Рабочая программа по сольфеджио
рабочая программа по теме

Косова Лариса Михайловна

Программа по сольфеджио для подготовительных классов(2 г/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosova_programma_dlya_podotovitelnogo_otdeleniya.doc146 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА  №3 г. Пензы

Утверждена решением

Педсовета МАОУДОД

ДМШ № 3 г. Пензы

от 03.09.2012 г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по 

СОЛЬФЕДЖИО

для подготовительных классов

срок реализации  2 года

Автор: преподаватель

МАОУДОД  ДМШ № 3

Косова Лариса Михайловна

г. Пенза

2012 г.

Пояснительная записка.

Программа составлена  преподавателем  теоретических дисциплин ДМШ №3 г. Пензы Косовой Л.М. на основе  опыта работы с детьми 6-7-милетнего возраста.

Цель программы:

- способствовать музыкально-эстетическому развитию ребенка на начальном этапе обучения;

- выявлять наклонности детей дошкольного возраста и направлять их на определенный вид деятельности в искусстве;

- развивать мелодический и гармонический слух, чувство ритма в слуховом и двигательном восприятии;

- подготовить мелкую моторику пальцев рук ребенка для дальнейшей игры на инструменте;

- развивать образное мышление и навыки в музыкальном и художественном творчестве.

Задачи: 

  1. Воспитание  у детей любви к музыке, пробуждение активного интереса к ней, развитие музыкального восприятия, способности к эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
  2. Формирование практических навыков в музыкальной грамоте, творческих проявлений при отражении музыкальных образов в рисунках, импровизации несложных попевок, танцевальных движений.
  3. Развитие музыкального слуха, памяти и ритма, образного мышления ребенка и способности передачи собственных образов окружающим.

Формы работы: 

  1. Пение простых музыкальных попевок, песенок  с опорой на диатонику.
  2. Метроритмические упражнения в игровой форме.
  3. Слушание и анализ музыкальных произведений программного содержания, закрепление в зрительных образах.
  4. Музыкально-двигательные игры.
  5. Творческие работы в форме рисунков к прослушанным музыкальным произведениям.

Методы работы:

  1. Словесный – взаимодействие средств активизации эмоций, памяти, внимания.
  2. Наглядный – использование ритмических и дидактических карточек, клавиатуры, характерных картинок и др.
  3. Метод игровой мотивации – использование музыкально-дидактических игр.
  4. Метод прослушивания музыкальных записей.
  5. Научный метод – использование новейших достижений в области музыкально-педагогической практики.
  6. Концентрический метод – постоянное возвращение к пройденному, использование одного и того же музыкального материала для объяснения различных тем.

Отличительные особенности программы: 

Данная программа адаптирована к условиям ДМШ №3 г. Пензы и к контингенту учащихся в возрасте 6-7 лет. Программа дает конкретное содержание и распределение учебных часов по разделам курса обще-эстетического  и музыкального развития детей дошкольного возраста в подготовительной группе ДМШ.

Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на двухгодичное обучение детей в возрасте 6-7 лет. В соответствие с учебным планом на данный предмет отводится   – 1,5 часа в неделю.

Учебный план

№ п/п

Наименование предмета

Количество учебных часов в неделю

Кол-во час/год

1 год обуч.

2 год обуч.

1.

Сольфеджио

1,5

1,5

54

Курс занятий в подготовительной группе включает в себя следующие разделы:

  1. Вокально-интонационные навыки в ладу.
  2. Воспитание чувства метроритма.
  3. Воспитание музыкального восприятия.
  4. Воспитание творческих навыков.
  5. Теоретические сведения по музыкальной грамоте (накопление понятийного опыта).

Работа с подготовительной группой требует большого внимания к подбору музыкального материала, так как здесь присутствует первичность накопления музыкальных впечатлений: «Начинать надо с музыки» - говорил Г. Нейгауз, а Н.А. Римский-Корсаков писал: «В искусстве теории нет – есть практика». Идти нужно от частного к общему, постепенно формируя эстетический вкус ребенка. Одной из важнейших задач педагога в подготовительной группе является выработка у детей слуховых представлений.  Накопление понятийного опыта подготавливает теоретическое обучение музыкальной грамоте и музыкальной литературы.

Большую роль играет тщательное планирование учебного процесса, подбор музыкального материала и подготовка каждого урока.      

Примерные формы проведения уроков и домашних заданий:

   Наряду с традиционными формами ведения урока в подготовительной группе можно применять инновационные методики преподавания:

  1. Урок – сказка.
  2. Урок – путешествие.
  3. Урок – концерт (Открытый урок для родителей).
  4. Урок – викторина.
  5. Конкурсные, игровые формы проведения уроков.
  6. Комплексные творческие уроки.

Домашние задания должны быть доступными для детей 6-7 лет, небольшие по объему, интересные по содержанию, развивающие мелкую моторику пальцев рук и воображение, закрепляющие пройденный на уроке материал. Например: написать в нотной тетради ключи или их элементы, нотные знаки, ритмослоги черточками, отобразить прослушанный музыкальный образ в рисунке.

Условия реализации данной программы:

  1. Наличие учебных групп (не менее 3-х человек).
  2. Наличие просторной классной комнаты.
  3. Наличие музыкальных и шумовых инструментов.
  4. Наличие фортепиано и звуковоспроизводящей аппаратуры.
  5. Наличие фонотеки и наглядных пособий в картинках.
  6. Наличие дидактического раздаточного материала.
  7. Осуществление тесной связи с родителями.
  8. Активный поиск новых форм работы и методов преподавания, повышение квалификации педагога путем самообразования.

Ожидаемые результаты и способы проверки знаний.

Дети, прошедшие подготовительный  курс обучения должны уметь:

  1. Правильно интонировать в пределах 1-й октавы.
  2. Слышать сильную долю в такте, определять размер такта, просчитывать, отстукивать и записывать простой ритмический рисунок.
  3. Слышать деление мелодии на фразы и предложения.
  4. Определять характер музыки, простые музыкальные формы.
  5. Уметь отразить музыкальный образ в рисунке.
  6. Различать жанры вальса, польки, марша, основные тембры инструментов.
  7. Знать основы музыкальной грамоты (мажор, минор, ноты 1-й октавы, ключи, динамические оттенки, цезура, пауза).

Оценка знаний:

  1. Фронтальный опрос.
  2. Беглый текущий опрос.
  3. Систематическая проверка домашнего задания.
  4. Контрольные уроки в конце каждой четверти в форме викторины, вопросов и загадок.
  5. Итоговый урок-экзамен
  6. Оценка  знаний учащихся 1-го года обучения осуществляется путем поощрения значками в виде ромашек или звездочек. Их подсчет в конце четверти определяет победителя. Конкурсная система  дает мотивацию к активному восприятию учебного материала. Учащимся второго года обучения рекомендуется ставить оценку 5 за отлично выполненное задание и 4 - если задание выполнено с ошибками.

Краткие методические указания:

       Вокально-интонационные навыки.

Развитие вокально-интонационных навыков – это наиболее важная задача на начальном этапе обучения детей. Первый год обучения в группе обще-эстетического развития основан на пении детских и народных песен и попевок  в диапазоне квинты-октавы, с простым ритмом, с опорой на  звуки тонического трезвучия. Прежде, чем начинать петь, нужно обратиться к упражнениям, которые помогают правильно сидеть и дышать при пении. Начинать  развитие певческого диапазона детей следует с попевок на одном звуке, постепенно его расширяя. Второй год обучения продолжает развитие вокально-интонационных навыков. Песни усложняются в мелодике и в ритме. Происходит знакомство с  гаммой, осознается высотное положение ее  звуков, пение гаммы по «столбице». Упражнения «эхо» (повторение за учителем короткой мелодии, которая обязательно приходит к тонике) закрепляет тонику в слуховом восприятии детей. Сочинение-импровизация песенок на устойчивых звуках предваряет осознание лада.  Вокально-интонационные упражнения следует давать в начале урока в игровой форме и с аккомпанементом в качестве распевки перед  пением песен.

          Развитие чувства метроритма.

Воспитание чувства метроритма является неотъемлемой задачей на первом этапе обучения детей. В связи с тем, что у детей восприятие ритма часто связано с двигательной реакцией, начинать нужно с шагов, которые дают равномерность движения. Ровные доли- четвертные длительности ассоциируются с равномерностью шага, быстрые восьмые длительности – с бегом.  Затем добавляется понятие сильной доли (ударения). Дети с удовольствием отмечают  сильную долю такта под музыку марша, вальса или польки. Особенно если в руках у них шумовые музыкальные инструменты, а музыка яркая и эмоциональная.

  В старшей группе наряду с изучением длительностей нот вводятся ритмические карточки, где написанные длительности нот нужно проговорить ритмослогами и простучать ритмический рисунок.  Ритм слов или стихов записывается длинными и короткими черточками с последующим его простукиванием. Импровизация ритма под музыку развивает творческие навыки у детей.

               Воспитание музыкального восприятия.

Содержание музыкального воспитания детей подготовительной группы должно быть направлено на развитие эмоциональной отзывчивости, накопление знаний, которые нужны для активного и осознанного восприятия музыкального материала. Сначала нужно научить детей слушать звуки музыкальные и шумовые, различать их тембровую окраску.

    Подбор материала для слушания должен быть тщательным. На начальном этапе  - это песни и пьесы, несущие яркие эмоции, ассоциирующиеся с природой и настроением радости, грусти, спокойствия или веселья. Важно, чтобы ребенок смог сам рассказать какие эмоции вызывает у него данное произведение. Постепенно вводится понятие о средствах выразительности – ладе, силе звука, его динамике, регистре, темпе, тембре, кульминации. Во втором классе подготовительной группы дети могут услышать и простые музыкальные формы – двух и трехчастные.

   Программные произведения наиболее удобны для слушания. Прежде, чем дать музыкальный материал, следует познакомить детей с его содержанием, потом прослушать пьесу с закрытыми глазами и попытаться увидеть «сон», то есть зрительно представить себе музыкальный образ. Хорошо если к прослушиваемому произведению добавить просмотр картины, прочтение рассказа  или сказки, которые соответствовали бы содержанию музыки.

            Развитие творческих навыков.

Творческое развитие детей – это наиболее важная задача на раннем этапе обучения. Творческие задания раскрывают индивидуальность ребенка, его эмоциональность. Большую роль  играют комплексные формы занятий. Такие занятия связанны с определенной тематикой, которая отражается не только в музыке, но и в комплексе всех видов искусства, где дети поют, слушают музыку, рисуют, читают стихи, танцуют и инсценируют песни и сказки. Такие занятия, необычные по своему содержанию и форме, увлекают детей и побуждают их к активным творческим действиям.

       Помимо развития художественного творчества, дети старшей подготовительной группы уже могут сами сочинять мелодии на маленькие стишки, делать ритмические импровизации в шумовом оркестре, допевать неоконченную мелодию, придумывать движения в играх, в танцах и в инсценировках песен. В младшей группе дети с удовольствием участвуют в инсценировках музыкальных сказок и песен.

       Дети младшего возраста чувствуют себя еще не очень уверенно в школе, поэтому большое значение отводится коллективному творчеству: участие в ансамблевом пении, игра в шумовом оркестре, участие в инсценировках сказок и песен, в коллективных танцах и играх.

       Во всех творческих начинаниях детей с ними должен быть рядом учитель. Он должен помогать и направлять творчество ребенка в нужное русло, следить за тем, чтобы задания были посильны и не вызывали отрицательных эмоций, помогать в завершении задуманного. Творчество должно нести ребенку радость и удовлетворение, тогда оно принесет свои плоды.

 Музыкальная грамота  (накопление понятийного опыта).

Занятия в группе обще-эстетического воспитания не ставят перед собой цель постигнуть музыкальную грамоту полностью, но тем не менее накопление понятийного опыта подготавливает теоретическое обучение детей в музыкальной школе. На данном этапе дети познают следующие понятия: мажор, минор, высота звука, тембр, громкость (форте, пиано), динамические оттенки, темп, ритм, размер, метр, сильная доля, такт, нотоносец, ключи, звукоряд, гамма, ноты 1-й и 2-й октав, длительности нот и пауз, staccato.

                                              Первый год обучения

                        Примерный учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

             I-я четверть

Подготовка детей к встрече с музыкой. Организационный урок.

Что нужно знать о музыке. Кто такие композиторы. Знакомство с творчеством В. Шаинского. Значение музыки в жизни взрослых и детей

Развитие внимания и воображения. Звуки музыкальные и шумовые.Учимся слушать звуки.

Развитие образного мышления и памяти. Учимся различать звуки по тембральной окраске. Особенности звучания наиболее известных музыкальных инструментов: фортепиано, баян, флейта, гитара, скрипка.

История создания и устройство фортепиано.

О чем рассказывает музыка. Настроение и характер музыки. Первые сведения о мажоре и миноре.

              II-я четверть

Первые сведения о музыкальных жанрах. Песня. Танец. Марш. Особенности этих жанров. Навыки определения различия основных музыкальных жанров.

Развитие мелодического и ритмического слуха. Ритмическая пульсация.

Сильная и слабые доли в музыке. Выстукивание метра. Развитие чувства ритма чтением стихов. Игры со слушанием музыки.

Изучение свойств музыкальных звуков. Громкость и сила звука. Первые сведения о crescendo и diminuendo.

                III-я четверть

 Высота звука. Звуковые регистры и линия звуковысотности. Музыкальные ступени. Звукоряд.

Нотный стан или нотоносец. Музыкальные знаки. Музыкальные ключи.

Длительности и доли.

Название нот. Ноты первой октавы. Расположение на нотоносце.

Ритмические рисунки.

Познавательные игры с музыкальными инструментами.

               IV четверть

Подвижные игры с музыкой и пением. Ролевые и образные игры. Хороводы. Инсценировки. Музыкальная и голосовая импровизация. Элементарное ансамблевое исполнение. Слушание музыки.

Итоговое занятие. Контрольный урок и музыкальная викторина.

Второй год обучения

I-я четверть

Организационный урок.

Повторение пройденного. Звуки музыкальные и шумовые. Тембры музыкальных инструментов. Характер звучания мелодии. Мажор, минор.

Жанры в музыке. Песня, марш, танец. Определение на слух их особенностей.

Сильная доля, акцент. Определение на слух.

Высотное положение звуков. Звукоряд. Формирование гласных при пении.

II-я четверть

Нота. Нотоносец. Скрипичный ключ. Ноты 1-й октавы – написание и расположение на нотоносце.

Длительности нот и пауз. Понятие ритма.

III-я четверть

Метр. Такт. Размер такта, определение размера на слух. Ритм. Ритмический рисунок стиха и мелодии, его запись.

Музыкальная речь. Фраза в музыке. Реприза. Динамические оттенки, стаккато, легато.

Музыкальный образ. Определение на слух характера музыки. Программность музыкальных произведений. Отражение музыкального образа в рисунках.

IV-я четверть

Ансамблевое пение и игра на шумовых инструментах.

Инсценировки песен и сказок. Подвижные музыкальные  игры. Музыкальная и голосовая импровизация.

Итоговое занятие. Контрольный урок. Музыкальная викторина.

1 час

2 часа

2 часа

3часа

1час

2часа

3часов

2-3часа

3часа

2 часа

2часа

2 часа

1час

6-7часов

1 час

1 час

2 часа

2 часа

2часа

2часа

5часов

2-3часа

3часа

2часа

5 часов

2часа

4-5часов

1 час

Содержание  дисциплины

Первый год обучения

Уроки  1-3

Тема: Подготовка детей к встрече с музыкой. Значение музыки в жизни взрослых и детей.

Кто такие композиторы. Знакомство с творчеством В.Шаинского.

Цель: Познакомить детей с музыкальными образами, настроить  эмоциональное восприятие этих образов. Познакомить детей с самым простым для их понимания жанром песни, рассказать о людях, посвятивших себя музыке – о композиторах. Знакомство с творчеством самого популярного детского композитора В. Шаинского. Раскрыть важность значения музыки   жизни взрослых и детей.

Ход урока №1:  

  1. Организационный момент.
  2. Рассказ  легенды об Орфее, прослушивание музыкальных фрагментов из оперы «Орфей и Эвридика». Знакомство с лирой – эмблемой музыки.
  3. Рисунок Лиры.
  4. Д.З. Завершить рисунок,  вспомнить, где мы можем услышать музыку.

Ход урока №2:

1.Проверка домашнего задания. Конкурс рисунков.

2.Учимся правильно сидеть и дышать при пении. (Упражнения «Цветок» - нюхаем носом воображаемый цветок; «Свеча» - дуем на воображаемую свечу, чтобы она не потухла.

3. Рассказ о композиторах, которые пишут песни для детей.

4.Слушание песен В.Шаинского «Антошка», «Вместе весело шагать» и «Жара». Подпевание.

5.Рисуем жаркое солнце.

6.Д.З. Дорисовать рисунок. Повторять упражнения «Цветок» и «Свеча».

Ход урока №3:

  1. Проверка домашнего задания. Конкурс рисунков.
  2. Разучивание попевки «Андрей-воробей» - активизация артикуляции, формирование гласного звука «а» и согласного «р» при пении. Удержание мелодии на одном звуке.
  3. Слушание пьесы В.Руббаха «Воробей». Определение характера музыки и характеристика образа.
  4. Рисуем воробья.
  5. Играем в музыкальную игру в «Кошки-мышки»
  6. Д.З. Дорисовать рисунок, повторять песенку.

Уроки 4-5:

Тема:  Развитие внимания и воображения детей. Звуки музыкальные и шумовые. Учимся слушать звуки.

Цель: Научить детей внимательно слушать музыку, различать музыкальные и шумовые звуки. Развивать эмоциональное восприятие музыки и воображение ребенка. Учить детей отражать воображаемые образы в рисунках.

Ход урока №4:

  1. Проверка домашнего задания. Конкурс рисунков.
  2. Пение изученных песен. Разучивание песенки «Дин-дон». Формирование гласных «и» и «о». Выработка правильной артикуляции при пении.
  3. Слушаем разные звуки: колокол, колокольчик, трещотка, металлофон, ксилофон, свистулька, бубен. Фортепиано, скрипка, флейта, баян. Ищем отличие музыкальных звуков от шумовых.
  4. Слушаем пьесу «Весна и осень» Г. Свиридова. Определяем эмоциональное настроение каждой из них, находим отличия в музыке.
  5. Рисуем весну и осень. Находим отличия в рисунках.
  6. Д.З. Дорисовать рисунок, повторять названия музыкальных и шумовых инструментов.

Ход урока№ 5:

  1. Проверка домашнего задания. Конкурс рисунков.
  2. Повторение песенок и попевок, развивающих артикуляцию и формирование гласных звуков.
  3. Угадывание на слух различных музыкальных и шумовых звуков.
  4. Сказка про семью Барабанов. Слушание: «Путеводитель по оркестру» Б. Бриттена.
  5. Рисуем барабан и колокол.
  6. Музыкальная игра «Имитация» - дети имитируют игру на разных музыкальных инструментах.
  7. Д.З. Дорисовать рисунок.

Уроки №6-8:

Тема: Развитие образного мышления и памяти. Тембровая окраска звуков. Особенности звучания наиболее известных музыкальных инструментов. История создания и устройство фортепиано. Тембры духовых инструментов, их различие.

Цель: Активизировать образное мышление детей, научить различать различные тембры инструментов, познакомить детей с самым известным и популярным инструментом – фортепиано.

Ход урока №6:

  1. Проверка домашнего задания. Конкурс рисунков.
  2. Разучивание песни «Дудочка» Формирование гласной «у». Инсценировка песни движениями.
  3. Тембры духовых инструментов, их различие. Слушание: «Соло флейты» Глюка,  «Неаполитанская песня» П.Чайковского (труба), «Календер царевич» Н.Римского-корсакова (гобой)
  4. Слушание: Д.Кабалевский «Клоуны», П.Чайковский «Осенняя песня».
  5. Рисуем клоунов – веселого и грустного, позднюю осень.
  6. Музыкальные игры «Эхо», «Грибы».
  7. Д.З.

Ход уроков №7-8:

1.Проверка домашнего задания.

2.Разучивание и пение попевок, развивающих мелодическую интонацию:

«На одном звуке мы поем», «Мы поем хорошо» (Диапазон «до»- «ми»).

3.Знакомство с клавесином. Слушание старинной клавирной музыки.

   Знакомство с фортепиано. Слушание «Детского альбома» П.Чайковского.

4.Рисуем рисунки к пьесам: «Новая кукла», «Зимнее утро».

5.Музыкальные игры: «Грибы», «Радуга», «Эхо»

6. Д.З. дорисовать рисунок, рассказать сюжет.

Урок №9:

Тема: Содержание музыки. Настроение и характер музыки. Первые сведения о мажоре и миноре.

Цель: Связать содержание музыкальных образов с реальными, научить детей различать характер музыки в зависимости от лада произведения. Дать понятия мажора и минора.

Ход урока №9

1.Проверка домашнего задания.

2.Пение изученных песен, вырабатывающих правильное певческое дыхание, артикуляцию, формирование гласных звуков.

3.Слушание пьесы Г. Свиридова «Весна – осень». Связать характер музыки с ладом.

   Повторение пьес Д.Кабалевского «Клоуны» и П.Чайковского «Осенняя песня».

4.Рисуем характер веселый и грустный – образная импровизация в цвете.

5.Повторяем музыкальные игры «Кошки-мышки», «Грибы»

6. Д.З. Дорисовать рисунки, повторять песенки.

 Уроки №10-11:

Тема: Знакомство с основными музыкальными жанрами. Песня. Танец. Марш. Особенности жанров.

Цель: Познакомить детей с основными жарами в музыке, научить их различать особенности этих жанров на слух, познакомить с наиболее яркими образцами этих жанров в классической музыке.

Ход урока№10

1.Беседа о «Трёх китах в музыке». Прослушивание музыкального материала:     П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Старинная французская песня».

2. Музыкальная игра  «Поезд».

3. Рисуем и слушаем «Вальс цветов» П.Чайковского, (вальс снежинок).

4.Д.З.

Ход урока №11:

1.Проверка домашнего задания.

2. Игра «Угадай-ка» Слушаем и угадываем жанры песни, марша, вальса, польки.

3. Пение выученных песенок на развитие дикции и интонации.

4. Разучивание песни с движениями «Мишка с куклой» (жанр польки)

5. Слушаем и рисуем «Зима» А.Крутицкого.

6. Д.З. Дорисовать рисунок.

Уроки №12-14

Тема: Ритмическая пульсация. Сильная доля – акцент. Ритм стиха. Ритмическая импровизация.

Цель: Развитие чувства ритма, умения  определять  сильную долю, развитие творческих навыков в ритмической импровизации в сольном и ансамблевом исполнении. Осознание метроритмического своеобразия музыки посредством чувственного восприятия долей метра   (доли-пульса, музыкального шага, его тяжести, легкости, плавности, упругости) на музыкальных примерах. Дать понятие о равномерности музыкального пульса, ускорение и замедление темпа.

Ход уроков №12-13:

1.Проверка домашнего задания

2.Пение выученных песенок. «Андрей – воробей» с хлопками на сильную долю.

«Бьют часы» поем с маятниковым движением руки.

3.Шумовой оркестр. «Колядка». Подыгрывание  сильной доли.

4.Стишки-поговорки. Говорим и прохлопываем ритм с акцентом на сильной доле.

5.Сочиняем песенки на эти стишки в диапазоне терции.

6.Рисуем ритм разных слов черточками.

7.Д.З. Приготовить любимые стишки, прохлопать их ритм.

Ход урока №14

1.Чтение любимых стишков, прохлопывание ритма.

2.Пение выученных попевок, разучивание песенки «Барашечки-круторожечки»

3.Повторение песни с движениями «Мишка с куклой».

4.Шумовой оркестр. Стучим на сильной доле, импровизируем ритм.

5. Слушаем и рисуем: П.Чайковский. «Танец феи Драже», «Марш» из балета «Щелкунчик»

Уроки 15-17

Тема: Игры со слушанием музыки. Изучение свойств музыкального звука. Громкость - сила звука. Крещендо и диминуэндо.

Цель: Научить детей различать свойства музыкальных звуков: высоты, длительности, окраски, громкости, регистра на примерах музыкальных произведений, осознать динамику движения музыкальных звуков, ее связь с образом произведения. В игровой форме закрепить навыки различия звуковых свойств.

Ход уроков №15-16:

1.Проверка Д.З.

2.Пение вокально-интонационных упражнений. Разучивание песни к новогоднему празднику. Песня «По дороге Ваня шел» (с динамическим развитием); «Бьют часы на башне» (объяснение длительностей звука).

3.Музыкальные игры на динамику: «Громко, тихо», «Эхо»

   Музыкальная игра на сопоставление длительностей «Охотник и собачка»

4.Слушание музыки и рисование музыкального образа, осознание звуковых тембров. «Колокольный звон», С.Прокофьев «Петя и волк».

 Ход итогового урока №17

  1. Конкурс рисунков.
  2. Музыкальные игры.
  3. Музыкальная викторина «Угадать инструмент, определить характер, узнать мелодию»

Уроки №18-21

Тема: Высота звука. Звуковые регистры. Линия звуковысотности. Музыкальные ступеньки, звукоряд.

Цель: Научить детей осознанию звуковысотности. Научить различать регистры звукоряда на слух. Дать понятийные определения гаммы, устойчивых ступеней, регистров.

Ход уроков№ 18-21:

1.Повторение изученных песен и попевок, развивающих вокально-интонационные навыки.

2.Понятие регистра,  звуковысотности, звукоряда, ступеней, гаммы. Попевки: «Мы стоим на месте…», «Вверх по ступенькам поднимись», «Наступают холода», «Скачут кони по полям». В процессе обучения применяются дидактические пособия – «Столбица», бумажная клавиатура, цветные звуковысотные карточки, металлофон.

3.Слушание музыки и зарисовка образа – Сен-Санс «Карнавал животных»

4. Д.З. «Ходить» по клавиатуре, пропевая песенки.

Уроки №22-24:

Тема: Нотный стан, музыкальные ключи, музыкальные знаки, длительности и доли. Написание нот и ключей, расположение их на нотоносце.

Цель: Познакомить детей с нотной грамотой, развивать мелкую моторику пальцев написанием нот и ключей, закрепить пройденную тему « длительности нот и пульсация долей времени».

Ход уроков №22-24:

  1. Сказка про нотную страну. Изучение нот при помощи стихотворного текста и дидактического материала – карточки с нотами, картонная клавиатура
  2. Пение песен для развития музыкальной интонации и артикуляции: «До, ре, ми…»
  3. Пение гаммы До мажор в разных ритмах с аккомпанементом.
  4. Слушание музыки с последующим отражением образа в рисунках.
  5. Музыкальные игры с использованием клавиатуры, ритмических карточек.

Уроки №25-26:

Тема: Ритмические рисунки.

Цель: В игровой форме познакомить детей с длительностями нот и простейшими ритмическими фигурами.

Ход уроков №25-26:

  1. Сказка «Как ёжик яблоко делил» «Нашел ежик большое яблоко, сел на пенек и решил его съесть, но тут увидел зайца и захотел его тоже яблочком угостить. Разломил ежик яблоко пополам и отдал половинку зайчику. Только они хотели откусить по кусочку, как с дерева спрыгнули две белочки, они тоже хотели есть. Ежик с зайчиком решили и с ними поделиться. Разломили они свои половинки яблока  на две части и отдали четвертинки белочкам, но тут из норки выбежали четыре мышки. «И мы яблочка хотим» - пропищали они. Делать нечего. Разломили ежик, зайчик и две белочки свои четвертинки пополам и отдали по восьмушке мышкам. Сели они в кружок и стали яблочко есть. Вкусное!
  2. Рассказ сказки сопровождается показом символического яблока (картонный кружок, разделенный на сегменты).
  3. Вспоминаем песню «Бьют часы на башне» - сопоставляем длительности.
  4. Игра в колокола и колокольчики. Импровизируем под музыку.
  5. Играем на шумовых инструментах под музыку по ритмическим карточкам.

Уроки№27-33:

Тема: Подвижные игры с музыкой и пением. Ролевые игры с музыкой. Хороводы, инсценировки. Ансамблевое пение. Музыкальная голосовая импровизация. Слушание музыки.

Цель: Закрепление пройденного материала в игровой форме, развитие у детей фантазии, выдумки, изобретательности, раскрепощенности в инсценировках песен и сказок.

Ход уроков №27-33:

  1. Повторение изученных песенок. Инсценировки песен.
  2. Импровизация движений под музыку в различных жанрах, темпах, ритмах, динамических оттенках.
  3. Ролевые игры с музыкальным сопровождением.
  4. Ритмическая импровизация под музыку.
  5. Слушание программной музыки, отражение образов в картинках.

Итоговый урок:

Родительское собрание с концертом.

                                       

Второй год обучения

Уроки№ 1-3:

Тема: Повторение пройденного. Звуки музыкальные и шумовые. Тембры музыкальных инструментов Характер звучания  мелодии. Мажор, минор.

Цель: Восстановление в памяти детей пройденного материала, закрепление понятий лада, его влияния на характер музыки. Повторение  тембров звучания основных музыкальных инструментов.

Ход уроков № 1-3:

  1.Слушание музыки (яркие программные произведения). На их примере определение                характера, лада, инструментов, ведущих мелодию.

2.Разучивание песен и попевок в мажоре и миноре с разбором.

3.Музыкальные игры («Угадай тембр», «Имитация музыкальных инструментов»).

4.Отображение музыкального образа в рисунке.

Уроки №4-5:

Тема: Жанры в музыке. Марш, песня, танец. Их особенности.

 Цель: Познакомить детей с основными музыкальными жанрами, научить определять их на слух.

Ход уроков №4-5:

1.Проверка домашнего задания.

2.Слушание музыки в различных жанрах. Определение жанра на слух.

3. Игра «Паровозик». Импровизация движений под музыку марша, польки, вальса.

4. Пение изученных песен. Правильное формирование гласных звуков, четкая дикция и артикуляция.

5. Отображение музыкальных образов в рисунках.

Уроки №6-7:

Тема: Сильная доля. Акцент. Определение на слух.

Цель: Научить определять сильную долю в такте на слух. Связать это с жанровыми особенностями произведений. Первые навыки счета в такте.

Ход уроков №6-7:

1.Песня-марш «Мы шагаем вместе с гномом»

2. Разучивание песни-польки «Мишка с куклой».

3.Слушание музыки. Определение характера, жанра, размера, сильной доли.

4. Рисунок в жанре марша, польки, вальса.

Уроки №8-9:

Тема:  Высотное положение звуков. Звукоряд.

Цель: Дать понятия высоты, звукоряда, гаммы. Пространственное восприятие звуковысотности по столбице и на клавиатуре

Ход уроков №8-9:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Разучивание попевок со звукорядом и с частью звукоряда. «Как под горкой, «Такси», «Вверх по ступенькам».
  3. Музыкальная игра  «Ниточка за иголочкой» (пространственное эхо).
  4. Слушание музыки (яркие программные произведения). Характеристика тембров, мелодии, жанра, темпа, динамики.
  5. Рисунок образа.

Уроки №10-14:

Тема: Нота. Нотный стан. Скрипичный ключ. Ноты 1-й октавы. Написание и расположение на нотоносце.

Цель: Изучение нотной грамоты. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ход уроков №10-14:

1.  Проверка домашнего задания.

2.  Пение попевок со звукорядом, пространственный показ рукой, игра на клавиатуре.

3.  Разбор каждой ноты, ее положения на нотоносце. Разучивание песенки про каждую нотку и скрипичный ключ.

4.  Музыкальные игры «Радуга», «Грибы», «Кот и мыши».

5. Слушание музыки. Рисование образа.

Уроки №15-16:

Тема: Длительности нот и пауз. Понятие ритма.

Цель: Изучение длительностей в нотной грамоте. Навыки счета длительностей нот и пауз, их написание. Чтение и запись простых ритмических рисунков. Научить связывать ритмический рисунок с характером музыки.

Ход уроков №15-16:

  1. Проверка домашнего задания. Конкурс на самый лучший рисунок и самые лучшие нотки в тетради.
  2. Поем песенки со звукорядом, показываем направление мелодии рукой.
  3. Играем на картонной  клавиатуре простейшие песенки (из сборника Н. Бергер «Младенец музицирует»)
  4. Учим длительности нот: стих про длительности (Если нота белая – это нота целая…)
  5. Изучаем ритмослоги. Составляем из карточек простейший  ритм. Рисуем палочками ритм стихов.
  6. Слушаем музыку и рисуем образ. (Фрагменты из балета П.Чайковского «Щелкунчик»)

Урок №17:

Урок – концерт для родителей «С Новым годом!» Костюмированное представление по сказочному сценарию с песнями, музыкальными загадками и викториной.

Уроки №18-20:

 Тема: Метр. Такт. Размер такта, определение размера на слух. Ритм. Ритмический рисунок стиха и мелодии, его запись.

 Цель: Научить детей на практике определять размер такта, сильную долю, читать простые ритмические фигуры, правильно записывать ритм стихов и мелодий. Связать ритмический рисунок с характером музыкального образа.

Ход уроков № 18-20:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Разучивание песен из сборника «Азбука ритмов»
  3. Составление из карточек ритмических фигур, чтение их ритмослогами.
  4. Сочиняем песенки на детские стишки (определить характер стишка, связать его с ритмом, записать ритм и мелодию в диапазоне терции - кварты).
  5. Шумовой оркестр. Игра на шумовых инструментах под аккомпанемент или фонограмму. Сначала только на сильную долю, потом усложнить задачу – половина группы играет сильную долю, а вторая половина слабую долю, можно предложить ритмическую импровизацию, связать ее с характером музыки.
  6. Разыгрываем сказку «Теремок» в ролях, изображаем в ритме шаги героев сказки.
  7. Слушаем и рисуем музыкальные образы (Н.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»)

Уроки №21-22:

Тема: Музыкальная речь. Фраза в музыке. Реприза. Динамические оттенки,

      стаккато, легато.

Цель: Познакомить детей с элементами музыкальной речи. Научить слышать музыкальные фразы, делить произведение на части, определят начало и окончание фраз. Познакомить с понятием динамики в музыке и с приемами исполнения, связать эти понятия с характером музыки и с эмоциональным настроением.

Ход уроков №21-22:

1.Проверка домашнего задания (рисунки, нотная запись, ритмическая запись стихов и песенок).

2.Пение: Музыкальные игры «Эхо» (повторение музыкальной фразы – понятие репризы), «Ехали медведи» (придумывание фразы-ответа), «Петушок» (Дети в круге, а один ребенок идет по кругу и игрушечным петушком клюет того, на ком заканчивается фраза и предложение). Разучивание песенок. Например:  «Скок, скок, поскок» - разбор по мотивам и фразам, приемы исполнения – стаккато, легато, динамические оттенки.

3.Слушание музыки и рисование. (материал для слушания: пьесы из «Детского альбома» П.Чайковского.

Уроки №23-27:

Тема: Музыкальный образ. Определение на слух характера музыки. Программность музыкальных произведений. Отражение музыкального образа в рисунках.

Цель: Научить детей, опираясь на средства музыкального языка, определять программно- запланированный образ, его характер. Научить отражать этот образ или впечатления от него в рисунке.

Ход уроков №23-27:

1.Проверка домашнего задания – рисунки на прослушанный музыкальный материал, сочинение мелодий на стихи.

2.Пение песен с характеристикой образа и способов музыкального изложения: р. н. п.  «А я по лугу», «Во поле береза стояла», «Антошка», «По секрету всему свету» В. Шаинского, «Спят усталые игрушки».

3. Слушание программных произведений: М. Мусоргский «Картинки с выставки», К. Сен-Санс «Карнавал животных», отражение образов в рисунках.

4. Музыкальные ролевые игры: «Кот и мыши», «Колобок».

Уроки №27-28:

Тема: Ансамблевое пение и игра на шумовых инструментах.

Цель: Закрепление пройденного материала.

Ход уроков №27-28:

  1. Конкурсы рисунков.
  2. Пение ранее изученных песен.
  3. Шумовой оркестр. Ритмическая импровизация.
  4. Слушание музыки программного содержания: А. Лядов «Кикимора», «Баба Яга», «Волшебное озеро».

Уроки №28-33

Тема: Инсценировки песен и сказок. Подвижные музыкальные  игры.

      Музыкальная и голосовая импровизация.

Цель: Закрепление ранее изученного материала. Повторение пройденного.

Ход уроков №28-33:

  1. Конкурсы рисунков.
  2. Пение изученных песен. Инсценировки песен и сказок.
  3. Подвижные музыкальные игры.
  4. Слушание музыки (любые программные произведения).

Итоговое занятие. Контрольный урок. Музыкальная викторина.

Ход урока: Урок проходит с участием родителей и преподавателей. Сценарий урока делается как урок-путешествие в страну музыки. В него входят пение песен, музыкальные загадки, ритмическая импровизация, выставка самых удачных рисунков на темы музыкальных произведений.

Список литературы

  1. Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ. -М.,1984 г.
  2. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 1 класса ДМШ. – М. 1989.
  3. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для подготовительного  класса ДМШ. – М. 1989.
  4. Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976.
  5. Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М., 1975.
  6. Вахромеев В. Сольфеджио. – М., 1968.
  7. Далматов Н. Музыкальный диктант. – М., 1972.
  8. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. – М., 1979.
  9. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. – М., 1978.
  10. Металлиди Ж. Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л., 1980.
  11. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1979.
  12. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1974.
  13. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 19782
  14. Барабошкина  А.  Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М., 1975.  
  15. Вопросы методики воспитания слуха / Под ред. Н. Островского. – Л., 1967.
  16. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. – М., 1989.
  17. М. Котляревская –Крафт, И. Москалькова, Л. Бахтан. Сольфеджио.  Учебное пособие для подготовительных  отделений. М., С- Пб., 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Сольфеджио"

Рабочая программа  дисциплины "Сольфеджио"  сроком - 5 лет обучения. В программе отражены требования первого и третьего года обучения....

СОЛЬФЕДЖИО Рабочая программа для музыкального отделения Детской школы искусств Срок реализации программы 5 лет

   Данная рабочая программа является адаптированной к условиям ДШИ им. С.А.Кусевицкого города Вышнего Волочка, представляет собой курс «Сольфеджио», ориентированный на контингент обуч...

СОЛЬФЕДЖИО Рабочая программа для музыкального отделения Детской школы искусств Срок реализации программы 5 лет

   Данная рабочая программа является адаптированной к условиям ДШИ им. С.А.Кусевицкого города Вышнего Волочка, представляет собой курс «Сольфеджио», ориентированный на контингент обуч...

Рабочая программа по сольфеджио, 7 класс, ФГОС

Рабочая программа по сольфеджио для 7 класса (разработчик Соколова В.И.) представляет собой вариант рабочей программы для учащихся ДШИ, адаптированный к условиям общеобразовательной школы. Она реализу...

Рабочая программа учебного предмета «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ СОЛЬФЕДЖИО».

Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих п...

Рабочая программа по дисциплине Сольфеджио

Рабочая программа по дисциплине Сольфеджио...