Главные вкладки

    Материал (9 класс) на тему:
    программа "Хочу стать лидером"

    Данная программа возникла из-за необходимости иметь подготовленных к активной деятельности воспитанниц, которые могли бы увлечь и повести за собой других воспитанниц, а также для успешной работы актива 3 отряда. Программа предполагает выявление, стимулирование и развитие лидерских качеств у воспитанниц.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл программа,лидер46.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное

    Учреждение для детей и подростков с дивиантным поведением

    «Куртамышское специальное профессиональное училище №1 закрытого типа»

    ПРОГРАММА

    «Хочу стать Лидером»

    возраст обучающихся 14 – 17 лет

    срок реализации 5 месяцев

    Автор программы:

    Катаева

    Светлана Викторовна,

    воспитатель.

    г.Куртамыш

    2015

    Рассмотрено         

    на методическом совете

    Протокол №

    От_______________           

    Утверждено                                 на педагогическом совете

    Протокол №

    От_______________

    Наименование программы

    Программа «Хочу стать Лидером»

    Нормативно - правовое обеспечение Программы

    - Конвенция о правах ребенка;

    - Конституция Российской Федерации;

    - Концепция Модернизации российского образования;

    - Закон Российской Федерации от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    - Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка; в Российской Федерации»;

    - Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120–ФЗ);
    - Основная образовательная программа Куртамышского спец.

    Автор программы

    Катаева С.В.

    Исполнители

    Воспитанницы Куртамышского спец.ПУ

    Цели и задачи

    Цель: обеспечить получение каждым подростком определенного минимума знаний и умений лидерского профиля, в области деятельности детских общественных объединений.

    Задачи:

    •  Выявление и развитие организаторских, творческих качеств участников.
    • Формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание   теории   лидерства   (понятие,   стили,   принципы, типология, способы  деятельности).
    • Приобретение навыков лидерского поведения, индивидуальной и коллективной деятельности.
    • Обучение   подростков   умениям   и   навыкам   организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.
    • Развитие умений и навыков по подготовке и проведению коллективно-творческих дел.
    •  Развитие культурного, коммуникативного потенциала старшеклассников в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности.
    • Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих  норм в условиях уважения к правам и свободам человека

    Ожидаемые результаты

    В результате реализации данной программы воспитанницы приобретают:

    • опыт совместной деятельности по реализации возрастных интересов и решению социальных проблем;
    • возможность самоутверждения в активной социальной роли, проявление ее в ходе реализации программы;
    • возможность получения собственного опыта в социально-значимой деятельности и его рефлексия;
    • развития лидерских качеств;
    • навыки коммуникации в разновозрастной группе как одного из средств поддержки собственной активности.

    Актуальность программы

    В условиях Куртамышского Спец.ПУ, когда воспитанницы живут, в среднем, 1,5-3 года, да и количество воспитанниц 3 отряда варьируется в пределах 30 человек, возникает проблема выбора актива самоуправления. Работа самоуправления дает воспитанницам возможность почувствовать себя в роли хозяина, творца своего проживания. Кроме того это необходимо и полезно для будущей успешной социализации в обществе.

    "Новички", которых выбираем в актив, как правило, не имеют организаторских способностей, коммуникативных навыков, обладают низкой (постоянно просят помощи  у взрослых – требуют повышенного внимания) или высокой самооценкой. Поэтому и возникла необходимость разработки и внедрения программы "Хочу стать лидером" на 3 отряде.

    Данная программа возникла из-за необходимости иметь подготовленных к активной деятельности воспитанниц, которые могли бы увлечь и повести за собой других воспитанниц, а также для успешной работы актива 3 отряда. Программа предполагает выявление, стимулирование и развитие лидерских качеств у воспитанниц.

    Предполагается, через систему занятий, обучить подростков (актива самоуправления), навыкам уверенного поведения, коммуникативным умениям: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать на похвалу и комплимент, а также на отрицательные высказывания в свой адрес, умению оказывать сопротивление, манипуляциям и групповому давлению, принимать решения, вооружать знаниями основных форм и методов организации досуга.

    Программа  представляет собой, на мой взгляд, систему оптимальных методик и технологий формирования лидерских качеств воспитанниц..

    Цель программы: обеспечить получение каждым подростком определенного минимума знаний и умений лидерского профиля, в области деятельности детских общественных объединений.

    Задачи:

    • Выявление и развитие организаторских, творческих качеств участников.
    • Формирование системы знаний и умений, составляющих основное содержание   теории   лидерства   (понятие,   стили,   принципы, типология, способы  деятельности).
    • Приобретение навыков лидерского поведения, индивидуальной и коллективной деятельности.
    • Обучение   подростков   умениям   и   навыкам   организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.
    • Развитие умений и навыков по подготовке и проведению коллективно-творческих дел.
    • Развитие культурного, коммуникативного потенциала старшеклассников в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности.
    • Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих  норм в условиях уважения к правам и свободам человека

    Настоящая программа является программой дополнительного образования обучающихся.

    Программа рассчитана на обучающихся Куртамышского Спец.ПУ, от14 до 17 лет, воспитанниц третьего отряда.

    Работа по программе «Хочу стать Лидером» планируется в виде занятий. Занятия по программе «Хочу стать Лидером» рассчитана на 5  месяцев по 1занятию в 2 недели, с практическим заданием. Продолжительность занятий 1учебный  час, таким образом, программа рассчитана на  10 занятий (10 часов).  

    В конце обучения предполагается подведение итогов реализации программы в форме деловой игры «Я-Лидер». По итогам прохождения игры каждый участник проекта получает сертификат о прохождении курса «Хочу стать Лидером».

    Для проведения занятий используются различные формы:

    беседа, обсуждение, групповые формы работы, анкетирование, «мозговой штурм», круглый стол.

    Ожидаемый результат.

    В результате реализации данной программы воспитанницы приобретают:

    • опыт совместной деятельности по реализации возрастных интересов и решению социальных проблем;
    • возможность самоутверждения в активной социальной роли, проявление ее в ходе реализации программы;
    • возможность получения собственного опыта в социально-значимой деятельности и его рефлексия;
    • развития лидерских качеств;
    • навыки коммуникации в разновозрастной группе как одного из средств поддержки собственной активности;

    Ключевые навыки и умения, формируемые у воспитанниц, в ходе реализации программы:

    • аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные, делать собственные выводы и заключения);
    • проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения);
    • коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы);
    • рефлексивные (умение осуществлять "самонаблюдение", выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития);
    • исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).

    Программа составлена с учётом возрастных особенностей. При комплектовании групп по данной программе обязателен принцип добровольности.

    ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.,2000.
    2. Безопасные игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;
    3. Битянова М.Р. Школьная психологическая служба. – М., 1999.
    4. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов.- СПб.: Речь, 2002.
    5. Вачков И.В., Дербко С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004.
    6. Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал.
    7. Дилтс Р. НЛП: навыки эффективного лидерства. СПб., 2003.
    8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду.- СПб.: Речь, 2003.
    9. Касьянов С. А. Энциклопедия психологических тестов – М., 2000
    10. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб., 2002.
    11. Лидерские игры / Сборник социально-психологических игр. Под общей редакцией: Молокановой Т.В. – заведующей социально-психологической службой ВДЦ «Орленок», 2006 г.;
    12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000.
    13. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Пособие для студ. психол. факультетов университетов. - М., 2003.
    14. Психогимнастика в тренинге  / под ред. Н. Ю. Хрящевой – СПб., 2002
    15. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского. - М., 1996.
    16. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002.

    17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании ТТ.1,2. - М.,1999.            
    18. Рогов Е.И. Психология группы – М.; Владос, 2005.
    19. Симонов Д. А. Социальная психология в вопросах и ответах – М., 2004
    20. Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М., 2003.
    21. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Голубева Ю. А. и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
    22. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2003г.
    23. Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой / авт.-сост.  – Д.В. Рогаткин .- Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2004.
    24. Шелби Б. Тесты для детей. – М., 1999.
    25. Школьное самоуправление: структура, рекомендации, нормативы / авт.-сост. Алымова Н. А. , Надточий Е. И. - Волгоград: Учитель, 2008.

    2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

            Тема раздела

    Кол-во часов

    в том числе

    Теоретические занятия

    Кол-во

    часов

    Практические занятия

    Кол-во

    часов

    1

    Лидер

    4

    Основные качества и способности лидера. Ученическое самоуправление

    2

    Знакомство с группой и программой.

    Проработка некоторых лидерских качеств.

    2

    2

    Самовыражение лидера

    4

    Приемы и способы самораскрытия; самовыражения.

    Правовые основы деятельности ученического самоуправления.

    2

    Обучение приемам и способам самораскрытия.

    Упражнения на развитие навыков самовыражения.

    Обучение постановке целей.

    Отработка навыков преодоления препятствий.

    2

    3

    Поведение лидера

    4

    Информации о способах уверенного поведения.

    Органы самоуправления и детские общественные организации: различия и возможности.

    2

    Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник.

    2

    4

    Общение лидера

    4

    Проблемы адекватности восприятия людьми друг друга.

    Модели ученического самоуправления.

    2

    Упражнения на повышение самооценки обучающихся, на профилактику агрессивных проявлений.

    2

    5

    Команда лидера

    4

    Беседа о необходимости работы в команде.

    Алгоритм создания команды.

    Проектирование системы ученического самоуправления.

    2

    Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник.

    2

    6

    Команда лидера - 2

    4

    Информирование подростков о различных стилях лидерства.

    Выборные технологии формирования органов ученического самоуправления.

    2

    Упражнения на получения опыта принятия важных для группы людей решений.

    2

    7

    Лидер ли я

    в группе?

    4

    Рассмотрение видов лидеров, собственных позиций поведения в процессе совместной деятельности.

    Организация деятельности органов ученического самоуправления.

    2

    Групповая работа посредством игровых методов и арт-терапевтических методов.

    2

    8

    Игровая диагностика, направленная на выявление лидеров в группе

    4

    Рассмотрение игровых методов диагностики лидеров.

    2

    Проигрывание игровых методов в группе.

    2

    10

    Деловая игра «Лидер»

    2

    Игра на выявление уровня готовности к лидерству, способствование его повышению.

    2

    ИТОГО:

    34

    13

    21

    взаимодействия. Развития умения поддерживать дружеские отношения с окружающими.

    9.

    «Ключи к успеху»

    Стимулирование самомотивации, стремление к самосовершенствованию.

    Приветствие «Здравствуй, лидер!», упражнение-разминка «Сдон-пальма-крокодил». 9 закон лидера-Лидер  развивает в себе способности руководителя. Упражнение «Я – это Я»

    10.

    «Выбор будущего»

    Закрепление приобретённых УУД, ориентация на их использование в повседневной жизни.

    Приветствие «Здравствуй, лидер!», упражнение –разминка «Сантики-фантики»,

    10 закон лидера- Лидер излучает вдохновляющую силу.

    11.

    Деловая игра «Я-Лидер»

    Выявление уровня готовности к лидерству, способствование его повышению.

    Игра.

    3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Занятие 1 и 2: «Лидер». Основные качества и способности лидера. Ученическое самоуправление. (2часа теория) Знакомство с группой и программой. Проработка некоторых лидерских качеств.(2 часа практика)

    Занятие 3 и 4: «Самовыражение лидера». Приемы и способы самораскрытия; самовыражения. Правовые основы деятельности ученического самоуправления.(2 часа теория) Обучение приемам и способам самораскрытия.

    Упражнения на развитие навыков самовыражения. (1 час практика) Обучение постановке целей. Отработка навыков преодоления препятствий. (1 час практика)

    Занятие 5 и 6: «Поведение лидера». Органы самоуправления и детские общественные организации: различия и возможности. Информации о способах уверенного поведения. (2часа теория) Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник. (2часа практика)

    Занятие 7 и 8: «Общение лидера». Модели ученического самоуправления. Проблемы адекватности восприятия людьми друг друга. (2часа теория) Упражнения на повышение самооценки обучающихся, на профилактику агрессивных проявлений. (2часа практика)

    Занятие 9 и 10: «Команда лидера» Проектирование системы ученического самоуправления. Беседа о необходимости работы в команде. Алгоритм создания команды. ( 2часа теория) Закрепление полученных знаний с помощью игровых техник. (2часа практика)

    Занятие 11 и 12: «Команда лидера -2» Выборные технологии формирования органов ученического самоуправления. Информирование подростков о различных стилях лидерства. (2часа теория) Упражнения на получения опыта принятия важных для группы людей решений. (2часа практика)

    Занятие 13 и 14: «Лидер ли я в группе?»  Организация деятельности органов ученического самоуправления. Рассмотрение видов лидеров, собственных позиций поведения в процессе совместной деятельности. (2часа теория)

    Групповая работа посредством игровых методов и арттерапевтических методов. (2часа практика)

    Занятие 15 и 16: «Игровая диагностика, направленная на выявление лидеров в группе». Рассмотрение игровых методов диагностики лидеров. (2часа теория) Проигрывание игровых методов в группе. (2часа практика)

    Занятие 17: Подведение итогов реализации программы. Игра на выявление уровня готовности к лидерству, способствование его повышению. (2часа практика)

    4. МЕТОДИЧЕСКОЕ И РЕСУРСНОЕ

    ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    Программа базируется на различных методах. Наряду с лекционными формами, будут широко применяться методики тренинга и ролевых игр, а также дискуссионные формы. Одной из форм работы будет являться методический анализ: обсуждение вместе со слушателями методических аспектов форм работы, примененных при проведении занятий.

    Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы, стулья, доска магнитная, стенды.

    Учебно-методическое обеспечение: плакаты, дидактические материалы по основам детского самоуправления и лидерству, журналы «Внешкольник», «Воспитание школьника», сборники из серии «В помощь школьному психологу».

    Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.

    5.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как стать лидером?

    Презентация урока по обществознанию в 7 классе...

    Чтобы стать лидером класса, необходимо соблюдение основных принципов.

    Нужно иметь уверенность в своих силах. Если её не хватает, то нужно работать над собой, создавая или вливаясь в те ситуации, когда нужно принимать то или иное ответственное решение. Такие ситуации фор...

    Урок по теме "Личность в группе. Как стать лидером."

    Презентация к уроку "Личность в группе. Как стать лидером" для учащихся 10,11 классов профильного курса "Педагог-психолог"....

    диспут "Как стать лидером"?

    материал для проведения внеклассной работы...

    дополнительная образовательная программа "Хочу стать лидером"

    Программа ориентирована на формирование социальной активности, культуры, качества личности у детей подросткового возрастана основе их группового взаимодействия, на вывление стимулирование и подготовку...

    Программа тренинга «Я могу стать лидером!»

    В рамках работы с обучающимися с целью профилактики негативных проявленийЗанятия направлены на развитие способностей  быть лидером...

    ПРОГРАММА «Хочу стать Лидером»

    Данная программа возникла из-за необходимости иметь подготовленных к активной деятельности воспитанниц, которые могли бы увлечь и повести за собой других воспитанниц, а также для успешной работы актив...