Внеклассное мероприятие: «Памяти Героя России Александра Гердт посвящается…»
классный час на тему

Самусенко Сергей Петрович

Урок мужества, проводимый среди учащихся и гостей школы, актуален,  прежде всего тем, что необходимо создать условия для воспитания стремления к патриотическим знаниям,  которое станут впоследствии основой патриотических поступков ребенка. Этот урок приурочен к беспримерному подвигу 6-й парашютно – десантной роты в первый день марта 2000 года. Это Подвиг с большой буквы. Они совершили то, о чем должны знать их дети, внуки, о чем должно помнить подрастающее поколение. Учащиеся  вправе гордиться воинами, погибшими в том бою.. Они оказались на той высоте и погибли ради идеалов и достоинства России. Это потрясающий пример патриотизма.

Сегодня патриотическое воспитание учащихся предполагает системное формирование нравственной культуры школьника. Системное формирование патриотических качеств личности предполагает накопление моральных знаний, развитие социально мышления, накопление и обогащение эмоционального опыта ребёнка переживаниями, способными разбудить самые высокие чувства, формирование духовных потребностей, способности в проявлении лучших поступков и поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий мероприятия79 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Синеколодецкая основная общеобразовательная школа

 имени Героя Российской Федерации  Александра Гердта».

243018, Брянская область, Новозыбковский район, с. Синий Колодец

пер. Центральный д.3, тел. 9-17-34.

        

 «Памяти Героя России Александра Гердт посвящается…»

Подготовили:

Старший вожатый  Самусенко Сергей Петров

                                                             

2010г.

Пояснительная записка.

Урок мужества, проводимый среди учащихся и гостей школы, актуален,  прежде всего тем, что необходимо создать условия для воспитания стремления к патриотическим знаниям,  которое станут впоследствии основой патриотических поступков ребенка. Этот урок приурочен к беспримерному подвигу 6-й парашютно – десантной роты в первый день марта 2000 года. Это Подвиг с большой буквы. Они совершили то, о чем должны знать их дети, внуки, о чем должно помнить подрастающее поколение. Учащиеся  вправе гордиться воинами, погибшими в том бою.. Они оказались на той высоте и погибли ради идеалов и достоинства России. Это потрясающий пример патриотизма.

Сегодня патриотическое воспитание учащихся предполагает системное формирование нравственной культуры школьника. Системное формирование патриотических качеств личности предполагает накопление моральных знаний, развитие социально мышления, накопление и обогащение эмоционального опыта ребёнка переживаниями, способными разбудить самые высокие чувства, формирование духовных потребностей, способности в проявлении лучших поступков и поведения.

Адресуя эту методическую разработку старшим  вожатым, классным руководителям и  педагогам-организаторам  для работы с детьми II и III cтупеней образования, мы надеемся, что они  найдут в ней интересную идею или нестандартный прием, которые помогут им в решении задач по патриотическому воспитанию учащихся. Особых условий, кроме наличия средств ТСО  (ПК. проектор, музыкальный центр) не требуется.

                              Разработка мероприятия

Урок мужества «Памяти Герою России Александра Гердт посвящается…»

На 10 лет мы стали старше,

а Саше также 19 лет.

Участники: учащиеся 5 – 9 классов, вожатые, воины запаса, вернувшиеся из Чечни и Афганистана, семья Героя РФ А.Гердта, односельчане.

Цель: Способствовать формированию у учащихся чувства  любви к Родине, чувства долга и готовности к ее защите;

Задачи :

- Почтить  память  нашего  земляка Героя РФ . А. Гердта

- Содействовать проявлению и развитию творческих способностей учащихся .

- Способствовать  поддержанию добрых отношений  учащихся с семьей А.Гердта,

- Установить контакты  с воинами запаса, воевавшими в Чечне и Афганистане, с клубами «Патриот» и «Виктория».

Оформление, оборудование и материалы:

а)  На классной доске написано крупными красивыми буквами название  урока мужества, над доской расположен флаг Российской Федерации, обрамленный траурной ленточкой;

        б) Возле стены установлен стол, на котором, у портрета Героя РФ Александре Гердт, будет зажжена свеча памяти, в честь погибшего земляка;

        в) Для возложения к мемориальной доске, расположенной на здании школы, в которой учился А.Гердт, и которая теперь носит его имя, приготовлены живые цветы и гирлянда, к месту захоронения – траурный венок;

г)  Музыкальный центр, DVD плеер, телевизор, компьютер, проектор, DVD диски.

Подготовительная работа:

  1. Написание учащимися сочинений – воспоминаний.
  2. Поиск и сбор материалов о подвиге воинов 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка 76-й гвардейской Черниговской воздушно – десантной дивизии.
  3. Проведение встреч с семьей А.Гердта, с односельчанами, участниками  боевых действий в Чечне и Афганистане.
  4. Организация экскурсий в «Комнату славы», расположенной в здании школы;
  5. Обзор литературы, составление литературно – музыкальной композиции, создание слайд – презентации, проведение репетиций ее фрагментов, выпуск боевого листка «Память».

Методические советы :

На подготовительный период:

К проведению данного мероприятия необходимо привлечь представителей администрации района , районных отделов образования и культуры,  районного военного комиссариата, районного Совета ветеранов воинов- интернационалистов, патриотических клубов .

Следует учитывать эмоциональное восприятие учащихся при раздаче литературного материала.

На ближайшее последствие:

Скоординировать совместную работу школы с представителями патриотических клубов :

           Сценарий.

Ведущий 1.

11 февраля 1981 года

Родился мальчик

На радость маме

Во славу Богу.

И был тот мальчик

Похож на чудо

С улыбкой милой

В глазах синь неба

Он был желанный

И с ним надежды мать возлагала:

Сынок! Мой мальчик,

Расти не бойся

Я буду рядом, коль будет сложно.

Любое в жизни ведь, поправимо.

Лишь только смерть нельзя исправить

Но, то пустое, болтаю милый

Жизнь будет долгой, счастливой, яркой,

Будь честным, смелым

И дай возможность, тобой гордиться.

                                                      ( Кривоносова Н.М.)

Ведущий 2.

Этим мальчиком был Гердт Саша.

Судьба сыграла злую шутку, жизнь не была долгой, долгой для Саши, но в наших сердцах память о нем будет бесконечной, а гордиться им вся Россия.

Сегодняшний урок мужества мы посвящаем ему, Герою Российской Федерации Александру Гердт. Его имя носит  наша школа. Перед его подвигом мы низко склоняем головы. Спасибо, - говорит ему Родина.

Фонограмма «С чего начинается Родина».  

Учащийся 1: Родина, - мы говорим волнуясь,

Даль без края видим пред собой,

Это наше детство, наша юность,

Это все, что мы зовем судьбой,

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Учащийся 2: Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

Это позабудется едва ли –

И на век останется святым…

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придется сердцем защитим.

Ведущий 1:

У каждого свой жизненный путь, свои радости, свои испытания, своя малая Родина.

Ведущий 2:

Саша родился в Казахстане, в поселке Орджоникидзе. В семье было 5 детей: 4 девочки и один сын. Отец, Александр Адольфович, работал шофером, а мать, Анна Васильевна, занималась хозяйством. Рождение Саши было последним радостным событием в семье Гердтов. В августе того же года отец погибает в автомобильной катастрофе, мать остается с детьми одна. Самой старшей, Танечке, было в то время 10 лет, а Саше исполнилось 6 месяцев.

Для семьи наступили трудные времена. И в 1984 году они переезжают в наше село Синий Колодец, которое и стало для Саши Родиной.

Наш край – край лесной, и Саша растет среди удивительного мира русской природы, ходит с ребятами по грибы, ловит рыбу.

… Сашенька, Саша, Александр – это имя ребенка, мальчика, героя.

Вот как вспоминают о Саше выпускники нашей школы 2006 года, которые сейчас проходят срочную службу в рядах Российской Армии.

                        

Кривоносов Максим:

«…Ему 15, нам по 6 лет. Белокурый, голубоглазый Саша был старше, выше, но почем0то это не было препятствием для дружбы с ним. Саша любил нас – малышей, а мы любили его. Он был другом, братом, товарищем.

……Вот мы играем лапту, гоняем на велосипеде, ловим майских жуков….

 Воспоминания мелькают как кадры из кинофильма: яркие, веселые, полные жизни.

И Саша – наш кумир, наш главный герой, человек, к которому тянутся, которому подражают. Тогда мы еще не знали, что звание Героя останется для Саши на всю жизнь.

И теперь к чувству любви к нему, добавилось чувство гордости. Гордость за то, что он был с нами, за то, что у нас бала возможность узнать, каким должен быть настоящий русский парень.»

Сковородко Максим: « …Общаясь с Сашей у меня всегда поднималось настроение, ведь он был таким жизнерадостным, таким веселым. От него никогда не услышишь плохого слова, не увидишь грубого поступка.

Саша и что-то плохое было просто не совместимо. Наверно уже тогда жизнь ставила его нам в пример.

А мы просто его любили, уважали и бежали за помощью. Его приветливая улыбка, его добрый взгляд, еще долгие годы будут спутниками моей жизни.»

Ведущий 1:

Все мы выходим из детства. А дальше нас ведут дороги, которые не всегда бывают легкими. Закончив школу, Саша поступает учиться в Новозыбковское педагогическое училище, но через год оставляет учебу и 16 лет решает идти работать, чтобы помогать маме и сестренкам, а 25 мая 1999 года Саша был призван на военную службу Новозыбковским РВК. Где попадает в 6 роту 104-го парашютно- десантного полка 76-йгвардейской Черниговской Краснознаменной Воздушно-десантной дивизии.

Учащиеся исполняют песню Б. Окуджавы   «До свидания мальчики».  

Ах война, что ты сделала подлая,

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания мальчики, мальчики

Постарайтесь вернуться назад.

Нет не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль ни гранат.

И себя не щадите вы, и все – таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах война, что же ты подлая сделала,

Вместо свадеб разлуки и дым,

Наши девочки платьицы белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги, ну куда от них денешься,

Да зеленые крылья погон.

Вы наплюйте на сплетников, девочки

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад.

До свидания девочки, девочки

Постарайтесь вернуться назад.

До свидания девочки, девочки

Постарайтесь вернуться назад.

Ведущий 2:

Так уже вышло, что история России – это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. Четыре мировых нашествия прокатились по нашей земле и разбившись о стойкость русских, исчезли в безвестности. Хазарские полчища, монгольские орды, наполеоновские армии, германский вермахт – все они искали мирового господства. У   всех на пути к нему встала Русь, Россия..

Ведущий 1:

Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявлялась в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.

Печальный и скорбный повод возвращает нас к вечным истинам: о любви к Родине, о гражданском долге, о неповторимой ценности каждой человеческой жизни. Тем долее, когда судьба трагически обрывает ее в самом расцвете сил.

Звонит колокол. (звучит фонограмма)

Ведущий2:

Звон колокола, как призыв, как набат, как память. Память о тех, кто в наше мирное время познал тягость войны.

У этой войны еще нет истории. Она не написана. Но у этой войны есть свидетели. Тысячи свидетелей, и они хотят быть услышанными, хотят быть нужными правде. Казалось, что сегодня нет места подвигу, что непроницаемая мгла поглощает Россию. Но вдруг яркой вспышкой сверкнул подвиг 6-ой роты псковских десантников.

Учащийся 3: У селенья Улус Керт

Бьется с бандой псковская рота.

Здесь повсюду гуляет смерть

И навряд ли минует кого-то.

        От разрывов гудит земля.

        Не пробьется никак подмога.

          Отступить же никак нельзя.

        На вес золота эта дорога.

На исходе боезапас,

В ход пошли уже штык и лопата.

«Как там мамы будут без нас?»

Шепчут губы мальчишки-солдата.

        На высотке лежат бойцы,

        Стонут горы в тоске и печали.

          Честь вам матери и отцы,

        Что такими их воспитали. [1, с.231]

Ведущий 1:

Девяносто псковских десантников приняли неравный бой почти с двухтысячной бандой боевиков. Восемьдесят четыре из них пали в бою, но не отступили не на шаг. Предпочли смерть. 6-ая рота в Чечне показала, что если за Россию готовы вот так драться и умирать е солдаты, значит она жива.

Учащийся 4: Был первый день весны, еще дремали горы,

Еще весны дыханье не пришло,

Шли пацаны, не слышны разговоры,

Знамение судьбы их в горы повело.

И шли они в строю, все как родные братья,

Беретов цвет их породнил на век,

Хранил их Бог от всякого ненастья,

Но этот день ускорил жизни бег.

Ведущий 2:

О жестоких боях в Аргунском ущелье с 29 февраля по 3 марта слухов было множество. Наибольшие потери понесли воины 76-й воздушно-десантной дивизии.

Весь мир потряс подвиг 6-й роты. Ей поступил приказ выдвинуться и занять господствующие высоты, чтобы не дать прорваться противнику из Аргунского ущелья. По официальным данным, рота столкнулась с группой боевиков. Завязался бой.

Над лавиной боевиков неслось опьяняющее: «Аллах Акбар». Атаки духов катились одна за другой беспрерывными валами. Но все они разбивались о стойкость и мужество наших парней, несмотря на то, что силы прорывающихся превосходили в 25-30 раз.

Десантники стояли насмерть. Дело дошло до рукопашной. Отражая наступление противника, они сраженные, падали один за другим.

Командир батальона, полковник Марк Николаевич Евтюхин, продолжал руководить боем, хотя был тяжело ранен. А когда наступил критический момент, комбат вызвал огонь на себя.

Ведущий 1:

«…Комбат, батяня, батяня, комба…т»

Стонала земля под разрывами артиллерийских снарядов.

Уходил командир, оставались мальчишки.

Крикнул он в микрофон: «Эй прощайте мальчишки».

Высота покрылась трупами боевиков, они не прошли. Но почти вся рота погибла.

Песня группы «Любэ» « КОМБАТ» (сопровождается показом слайдов).

Ведущий 2:

Слушая эти строки, представляешь себе сильных, мужественных, опаленных трудностями дорог солдат.

И как же трудно увидеть среди них нашего застенчивого, очаровательного Сашу, мальчишку, который бегал по росистой траве, сидел среди ветвей цветущей яблони. Какой же жестокой и несправедливой должна быть судьба, чтобы повернуть его лицо в сторону смерти. Все так же сверкает роса под лучами солнца, все также цветет яблоневый сад, все так же – да не все. Саши больше нет.

Учащийся 5:

Мама, я видел ад.

Мама мне было страшно.

Несколько дней подряд

Длился тот бой ужасный.

Мама, я видел смерть

Собственными глазами.

Огненный жуткий смерч

Злобно кружил над нами.

Не было нам дано

Выбора. И мы знали,

Смертушки суждено

Там избежать едва ли.

И отступала ночь,

И задыхался бой.

Если б смогли помочь,

То не такой ценой,

В дальнем глухом краю

Нашей родной земли

Ту высоту в бою

Мы б отстоять смогли.

Но обрывался крик,

И подступала боль.

В самый последний миг,

Мама, я был с тобой.

А за спиной друзей

Скрыться не жаждался.

Нет в том моей вины,

Мама прости меня. [1, с.234]

Ведущий1:

Саша погиб. В смертельном бою Александр после гибели командира взял командование отделением на себя. Боевики ожесточенно атаковали. Шли в полный рост, падали под пулями десантников, кое-где на линии обороны уже вспыхивали рукопашные схватки, после которых, не выдержав холодного мужества наших воинов, бандиты отходили.

Саша был ранен. Стрелял из пулемета, он бил врагов до последнего патрона, последним усилием сумел бросить в набежавших боевиков гранату.

Учащийся 6:

За пять минут уж снегом талым

Шинель запорошилась вся.

Он на земле лежит, усталым

Движеньем руку занеся.

        В нас есть суровая свобода:

        На слезы обрекая мать,

          Бессмертье своего народа

        Своею смертью искупать.  

Ведущий2:

В этот день плакала земля, плакали люди.

Учащийся 7:

Что-то чуяло сердце матери,

На кануне приснился сон.

Кто-то звал ее, где-то рядышком,

Чей-то слышался тихий стон.

Сердце дрогнуло, может чудиться?

Сын – кровинушка! Я с тобой!

Что не пишешь мне, как там служиться?

Очень ждем мы тебя домой.

На ступеньки села, склонилась

Перед ней стоял почтальон.

Закричала мать, зарыдала мать,

Значит сбылся зловещий сон.

Где-то там далеко, на чужой земле

Знаю пуля настигла тебя.

Боже праведный! Дай же крылья мне

Полететь и забрать дитя!

Ты прости, сынок, не успела я

Злого ворога отвести

Как мне жить теперь, боль, душа моя,

И опять я кричу: «Прости!»

Буду ждать тебя, ты придешь ко мне,

Я не верю – ты жив! Ты со мной!

Я услышу стук и скажу тебе:

«Где так долго ты был , родной!»

Ведущий 1:

Весть в село пришла 7 марта, а 11 марта односельчане провожали Сашу в последний путь. Он не увидел лица своих родных. Через маленькое оконце цинкового гроба смотрела смерть. Плач матери разрывало небо.

Учащийся 8:

Что в том оконце? Ни света, ни солнца.

Наглухо заперт твой саван, сынок!

Разве такою была б наша встреча,

Если б я знала, если б ты мог.

Цинком холодным скованы руки,

Грудь уголочек тельняшки прикрыл.

Праведный Боже, за что эти муки?

Чем мой сынок тебя прогневил?

Горькие слезы, скорбные речи,

Черные ленты, ворох венков.

Шепот молитвы, яркие свечи

И бесполезность мыслей и слов.

                                             [1, с.234]

Учащийся исполняет  песню  на слова М. Танича,  «Был пацан и нет пацана» (сопровождается показом слайдов). Приложение №1

Iкуплет:

 У него и жены то нет,

Ну какая еще жена,

Если отроду двадцать лет,

А кругом вообще война.

Он и вырос на той войне

На людей не имея зла

И достала его в Чечне

Пуля сволочь из-за угла.

Припев:

        Был пацан и нет пацана,

        Без него на земле весна

И шапки долой

И рюмку до дна

За этого пацана.

Был пацан и нет пацана,

        Без него на земле весна

И шапки долой

И рюмку до дна

За этого пацана.

IIкуплет:

        А он матери так писал,

Ты же знаешь про все сама.

Сколько раз меня Бог спасал

И до следующего письма.

И упал он за места нас,

Было мальчику двадцать лет.

Правда есть, но на этот раз

Бог промедлил, а снайпер нет.

Припев:

Был пацан и нет пацана,

        Без него на земле весна

И шапки долой

И рюмку до дна

За этого пацана.

Был пацан и нет пацана,

        Без него на земле весна

И шапки долой

И рюмку до дна

За этого пацана.

Учащийся 9:

Гори, свеча, не затухай,

Не проходящей болью будь,

Пусть в пламене твоем встают,

Чей оборвался путь.

Кто из спокойных смирных дней

Шагнул в наземный ад,

И кто до роковой черты нес

Звание – солдат.

Кто в 18 с небольшим

Познал цену потерь.

Кто за Россию жизнь отдав,

Открыл в бессмертье дверь.

Гори, свеча, не затухай

Не дай нахлынуть тьме.

Не дай живым забыть всех тех,

Погибших на войне.

Ведущий 2:

В память обо всех российских парнях, Погибших в чеченской войне, в горячих точках, объявляется минута молчания.

      МИНУТА МОЛЧАНИЯ

17 декабря 2009 года ушла из жизни мать Героя России Александра –  Гердт Анна Васильевна.

Мы преклоняемся перед вами, дорогие матери, потерявшие своих сыновей. Низкий поклон вам, Анна Васильевна!

Ведущий 1:

Сегодня мы говорили о человеке,

 Чье имя стоит в одном ряду с такими героями, как Гостелло, Матросов, Космодемьянская.. Человек, чье имя носит наша школа. Чей взгляд уже не открытый и добрый, а суровый – смотрит на нас с мемориальной доски.

Сегодня – лишь звено между вчера и завтра. Прошлое смотрит на нас, как бы проверяя, готовы ли мы сделать шаг в будущее. Прикоснись к подвигу сердцем.

Ведущий 2:

Пройдут годы. Многое со временем забудется, затянутся раны, потускнеют боевые ордена, у солдат, оставшихся в живых, вырастут дети. Но эти воины останутся в народе неизгладимой трагической меткой.

Учащийся 10:

Все же когда-нибудь

Время воздаст по заслугам

Всем, кто стоял у истоков

Кровавой реки.

Смутное прошлое жарко

Нам дышит в затылок,

Ни на каких скоростях

От него не умчать.

 В сумерках памяти горестно,

Гулко, уныло

Эхо Чечни будет долгим

Укором звучать.

Все видеоматериалы прилагаются на электронном носителе.

Сценарий проходит параллельно с основной презентацией

.

Список литературы.

  1. О.Дементьев, В.Клевцов Шаг в бессмертие.- Псков, 2004.
  2.  Сборник очерков Я обещал вернуться, мама… / под.ред. Новицкий А.Я.- Брянск, 2007. – 400 с.
  3. Газета «Псковская правда».- № 41, 2000.
  4. Газета «Новости Пскова».- №38,2001.