«Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку»
консультация на тему

Выступление на муниципальном методическом объединении. Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_soveshchanii_zavuchey.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

                 Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Каневой Нелли Владимировны

«Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку»

 Государственная итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.

 В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ.  Процесс этот трудоѐмкий.  У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы

предметной подготовки учащихся к ОГЭ:

- развитие мотивации и целеполагания;

 - формирование умения решать задания разного уровня;

- развитие самоконтроля;

- формирование уверенности и положительной самооценки;  

       Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определѐнную форму экзамена и на специфическую систему проверки.

1.В начале учебного года составила  индивидуальный план подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ  по русскому языку в 2016-2017 учебном году, где обозначила организационно-методическую работу учителя и работу с учащимися.

2. В сентябре  ознакомилась со сборником статистических информационно-аналитических материалов «ГИА по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования», методическими рекомендациями по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом, где представлены результаты ОГЭ и ЕГЭ по предметам, дан анализ типичных ошибок, методические рекомендации по результатам выполнения выпускниками 9 класса заданий всех трех частей, даны требования к уровню подготовки выпускников и рекомендации учителям русского языка и литературы.

 3.Затем  с учащимися изучили  КИМы  по русскому языку. Начали с ознакомления с полным перечнем и содержанием заданий по русскому языку, которые приведены в кодификаторе элементов содержания и требований  к уровню подготовки выпускников и в спецификации КИМ для проведения ОГЭ. Потом мы знакомились с демоверсией, анализировали задания, уточнили, есть ли  изменения. Далее изучили критерии оценки сжатого изложения, сочинений- рассуждений, практической грамотности учащихся и фактической точности письменной речи.  

 Экзаменационная работа 2017 года не отличается по структуре и содержанию от экзаменационной работы 2016 года и состоит из 3 частей, включающих в себя 15 заданий. Часть 1 представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Часть 2 состоит из 13 заданий, которые выполнялись на основе прочитанного текста и представляют собой задания с кратким свободным ответом. Задание части 3 выполняется на основе того же текста, что и часть 2, и представляет собой сочинение-рассуждение. Для написания сочинения предлагаетя 3 варианта заданий:

15.1 – сочинение на лингвистическую тему;

15.2 – сочинение на понимание прочитанного текста;

15.3 – сочинение по нравственной проблематике.

    Экзаменационная работа 2017  года  по русскому языку не отличается  по структуре и содержанию от экзаменационной работы 2016 года.

При разработке модели контрольных измерительных материалов  для выпускников за курс основной школы одним из главных был вопрос преемственности контрольных измерительных материалов ЕГЭ и материалов государственной итоговой аттестации выпускников основной школы классов.

Стоит обратить внимание на то, что в экзаменационных материалах учитывается структура и типы заданий ЕГЭ; соблюдается преемственность в видах проверяемых предметных умений (проверяются как аналитические языковые,так и коммуникативные умения) и в компетентностном подходе к их проверке (то есть проверяются не отдельные умения, а их комплекс).

Кроме того, разработаны задания, которые, как и в ЕГЭ, проверяют не

только умения, необходимые в области русского языка, но и общеучебные умения (например, умение адекватно понимать информацию прочитанного текста; умение комментировать эту информацию, раскрывая ее личностный смысл, умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента).

  Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей.

Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушан-

ному тексту.

Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но

прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения вы-

делять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать

второстепенное. Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не только репродуктивные, но и продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, дающие возможность связно и кратко передать полученную информацию.

Заметим, что, какой бы программой ни руководствовался учитель, ком-

плекс этих умений обеспечивается всей проводимой в курсе русского языка работой по развитию речи. Нельзя забывать и о том, что многие из этих умений формируются как общеучебные при изучении других предметов (литературы, иностранного языка, истории, биологии, географии и пр.). Выделение главного в тексте (концепта), составление плана, отражающего развертывание текста, выявление опорных (ключевых) слов, сжатие информации, ее преобразование в графическую, табличную, тезисную форму и т.д. – эти общеучебные действия целенаправленно и последовательно воспроизводятся при работе со сжатым изложением и выступают как необходимые условия для успешного решения речевых задач, связанных с пониманием исходного текста и продуцированием собственного высказывания.

Таким образом, чтобы подготовить детей к первой части экзамена,  прежде всего необходимо правильно организовать работу с текстом, обратив внимание на особенности сжатого изложения как формы содержательной и языковой обработки текста.

 Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором от-

вета (Задания 2 - 3) и задания с кратким ответом (Задания 4 – 14). Два задания с выбором ответа  проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками основной проблемы текста, а также умение находить в тексте средства выразительности речи. 

 

Одиннадцать заданий с кратким ответом проверяют комплекс умений,

определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускни-

ков. Все задания имеют практическую направленность и составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами. Комплексно использую работу в 5-9-х классах над диктантами, сочинениями и изложениями для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков. Одним из эффективных способов формирования общей грамотности является редактирование текстов, в ходе формирования навыков редактирования орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок  организовываю  не только само, но и взаимопроверку, перекрестные проверки, обсуждение результатов проверки и редактирования, обсуждение вариантов редактирования.

 

Третья часть работы содержит творческое задание (Задание 15), которое

проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение

строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи.

Важное значение имеет то, что учащемуся предлагаются 3 варианта сочинения.

В каждом варианте может быть реализована разная установка (исследовательская, аналитическая, ценностная), которая соответствует как разным видам восприятия текста, так и разным формам личностной направленности учащегося. Наличие разных вариантов сочинения способствует развитию компетенции ответственного выбора учащегося, позволяет учителю при подготовке к экзамену реализовать все многообразие учебных средств, направленных на развитие речи.  

К написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему(15.1) мы начали готовиться ещё с 8 класса: объясняли смысл высказывания автора, комментировали его, учились подбирать аргументы из текста (лексические и грамматические явления для аргументации), писали выводы. Хотя практика показывает, что на экзамене учащиеся выбирают задания 15.2 и 15.3.

Выполняя задание 15.2 , учащиеся в своем сочинении должны привести толкование анализируемого отрывка – это и будет тезис. Для аргументации нужно использовать только материал прочитанного текста. Очень важно, чтобы учащиеся хорошо знали, что от них требуется при выполнении задания 15.2. Для этого в самом начале подготовительной работы к ОГЭ мы с ними изучаем и анализируем критерии оценивания, в дальнейшей работе при написании сочинения мы учимся анализировать написанные сочинения в соответствии с критериями. На эту работу не надо жалеть времени, потому что потом учащиеся сами могут определять, насколько их сочинение соответствует требованиям.

К 9 классу учащиеся уже умеют писать сочинения-рассуждения, надо только ещё раз напомнить структуру (алгоритм) написания:

  1. Вступление - тезис.
  2. Основная часть - доказательства (аргументы).
  3. Заключение – вывод.

При подготовке к написанию сочинения-рассуждения по фрагменту текста (задание 15.2) мы последовательно анализировали и отрабатывали каждый элемент нашего алгоритма. Учащиеся должны хорошо усвоить последовательность написания этого сочинения. От этого зависит правильность выполнения задания 15.2.

Во вступлении учащиеся должны объяснить, как они понимают смысл фрагмента текста.   Для выделения тезиса надо внимательно прочитать текст, разделить его на структурные части (микротемы); в каждой части выделить (подчеркнуть карандашом) предложение или часть предложения, выражающее главное суждение (часть тезиса).  

 Основная часть по объёму должна быть больше, чем вступление и выводы. В ней учащиеся должны доказать правильность выраженной в тезисе мысли при помощи аргументов из анализируемого текста. Для этого повторно читают текст и выделяют (карандашом) слова или предложения, в которых заключена важная информация, дают ответы на вопросы: о чем текст? какую мысль автор хочет донести до читателя? с какой целью был написан текст? Ответив на эти вопросы, учащиеся смогут сформулировать идею текста и искать аргументы, подтверждающие их мысль.

Выбранные предложения можно цитировать полностью, можно использовать часть предложения, а можно заменить косвенной речью. Учащиеся должны помнить, что они должны анализировать и рассуждать, а не пересказывать текст.

 В последней части сочинения учащиеся должны обобщить сказанное и сделать вывод. Важно проверить, чтобы вывод не противоречил тезису и аргументам.

 Начиная работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения из задания 15.3, мы внимательно прочитали само задание, определили наши задачи: сформулировать и прокомментировать значение данного слова, затем написать сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса данное нами определение. Опять повторили алгоритм написания сочинения-рассуждения. Обратили внимание, что задание 15.3 отличается от заданий 15.1 и 15.2: учащиеся должны привести один аргумент из жизненного опыта. После этого мы приступили к работе над каждым элементом нашего алгоритма.

При написании вступления надо дать определение какого-либо нравственного понятия. Для этого учащиеся должны ответить на вопрос: как я это понимаю? Определение надо постараться дать одним предложением, а затем его прокомментировать. Эта задача оказалась для учащихся довольно сложной: кажется, что все понимают, а сформулировать и записать определение не получается. Чтобы помочь решить эту проблему, мы стали выполнять словарную работу: учащиеся выписывали лексическое значение понятий «дружба», «верность», «храбрость», «честность», «самооценка» и др. из толковых словарей С.И.Ожегова, В.И.Даля, Д.И.Ушакова и др. Затем мы читали и анализировали выписанные определения. Следующим этапом нашей словарной работы был подбор синонимов к данному слову, например: «дружба» - дружество, дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, панибратство, побратимство... Затем подбираем эпитеты, которые можно употреблять с данными понятиями. Например: «дружба» бывает какая? Ответы: настоящая, крепкая, безграничная, близкая, бескорыстная, искренняя, многолетняя, давняя и т.д.. После проделанной работы учащиеся формулировали свое определение понятия и записывали его. Эта работа принесла результаты: через некоторое время ребята гораздо быстрее и легче могли давать определения и записывать их.

Затем мы приступали к написанию основной части. Аргумент из текста учащиеся находили путем анализа текста. С этим заданием им было справиться несложно, потому что мы регулярно на уроках анализировали тексты, выделяли основную мысль. А вот с аргументами из жизненного опыта было гораздо сложнее: опыта у ребят ещё слишком мало. Поэтому мы обратились к художественной литературе и к историческим примерам. К выполнению этого задания мы готовились и на уроках литературы. Изучая произведения, анализируя их, учащиеся получали задания, которые могли помочь им в выполнении задания 15.3. Так, изучая роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка», характеризуя образ  Петра Гринева, они получают домашнее задание: объяснить значение слова «честь»; письменно объяснить смысл пословицы «Береги честь смолоду». Ответ должен состоять из 5-7 предложений. Обязательно надо акцентировать внимание учащихся на том, что выполнение этого задания поможет им в подготовке к ОГЭ при написании сочинения-рассуждения из задания 15.3. Похожие задания я стала выполнять и с учащимися 6-8 классов на уроках литературы, объяснив, что это им поможет в будущем при сдаче ОГЭ. Сочинения-миниатюры мы и раньше писали, но теперь мы стали выделять «ключевое» слово (понятие), значение которого надо объяснить, а потом уже отвечать на поставленный вопрос.  

4В течение года провожу мониторинг уровня учебных достижения по русскому языку и по литературе, проверяю не только теоретические грамматико-правописные знания, умения и навыки, но и уровень сформированности коммуникативных умений;

Как показывает опыт, не все учащиеся способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации, учитываю индивидуальные возможности каждого ученика.   Для  слабоуспевающих учащихся по предмету в начале года составляется  Программа индивидуальной работы, которая   направлена на решение следующих проблем:

1. Неумение учащихся учиться и преодолевать трудности, возникающие в процессе  познавательной деятельности.

2.Неумение запомнить   большой объём материала  и преодолеть сложность материала, подлежащего усвоению и запоминанию. 

(1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.)

5.Приобрели силами родителей учебно- методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержат варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.  Пособия позволяют эффективно организовать  деятельность учащихся  в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

6  Одной из современных технологий оценки учебных достижений учащихся является форма контроля в виде тестовых заданий. За последние годы мой кабинет пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах с 5 по 11. Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развѐрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, установление истинности или ложности, на понимание текста.

7. Активно использую информационно- коммуникационные технологии

(цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы),

которые эффективно помогают ученикам в подготовке к урокам, к

экзамену. Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя. Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения. Не имея  технической возможности проводить в рамках урока  тренировочные и

диагностические работы в режиме on-line, предлагаю ученикам выполнять их в домашних условиях. Опыт показывает, что наиболее   заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок. Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты edu,  fipi, «По уши в ГИА».   Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. На уроке при объяснении  темы с помощью компьютера и проектора вывожу теоретический материал на экран, остальное время уделяю решению практических упражнений. Таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к дифференцированному обучению. Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов.

Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с

которыми он не смогли справиться, обсуждаем всем классом, чтобы стало понятно, почему этот вариант ответа правильный.

 

8. Включаю факультативные  занятия в систему подготовки к ГИА.

Например,  «Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста»-тема факультатива, который я вела в 8 классе. На занятиях ученики учились писать сжатое изложение, применять приѐмы компрессии текста; учились владеть формами обработки информации: делить еѐ на главную и второстепенную, тренировались в определении микротем прослушанного текста. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»  в 9 классе.

 

9.Создана папка «В помощь выпускнику», где представлены  схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки. Информация в одном месте даѐт

 возможность быстро находить нужный раздел, систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

10. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ - важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В

ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь со всеми участниками образовательного процесса. Во время подготовки к экзаменам проводятся родительские собрания совместно с учащимися, родителями, администрацией, учителями-предметниками.

На этих собраниях мы информируем родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника.

В рамках информационной работы в кабинете был оформлен стенд,

отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку,

также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.

Разумеется, работа по подготовке учащихся к ОГЭ  по русскому языку должна быть комплексной. Учителю необходимо так продумывать содержание урока, чтобы на уроке учащиеся в деятельностной форме работали с материалом по всем разделам русского языка и в то же время совершенствовали все виды речевой деятельности.

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ  по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.  

Каждый педагог вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех нас объединяет одно: необходим результат.

 

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.

Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка  и литературы при дальнейшем создании своего текста....

Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

Представлена результативная система работы учителя по подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ по русскому языку....

Материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ по Русскому языку

В папке собраны материалы из разных источников: интернет, сборники по подготовке к ЕГЭ, учебные пособия....

О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)

О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)На современном этапе развития российской системы образования происходит новое...

Онлайн – проект «Веб-Грамотей тренажёр орфографии русского языка» как средство повышения качества подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие перед  образованием. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика...