ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья на тему

Денисова Анна Владимировна

Развитие  системы профориентации рассматривается как один из гарантов соблюдения государством прав граждан на труд и выбор профессии.

Профориентация – научно-практическая система государственных мероприятий по подготовке подрастающего поколения к осознанному выбору профессии. Важнейшим условием взаимодействия государства, самоопределяющейся личности и профконсультанта, выступающего посредником между ними, является нормативно-правовая база.

Важность профориентационной деятельности обусловлена основными направлениями развития российской системы образования. Для понимания целостности картины развития нормативной базы профориентационной деятельности в образовательном учреждении, необходимо проанализировать динамику трансформации понятия «профориентация» в Российской Федерации.

Из Положения о профориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации (1996 год):

Профориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010 года:

Профориентация - одно из направлений программы воспитания и социализации обучающихся для оказания психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении.

Комплекс мер по проведению профессиональной ориентации

4

 учащихся образовательных учреждений общего образования

предусматривает: нормативное правовое обеспечение мероприятий на федеральном и региональном уровнях, определяющих проведение профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования.

Таким образом, знание правовых основ профориентационной работы в общеобразовательном учреждении является неотъемлемой частью квалифицированной деятельности специалистов, отвечающих за данное направление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovye_osnovy._gotovo.docx179.35 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Отдел образования Администрации Петроградского района

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр диагностики и консультирования, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи  

Петроградского района Санкт-Петербурга

«Психолого-педагогический центр «Здоровье»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Методическое пособие

Санкт-Петербург

2017

Составители: Денисова А.В., методист опорного центра по профориентации, педагог-психолог ППЦ «Здоровье».

Ямщикова О.А., педагог-психолог, методист ППЦ «Здоровье».

Рецензент: Кочубей Н.И., директор, методист ППЦ «Здоровье».

В методическом пособии представлены правовые основы профориентационной работы в образовательном учреждении.

Методическое пособие адресуется специалистам, ведущим профориентационную работу в общеобразовательных учебных заведениях.

                       

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...4                                                                 

1.        Обзор системы нормативно-правовой базы

профориентационной работы в школе………………..…………....…6                        

1.1.        Международные документы        ………………………………8                        

1.2.        Нормативные документы федерального уровня……..…....13

1.3.        Нормативные документы регионального уровня…….…...24                

1.4.        Нормативные документы муниципального уровня………25

1.5.        Нормативные документы образовательной организации..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………27

Приложение 1. Номенклатура российского банка

Методических материалов по профориентации……………………28

Приложение 2.  Список сертифицированной

научно-методической продукции по профориентации…………….29

Приложение 3. Положение о структурном

подразделении "Районный опорный центр по

организационно методическому сопровождению

профессионального самоопределения учащихся

Петроградского района"………………………………………….….32

Глоссарий ……………………………………………………...…..…36

Полезные ссылки……………………………………….………...…..40

ВВЕДЕНИЕ

Развитие  системы профориентации рассматривается как один из гарантов соблюдения государством прав граждан на труд и выбор профессии.

Профориентация – научно-практическая система государственных мероприятий по подготовке подрастающего поколения к осознанному выбору профессии. Важнейшим условием взаимодействия государства, самоопределяющейся личности и профконсультанта, выступающего посредником между ними, является нормативно-правовая база.

Важность профориентационной деятельности обусловлена основными направлениями развития российской системы образования. Для понимания целостности картины развития нормативной базы профориентационной деятельности в образовательном учреждении, необходимо проанализировать динамику трансформации понятия «профориентация» в Российской Федерации.

Из Положения о профориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации (1996 год): 

Профориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010 года:

Профориентация - одно из направлений программы воспитания и социализации обучающихся для оказания психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях профессионального образования, а также в социальном,

4

профессиональном самоопределении. Комплекс мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования предусматривает: нормативное правовое обеспечение мероприятий на федеральном и региональном уровнях, определяющих проведение профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования.

Таким образом, знание правовых основ профориентационной работы в общеобразовательном учреждении является неотъемлемой частью квалифицированной деятельности специалистов, отвечающих за данное направление.

5

Обзор системы нормативно-правовой базы профориентационной работы в школе

Профориентации является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения. Основные цели профориентации как важнейшего элемента государственной кадровой политики определяются следующим образом:

– обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

– достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

– прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности.

Развитие профориентации во многом определятся состоянием ее нормативно-правовой базы.

Нормативно-правовая база - это совокупность законов, постановлений, распоряжений, инструкций и прочих нормативных документов, регулирующих деятельность в определенном секторе общественной жизни. Нормативно-правовая база  соединяет уровни федерального, областного и муниципального законодательства. Началом такой вертикали является

закон, принятый на федеральном уровне, и носящий

рамочный характер, то есть определяющий основные положения по применению тех или иных норм.

Конкретные нормативно-правовые акты принимаются затем на региональном и муниципальном уровнях. Уровень общеобразовательной организации предполагает создание нормативной документации, необходимой для работы конкретного образовательного учреждения, например, создание и порядок работы кабинета профессиональной ориентации в общеобразовательной школе, требования, предъявляемые к профконсультанту.

На рис.1 представлены уровни нормативно-правовой базы, регламентирующие профориентационную работу в общеобразовательной организации.                                                6

 

Рис.1. Уровни нормативно-правовой базы, регламентирующие профориентационную работу в общеобразовательной организации

Нормативная документация – это совокупность официальных документов, регламентирующих на государственном/региональном уровне обязательность применения нормативов, стандартов и правил.

Локальный нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Нормативно-правовое обеспечение предполагает разработку собственных или освоение уже имеющихся легитимно принятых и утвержденных нормативно-правовых актов и иных документов, регламентирующих вопросы организации профориентационной работы. Базой, необходимой для организации профориентационной работы в образовательном учреждении, являются документы нормативно-правового характера, принимаемые на различных уровнях.

7

1.1.        Международные документы

1. Всеобщая декларация прав человека (Принята резолюцией 217А (111) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948).

Ст.23. 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

2. Декларация прав ребенка (Принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.)

Принцип 1. Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. 

Принцип 2. Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным

соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

8

Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.  Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.  Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права. 

Принцип 10. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей. 

3. Конвенция о правах ребенка

(20 ноября 1989 г., Нью-Йорк).

Ст.28, п.1: – гарантируется право на образование.

Ст.29, п.1а: гарантируется «развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме».

Ст.32: Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

9

4. Рекомендация Международной Организации Труда № 150 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов «(Женева 23.06.1975 г.)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. 1) В целях настоящей Рекомендации определение терминов "ориентация" и "подготовка" термином "профессиональная" означает, что ориентация и подготовка направлены на определение и развитие способностей человека к продуктивной и удовлетворяющей его трудовой жизни и, вместе с различными формами образования, на развитие способности отдельного лица сознавать и, индивидуально или коллективно, оказывать влияние на условия труда и на социальную среду.

II. ПОЛИТИКА И ПРОГРАММЫ

2. Эти политика и программы должны должным образом учитывать:
a) потребности, возможности и проблемы занятости как на региональном, так и на национальном уровне;

b) стадию и уровень экономического, социального и культурного развития;

c) взаимосвязь между развитием людских ресурсов и другими экономическими, социальными и культурными целями.

9. Расширяя охват своих систем профессиональной ориентации, государства-члены должны уделять особое внимание:

a) оказанию помощи детям и подросткам в школе в достижении правильного понимания ценности и значения труда, а также мира труда, и в ознакомлении с условиями труда в возможно более широком круге профессий, с учетом возможностей занятости и карьеры, которые могут открываться перед ними, а также с требованиями, предъявляемыми к желающим воспользоваться этими возможностями;

11. Государства-члены должны, в первую очередь, стремиться: к привлечению внимания молодых людей к важности выбора общего и профессионального образования, учитывая в полной мере существующие перспективы занятости и направления экономического и социального развития, а также их личные склонности и интересы;

10

13.1) Там, где это применимо, соответствующие тесты на способности и склонности, а также другие виды экзаменов, должны быть доступны для использования в профессиональной ориентации.

2) Такие тесты и другие виды экзаменов должны использоваться только при согласии лица, стремящегося получить ориентацию, и в сочетании с другими методами выявления личных качеств; они должны проводиться только специалистами.

3) Результаты, получаемые в результате применения таких тестов и других видов экзаменов, не должны передаваться третьему лицу без предварительного согласия со стороны экзаменуемого лица.

14. 1) В случае применения в профессиональной ориентации тестов и других видов экзаменов, они должны быть унифицированы по возрастному признаку, по группам населения и уровню культуры, и отвечать конкретным целям, для которых они используются.

2) Должна иметься постоянная программа по разработке и пересмотру норм, через регулярные промежутки времени, таких тестов и других видов экзаменов для учета изменяющихся условий и образа жизни.

X. ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

67. Все работники, проводящие профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку, должны часто иметь возможность повышать и обновлять свои знания в социальной, экономической и технической областях, а также в области психологии, относящихся к их специальности, и изучать новые методы и технику, применимые к их работе.

5. Конвенция Международной Организации Труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Женева 23.06.1975 г., ратифицирована в СССР в 1979 г).

Статья 1. Каждый Член Организации принимает и совершенствует всесторонние и координированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки,

11

связанные с занятостью, в частности через государственные службы занятости.

Статья 2. В вышеуказанных целях каждый Член Организации разрабатывает и совершенствует открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее.

Статья 3. Каждый Член Организации постепенно расширяет свои системы профессиональной ориентации и системы постоянной информации относительно занятости, с целью обеспечения того, чтобы всесторонняя информация и наиболее широкая ориентация являлись доступными детям, молодым людям и взрослым, включая соответствующие программы для лиц с физическими и умственными недостатками. Такие информация и ориентация охватывают выбор профессии, профессиональную подготовку и связанные с нею возможности образования, положение и перспективы в области занятости, перспективы продвижения по работе, условия труда, безопасность и гигиену труда, а также другие аспекты трудовой жизни в различных областях экономической, социальной и культурной деятельности и на всех уровнях ответственности.

Статья 4. Каждый Член Организации постепенно расширяет, приспосабливает и гармонизирует свои системы профессиональной подготовки с тем, чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех секторах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности.

Статья 5. Политика и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки подготавливаются и осуществляются в сотрудничестве с организациями работодателей и работников, и, — когда необходимо и в соответствии с национальным законодательством и практикой — с другими заинтересованными органами.

12

6. Европейская социальная хартия (Принята 18 октября 1961 г. в Турине и пересмотрена 3 мая 1996г. в Страсбурге. Подписана РФ 14 сентября 2000 г., ратифицирована в октябре 2009 г.).

Статья 9. Право на профессиональную ориентацию. В целях обеспечения эффективного осуществления права на профессиональную ориентацию Стороны обязуются предоставлять или поощрять, по мере необходимости, оказание услуг, которые помогают всем лицам, в том числе инвалидам, решать проблемы, связанные с выбором профессии или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости. Эта помощь должна предоставляться бесплатно как молодежи, включая школьников, так и взрослым.

1.2. Нормативные документы

федерального уровня

1. Конституция Российской Федерации, 12 декабря 1993 г.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Статья 43        

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

13

2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Принят Государственной Думой 3 июля 1998 г. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г.

Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости

1. В соответствии с законодательством РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

  1. 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и  принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации

14

получения образования в течение всей жизни;

11) общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

1. (…) Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

4. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21.06.13 г. Одобрен Советом Федерации 26.06.13г.

Статья 7.1.

1. К полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, относятся:

3) оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг:

организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения.

Статья 9.

1. Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения.

15

Статья 15.

2. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на: оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

5. Трудовой кодекс Российской Федерации Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.

ГЛАВА 11. Заключение трудового договора

Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

6. Национальная образовательная инициатива  «Наша новая школа» Утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271

В условиях решения стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей

16

жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе.

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем.

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

7. Поручение Президента Российской Федерации от 19.03. 2011 г. № Пр-634.Утверждены Президентом РФ по итогам совещания по вопросам государственной политики в сфере занятости населения, состоявшегося 01.03.11г.

 п. 2: Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по  проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования.

Комплекс мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования предусматривает: нормативное правовое обеспечение мероприятий на федеральном и региональном уровнях, определяющих проведение профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования; организационно-методическое обеспечение на федеральном и региональном уровнях, реализацию рекомендации по разработке и реализации программ социализации    и    профессиональной    ориентации    учащихся;    создание    сети учреждений, реализующих мероприятия по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования; информационно-методическое обеспечение на федеральном и региональном уровнях, включающее мониторинг эффективности реализации комплекса мер; психолого-педагогическое сопровождение учащихся образовательных учреждений общего образования; совершенствование программ (планов) массовых мероприятий; информирование обучающихся и членов их семей по

17

вопросам профессиональной ориентации через средства массовой информации и сеть Интернет; кадровое обеспечение, которое предусматривает ряд мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогических и руководящих работников образования по вопросам профессиональной ориентации учащихся.

8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года /Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р

Улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования предполагает:

- развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда.

9. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 гг. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р

Долгосрочная стратегия развития российского образования ориентирована на создание системы сред и сервисов для удовлетворения разнообразных образовательных запросов населения и подрастающего поколения, поддержки самообразования и социализации.

Основным механизмом обновления содержания общего образования и модернизации условий его получения станет внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Субъектам РФ рекомендуется принимать необходимые меры для повышения профессионального уровня педагогических кадров, привлечения талантливых, в том числе молодых, педагогов в систему образования. В том числе через такие меры, как: привлечение к педагогической деятельности (в том числе к работе с

18

мотивированными и одаренными детьми, программам профильного образования, профессиональной ориентации) специалистов в конкретных областях знания, культуры, техники, бизнеса, не имеющих педагогического образования.

10. О сертификации методических материалов по профориентации /Письмо ФСЗ РФ от 26.07.94 №П-3-11-906/

Утверждена номенклатура российского банка методических материалов по профориентации (Приложение 1).

Сертифицирована научно - методическая продукция по профориентации (Приложение 2).

11. «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». Постановление Минтрудсоцразвития России от 27.09.1996 г. № 1.

Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда.

Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально - квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее

19

соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

Профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.                                                                      

Профессиональная ориентация осуществляется в целях:

  • обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
  • достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
  • прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
  • содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

Основные методы профессиональной ориентации:

  • информирование - индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);
  • психологическое и медицинское консультирование;
  • психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;
  • различные педагогические методы.

20

Государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации представляет собой совокупность государственных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социально - психологической защиты граждан.

Компетенция в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения: образовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) и специальные (коррекционные) учреждения для учащихся с отклонениями в развитии совместно с организациями здравоохранения, учитывая местные условия и интересы обучающихся, на основе государственных стандартов и нормативов: обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений; проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу; формируют у учащихся общеобразовательных учреждений сознательный подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося с учетом потребности региона в кадрах; привлекают учащихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии; организуют профессиональное просвещение и консультирование учащихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах; организуют дифференцированное обучение учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей; обеспечивают органическое единство психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в образовательные учреждения профессионального образования; используют возможности психологических служб, организуемых в образовательных учреждениях, для организации и проведения профориентационной работы.

21

Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой молодежи к труду в условиях рыночной экономики, формированием у подрастающего поколения соответствующих мотиваций к труду, осознанному планированию и выбору рода будущей профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей каждого, а также требований профессий и рынка труда является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входит в круг обязанностей их педагогических коллективов.

12. Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации /Приказ Министерства образования РФ от 22.10.1999

№ 636/

Целями Службы являются:

 содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;

 оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

К основным направлениям деятельности Службы относятся:

-психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

22

13. ФГОС основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

  • Портрет выпускника основной школы.
  • Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.
  • Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.
  • Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
  • Фонд дополнительной литературы.

14. Концепция профильного обучения. Приложение к Приказу Минобразования России от 18 июля 2002 г. № 2783

Возможные формы организации профильного обучения:

1. Модель внутришкольной профилизации:

Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

2. Модель сетевой организации:

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.

15. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Проект разработан в соответствии
с Гос.заданием Минобрнауки РФ  ФГАУ ФИРО на 2012 г. и плановый период 2013-2014 гг.

«Точки роста» в сфере сопровождения самоопределения: опыт организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в ряде регионов; опыт создания и деятельности государственных специализированных организаций – Центров профориентации и др. различного подчинения в некоторых субъектах федерации.

23

1.3. Региональные нормативные документы

  • Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020»

  • Городская программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга 2009-2011 гг.

  • Распоряжение комитета по образованию Санкт-Петербурга №30-р от 18.01.2006 « Об утверждении Межведомственной программы профессиональной ориентации молодежи на профессии приоритетных отраслей экономики Санкт-Петербурга, направленной на обеспечение трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников начального профессионального образования»

  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2016 N 170 «Об утверждении Порядка взаимодействия исполнительных органов

государственной власти Санкт-Петербурга и работодателей для оценки потребности в квалифицированных рабочих и специалистах по профессиям и специальностям среднего профессионального образования» утвержден Порядок взаимодействия ИОГВ и работодателей, разработанный Комитетом по образованию.

  • Об организации в 2016 году деятельности по признанию профессиональных образовательных учреждений ресурсными центрами подготовки специалистов Санкт-Петербурга.

24

1.4.        Нормативные документы

муниципального уровня

В качестве примера нормативно-правовой базы по профориентационной работе в образовательном учреждении представляем Положение о структурном подразделении "Районный опорный центр по организационно методическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся Петроградского района" ( Приложение 3)

1.5.Нормативные документы

образовательной организации

Издаются  на основе и во исполнение законодательства об образовании, Устава образовательной организации.

  • Положение о профориентационной работе в общеобразовательном учреждении;
  • Положение о Центре профориентационной работы;
  • Положение о Кабинете профориентации;
  • Положение о Совете профессиональной ориентации;
  • Положение о годичной команде педагогов;
  • Программа организации профориентационной работы в общеобразовательном учреждении.
  • Примерная (экскурсионная) образовательная профориентационная программа для учащихся общеобразовательного учреждения.

25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональная ориентация – это комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.

Профессиональная ориентация представляет собой систему мер по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям.

Профориентация сегодня входит в систему дополнительного образования и является неотъемлемым звеном в формировании обучающихся, стоящих на пути выбора профессионального учебного заведения и дальнейшего профессионального пути.

Как и любая структура образования, профориентация регламентируются законодательством и нормативными правовыми актами.

Каждый специалист, занимающийся профориентационной деятельностью, должен знать правовые основы профориентации в образовательном учреждении и владеть системой организации профориентации обучающихся.

26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Письмо В. В. Путину О разработке «Федеральной программы профессиональной ориентации молодёжи и других социальных групп населения России до 2020 года» (Антосенков Е. Г., Чистякова С. Н., Сухарева Л. М., Апостолов О. П., Пряжников Н. С., Серебряков А. Г., Родичев Н. Ф.).
  2. Электронный ресурс: www.Профессиональная ориентация. рф/news Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе (Чистякова С. Н., Пряжников Н. С., Родичев Н. Ф.). www.academia-proforint.ru
  3. Кравчук Л. А. К вопросу о современной профориентации и профориентационных услугах//Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 94-97.
  4. Милославский В. Г., Алиева Н. Х., Соловьев С. М., Компилецкая О. Д., Казиев Т. Р. Теория и практика профориентации в России: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 905-911.
  5. Официальный сайт: сайт Президента Российской Федерации http://kremlin.ru/ [Электронный ресурс]
  6. Официальный сайт: Профориентация и карьера для молодежи — Образовательная Интернет сеть «Траектория успеха» http://школа-профориентация.рф/ [Электронный ресурс]

27

Приложение 1

Номенклатура российского банка методических  материалов по профориентации

I. Профессиограммы

1. Новые (рыночные) специальности и профессии (50 наименований)

2. Профессии и специальности, пользующиеся спросом на рынке труда (200 наименований)

II. Психодиагностические методики

1. Реагирование в ситуации конфликта

2. Шкала личностной тревоги

3. Шкала ситуативной тревоги

4. Модифицированный тест Лейтеса

5. Тест - опросник Кэттела (формы А и С)

6. Мотивация достижений (муж. и жен. формы)

7. Уровень субъективного контроля

8. Тест - опросник Айзенка (форма 1)

9. Исследование объема внимания (ф. А, Б, 5 x 5)

10. Ист-А (Ф. А)

11. Прогрессивные матрицы Равена

12. Общеэкономическая эрудиция

III. Методики оценки профессиональных интересов и склонностей

1. Дифференциальный диагностический опросник

2. Опросник профессиональной готовности

3. Опросник "Коммуникативные и организаторские склонности"

4. Методика Голланда                                              

28

Приложение 2

 

Список сертифицированной научно-методической продукции по профориентации

I. Профессиограммы профессий (специальностей)

1. Аппаратчик

2. Аудитор

3. Бармен

4. Бетонщик

5. Биржевой маклер

6. Брокер

7. Бухгалтер

8. Водитель грузовых машин

9. Водитель погрузчика

10. Водитель трамвая

11. Водитель троллейбуса

12. Водитель электро- и автотележки

13. Воспитатель детского сада

14. Вышивальщица вручную

15. Вышивальщица на вышивальных машинах и полуавтоматах

16. Вышивальщица на машине

17. Вязальщица трикотажных изделий

18. Геодезист

19. Гончар

20. Гравер

21. Гувернер

22. Делопроизводитель

23. Дизайнер

24. Жестянщик

25. Закройщик

26. Заточник

27. Каменщик

28. Коммерческий агент

29. Кондитер

30. Контролер деталей и приборов

31. Косметолог

32. Кровельщик

33. Кружевница

34. Машинист бульдозера

35. Лаборант химического анализа

29

36. Маникюрша

37. Маркетолог

38. Машинист автокрана

39. Машинист башенного крана

40. Машинист экскаватора

41. Менеджер

42. Младшая медицинская сестра (санитарка)

43. Модельер - конструктор обуви

44. Монтажник железобетонных конструкций

45. Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов

46. Налоговый инспектор

47. Намотчик катушек

48. Облицовщик - плиточник

49. Обувщик

50. Оператор котельной

51. Оператор электронных вычислительных машин (ЭВМ)

52. Операционист

53. Парикмахер

54. Паркетчик

55. Педикюрша

56. Плотник

57. Повар

58. Продавец

59. Профконсультант

60. Секретарь - машинистка

61. Секретарь - референт

62. Сестра милосердия

63. Слесарь - инструментальщик

64. Слесарь механосборочных работ

65. Слесарь - ремонтник

66. Слесарь - сантехник

67. Слесарь по ремонту автомобилей

68. Специалист по социальной работе, социальный работник

69. Страховой агент

70. Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства

71. Токарь

72. Фельдшер

73. Фермер

74. Фрезеровщик

75. Швея

76. Шлифовщик

30

77. Штукатур - маляр

78. Эколог

79. Электрогазосварщик

80. Электромонтажник по осветительным системам и освещению

81. Электромонтер

82. Юрисконсульт

II. Психодиагностические методики

1. Реагирование в ситуации конфликта

2. Шкала личностной тревоги

3. Шкала ситуативной тревоги

4. Модифицированный тест Лейтеса

5. Тест - опросник Кэттела (формы А и С)

6. Мотивация достижений (муж. и жен. формы)

7. Уровень субъективного контроля

8. Тест - опросник Айзенка (форма 1)

9. Исследование объема внимания (ф. А, Б, 5 x 5)

10. Ист-А (Ф. А)

11. Прогрессивные матрицы Равена

12. Общеэкономическая эрудиция

31

Приложение 3

Положение о структурном подразделении

«Районный опорный центр по организационно-методическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся Петроградского района» Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра диагностики и консультирования Петроградского района Санкт-Петербурга «Психолого-педагогический центр «Здоровье»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее положение определяет условия, порядок организации деятельности Районного опорного центра по организационно-методическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся Петроградского района (далее-РОЦ).

1.2. РОЦ по организационно-методическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся Петроградского района является структурным подразделением Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центра диагностики и консультирования Петроградского района Санкт-Петербурга «Психолого-педагогический центр «Здоровье» (ППЦ «Здоровье»).

1.3. РОЦ не является юридическим лицом».

1.4. РОЦ открыт во исполнение требований постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2014 г. №355 «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2013 года».

1.5. Основанием для открытия РОЦ по организационно-методическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся Петроградского района является распоряжение администрации Петроградского района от 28.08.2014 №8588-р.

32

1.6. Статус РОЦ по организационно-методическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся Петроградского района предоставляется ППЦ «Здоровье» бессрочно.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

2.1. Целью деятельности РОЦ по организационно-методическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся Петроградского района является создание условий для повышения уровня организации профориентационной работы в образовательных учреждениях Петроградского района.

2.2. К основным функциям  РОЦ по организационно-методическому сопровождению профессионального самоопределения учащихся Петроградского района относятся:

-координация и организация работы ГБОУ Петроградского района по сопровождению профессионального самоопределения учащихся;

- организация, координация и методическое сопровождение проведения школьных, районных этапов предметных олимпиад и городских конкурсов по профориентации;

- организация, координация и методическое сопровождение районных и городских массовых мероприятий, проводимых в рамках городских и районных программ по профориентации школьников;

- координация районного методического объединения профориентаторов и оказание им методической помощи.

2.3. Деятельность РОЦ организуется в интересах личности, общества и государства.

33

III. ОРГАНИЗАЦЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОЦ

Основными направлениями деятельности РОЦ являются:

3.1. Реализация методической работы (аналитической, прогностической, издательской), изучение, обобщение, распространение опыта работы в деятельности ГБОУ Петроградского района по сопровождению профессионального самоопределения учащихся;

34

3.2. Реализация организационно-массовой работы по организации и проведению конкурсов, соревнований, форумов, акций, турниров и др. мероприятий профориентационной направленности.

3.3. Оказание организационной и информационно-методической помощи педагогическим работникам ГБОУ, курирующим работу по выявлению, поддержке и сопровождению профессионального самоопределения учащихся.

3.4. Работа с ГБОУ Петроградского района по повышению профессиональной компетентности и обмену опытом (проведение конкурсов, семинаров, рабочих встреч, круглых столов и др.) в области профориентации.

3.5. Методическое сопровождение и организация подготовки педагогов и предметных олимпиад, конкурсах, смотрах, соревнованиях.

3.6. Деятельность по организации взаимодействия с государственными, общественными организациями и другими социальными партнерами, в области решения вопросов по профессиональному самоопределению учащихся.

3.7. Для достижения своих целей РОЦ:

- разрабатывает нормативные документы по направлению деятельности РОЦ;

- привлекает социальных партнеров.

34

IV. СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ

4.1. Структура и штатные единицы РОЦ рассчитываются в соответствии с пунктом 13.2. Приложения 14 к Методике определения штатной численности работников государственных образовательных учреждений, непосредственно подчиненных Комитету по образованию, и государственных образовательных учреждений, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга, утвержденной Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2009 г. №1564 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2007 г. №255».

4.2. Непосредственно управление деятельностью РОЦ осуществляет методист, назначаемый и освобождаемый от должности приказом директора ППЦ «Здоровье».

4.3. Деятельность методиста РОЦ регламентируется трудовым договором, должностными обязанностями, утвержденными директором ППЦ «Здоровье».

4.4. Методист РОЦ:

- планирует и организует деятельность РОЦ;

- отвечает а качество и эффективность работы;

- несёт ответственность за своевременное предоставление планов и отчетов о деятельности РОЦ в вышестоящие инстанции ,а также за соблюдение норм труда и техники безопасности;

- согласовывает с директором ППЦ «Здоровье» все внутренние нормативные документы и материалы, разработанные РОЦ.

4.5. Методист исполняет свои обязанности в соответствии с законом РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Трудовым Кодексом РФ, Уставом ППЦ «Здоровье», правилами внутреннего трудового распорядка, настоящим Положением, утвержденным директором ППЦ "Здоровье".

4.6. Прекращение деятельности РОЦ производится на основании решения ППЦ «Здоровье», согласованного Учредителем.

35

Глоссарий

Информационная работа с учащимися и их родителями – обеспечение учащихся основной школы максимально полной информацией о возможных путях и формах продолжения образования в конкретном районе, регионе.

Кадровые ресурсы – персонал предприятия (организации, учреждения); совокупный персонал предприятий (организаций, учреждений) региона, отрасли, страны; экономически активное население.

Карьерное консультирование – процесс формирования оптимальной стратегии профессионального развития, который включает в себя процесс выбора, планирования, реализации и коррекции карьерного пути

Координация деятельности по сопровождению профессионального самоопределения – согласование действий, установление целесообразных отношений между субъектами, организующими и реализующими указанную деятельность (ведомствами,  структурами, организациями и др.).

Непрерывность образования (в отношении обучающегося) – отсутствие разрывов в хронологической последовательности отдельных, дискретных стадий образования, каждая из которых, будучи неотъемлемой частью целого, обладает определенными качественными особенностями (включая чередование форм формального и неформального образования).

Нормативно-правовая база - это совокупность законов, постановлений, распоряжений, инструкций и прочих нормативных документов, регулирующих деятельность в определенном секторе общественной жизни.

Образовательное консультирование – специальная психолого-педагогическая деятельность, направленная на помощь обучающимся в построении индивидуальной образовательной перспективы.

Образовательные услуги – совокупность образовательных отношений, вступая в которые, гражданин преследует цель удовлетворения собственных потребностей посредством освоения особой группы нематериальных благ – образовательных результатов (знаний, умений, навыков, компетенций и др.).

36

Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения – система управленческих действий, направленных на создание условий для эффективной реализации задач психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательных учреждениях различного уровня и типа.

Педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся – компенсация недостаточности и несогласованности внешних и внутренних ресурсов саморазвития при последовательном принятии жизнеопределяющих решений, в том числе, связанных с после школьным образовательно-профессиональным маршрутом.

Планирование профессиональной карьеры (Проектирование профессионального пути) - процесс создания профессионального проекта, включающий оценку исходной ситуации (внутренних возможностей и потребностей человека, внешних предложений и требований); определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей); анализ ресурсов и ограничений для достижения желаемого профессионального будущего; построение конкретных шагов для достижения намеченной цели с учетом выявленных ресурсов и ограничений.

Профессиональная агитация – активное воздействие на выбор тех профессий, в которых нуждается рынок труда и которым соответствует личность обучающегося.

Профессиональная мобильность – способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности.

Профессиональная ориентация – специально организованная научно-практическая деятельность общественных институтов, направленная на решение комплекса задач по оптимизации процесса трудоустройства различных групп населения в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.                                                      

Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда.

37

Профессиональная проба – работа, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

Профессиональное информирование – ознакомление с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

Профессиональное консультирование – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональное самоопределение – процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации; длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.

Профессиональные притязания – стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности, это тот уровень профессиональной деятельности, который выбирает человек, зная свои предыдущие результаты.

Профессиональные способности – индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями.                              

Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психофизиологическим особенностям.                                        38

Профильная ориентация – компонент предпрофильной подготовки учащихся основной школы; деятельность, нацеленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения классах старшей ступени, в том числе на основе индивидуальных учебных планов, либо в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся – совместная деятельность сопровождаемого и сопровождающего с целью достижения оптимального результата профессионального самоопределения.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения – создание условий и возможностей для продуктивного решения задач профессионального развития и саморазвития личности, профессионального самоопределения и самореализации, оказание психологической поддержки и помощи человеку в преодолении деструктивных тенденций личностного и профессионального развития. Самоопределение – центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений.                                                                    

Система непрерывного образования – система последовательных уровней образования, преемственно связанных друг с другом: дошкольного; начального, основного и среднего (полного) общего; начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального.

Сопровождение профессионального самоопределения – многоуровневая деятельность, включающая организационно-педагогическая и психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения.

Социально-профессиональная адаптация – процесс включения, приспособления человека к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу и достижение им в оптимально короткое время требуемой производительности труда.

Трудовые ресурсы – совокупность трудоспособного населения страны (региона), обладающего определенными качественными характеристиками (профессиональным образованием, состоянием здоровья, опытом, мотивацией и т.п.).

39

Полезные ссылки

http://школа-профориентация.рф/ - всероссийский профориентационный портал «Территория успеха».

http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php  - федеральный портал «Российское образование», профессиональная ориентация.

http://labourmarket.ru - портал Рынок труда и рынок образовательных услуг. Регионы России. Материалы конференций «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России».

https://fadm.gov.ru/ - Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь).

http://center-proforientasii.blogspot.ru/ - «Центр по организации профориентационной деятельности в образовательных организациях Ленинградской области» в ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования».

 http://job.lenobl.ru/about/busines/profobuchenie/mirprof- раздел по профориентации на сайте комитета по труду и занятости Ленинградской области.

http://econ.lenobl.ru/ - сайт комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области.

http://small.lenobl.ru/ - комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области.

 http://www.moeobrazovanie.ru/partners_proforientacionnie_centri.htm - адреса профориентационных центров России.

http://prof-buro.ru/ - профориентация в СПб.

http://www.proforientator.ru/ - Центр Тестирования и Развития при МГУ  "Гуманитарные технологии".

http://metodkabi.net.ru – методический кабинет по профориентации Галины Резапкиной.

http://www.embit.ru – электронная многопрофильная биржа труда для молодежи СПб.

http://virtualprofdon.ru/ -виртуальная профориентация.

http://www.profvibor.ru/ - электронный музей профессий.

http://www.rabotka.ru/infoworker/ - Приводится описание около 480 наименований профессий.

40

http://azps.ru/porientation/index.html - Описание профессий, разные статьи по профориентации, технологии по профориентации, профориентационные игры.

http://www.pedlib.ru/Books/1/0291/index.shml - Педагогическая библиотека. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).

http://liderlic22.ho.ua/html/Psih_prof_igry.html -Профориентация: игры, тренинги.

http://testoteka.narod.ru/prof/0.html - методики для профотбора и профориентации.

http://testonline.webservis.ru -Тесты Online.            

41

ДЛЯ ЗАМЕТОК

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________

197198, Санкт-Петербург,

ул. Воскова, д. 9, литера А

ул. Воскова, д. 11, литера А

тел. 232-71-74, 233-66-03

http://ppc-zdorovie.petersburgedu.ru/

e-mail: ppc_zdorovie@mail.ru  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.

данный материал содержит выступление на муниципальных  педагогических чтениях. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки...

Система работы образовательного учреждения с детьми,находящимися в трудной жизненной ситуации.

Материал в помощь зам.дир. по ВР, кл.руководителям, соц.педагогу....

Правовое воспитание в образовательном учреждении

Программа правового воспитания школьников состоит из трех частей, каждая из которых посвящена разным возрастным категориям детей. Основанием для разработки такой...

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).

             Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой п...

Анкета изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и работой педагога дополнительного образования

Анкета для изучения мнения родителей на тему: "Удовлетворённость работой ДДТ и работой педагога ДО....

Анкета изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и работой педагога дополнительного образования

Анкета для изучения мнения родителей на тему: "Удовлетворённость работой ДДТ и работой педагога ДО....