Использование интерактивных средств и технологий в обучении
статья на тему

Миляева Оксана Ивановна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интерактивных средств и технологий в обучении

О.И. Миляева, заместитель директора по УВР

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Реформирование системы образования нацелено на то, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ, административных работников.

Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию и традиционных средствах обучения,  в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий. Достичь цели образования помогут новые педагогические и информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Возрастает роль и значимость информации как важнейшего фактора, определяющего характер и направленность развития педагогического процесса. Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивных средств обучения.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств – ускорить процесс усвоения учебного материала, то есть приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. П.И. Пидкасистый понимает под средством обучения материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний[1].

Условно все средства обучения можно разделить на следующие группы[2].

Интерактивные средства обучения – средство, которое обеспечивает возникновение диалога, то есть активные обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые виды учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. Интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения,  функционирующим на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

О.Г. Смолянинова рассматривает три формы интерактивности[3]:

1. Реактивная интерактивность: ученики отвечают на то, что им представляет программа. Последовательность задания определяется строго (линейная модель обучения). Приложения такого типа в качестве демонстрации или первоначального знакомства с изучаемым материалом.

2. Действенная интерактивность: ученики управляют программой. Они сами решают, выполнять задания в предлагаемом программой порядке или действовать самостоятельно в пределах приложения (нелинейная модель обучения). Приложения данного типа используют гипертекстовую разметку и имеют структуру электронных справочников, энциклопедий, баз данных. Нелинейная модель эффективна при дистанционном обучении.

3. Взаимная интерактивность: ученик и программа способны приспосабливаться друг к другу, как в виртуальном мире (модель «Управляемое открытие»). Модель позволяет обучаемому проводить исследования, преодолевая различные препятствия, решать отдельные задачи, структурировать последовательность задач. Содержание обеспечивается мотивационными игровыми, соревновательными, исследовательскими элементами. Примеры приложений этого вида – игры-приключения, тренажеры, практикумы, обучающие программы и др.

Интерактивность содержит широкий диапазон возможностей для влияния на курс и содержание информации:

  • Управление объектами на экране с помощью мыши;
  • Линейная навигация на экране с помощью вертикальной прокрутки;
  • Иерархическая навигация с использованием гиперссылок;
  • Диалоговая функция справки, которая наиболее эффективна, если  приспособлена к мгновенному информационному представлению;
  • Обратная связь, то есть реакция программы, дающая оценку качеству действий пользователя, и выводящаяся на экран, если дальнейший ход развития программы зависит от этой оценки;
  • Конструктивное взаимодействие, то есть обеспечение программой возможности для построения объектов (целей) на экране;
  • Рефлексивные взаимодействия, то есть хранение программой индивидуальных действий ученика для дальнейших исследований[3].

В настоящее время аппаратное и программное  обеспечение компьютера достигло такого уровня, что стало возможным реализовать на его основе электронный учебник, имеющий целый ряд преимуществ перед печатным изделием. Мультимедиа – это комплекс аппаратных программных средств компьютера, позволяющих объединять информацию, представленную в различных формах (текст, графика, звук, видео, анимация). Интерактивная доска – это удобный современный инструмент для эффективного проведения совещаний, деловых презентаций, семинаров и учебных занятий. Интерактивная доска – устройство, позволяющее лектору или докладчику объединить три различных инструмента: экран для отображения информации, обычную маркерную доску и интерактивный монитор[5].

Использование интерактивных средств обучения  в школе дает возможность:

  • Повысить у учащихся интерес к предмету;
  • Подготовить к самостоятельному усвоению материала;
  • Овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
  • Интеллектуально развивать учащихся;
  • Подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;
  • Расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта;
  • Повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся[4].

В нашей школе в учебных целях используется 79 компьютеров в 21 кабинете установлена интерактивная доска, 2 мобильных класса один из которых используется в кабинете физики Враговой Е.Г., а другой во внеурочной деятельности в 3 Б классе по курсу Лего-конструирование Миляевой О.И., за счет средств гранта на миллион приобретены: интерактивная система опроса, мобильный класс, акустическая система для кабинета английского языка.

Анализ посещенных уроков, бесед с учителями, наблюдение показали, что современный интерактивный ресурс -  интерактивная доска используется только как демонстрационный экран и лишь 27%  педагогов используют доску в режиме интерактивности, из этого процента педагогов четверо учителей нашей секции – это Столбова О.В., Врагова Е.Г., Кухтина Л.Н., Миляева О.И.

На основании решения экспертного совета № 1 от 10.11.2014г., с целью совершенствования педагогического мастерства в использовании интерактивных средств и технологий в обучения в 1 полугодии были проведены 2 семинара-практикума по теме: «Интерактивная доска – современный инструмент учителя». Один в ноябре месяце, где присутствовало 16 человек, из них 3 учителей нашей секции это Столбова О.В., Миляева О.И., Огнянова С.И.  Другой в декабре месяце, который был разбит на 2 дня из-за технических неисправностей. Присутствовало в целом на втором семинаре 18 учителей школы, из них 3 учителей нашей секции это Миляева О.И., Огнянова С.И., Чиркова Н.А.

В рамках семинаров учителя нашей секции участвовали и как выступающие и как участники практической деятельности при обучении. На мастер-классе Черных Г.Б. продемонстрировала работу инструментов интерактивной доски при решении геометрических задач, О.И. Миляева познакомила с интерактивными технологиями, необходимыми при подготовке к уроку. О.В. Столбова поделилась опытом по сохранению, экспорту и записи интерактивного конспекта. К.В. Богович провела мастер-класс по теме: «Прожектор, шторка, съемка – интерактивные инструменты доски». Поделилась своим опытом по теме: «Слои интерактивной доски, как инструмент  выявления причинно-следственных связей и закономерностей» Н.И. Смолянинова, в форме круглого стола провела свое занятие Оськина Н.Г. по теме: «Неограниченные возможности интерактивной доски на этапе закрепления знаний». О.И .Миляева провела практикум по теме: «Работа с объектами галереи интерактивной доски».

Семинары прошли на хорошем организационно-методическом уровне. Цели достигли, способствовали повышению профессионального мастерства в использовании интерактивных средств и технологий в обучения учителей школы.

Общеобразовательная школа сегодня немыслима без разнообразного и широкого применения технических средств обучения. Такие средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала. Поэтому применение интерактивных средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков учащихся.

Литература

  1. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого.-М.1998.
  2. Хозяинов Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса /Хозяинов  Г.И. //юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии.-М.:1998.-Т.5.-С.130-136.
  3. Нурмухамедов Г.М. О подходах к созданию электронного учебника //информатика и образование.-2006.-№5, С.104-107.
  4. Сайков Б.П. Информационная среда школы //Информатика, 2007.-№20, С.14-37
  5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании интерактивных средств в обучении учащихся

В 10-11 классах общеобразовательной школы в преподавании экономики упор делается на углубление знаний по основам экономической теории, и ее прикладным аспектам, изучение видов и форм предпринимательск...

Развитие познавательной активности обучающихся на основе использования интерактивных средств обучения.

Для развития познавательной активности обучающихся необходимо осуществлять поиск новых форм обучения - целенаправленных, четко организованных, содержательно насыщенных и методически оснащенных систем ...

Использование интерактивных средств при обучении информатике

Методическая разработка.Использование интерактивных средств при обучении информатике....

Использование интерактивных средств обучения на уроках математики

Развитие инновационных технологий и изменяющиеся запросы современного общества приводят к возрастанию роли интерактивных средств обучения на уроках математики....

Проектирование учебных мероприятий с помощью интерактивных средств и технологий обучения

В практике преподавания русского языка у меня сложилась своя отработанная система уроков с применением технологии развивающего обучения. В основе работы принципы деятельности, открытости, минимакса, с...

Музыкальное воспитание дошкольников посредством использования интерактивных средств обучения и цифровых образовательных ресурсов в современной информационной образовательной среде

laquo;Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин (Руководитель международной Лаборатории технологий «Образовани...