«Как аукнется, так и откликнется»
классный час на тему

Шостак Татьяна Егоровна

: учить ребят быть внимательными, доброжелательными к людям, уметь вовремя прийти на помощь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: учить ребят быть внимательными, доброжелательными к людям, уметь вовремя прийти на помощь.

Форма проведения: беседа с элементами дискуссии

Оборудование: Пословицы о доброте, карточки ситуации, копилка добрых советов, фонограмма.

Ход занятия.

1. Введение в тему.

На одном из классных часов мы с вами, ребята, говорили о человеческих чувствах. А позже в анкете вы назвали положительные и отрицательные чувства, которые вам уже пришлось пережить в жизни. Многие из вас к положительным чувствам отнесли любовь. Что это за чувство? В чем оно проявляется?

Плохо без любви, холодно. Мы чувствуем себя никому ненужными, незащищенными, легкоуязвимыми. Страдаем от одиночества, мечтаем о том, чтобы нас, наконец, заметили и выделили из всех, признали, по достоинству оценили нашу индивидуальность, неповторимость. Ну а как вы сами относитесь к людям? Всегда ли доброжелательны, открыты, приветливы, вежливы?

К этому классному часу я попросила вас, ребята, вспомнить ситуации из вашей жизни, когда вы пытались обратиться к человеку с какой-нибудь просьбой, спрашивали что-то, а в ответ получали «ушат ледяной воды». 

  • Дайте пояснение выражению «ушат ледяной воды».
  • Расскажите, пожалуйста, о том, какие чувства вы испытывали тогда. (Ребята рассказывают.)

2. Обсуждение проблемы людской черствости и душевной теплоты.

  • Что же с нами стало? Почему часто отталкиваем друг друга, незаслуженно оскорбляем? Почему боимся раскрыться, продемонстрировать готовность понять, помочь? Как вы думаете? (Ответы детей.)
  • Да, верно, я тоже думаю, что одна из причин - неуверенность в себе. Боязнь, что нас не так поймут, «поставят на место», «отфутболят». Мы все время начеку, все время готовы к отпору, как и окружающие нас люди. Вот тут и срабатывает «закон общения»: мы «отзеркаливаем» отношение к нам других людей. Иначе его можно сформулировать законом нравственности: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.

Получается замкнутый круг. Можно его разорвать? Как? Поделитесь, что вы об этом думаете. (Ответы детей.)

  • Вы попытались сформулировать «законы общения». А вот еще один из них является народной мудростью, которая нам из глубины веков. И звучит этот закон удивительно просто (запись на доске): «Как аукнется, так и откликнется».
  • Какие еще, ребята, вы знаете пословицы и поговорки, в содержании которых выражены общечеловеческие законы общения? Поясните их смысл и назначение.
  • В согласном стаде волк не страшен.
  • В мире жить - с миром жить.
  • Делай добро и жди добра.
  • Добро быть в радости и жить в сладости.
  • Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
  • Доброе дело без награды не остается.
  • За доброе жди добра, за худое - худа.
  • Как видите, люди над этой проблемой задумывались очень давно. Жаль, что в суматохе будней мы редко вспоминаем знакомые с детства поговорки, но еще реже - задумываемся над ними. 

3. Копилка добрых советов.

  • Ребята, посмотрите на доску. Здесь написаны несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения несколько с другой стороны, чем раньше.

Совет первый. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

Как вы это понимаете? (Ответы детей.)

Совет второй. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям - так и они к вам.

Что необходимо сделать, чтобы «отзеркаливать» лучше? (Ответы детей.)

В нашем классе есть человек, который придерживается правила: «По жизни только с улыбкой». Как вы думаете, кто это? (Ответы детей.)

Станьте более открытыми, не скупитесь на улыбку незнакомым людям. И вам просто не смогут не ответить тем же. Глядишь, светлых лиц станет больше, а значит, и общество наше посветлеет. Излучайте только положительную энергию.

Совет третий. Думайте о людях только хорошее. Во всех людях без исключения.

Как вы понимаете этот совет? (Ответы детей.)

Совет четвертый. Полюбите себя. Поверьте в себя.

Как вы понимаете этот совет? Всегда ли у вас это получается? (Ответы детей.)

Совет пятый. Не обижайтесь.

В чем смысл этого совета? (Ответы детей.) Да, верно. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным. Ведь обида разрушает жизнь. Есть русская пословица «Кто старое помянет, тому глаз вон».

Совет шестой. «И, отходя ко сну, спроси себя, кого и чем порадовал ты за день?».

«Давайте говорить друг другу комплименты». Знаете, чьи это слова? Правильно, это слова из песни Булата Окуджавы «Давайте восклицать». Послушаем эту замечательную песню. (В записи звучит песня Б. Окуджавы «Давайте восклицать»).

Посмотрите по-доброму друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды.

А теперь на листах, которые лежат у вас на парте, напишите сначала самое хорошее о себе, затем передайте свой лист соседу по парте. Он тоже должен на вашем листе написать о вас хорошие слова.

Воспитанники выполняют задание.

4. Заключение.

Подведем итог нашего воспитательского часа. Что нового вы узнали сегодня?

Я желаю вам запомнить советы и руководствоваться ими в жизни. А если это так и будет, значит, наш час прошел не напрасно. 



Предварительный просмотр:

Самоанализ воспитательского часа «Как аукнется, так и откликнется»

Цель: учить ребят быть внимательными, доброжелательными к людям, уметь вовремя прийти на помощь.

Форма проведения: беседа с элементами дискуссии

Данная тема была подобрана для формирования жизненных навыков, формирования у подростков представления об ответственности за себя. На протяжении всего занятия прослеживается актуальность темы, соответствие воспитательных заданий индивидуальным особенностям и интересам  воспитанников, взаимодействие воспитателя и детей. Были распределены обязанности; выполненные задания адекватно оценивались, не вызывая неудовлетворения соперников.

Воспитательная ценность мероприятия:

  • участие подростков в проведении мероприятия,  проявление инициативы и самостоятельности;
  • информационная насыщенность;
  • доброжелательная атмосфера во время проведения мероприятия;
  • расширение кругозора, развитие познавательных умений воспитанников.

Главное, на мой взгляд - учить детей общаться. Думаю, что это получилось. Воспитанники на занятии были активными, непосредственными,  внимательными и самокритичными.

Цели достигнуты, воспитательский час прошел успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как аукнется, так и откликнется»

Занятие в рамках  творческого проекта «Как аукнется,так и откликнется»...

Как аукнется, так и откликнется

Цели: 1) помочь детям жить в социуме: общаться, слушать и слышать окружающих; 2) объяснить, как действует «закон бумеранга»....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки К. Д.Ушинского «Как аукнется, так и откликнется»

Цель: Познакомить со сказкой К.Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».Задачи:Обучающие: Формировать у детей умение внимательно слушать других, продолжать пересказ с любого места.Уч...