Об использовании интерактивных средств в обучении учащихся
материал по информатике и икт (10 класс) по теме

Носова Татьяна Михайловна

В 10-11 классах общеобразовательной школы в преподавании экономики упор делается на углубление знаний по основам экономической теории, и ее прикладным аспектам, изучение видов и форм предпринимательской деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, профессиональную ориентацию и овладение элементарными профессиональными навыками.

Уроки по предмету “Информатика и информационно-коммуникационные технологии” дают дополнительную возможность по овладению экономическими знаниями и позволяют закрепить теоретические понятия. 

В основу информационной поддержки уроков экономики легла идея компетентностного - ориентированного образования, которая является одним из ответов системы образования на социальный заказ. Компетентность как результат образования выражается в овладении учащимися определенным набором способов деятельности. В компетентностно - ориентированном образовании кардинально меняется роль учителя, который теперь должен стать организатором процесса обучения, обеспечивающим педагогическую поддержку и сопровождение деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Об использовании интерактивных средств в обучении учащихся

10 -11 классов на примере уроков экономики

Большое внимание в настоящее время уделяется формированию образовательной среды, которая помогала бы любому учащемуся развивать свои способности к самостоятельному поиску и открытию истины и практические умения решать принципиально новые жизненные задачи. Такой подход согласуется с общими передовыми тенденциями современной школы, ставящей на первый план задачи развивающего, проблемно-исследовательского и проектного метода обучения. Сейчас уже многим ясно, что эффективную информационную среду современной школы характеризуют не столько установленные компьютеры и уроки информатики, сколько уровень применения информационных и телекоммуникационных технологий во всем образовательном процессе. Использование интерактивных досок на уроках общеобразовательных дисциплин позволяют реализовать различные сценарии учебного процесса, современные деятельностные, индивидуализированные формы обучения, при которых учащийся ищет, собирает, анализирует, оценивает, отбирает, организует и передает информацию, создает новые информационные объекты самостоятельно и во взаимодействии с другими учащимися и учителем, планирует, проектирует и материализует объекты и процессы.

Интерактивные устройства позволяют получить компьютерный монитор размером со школьную доску или больше. И это не просто монитор, а интерактивный монитор: не отходя от доски, преподаватель управляет компьютером, печатает текст, рисует. Стоя у электронной доски, преподаватель использует вместо мыши электронный маркер, вместо обычной клавиатуры – экранную клавиатуру. Изображение обеспечивает цифровой проектор.

В моем учебном опыте преподавания экономики в старших классах интерактивная доска играет далеко не последнюю роль. С ее помощью легче объясняется учебный материал, рисуются схемы, таблицы, так же легко они изменяются при моделировании различных экономических законов с изменяющимися исходными данными.

Наглядность и интерактивность (возможность активно работать с компьютером прямо на доске) – вот основное преимущество интерактивной доски.

Интерактивные доски соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Работая с интерактивной доской, учитель имеет возможность создавать нестандартные наглядные образы, необходимые для каждого этапа на конкретном уроке, которых нет ни в каком другом источнике.

В 10-11 классах общеобразовательной школы в преподавании экономики упор делается на углубление знаний по основам экономической теории, и ее прикладным аспектам, изучение видов и форм предпринимательской деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, профессиональную ориентацию и овладение элементарными профессиональными навыками.

Уроки по предмету “Информатика и информационно-коммуникационные технологии” дают дополнительную возможность по овладению экономическими знаниями и позволяют закрепить теоретические понятия.

В основу информационной поддержки уроков экономики легла идея компетентностного - ориентированного образования, которая является одним из ответов системы образования на социальный заказ. Компетентность как результат образования выражается в овладении учащимися определенным набором способов деятельности. В компетентностно - ориентированном образовании кардинально меняется роль учителя, который теперь должен стать организатором процесса обучения, обеспечивающим педагогическую поддержку и сопровождение деятельности учащихся.

При изучения курса экономики в нашей школе на уроках используются компьютеры и интерактивная доска. В результате освоения материала учащиеся должны знать:

  • виды информационных технологий; способы применения ИКТ для получения информации в различных предметных областях;
  • что такое моделирование, формы представления моделей, типы информационных моделей;
  • приемы обработки информации, способы интеграции данных разных форм и документов;
  • принципы обработки экономической информации в среде табличного процессора EXCEL.

Должны уметь:

  • работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • применять табличный процессор EXCEL в изучении экономики при выполнении индивидуальных и коллективных проектов;
  • строить информационные модели объектов и процессов из экономики;
  • на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием табличного процессора Microsoft Excel.;
  • применять полученные навыки работы на компьютере для решения экономических задач;
  • проводить исследование полученных на компьютере результатов;
  • осуществлять поиск необходимой информации в Интернете и анализировать полученную информацию.

Использование интерактивной среды на уроках экономики ставит своей целью формирование у учащихся современного научного мировоззрения, развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов; освоение приемов использования информатики и  информационных технологий в образовательном процессе, в частности, при изучении экономики, а также в их повседневной и будущей жизни; формирование навыков использования построения экономических моделей, закрепление экономических знаний с помощью решения задач, построения графиков, диаграмм, иллюстрирующих те или иные экономические понятия.

Пример тематического планирования уроков по курсу «Исследование моделей в экономике с использованием электронных таблиц» в 10 классе (1 час в неделю)

Тема урока

Часы

1. Введение в моделирование, EXCEL – инструмент для решения задач моделирования.

7 часов

1

1.1. Моделирование как метод познания. Типы информационных моделей.

1

2

1.2. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

1

3

1.3. Общие  сведения для работы с электронными таблицами Excel.

1

4

1.4. Типы данных, ввод данных в ячейку.

1

5

1.5. Перемещение, копирование и вставка формул.

1

6

1.6. Оформление таблицы, построение диаграмм.

1

7

1.7. Контрольная работа.

1

2. Граница производственных возможностей

3 часа

8

2.1. Проблема выбора, понятие альтернативной стоимости.

1

9

2.2. Решение задачи ограниченности ресурсов.

1

10

2.3. Моделирование различных вариантов производства двух товаров, построение графиков. Анализ полученных результатов.

1

3. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на спрос.

4 часа

11

3.1. Опорные теоретические понятия темы. Построение графика.

1

12

3.2. Исследование влияния неценовых факторов на спрос.

1

13

3.3. Моделирование спроса на товар или услугу. Построение кривой спроса.

1

14

3.4. Анализ влияния различных факторов на изменение спроса.

1

4. Предложение, закон предложения, факторы, влияющие на предложение.

4 часа

15

4.1. Опорные теоретические понятия темы. Построение графика.

1

16

4.2. Исследование влияния неценовых факторов на предложение.

1

17

4.3. Моделирование предложения на товар или услугу. Построение кривой предложения.

1

18

4.4. Анализ влияния различных факторов на изменение предложения.

1

5. Рыночное равновесие, равновесная цена.

8 часов

19

5.1. Опорные теоретические понятия темы. Построение графиков спроса и предложения, определение равновесной цены. Дефицит, излишки.

1

20

5.2. Исследование реакции рынка на изменение спроса и предложения.

1

21

5.3. Моделирование рыночного равновесия. Построение кривых спроса и предложения.

1

22

5.4. Графическое определение равновесной цены и равновесного количества.

1

23

5.5. Определение объема дефицита.

1

24

5.6. Определение объема излишка.

1

25

5.7. Анализ влияния изменений спроса и предложения на рыночную цену.

26

5.8. Контрольная работа.

6. Эластичность спроса и предложения.

8 часов

27

6.1. Опорные теоретические понятия темы. Эластичность спроса по цене, доходу, перекрестная эластичность.

1

28

6.2. Расчет коэффициентов эластичности. Исследование факторов, влияющих на эластичность.

1

29

6.3. Моделирование эластичности спроса по цене.

1

30

6.4. Моделирование эластичности спроса по доходу и перекрестной эластичности.

1

31

6.5. Моделирование эластичности предложения.

1

32

6.6. Исследование влияния различных факторов на относительное изменение эластичности спроса и предложения.

1

33

6.7. Анализ полученных результатов.

1

34

6.8. Контрольная работа.

1

ВСЕГО

34 часа

Литература

  1. Н.Угринович Информатика и информационные технологии.. Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2002г.
  2. Под ред. проф.С.И.Иванова. Основы экономической теории., ч.1 и ч.2, изд-во «ВИТА-ПРЕСС», МОСКВА, 2002 г.
  3. Ю.Шафрин. Информатика и информационные технологии. М., лаборатория базовых знаний, 2002г.
  4. Информатика. Под ред.Н.В.Макаровой.  10-11 класс. Базовый курс. СПб, ПИТЕР, 2003г.
  5. Галишникова Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения // Учитель. - 2007. - № 4. – с. 8 – 10.
  6. Интерактивные технологии в образовании// учебно-методический комплекс// Российский государственный гуманитарный университет. – Москва, 2005. – 21с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности обучающихся на основе использования интерактивных средств обучения.

Для развития познавательной активности обучающихся необходимо осуществлять поиск новых форм обучения - целенаправленных, четко организованных, содержательно насыщенных и методически оснащенных систем ...

Использование интерактивных средств при обучении информатике

Методическая разработка.Использование интерактивных средств при обучении информатике....

Использование интерактивных средств обучения на уроках математики

Развитие инновационных технологий и изменяющиеся запросы современного общества приводят к возрастанию роли интерактивных средств обучения на уроках математики....

Музыкальное воспитание дошкольников посредством использования интерактивных средств обучения и цифровых образовательных ресурсов в современной информационной образовательной среде

laquo;Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад» Анатолий Гин (Руководитель международной Лаборатории технологий «Образовани...

Курс повышения квалификации в объеме 72 часа по теме: «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных средств электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстано

Курс повышения квалификации в объеме 72 часа по теме: «Использование современных дистанционных технологий и интерактивных средств электронного обучения в организации образовательного процесса в ...