают свои ответы )

1 группа. В виде аппликаций, рисунков создаёт знаки – памятки о правах ребёнка.

2 группа. Работает над обязанностями школьника, из данных предложений выбрать только те, которые относятся к обязанностям школьника.

  • добросовестно учиться
  • беречь только своё имущество
  • соблюдать этику поведения
  • соблюдать школьный режим
  • беречь школьное имущество
  • беречь своё здоровье и здоровье окружающих
  • соблюдать правила поведения
  • соблюдать чистоту и порядок
  • соблюдать технику безопасности
  • беречь своё здоровье

3 группа. Выделите те предложения, которые приемлемы для нашего класса.

  • каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать другого.
  • В классе должна существовать дружба только между  мальчиками и девочками в отдельности.
  • Все в классе равны, независимо от национальности, пола, убеждений.
  • В классе должен быть «вожак», которому все должны подчиняться и который будет руководить жизнью класса.
  • Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
  • В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
  • Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.
  • Наш класс – дружный коллектив , поэтому у нас всё общее. Можно взять любую вещь, которая тебе понравилась.
  • Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
  • Нужно всегда говорить только то, то что говорит учитель. Нельзя высказывать своё мнение.
  • Будь лично ответственным за свои слова и поступки.
  • Веди себя прилично на уроках, после уроков можешь шалить, баловаться.
  • Содержать в чистоте рабочее место, кабинет, установить график дежурства.
  • Следить за порядком и чистотой только своего рабочего места, остальное уберёт дежурный.

Отчёт по группам.

4.1 Обобщение.

Педагог. Какой вывод мы сможем сделать?

Вывод: Несоблюдение законов приводит к беспорядку, трагедии, угрозе жизни, здоровью. Важно помнить, что законы есть не только в документах разных уровней, но и в любом из нас.

4.2 Вывод.

Главный закон жизни – поступать по совести. Жить по законам правды, добра, чести нужно учиться с детства. Права и свободы человека возможны только при осуществлении каждым своих обязанностей.

4.3 Заключение.

Рефлексия. Слайд 21

 Педагог: Сейчас предлагаю вам сыграть ещё в одну игру. Поскольку «Конвенция о правах ребенка » – это международный документ, предлагаю вам встать и, взявшись за руки, изобразить земной шар. Продолжите такую фразу: «Для меня самое главное право – это …»

- право на жизнь;

- право на ФИО;

- право на воспитание в семье;

- право свободно выражать свое мнение, свои взгляды по всем вопросам;

- право на гражданство;

- право на образование;

- право на жилище;

- право на имущество;

- право на отдых и досуг;

- право на охрану здоровья и т.д.

5. Закрепление информации.

Творческое задание группам.

1 группа

В мире есть закон, что знает________________________________,

Все его Конвенцией _______________________________________.

Охраняет жизнь, здоровье __________________________________,

Их права на отдых и на _____________________________________.

Нам с тобою тот закон ______________________________________,

В жизни нам поможет очень _________________________________.

(Слова для справок: каждый, он, зовут, знаком, труд, граждан)

2 группа

Без устава школе быть _____________________________________,

Это знают даже ___________________________________________  .

«Надо» и Могу» в нём___________________________________,

Только изучить ты _______________________________________.

По «Уставу» будешь жить __________________________________,

И проблем не будет  _______________________________________.

(Слова для справок: едва ли, никогда, малыши, всегда, поспеши, прописали)

3 группа

Будет очень дружным _________________________________________,

Всё получится у _______________________________________________.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка

В своей статье я делюсь опытом опытом применения ИКТ на уроках русского языка в сельской малокомплектной школе....

Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии

Опытно-экспериментальная  работа по теме:«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии»....

Применение информационно-коммуникативных технологий в школе.

 В настоящее время всё большую роль во всех сферах деятельности, в том числе  и в образовании, начинают играть новые информационные  технологии. В законе  Российской Ф...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ВОКАЛОМ.

Век компьютерных технологий набрал такие обороты что уже, пожалуй, нет ни одной области  деятельности человека, где они не нашли бы свое применение.В дополнительном образовании актуальным в...

«Применение информационно-коммуникативных технологий в рамках учебно-тренировочного процесса с обучающимися на занятиях по баскетболу»

1.1 Современные образовательные технологии и актуальность их внедрения в образовательный процесс. ….............. .............4 1.2 Характеристика сов...

Применение информационно коммуникативных технологий на уроках и внеклассных занятиях по физике

Использование ИКТ обогащает содержание образования, позволяет сделать урок наглядным, содержательным, интересным для молодого поколения....

Коррекционно-развивающее занятие «Привычки и здоровье» (с применением информационно-коммуникативных технологий)

Целевая аудитория: несовершеннолетние начальных классов.Цель: воспитывать потребность в здоровом образе жизни, ответственность за своё здоровье.Задачи: предоставить воспитанникам объективную информаци...