Формирование ситуации успеха во внеурочной деятельности по математике.
статья на тему

     Главный смысл деятельности педагога  состоит в том, чтобы каждый ребенок был успешен, это способствует развитию уверенности ребенка в      себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной     значимости. Основным   механизмом   в   решении   этой   задачи   становится   ситуация    успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_uspeh.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Ларина Людмила Владимировна,

учитель математики

МБОУ «Лицей №24»

Формирование ситуации успеха во внеурочной деятельности по  математике.

     Смена содержания и форм социальных отношений, широкий информационный и культурный обмен приводят к интенсивному поиску новых, субъект – субъектно-ориентированных технологий межличностного взаимодействия в образовательном   пространстве.  

      Эффективность решения многих задач, по мнению ученых, зависит не только от индивидуальных качеств личности, но и от ее умений включиться  в совместную деятельность на уровне сотрудничества, партнерства. Процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслом деятельности, опытом, эмоциями,   установками,  различными    позициями.

       Взаимодействие  учителя  и  учащихся  в  создании ситуации успеха в процессе внеклассной деятельности  по математике является необходимым условием  для  личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися  перспективы  их роста, помогает   добиться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса – помочь  осознать    свои   возможности  и    поверить   в  себя.  

        Основные концептуальные позиции педагогики успеха связаны                с гуманистической педагогикой и психологией, признающей       уникальность человеческой личности, которая стремится к   максимальной реализации  своих возможностей. Педагогика успеха предполагает использование личностно-ориентированного, системно-ориентационного  и   индивидуального   подхода    во   взаимодействии    с    ребенком.  

          С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается  возможность  достичь значительных  результатов в деятельности  как  отдельно   взятой   личности,  так   и   коллектива   в   целом. Проживая ситуацию успеха, ребенок приобретает чувство собственного достоинства, успех приводит школьника к осознанию собственной компетентности. Ситуация – это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха – явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической  комфортности,   эмоциональной   стабильности.

    С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому   личность   стремилась, либо совпал  с  уровнем  притязаний (ожиданий, надежд), либо превзошел их.  На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности. В основе  ожидания успеха, как правило, у младших школьников лежит стремление заслужить одобрение старших, у подростков – реакция одноклассников, стремление  утвердить  свое  «Я»,  у  старшеклассников – «сделать заявку»  на  будущее, самоопределение.

        Считается, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка, изменить его взаимоотношение с окружающими. Состоявшийся  успех  предусматривает  оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и              результатами  ее  деятельности. В этом  случае ситуация  успеха  является своеобразным   «пусковым  механизмом»  дальнейшего  развития  личности    ребенка.

     Главный смысл деятельности педагога  состоит в том, чтобы каждый ребенок был успешен, это способствует развитию уверенности ребенка в      себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной     значимости. Основным   механизмом   в   решении   этой   задачи   становится   ситуация    успеха. Выделяют    несколько   основных   типов   ситуаций   успеха: неожиданная  радость, общая  радость, радость  познания.

    Технологически   создание   любого  типа  ситуации   успеха   состоит   из   последовательности    следующих   операций:

1. Снятие страха: помогает  преодолеть неуверенность в собственных силах,  робость,  боязнь  самого  дела   и   оценки   окружающих.

2. Авансирование успешного результата: помогает учителю  выразить  свою  твердую  убежденность  в том, что его  ученик обязательно  справиться  с  поставленной задачей.

3.  Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности: помогает ребенку избежать поражения, достигается  путем  намека,  пожелания.

4.  Внесение мотива: показывает ребенку ради чего, ради кого совершается  эта  деятельность,  кому   будет   хорошо  после  выполнения.

5. Персональная исключительность: обозначает важность усилий ребенка   в   предстоящей   или   совершаемой   деятельности.

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение: побуждает  к  выполнению   конкретных   действий.

7. Высокая  оценка детали: помогает  эмоционально  пережить   успех  не   результата  в   целом,  а   какой-то   его   отдельной   детали.

        Внеклассная деятельность по математике имеет большое значение для всестороннего развития школьников. Необходимо  так  организовать  процесс  внеклассной работы,            чтобы  в  течение  его протекало максимальное развитие личности. Учитель должен стать организатором и руководителем внеурочной деятельности  учащихся, оказывая  им  нужную помощь, в                    частности  путём  постановки  общих  целей,  подачи  информации.  Важно,  чтобы  учитель  по-настоящему  был заинтересован  в   результатах  своего  труда  и  стремился  к  творчеству, опираясь   на                       практические  советы  и  рекомендации   по  подготовки  и  проведению  различных   форм    внеклассной    работы.          Во внеклассной работе  я стараюсь создавать  ситуации успеха, направленные  на  раскрытие и развитие способностей учащихся, их   позитивную  самореализацию. Эта направленность основывается на уважении и вере в ребенка и выражается в целях школьной  жизнедеятельности, в ее содержании, организации  и  средствах, а   также  в  характере   взаимодействии   членов   школьного   коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль создания ситуаций успеха в практической деятельности педагогов».

Педагог связан с обучающимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей подростка, перед самим подростком  и пере...

Презентация Power Point: «Игры на занятиях по английскому языку-как средство развития адекватной мотивации и формирования ситуации успеха».

Игра , введенная в учебный  процесс на уроках английского языка , в качестве одного из приемов обучения , должна быть интересной , несложной , целенаправленной и оживленной , способствовать усвое...

Статья "Формирование ситуации успеха на уроках технологии"

Если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно мотивировать его на будущую деятельность. Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех -...

Презентация "Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности" (выступление на педсовете)

Содержит материал, раскрывающий методы и приемы создания ситуаций успеха во внеурочной деятельности...

"Влияние внеурочной деятельности по английскому языку на формирование ситуации успеха у учащихся"

Презентация "Влияние внеурочной деятельности на формирование успеха у учащихся"...

Приемы формирование ситуации успеха у каждого ребенка на занятиях шахматами

Данная статья посвящена созданию ситуации успеха у обучающихся в процессе занятий шахматами. Правила игры в шахматы, как вида спорта, связаны с серьезной эмоциональной выдержкой. Особенно сложно справ...

Объективность оценивания сочинения как способ формирования ситуации успеха на уроке: как пройти путь от «Что писать?» до « А можно написать больше?

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Пишу о том, с чем жила многие годы. В школе совсем не умела писать сочинения. Получала оценки только благодаря маме. Когда пришла в профессию, поняла, что это для меня...