диспут "Как стать лидером"?
классный час (9 класс) по теме

Скворцов Павел Николаевич

материал для проведения внеклассной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disput_lider.docx39.99 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника училища

по воспитательной работе

А.Тойгонбаев

"____"______ 2013 г.

Сценарий диспута с вице-сержантами училища

по теме: «Легко ли стать лидером?»

Цели: 

обучающие:

  • способствовать пониманию младшими командирами своей роли в училище  и ответственности за выполнение возложенных на них обязанностей;
  • обучать умению формулировать и высказывать свои мысли;
  • формировать навыки выступления перед аудиторией;

развивающие:

  • способствовать развитию у младших командиров  лидерских качеств и умения строить отношения в коллективе;
  • способствовать развитию лидерского потенциала вице-сержантов училища, обогащению индивидуального опыта.

воспитательные:

  • способствовать воспитанию  инициативы и самостоятельности;
  • поставить проблемные вопросы становления командира, как личности и лидера;

Задачи:

  • осознание  вице-сержантами понятия «лидер» и необходимости воспитания организаторских и командных качеств;
  • развитие навыков самостоятельного, ответственного поведения;
  • формирование навыков и умения работать в команде;
  • обогащение опыта вице-сержантов  в личностно и общественно значимых видах деятельности.

Участники: вице-сержанты училища (5-11 классы)

Оборудование: презентация,  раздаточный материал для выполнения творческого задания, мультимедийная приставка, видеоподборки.

Направление воспитательной работы: духовно-нравственное.

Формы организации деятельности: коллективная,  групповая.

Используемые средства: наглядные, технические.

Место проведения: лекционный зал.

Форма проведения мероприятия: диспут

План классного часа

  1. Вводная часть (5мин):

- вступительное слово ст. воспитателя;

- видеофрагмент (обсуждение)

- целеполагание.

  1. Основная часть (20 мин.):

- введение и обоснование понятия «лидер»;

- выполнение заданий в командах на выявление лидерских качеств;

- виды лидерства;

- качества лидера.

- лидерские качества  младших командиров  

  1. Заключительная часть (10 мин.)

 – подведение итогов;

-  рефлексия.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: Здравствуйте! Сейчас по моей команде на счет три вы выбрасываете руки определенным способом: кулаки, ладони или скрещиваете на груди руки. Итак, начинаем.

Спасибо, вы помогли мне узнать ваш настрой на сегодняшнюю работу. Кулаки – вы настроены агрессивно. Руки скрещенные – нежелание работать, а открытые ладони – вы готовы к работе.

Видеофрагмент х/ф «Айболит 66»

Как часто мы слышим слова: первый учитель, первый космонавт, первый футболист, первый солист и т.д. Задумайтесь, всегда ли слово «первый»  обозначает порядковый номер? А теперь скажите, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Примерные ответы суворовцев: первый – значит, лучший, лидирующий. Возможно о лидерстве мы сегодня и будем говорить.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель:  Правильно. Сегодня мы будем рассуждать на тему: «Кто такой лидер и легко ли им стать? Издавна  первый считался лучшим: например, «первый парень  на деревне» – это самый лучший деревенский КТО? И почему? Чем он смог выделиться?

Примерные ответы суворовцев: гармонист. Веселый, общительный, душа компании, красивый.

Воспитатель:  Из истории нашей страны нам известно, что много поступков, событий произошло впервые: первая экспедиция к Северному полюсу, первое восхождение на Эверест, первое погружение на дно океана, первое кругосветное путешествие. Этот список можно продолжать бесконечно. Всегда кто-то будет впереди. Он воплотит в жизнь мечты всех предыдущих поколений. С его именем навсегда будет  связано одно из величайших завоеваний науки и техники всех времён.  Как вы думаете, первым быть трудно?

Примерные ответы суворовцев: да, несомненно, трудно быть лучшим.

Воспитатель: Назовите имена людей, которых вы считаете первыми, то есть лидерами?  

(известные полководцы, ученые, деятели литературы и искусства, артисты).

( показ презентации «Великие люди»)

Воспитатель:  А как вы считаете, нужно родиться лидером или можно им стать? Каким человеком нужно быть, чтобы стать ПЕРВЫМ?

Примерные ответы суворовцев:

- лидерами не рождаются, ими становятся в процессе жизни, нужно лишь быть сильным по характеру и целеустремленным; 

- для того, чтобы стать лидером, нужно учиться на «отлично», быть активным во всем и общительным;

- а я думаю, что нужно от рождения иметь задатки организатора и самоуверенного человека, который сможет убедить в чем-то других;

- нужно много знать, многим интересоваться, чтобы привлекать людей.

 

Воспитатель: Я вижу, что ваши мнения несколько разошлись. Тогда скажите мне, какими качествами, по-вашему, должен обладать лидер?

Примерные ответы суворовцев:

– силой воли;
– дисциплинированностью;
– собранностью;
– ответственностью;
– внимательностью;
– находчивостью;
– трудолюбием

Воспитатель: Хорошо. А теперь подумайте, как бы про себя, каждый из вас мог бы стать лидером? Для этого предлагаю разбиться на команды и выбрать капитанов.

Выборы и обсуждение кандидатур

Воспитатель: Теперь попробуем выполнить несколько заданий:

 

Задание для выбранных капитанов – рисунок

 

Воспитатель: Проверим, насколько у вас развито внимание. Это качество является очень важным в учёбе и в жизни. Каждой команде я раздаю  по листочку с текстом. Прочтите его и постарайтесь, как можно быстрее, найти ошибки, исправить их и записать количество исправленных ошибок.

Задание для команды

Обсуждение возникших проблем и роли лидеров в их решении 

Воспитатель: Вы прекрасно справились с заданиями! Молодцы! Заметьте, что у некоторых команд капитаны остались как бы в стороне, а вовсе не занимали лидирующую позицию. Руководящая роль в таких командах досталась самым умным, смелым, активным и организованным участникам. А в других командах  капитаны, наоборот, взяли все на себя.  А теперь пришло время дать определение понятию «лидер».

Примерные ответы суворовцев:

- это умный, сильный человек, профессионал в своем деле, способный вести за собой;

- это человек с определенным складом мышления, с сильным характером, очень организованный и активный, умеющий решить все вопросы;

- это уверенный в себе и своей правоте человек, который не боится брать на себя ответственность за решение различных проблем, обладает авторитетом в коллективе.

Воспитатель:  Не могу не согласиться, но давайте проверим формулировку данного понятия.

Вот какое определение нам дает электронная энциклопедия «Википедия»:

 «ли́дер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе».

Воспитатель: Вы согласны с этой формулировкой?

Ответы суворовцев: да.

Воспитатель: Есть ли у вас какие-нибудь дополнения к характеристике «лидера»?

Примерные ответы суворовцев:

- это человек должен мыслить адекватно и стратегически;

- быть уверенным в себе и своих решениях;

- быть последовательным, авторитетным и уважаемым.

         Воспитатель: Вы уже сказали мне, что лидерами быть непросто, особенно если сохранять такую позицию на долгие годы, практически на всю жизнь. Попробуем выяснить, почему?

Примерные ответы суворовцев:

- не каждый человек может быть всегда сильным, правильно поступать  и, тем более, брать на себя ответственность за выполнение каких-либо заданий других людей;

- некоторые люди по складу характера не могут и не хотят становиться лидерами, не хотят быть на виду;

- очень трудно сохранить авторитет на долгое время, для этого нужно очень много трудиться и очень многого достичь.

Воспитатель: Ребята, а вы слышали о таком понятии как «искусственное лидерство»?

Ответы суворовцев: нет.

Воспитатель: Как вы думаете, что это означает?

Примерные ответы суворовцев:

- это человек, который не обладает лидерскими качествами, но хочет руководить другими, подчинять своей воли.

Воспитатель: Вы правы. «Искусственный лидер» амбициозен и стремиться построить карьеру лишь для личного блага. Как правило, такие руководящие работники перекладывают свои обязанности и ответственность на других и склонны обвинять всех вокруг в своих ошибках и провале общего дела. Кстати, сегодня мы говорим о лидере как о лучшем человеке, но не забывайте о том, что лидеры существуют также и в отрицательном контексте, например, в бандформировании или террористической группе. Таких людей можно отнести к «искусственным лидерам»?

Примерные ответы суворовцев:

- да; они силой и страхом, а не уважением добиваются подчинения остальных;

- это часто люди, имеющие множество комплексов и желающие самоутвердиться за счет своей власти.

Воспитатель: Такое лидерство не стоит ломаного гроша. Оно превращает человека в раба своих целей. Психологи также выделяют еще одно понятие – «скрытый лидер» или по другому «неформальный». Кто может мне прокомментировать, что это за человек?

Примерные ответы суворовцев:

-  этот человек хочет руководить остальными, но скрывает это;

- нелегально объединяет людей вокруг себя и своих идей.

Воспитатель: Да, «неформальный лидер» не является руководителем коллектива, но имеет авторитет и уважение в обществе, что заставляет людей прислушиваться к его мнению. А вам не кажется, что возвращаясь к нашему окружению, в некоторых коллективах суворовцы больше прислушиваются к ним, а не к сержантам?

Воспитатель:  Нельзя не сказать об эмоциональном влиянии лидера на группу людей (пример фильма и исторические примеры)

Воспитатель: «Настоящее лидерство» – это не просто ответственность и авторитетность, но еще и добровольный выбор человека направить свой талант организатора, ведущего в благое русло. То есть, как утверждают психологи, это свободное решение, желаемый путь, возникший от природы и развивающийся в процессе жизни, а не в результате каких-то страхов и комплексов. В каждом коллективе должен быть лидер! И пусть их будет несколько. Это создаст атмосферу стремления к совершенству на пути вперед, к достижению новых вершин. Вас-сержантов в училище более 100 человек, это огромная сила, вы уже – лидеры, ваша роль в том, чтобы суметь повести за собой.

Итак, в результате мы приходим к выводу, что для настоящего лидера необходим набор качеств:

  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  и умение взять НА СЕБЯ ответственность;

Ответственность, понимание не только спектра собственных забот и обязанностей, но и суть работы всего коллектива в целом - делают человека лидером.

  1. УВЕРЕННОСТЬ в своем решении, поступке, намерении (уверенный в себе лидер понимает, что ему делать, а потом делает это).

Неуверенность имеет внутреннюю природу, часто подключает к умственной работе спектр эмоций, что в результате мешает делу (пример: строение мозга, левое полушарие – логика, правое полушарие – чувства. Когда мы чувствуем, мы не можем думать и наоборот. (Эмоции и пример толпы)

Уверенность - это умение мыслить логически, анализировать ситуацию, принять взвешенное решение.

  1. АВТОРИТЕТНОСТЬ (имеет неформальную, внутреннюю природу). Авторитет вырабатывается в первую очередь к себе самому Человек одобряет себя. Свои поступки, воспринимает себя таким, какой он есть. В результате воспитывается здоровое самоуважение, перерастающее в уважение к чувствам и делам других людей. Авторитетность не должна перерасти в самоуверенность. 

 Воспитатель: А теперь задумайтесь, насколько вы можете соответствовать роли лидера в своем коллективе? Вспомните, как вас назначали на должность и когда?

(опрос вице-сержантов)

Воспитатель: Прошу обратить ваше внимание на рейтинг успеваемости и воинской дисциплины 6 роты суворовцев ( слайд)

(краткий разбор результатов сержантов роты, в том числе отрицательные результаты)

Данные цифры говорят нам о том, что еще есть к чему стремиться, не все еще получается на высоком уровне, не все достигнуто и значит, для достижения поставленных целей нужно еще что-то, кроме личного примера сержанта.

На мой взгляд становление сержанта проходит несколько основных стадий:

  1. Мне нравится!

  1. Мне очень нравится!

  1. Не нравится другим!

  1. Теперь и мне не нравится!

  1. Хочу понравиться всем!

  1. Я научился быть командиром, или снимите меня немедленно!

  1. Хочу быть лучшим!

Давайте попробуем сделать общий вывод.

  • Поднимите руки, кто считает, что он вполне может командовать своими товарищами?
  • А теперь, кто считает, что он уже настоящий командир и лидер?

Воспитатель: Вот видите, какой разброс мнений. Стать лидером нелегко, но надо воспитывать себе лидерские качества, за вами будут люди, их жизни и судьбы.  Я надеюсь, что у вас все получится!

«Лидер – это не тот, кто ведет за собой, а тот, за кем идут». (Джон Максвелл)

Музыкальный фрагмент:  Э.Хиль «Как хорошо быть генералом»

Старший воспитатель 6 роты суворовцев                     П.Скворцов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как стать лидером?

Презентация урока по обществознанию в 7 классе...

Чтобы стать лидером класса, необходимо соблюдение основных принципов.

Нужно иметь уверенность в своих силах. Если её не хватает, то нужно работать над собой, создавая или вливаясь в те ситуации, когда нужно принимать то или иное ответственное решение. Такие ситуации фор...

Урок по теме "Личность в группе. Как стать лидером."

Презентация к уроку "Личность в группе. Как стать лидером" для учащихся 10,11 классов профильного курса "Педагог-психолог"....

дополнительная образовательная программа "Хочу стать лидером"

Программа ориентирована на формирование социальной активности, культуры, качества личности у детей подросткового возрастана основе их группового взаимодействия, на вывление стимулирование и подготовку...

Программа тренинга «Я могу стать лидером!»

В рамках работы с обучающимися с целью профилактики негативных проявленийЗанятия направлены на развитие способностей  быть лидером...

программа "Хочу стать лидером"

Данная программа возникла из-за необходимости иметь подготовленных к активной деятельности воспитанниц, которые могли бы увлечь и повести за собой других воспитанниц, а также для успешной работы актив...

ПРОГРАММА «Хочу стать Лидером»

Данная программа возникла из-за необходимости иметь подготовленных к активной деятельности воспитанниц, которые могли бы увлечь и повести за собой других воспитанниц, а также для успешной работы актив...