РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Учусь творчески общаться»
рабочая программа (6 класс)

Марян Марина Альбертовна

Рабочая программа курса по выбору «Учусь творчески общаться» для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kursa_po_vyboru_6_klass.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Школа-гимназия» г. Ярцева Смоленской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса по выбору

«Учусь творчески общаться»

для 6-х классов

уровень: общеобразовательный

Учитель: Марян Марина Альбертовна

2018/19

 учебный год

Рабочая программа курса по выбору « Учусь творчески общаться» для 6 класса разработана  на основе авторской  программы: Алексеев Н.Д., Исаенко А.С., Кузей Т.И. «Учусь творчески мыслить». - Минск, 2016.

  Одной из приоритетных социальных задач на современном этапе развития образования является формирование личности, способной к творческой самореализации. Способности к творчеству даны каждому человеку от природы, однако только целенаправленное обучение дает возможность ребенку проявить высокий уровень развития творческих способностей.

Целью программы: является развитие творческого общения  у учащихся базовой школы.

Задачи программы:

1.Последовательное, поэтапное развитие творческих способностей учащихся с учетом их возрастных особенностей.

2.Обучение детей продуктивным приёмам решения задач, в том числе приёмам оценки различных вариантов решения одной задачи.

3.Формирование и развитие навыков общения и сотрудничества детей в процессе решения творческих задач.

4.Воспитание уважительного отношения учащихся к иному мнению, обучение способам построения общения в ситуации возникших в ходе решения задачи противоречий.

Срок действия программы: один год (36 часов)

Режим работы: одно занятие в неделю

Результаты освоения курса

        По итогам освоения курса учащиеся должны иметь представление:

- об основных закономерностях межличностного восприятия в процессе общения;

- об особенностях приёма-передачи информации в процессе общения;

- об основных стратегиях взаимодействия людей в процессе общения;

Кроме того, учащиеся должны уметь:

-применять приемы активного слушания;

- находить «общий язык» с собеседником;

- владеть приёмами поддержания беседы;

- владеть приёмами аргументации своего мнения;

- владеть приемами противостояния нежелательному влиянию и деструктивной критике и прочие.

Содержание программы

Какую бы профессию в будущем не избрал нынешний учение, более половины техзадач, которые встанут перед ним, будут связаны с общением. Учитель, врач, инженер, автослесарь, продавец, руководитель - всем приходиться коммуникативные задачи. Надо уметь воспроизвести благоприятное впечатление на клиента, руководителя,   коллег по работе, надо уметь эффективно передавать и воспринимать информацию; придётся воспринимать информацию; придется восстанавливать эффективные взаимотношения4 избирая цивилизованные стратегии взаимодействия с окружающими. Ученикам приходиться задумываться и в повседневной жизни над тем, как познакомиться с новыми друзьями, построить отношения с учителями и родителями, как быть убедительным, каким образом защититься от чужого негативного влияния. Предложенный курс включает в себя специально подобранные теоретические сведения, упражнения и задания, которые позволят ученикам вместе с учителем открыть, сформулировать и попробовать применять основные закономерности человеческого общения.

Тема 1. «Из чего состоит первое впечатление?»  (1 час)

        Цель: развитие творческой продуктивности, гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование у детей представления о закономерностях восприятия людьми друг друга в процессе общения.

Тема 2. «Однажды в следующей жизни, когда я стану кошкой.....» (1 час)

              Цель: развитие творческой продуктивности, гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование у детей представления о закономерностях восприятия людьми друг друга в процессе общению.

Тема 3. « Что такое имидж?» (1 час)

     Цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование у детей представления об имидже; развитие способности к преобразованию имеющейся информации.

 Тема 4. «Поработаем стилистами» (1 час)

            Цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; развитие представления учащихся об имидже; развитие умения устанавливать связи между образной и поведенческой информацией.

Тема 5. «Message  себе и окружающим» (1 час)

            Цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; развитие представлений об имидже.

Тема 6. «Выход и виртуальное пространство» (1 час)

     Цель: развитие продуктивности, гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование понятий виртуального общения и представления о виртуальном имидже.

Тема 7 «Вижу-думаю-чувствую» (1 час)

              Цель: развитие продуктивности наглядно--образного и словесно-логического мышления при помощи метода мозгового штурма; формирование у детей представления о такой закономерности восприятия как причинная обусловленность.

Тема 8 «Раз-два; два-голова; три-смотри; четыре-руки шире» (1 час)

             Цель: развитие гибкости наглядно-образного мышления; развитие умения  устанавливать связи между образной, символической и поведенческой информацией. Тема 9  «Ты и я одной крови» (1 час)

                Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; формирование у детей представления о партнерской стратегии в процессе взаимодействия.

Тема 10 «Еще раз о заветных словах джунглей» (1 час)

                Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; формирование у детей представления о партнерской стратегии в процессе взаимодействия.

Тема  11 « Психологический тренажер: что между нами общего?» (1 час)

                Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; упражнение в технике подчеркивания общности ( целей, интересов, индивидуальных особенностей), формирование представления о технике подчеркивания значимости партнера.

Тема 12 «Далеко ли от пещеры?» (1 час)

                Цель: формирование у детей представления об эффективных и неэффективных стратегиях взаимодействия людей в процессе общения.

Тема 13 «Первый урок высшего пилотажа»

                Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; закрепление техник нахождения общности и подчеркивания значимости партнера.

Тема 14 «Второй урок высшего пилотажа» (1 час)

         Цель:  развитие гибкости словесно-логического мышления; закрепление коммуникативной стратегии цивилизованного взаимодействия.

Тема 15 «Отчего портится телефон?» (1 час)

                Цель: формирование у учащихся представления о закономерностях приёма-передачи информации.

Тема 16 «Помехи в эфире» (1 час)

                Цель:  формирование у учащихся представления о закономерностях приёма-передачи информации; развитие навыков проведения техники мозгового штурма.

Тема 17 «Преодоление барьерного рифа» (1 час)

                Цель: развитие продуктивности словесно-логического мышления на основе метода мозгового штурма; исследование приёма управления внимание слушателей.

Тема 18 «Как поймать мысль за хвост» (1 час)

                Цель: формирование представления учащихся о таком приеме эффективного общения как активное слушание.

Тема 19 «Давай познакомимся!» (1 час)

                Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; на основе использования метода обзора всех мыслимых вариантов; рассмотрения этических аспектов межличностного общения.

Тема 20 «Почему молчание-золото?» (1 час)

                Цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование у учащихся навыков активного слушания.

Тема 21 «Поговорим.....молча!» (1 час)

                Цель: развитие гибкости и оригинальности наглядно-образного мышления, способности разрабатывать детали невербального общения.

Тема 22 «Спроси меня!» (1 час)

                Цель: развитие продуктивности и гибкости словесно-логического мышления; формирование представления об открытых и закрытых вопросах; рассмотрение этических аспектов человеческих взаимоотношений.

Тема 23 «Давай поболтаем!» (1 час)

         Цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления ; формирование у учащихся умений вести эмоционально-непринужденную беседу, рассмотрение этических аспектов человеческого общения.

Тема 24 «Секреты своего мнения» (1 час)

                Цель: развитие продуктивности, гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование у детей представления о субъективности мнения каждого человека об объективной реальности.

Тема 25 «Как стать убедительным» (1 час)

                Цель: развитие оригинальности, гибкости словесно-логического мышления;

формирование у детей представления об одной из закономерностей аргументирования.

Тема 26 «Третий урок высшего пилотажа» (1 час)

                Цель: развитие оригинальности, гибкости словесно-логического мышления; формирование о стратегии и искусстве убеждения.

Тема 27 «Купи слона!» или как сказать «нет»?» (1 час)

                Цель: развитие оригинальности и гибкости словесно-логического мышления; формирование у детей представления о методах противостояния чужому влиянию.

Тема 28 «Меня критикуют? Отлично!» (1 час)

                Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; формирование представления о способах цивилизованного взаимодействия в ситуации конструктивной критики; обсуждение этических аспектов человеческого общения.

Тема 29 «Внимание! Высокое эмоциональное напряжение!» (1 час)

                Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; формирование у детей представления о противостоянии агрессивному психологическому воздействию

Тема 30 «Кто такой посредник?» (1 час)

                Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; формирование представления о миссии посредника; обсуждение этических аспектов взаимоотношений.\

Тема 31 -32 «Давайте говорить друг другу комплименты!» (2 часа)

                Цель: развитие гибкости словесно-логического мышления; формирование представления об искусстве комплимента, обсуждение этических аспектов общения.

 Тема 33- 34  «Расскажу историю!» (2 часа)

                Цель: развитие гибкости наглядно-образного и словесно-логического мышления; формирование  у детей представления об имидже; развитие способности к преобразованию имеющихся информации.

Формы организации и виды деятельности школьников.

Вилы деятельности:

- интегрированные занятия;

- сюжетно-ролевая игра;

- дискуссия;

- творческая разминка;

- беседа по новой теме;

- работа с заданиями в пособии по теме урока;

- обсуждение и подведение итогов занятия.

Формы деятельности:

-групповые;

-индивидуальные;

-парные

Тематическое планирование

№ п/п.

Содержание программы

Количество часов

1

 Из чего состоит первое впечатление?

1

2

Однажды в следующей жизни, когда я стану кошкой.....

1

3

Что такое имидж?

1

4

Поработаем стилистами

1

5

Message  себе и окружающим

1

6

Выход и виртуальное пространство

1

7

Вижу-думаю-чувствую

1

8

Раз-два; два-голова; три-смотри; четыре-руки шире

1

9

Ты и я одной крови

1

10

Еще раз о заветных словах джунглей

1

11

Психологический тренажер: что между нами общего?

1

12

Далеко ли от пещеры?

1

13

Первый урок высшего пилотажа

1

14

Второй урок высшего пилотажа

1

15

Отчего портится телефон?

1

16

Помехи в эфире

1

17

Преодоление барьерного рифа

1

18

Как поймать мысль за хвост

1

19

Давай познакомимся!

1

20

Почему молчание-золото?

1

21

Поговорим.....молча!

1

22

Спроси меня!

1

23

Давай поболтаем!

1

24

Секреты своего мнения

1

25

Как стать убедительным

1

26

Третий урок высшего пилотажа

1

27

Купи слона!» или как сказать «нет»?

1

28

Меня критикуют? Отлично!

1

29

Внимание! Высокое эмоциональное напряжение!

1

30

Кто такой посредник?

1

31-32

   Давайте говорить друг другу комплименты!

2

33-34

  Расскажу историю!

2

Литература

1. Алексеев Н.Д. «        Учусь творчески общаться»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с рус.яз. Обучения/ Н.Д. Алексеев, А.С. Исаенко, Т.И. Кузей.-Минск

2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?-М.: ЧеРо. Сфера.2005.

3. Чудова Н.В., Особенности образа «Я» «Жители Интернета»// Психологический журнал, 2002, №23

4. Ю.С. Крижанская,  В.П. Тритьяков «Грамматика общения».

5. Цит.по О.А. Мирошников, Эффективные переговоры.-М.:Издательский дом» ИНФРА-М», «Издательство «Весь мир», 2000 г.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору "Учимся решать текстовые задачи"

Предметно-ориентированный курс для организации предпрофильной подготовки. Тема предлагаемого курса актуальна, так как учащиеся и основной, и средней школы не в полной мере владеют навыками решения тек...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

Рабочая программа курса по выбору «Учимся писать итоговое сочинение»

Рабочая программа курса по выбору«Учимся писать итоговое сочинение»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по выбору « Учусь творчески мыслить»

Рабочая программа курса по выбору для обучающихся 5 класса...

Рабочая программа курса по выбору_10 класс_Учимся писать сочинение.

Рабочая программа составлена на основе:Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Федерального государственного образовательного стандарта ср...

Рабочая программа курса по выбору «Учусь творчески мыслить» для 5 класса

Основной целью программы является развитие творческого мышления у обучающихся базовой школы....