Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения
календарно-тематическое планирование на тему

1.     Пояснительная записка

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения определяет содержание и организацию деятельности педагога-психолога. Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

2.  Основана на следующих нормативных документах:

Конституцией РФ; Конвенцией ООН о правах ребенка; Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка РФ”; Законом РФ “Об образовании”. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998г. №867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого – педагогической помощи». Приказ МО РФ от 22.10.99г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ». Решение коллегии МО РФ от 29.03.195г. №7/1 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ». Информационное письмо МО РФ от 11.03.2000г. № 27/912-6 «О службе практической психологии». Письмо Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 07.07.2006г. №06-971 «Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико – социальной помощи».

3.Целью программы психолого-педагогического сопровождения является создание оптимальных условий для развития физического, эмоционального, социального, интеллектуального потенциала каждого ребенка, а также формирование его личностных качеств, коррекция и максимально возможная компенсация его нарушенных функций и жизнедеятельности.

Задачи:

- создание педагогически целесообразной среды, способствующей успешному становлению ребёнка как субъекта социальной жизни;

- создание условий для психологического комфорта и безопасности ребёнка;

- удовлетворение потребностей ребёнка с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах;

- защита прав личности ребенка, обеспечение его социальной, психологической и физической безопасности, социально-психологическая поддержка и содействие ребёнку в проблемных ситуациях;

- комплексная диагностика возможностей и способностей ребёнка;

- реализация программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы психолого-педагогического сопровождения в разработке образовательных программ адекватных возможностям и особенностям ребенка.

- социально-психологическая помощь детям и семьям групп особого внимания;

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

·         индивидуальное;

·         групповое;

Формы сопровождения:

·         консультирование;

·         диагностика;

·         коррекционно-развивающая работа;

·         профилактика;

·         просвещение;

 

 

4. Направления деятельности психолога:

1.     Психологическое просвещение.

Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.

2.     Психологическая профилактика.

Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детских учреждениях психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.

3.     Психологическая диагностика.

        Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью:

1.     выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;

2.     определения сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;

3.     раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;

4.     определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

        Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета.

             Психологическая диагностика профессионального поведения осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу и выполняется в форме многопозиционного анализа на основании наблюдений.

4.     Коррекционная работа.

Направлена на выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении.

Направления психолого-педагогического сопровождения.

·         Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста.

·         Психолого-педагогическая диагностика детей раннего развития.

·         Психолого – педагогическая диагностика определения уровня умственного развития детей.

·         Психолого – педагогическая диагностика личностной и эмоционально – волевой сферы детей.

·         Психолого – педагогическая диагностика школьной зрелости.

·         Психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

·         дифференцированные условия (оптимальный режим нагрузок на детей);

·         психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность воспитательно - образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима);

·         специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях);

·         здоровье сберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.

Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами дети, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию детей в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.

Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения, и их функция в области сопровождения:

Администрация учреждения осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:

·         утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;

·         контролирует деятельность системы сопровождения;

·         обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы;

·         осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;

·         распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.

 

 

Педагог-психолог.

Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности:

·         консультирование

·         просвещение;

·         профилактика;

·         коррекционно-развивающая деятельность;

·         диагностика;

·         экспертиза.

Основные этические принципы деятельности психолога.

Этические принципы призваны обеспечить:

  • решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
  • защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
  • сохранение доверия между психологом и клиентом;

·         укрепление авторитета психологической службы образования, среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

Основные субъекты психологического воздействия:

·         дети;

·         педагоги;

·         родители;

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается педагогов, воспитателей, администрацию учреждения и родителей воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог учреждения.

Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, других специалистов учреждения.

Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.

Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией учреждения при этом используются разнообразные формы активного полусубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

·         Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

·         Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.

·         Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

·         Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.

·         Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и других специалистов;

·         Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;

·         Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;

·         Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.

·         Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.

·         Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Предполагаемый результат.   Улучшения развития умственных способностей, волевой регуляции, мотивационно, эмоционально-личностной сфер обучающихся. Успешная адаптация детей в коллективе. Принятие себя и других, развитость коммуникативной сферы, умения находить ресурсы, рефлексивность. Преодоление трудностей в обучении и общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_avtosohranennyy.docx49.23 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения определяет содержание и организацию деятельности педагога-психолога. Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

2.  Основана на следующих нормативных документах:

Конституцией РФ; Конвенцией ООН о правах ребенка; Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка РФ”; Законом РФ “Об образовании”. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998г. №867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого – педагогической помощи». Приказ МО РФ от 22.10.99г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ». Решение коллегии МО РФ от 29.03.195г. №7/1 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ». Информационное письмо МО РФ от 11.03.2000г. № 27/912-6 «О службе практической психологии». Письмо Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 07.07.2006г. №06-971 «Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико – социальной помощи».

3.Целью программы психолого-педагогического сопровождения является создание оптимальных условий для развития физического, эмоционального, социального, интеллектуального потенциала каждого ребенка, а также формирование его личностных качеств, коррекция и максимально возможная компенсация его нарушенных функций и жизнедеятельности.

Задачи:

- создание педагогически целесообразной среды, способствующей успешному становлению ребёнка как субъекта социальной жизни;

- создание условий для психологического комфорта и безопасности ребёнка;

- удовлетворение потребностей ребёнка с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах;

- защита прав личности ребенка, обеспечение его социальной, психологической и физической безопасности, социально-психологическая поддержка и содействие ребёнку в проблемных ситуациях;

- комплексная диагностика возможностей и способностей ребёнка;

- реализация программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы психолого-педагогического сопровождения в разработке образовательных программ адекватных возможностям и особенностям ребенка.

- социально-психологическая помощь детям и семьям групп особого внимания;

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное;
  • групповое;

Формы сопровождения:

  • консультирование;
  • диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • профилактика;
  • просвещение;

4. Направления деятельности психолога:

  1. Психологическое просвещение.

Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.

  1. Психологическая профилактика.

Направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детских учреждениях психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.

  1. Психологическая диагностика.

        Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью:

  1. выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;
  2. определения сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
  3. раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;
  4. определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

        Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета.

             Психологическая диагностика профессионального поведения осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу и выполняется в форме многопозиционного анализа на основании наблюдений.

  1. Коррекционная работа.

Направлена на выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении.

Направления психолого-педагогического сопровождения.

  • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста.
  • Психолого-педагогическая диагностика детей раннего развития.
  • Психолого – педагогическая диагностика определения уровня умственного развития детей.
  • Психолого – педагогическая диагностика личностной и эмоционально – волевой сферы детей.
  • Психолого – педагогическая диагностика школьной зрелости.
  • Психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим нагрузок на детей);
  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность воспитательно - образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима);
  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях);
  • здоровье сберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Субъекты системы психологического сопровождения и их характеристика.

Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами дети, активно взаимодействующие в процессе реализации функций психологического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию детей в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.

Краткая характеристика субъектов психологического сопровождения, и их функция в области сопровождения:

Администрация учреждения осуществляет непосредственное руководство в системе психологического сопровождения:

  • утверждает планы, программы системы сопровождения, нормативные документы, регулирующие деятельность субъектов системы сопровождения;
  • контролирует деятельность системы сопровождения;
  • обеспечивает материальное и моральное стимулирование субъектов сопровождения по результатам работы;
  • осуществляет координацию взаимодействия всех субъектов системы сопровождения;
  • распределяет обязанности между субъектами системы сопровождения.

Педагог-психолог.

Всю деятельность в рамках системы сопровождения осуществляет в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности:

  • консультирование
  • просвещение;
  • профилактика;
  • коррекционно-развивающая деятельность;
  • диагностика;
  • экспертиза.

Основные этические принципы деятельности психолога.

Этические принципы призваны обеспечить:

  • решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
  • защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
  • сохранение доверия между психологом и клиентом;
  • укрепление авторитета психологической службы образования, среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

Основные субъекты психологического воздействия:

  • дети;
  • педагоги;
  • родители;

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается педагогов, воспитателей, администрацию учреждения и родителей воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог учреждения.

Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, других специалистов учреждения.

Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.

Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией учреждения при этом используются разнообразные формы активного полусубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

  • Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.
  • Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.
  • Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
  • Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.
  • Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и других специалистов;
  • Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
  • Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;
  • Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.
  • Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.
  • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Предполагаемый результат.   Улучшения развития умственных способностей, волевой регуляции, мотивационно, эмоционально-личностной сфер обучающихся. Успешная адаптация детей в коллективе. Принятие себя и других, развитость коммуникативной сферы, умения находить ресурсы, рефлексивность. Преодоление трудностей в обучении и общении.

Учебно-тематический план работы педагога-психолога в условиях санаторного заезда.

Направление работы

Содержание

Категория взаимодействия

Форма работы

Методы и приемы

Психологическая диагностика

Психологическое обследование детей

дети

Индивидуальная

Групповая

Обследование

Беседы

наблюдение

Психологическая коррекция

Занятия по коррекции и развитию познавательных процессов

(в течение заезда)

дети

Индивидуальная

Групповая

Практические занятия

Психологическое консультирование

Методические рекомендации по адаптации в коллективе

Педагоги

родители

Индивидуальная

Индивидуальное консультирование

Психологическая профилактика

Оказание психолого-педагогической поддержки детям в период их адаптации

Индивидуальная

Беседы

Психологическое просвещение

Беседы с родителями о результатах исследования

Родители

Индивидуально

Беседы, рекомендации

  1. Структура и содержание коррекционно-развивающей работы.

       Целью программы коррекционно-развивающей работы является создание системы комплексной помощи детям в освоении программ начального обучения, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии детей, их социальную адаптацию.

       Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с особыми потребностями

Задачи программы

- осуществить своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья. Осуществить индивидуально-ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с особыми потребностями, с учётом особенностей психического или физического развития, индивидуальных возможностей детей. Реализовать систему мероприятий по социальной адаптации детей с особыми потребностями. Осуществить оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей по социальным, правовым и другим вопросам.

        Принципы, определяющие содержание коррекционно-развивающей программы:

    -  Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребенка.

-        Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с особыми потребностями, а также всесторонний подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

           Программа включает в себя взаимосвязанные направления отражающие ее основное содержание:

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с особыми потребностями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

Коррекционно-развивающая работа включает:

 - выбор оптимальных для развития ребёнка с особыми потребностями программ/методик, методов и приёмов обучения;

    -   организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

-   системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

-    коррекцию и развитие высших психических функций;

     - развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

     -   социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с особыми потребностями и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

Информационно-просветительская работа предусматривает:

 Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

Тематическое планирование занятий

Диагностический блок

Психологическая тема

Формы работы (методики)

Задачи занятия

1.

Диагностика уровня школьной зрелости

тест Керна- Йерасека

-исследовать общий уровень обучаемости (глазомер, пространственную ориентацию, развитие моторики)

2.

Диагностика продуктивности и устойчивости внимания 

Выявление общеучебных умений и навыков

«Кодирование»

Метод  наблюдения, беседы

- исследовать продуктивность и устойчивость внимания;

- исследовать общую осведомлённость и кругозор учащихся.

3.

Изучение развития произвольности внимания (работа по образцу)

Изучение развития мелкой моторики

«Графический диктант»

- исследовать произвольность внимания;

– исследовать развитие мелкой моторики.

4.

Диагностика произвольной регуляции деятельности

Диагностика уровня  школьной мотивации

«Графическая проба»

«Рисунок школы»

-исследовать развитие произвольности психических процессов;

- исследовать уровень школьной тревожности

5.

Эмоциональная сфера

Диагностика развития речи

«Нарисуй настроение»

Самопрезентация «Волшебный микрофон»

-выявить развитие эмоционально-волевой сферы;

- развивать навыки общения;

- исследовать общую осведомлённость и кругозор учащихся.

  1. Адаптивное воспитание.

   Одно из основных направлений всей коррекционно-развивающей работы является повышение самооценки и учебной мотивации детей. И поэтому наличие коллектива в данном случае может оказать большую помощь. Большинство дезадаптированных школьников и детей с трудностями в обучении имеет недоразвитие произвольной деятельности и очень часто демонстрирует инфантильные способы поведения. У них недостаточно сформирован образ «Я» (мне не доверяют окружающие, не верят в меня, я тоже не верю в себя и не знаю, каков я). Именно поэтому использование игр и упражнений, способствующих формированию социально приемлемых форм поведения.  

   Установления контакта, повышение уверенности в себе является обязательным элементом занятий.
  При планировании и проведении занятий с детьми младшего школьного возраста с трудностями адаптации и трудностями в обучении необходимо учитывать некоторые принципы организации коррекционно-развивающего процесса.

        Содержание занятий:

Воображение – развитие воображения.

Занятие № 1    « Дорисуй  картинку».

ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики, формирование операционных навыков:

-         точечное изображение;

-         схема предмета;

-         частичное изображение. 

Занятие № 2    « Кто больше придумает и нарисует»

ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики, развитие мышления, связь предметов:

-         форма, величина предметов;

-         сюжеты и композиции на основе наглядных опорных знаков «Город»,

«Дом», «Деревья».

Занятие № 3  « Комбинирование»

ЦЕЛЬ: развитие воображения:

-         геометрические фигуры (дом).

Внимание  -  развитие внимания

З. № 1     « Угадай слово».

З. № 2     « Найти отличия».

З. № 3     « Пишущая машинка».

Восприятие  -  развитие  ощущения  и  восприятия.

З. № 1    Цвет, форма, величина предметов.

Подбор пар предметов, одинаковых по цвету, размеру; цвету, форме; размеру, форме.

З. № 2     Части суток.

З. № 3     Пространственные представления – лево, право, в центре, спереди, сзади. 

Мышление  -  развитие  мышления.

З. № 1     « Сравни предметы».

З. № 2     Окончание слов. Логические концовки.

З. № 3     Задачи-шутки. Занимательные вопросы. 

Память  -  развитие  памяти.

З. № 1     « Каскад слов».

З. № 2     « Составь рисунок по памяти». 

Речь  -  развитие  речи.

З. № 1     « Составь рассказ по сюжетной картинке».

З. № 2     Пересказывание рассказа, сказки.

Развивающие занятия

1  занятие “Путешествие по воде”

Ход занятия: Ассоциации

“Графический диктант”
Игра “Морская фигура”
Штриховка
Составление рассказа
Настроение

2 занятие “Школа”

Ход занятия: Ассоциации

Рисование
Расскажи стихи руками
“Лабиринты”
Настроение

3 занятие “Животные”

Ход занятия: “Что изменилось?”

“Кто лишний?”
Штриховка
Физкультминутка “Зайка”
“Назови одним словом”
“Кто больше назовет”
Настроение

4 занятие “Мечты”

Ход занятия: Беседа

“Незаконченные предложения”
Рисование
Чтение рассказа В. Голявкина “Как я встречал Новый год”
Настроение

5 занятие “Путешествие”

Ход занятия: «Загадки», «Ребусы»

Станция “Графическая”

Станция “Пещерная”

Станция “Буквенная”

Станция “Цирковая”
Настроение

2.  Развитие эмоционально - волевой сферы

           Коррекционные занятия по развитию эмоциональной сферы у детей основывается на понимании, эмпатии со стороны психолога. Она помогает снять эмоциональное напряжение, дает возможность открыть свое Я. Важная роль в программе отводиться методу личностной перспективы, которая помогает поверить ребенку в свои силы.

Первый шаг – формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладеть и управлять ими. Для этого необходимо вспомнить понятие, которое в психологии носит название «эмоциональный барьер».

Эмоциональный барьер – ситуация, когда человек не может реально совершать эффективные действия. Он либо находится в состоянии переживания, либо совершает ряд действий, основанием которых является эмоция, возникшая в результате неуспешного действия. Эмоциональный барьер может возникнуть как в общении, так и в индивидуальных действиях ребенка.

Чтобы дети осознали свои эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев, обиду т. д.), необходимо научить их распознавать, называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других людях. Т.е. у них необходимо выработать чувство эмпатии. Эмпатия – умение совместно радоваться успеху, огорчаться неудаче, ощущать общность и поддержку, чувствовать, что есть группа людей, близких тебе по духу и деятельности.

         Известно, что дети любят рисовать. Через рисунок реализуется их потребность выразить себя. Рисунок для них является не искусством, а речью. Детям легче невербально выразить как внутренние чувства, так и события, нежели объясняя их словами.

В структуре каждого арт-терапевтического занятия просматриваются две основные части. Одна – невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения – цветной рисунок. Вторая часть – вербальная, апперцептивная и формально более структурированная, каждый ребенок интерпретирует нарисованный объект, описывает возникшие у него ассоциации.

Цель занятий: – развитие эмоционально-волевой сферы детей 7-8 лет.

Основные задачи:

1. Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.

2. Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие его полноценному личностному развитию.

3. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

4. Способствовать творческой самореализации.

5. Формировать социальные навыки.

6. Учить доверять себе и другим людям.

Организация занятий

Занятия проводятся с группой, состоящей из 4-6 человек, 1 раз в неделю.

Материалы к занятиям:

Краски, акварель, восковые мелки, фломастеры, простой карандаш, бумага, материал для коллажа, ножницы, клей ПВА

Планирование занятий

Содержание

Ход занятия

Подведение итогов

1

Создать в группе эмоционально благоприятный фон; познакомить детей с разными чувствами; умением соотносить цветовую гамму с образом.

Упражнение “импульс”, работа с пиктограммами (радость, огорчение, гнев, удивление, стыд).

Упражнения “Гномы”, “Зеркало”.

Происходит по вопросам:

  • Какие состояния вы испытали на нашем занятии?
  • Какие маски мы раскрасили в яркие цвета и почему?
  • Какие маски мы раскрасили в темные цвета и почему?
  • Что сегодня вам на занятии понравилось, а что нет?
  • Введение прощального ритуала “Подарим друг другу улыбку”.

2

Снять психическое напряжение; учить художественным приемам, изображать и определять эмоцию “радости”

Игра “Четыре стихии”,

Игра “Снег” с музыкальным сопровождением.

Изображение эмоции радости.

Какое состояние вы испытали на занятии?

  • Как узнать, что другой человек радостный?

3

Снять психическое напряжение; учить изображать художественными приемами эмоцию “удивления”.

Упражнение “Повтори позу”. Зачитывается отрывок “Фокус” или “Пятерка”. Рисуем пальчиками рук эмоцию “удивления”.

  • Какое состояние одинаковое для всех героев и нас мы изображали?
  • Нарисуйте на листе ватмана “маску удивления”.

4

Снятие эмоционального напряжения. Учить изображать и определять состояние “интерес”

Игра “Путаница”, “Море волнуется”. Этюд “Собачка принюхивается”. Этюд “Лисичка прислушивается”. Игра “Гусеничка”

  • Какое состояние было у собачки?
  • Как узнать по лицу, что другому человеку интересно?
  • Кто из вас испытывал это состояние?
  • Нарисуй ситуацию, когда тебе было интересно.

4

Снятие эмоционального напряжения. Учить изображать и определять состояние “интерес”

Игра “Путаница”, “Море волнуется”. Этюд “Собачка принюхивается”. Этюд “Лисичка прислушивается”. Игра “Гусеничка”

  • Какое состояние было у собачки?
  • Как узнать по лицу, что другому человеку интересно?
  • Кто из вас испытывал это состояние?
  • Нарисуй ситуацию, когда тебе было интересно.

5

Создать положительный эмоциональный фон; учить изображать и определять эмоцию “гордость”.

Игра “Бип”, этюд “Писк гуся”, этюд “Царевна лягушка”, аутотренинг-расслабление “На зеленной траве” под музыку.

  • Кто из вас испытывал гордость?
  • Почему вы испытывали гордость?
  • Передай это состояние через цвет, рисунок.

6

Снять психическое напряжение. Учить изображать и определять эмоции “страдание” и “печаль”; отличать “печаль” от “страдания”.

Упражнение “Забавные человечки”, упражнение “Будь внимателен!”, этюд “Ой-ой! Живот болит”, “Маленькая обезьянка”. Игра “ Кто быстрее рассмешит Царевну Несмеяну”.

  • О каком состоянии мы говорили сегодня?
  • В каких ситуациях вы испытывали те же самые эмоции?
  • Попробуйте изобразить эти эмоции цветом.

7

Снять психическое напряжение. Содействовать доброжелательной обстановке в группе, изучить чувство “обиды”.

Игра “Льдинка”, “Фотография”. Аутотренинг-расслабление под музыку “Отдых на берегу моря”.

  • С каким чувством вы познакомились на занятии?
  • С каким животным, растением, музыкой можно сравнить обиду?

8

Снять двигательную расторможенность, негативизм. Учить распознавать и изображать эмоцию “отвращения”.

Игра “Разведчики”, упражнение “Соленый чай”, “Грязная бумажка”.

  • О каком чувстве мы говорили на занятии?
  • Как узнать, что человек испытывает отвращение?

9

Снятие мышечного напряжения. Учить изображать и распознавать чувство “вины” и “стыда”.

Игра “Узнай по голосу”. Этюд “Провинился”, “Стыдно”. Упражнение “Танец клоуна”.

  • Какие чувства вы узнали на занятии?
  • С какими животными, растениями, цветами можно сравнить состояние вины и стыда?
  • Модно ли долго жить с этими чувствами?

10

Способствовать сплочению группы. Учить преодолевать давление из вне и не бояться трудностей; Учить изображать эмоцию “страха”.

Игра “Путаница”. Этюд “Лисенок”, “Один дома”. Игра “Ручеек”.

  • Изображаем страх красками.

11

Учить распознавать чувства и эмоции; стимулировать их появление; развивать наблюдательность и активность.

Упражнение “опаздывающее зеркало”. Игра “Поза и норма”. Упражнения “Тень”, “Мусорное ведро”.

  • Дети рисуют свое настроение в цвете в данный момент.
  • Обсуждение рисунков.
  • Что понравилось, не понравилось на занятии?
  • Какие чувства были сильнее и поэтому запомнились?
  • Расставание.

  1. Психогимнастические упражнения

(Этюды)

Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему. Можно, например, проиграть ситуацию, которая произошла в группе, или почерпнуть сюжет из прочитанной сказки. 

Цветок (этюд на выражение радости)

Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечки проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету головку вслед за солнцем.

После дождя (этюд на выражение радости)

Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

Собачка принюхивается (этюд на выражение интереса). 

Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Она внимательно всматривалась в добычу, готовясь, бросится вперед.

Царевна-Лягушка (этюд на выражение гордости) 

Ведущий читает отрывок, где Елена Прекрасная величаво и гордо, словно пава танцует. Дети под музыку стараются показать танец царевны.

Ой, ой, живот болит! (этюд на выражение страдания)

У мальчика внезапно заболел живот, он страдает (поникшая голова, сведены брови, опущены уголки рта, руки на животе).

Провинился.

Мальчик разбил вазу. Мама его ругает. Он понимает, что провинился, поэтому стоит, опустив голову.

Стыдно.

Коля сломал переключатель у телевизора. Он боится, что мама его накажет, поэтому сваливает вину на младшего брата. Брата наказали. Старшему брату стыдно.

Лисенок (этюд на выражение страха). Лисенок увидел на берегу реки свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

Один дома

Мальчик остался один. Он непрерывно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь. Вдруг в комнате кто-то притаился? Что тогда?

Игры

Четыре стихии: Играющие сидят в кругу. Ведущий объясняет условия: на слово земля, все должны опустить руки вниз, на слово вода – вытянуть руки вперед, воздух – поднять руки вверх, огонь – произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Снег: Дети получают по листу бумаги, из которой они в течение трех минут делают снег. Затем играющие по очереди подбрасывают вверх свои снежинки, стараясь засыпать ими как можно больше окружающих. По окончанию ведущий подводит итог: дети испытали радость, и подтверждение тому их улыбки и веселые лица.

Ошибка: Каждый раз, когда ведущий ошибается при назывании игрока, остальные удивляются.

Путаница: Дети, взявшись за руки, образуют круг. Затем, не расцепляя рук, собираются в клубок. Ведущий должен его распутать. Каждый из участников должен побывать в роли ведущего.

Гусеница: Дети становятся в цепочку друг за другом, а между ними надувные шары. Самый первый ведет остальных змейкой. Условие игры: не уронить шарик и не выйти из цепочки.

Повтори позу: Ведущий по очереди изображает эмоции, которые были темами уроков.

Рисуем настроение.

Детям могут предлагаться следующие варианты занятий:

Выполнить рисунок на тему «Мое настроение сейчас» (с этого задания можно начинать каждое занятие).

Ребенок рисует эмоцию, какую захочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор. Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.

Дети рисуют ту эмоцию, с которой познакомились на данном занятии (например, страх, удивление и пр.). Во время обсуждения выбирают рисунки, наиболее ярко отражающие данную эмоцию.

Рисунки могут быть как сюжетные (нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки; нарисуй случай из твоей жизни, когда ты очень удивился), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие), композицию различных элементов.

Программа составлена на основе авторской программы Выдриной Н.Н. "Развитие эмоциональной волевой сферы средствами арт-терапии" для работы с дезадаптированными детьми 7 - 8 лет.

  1. Литература:

Арт-терапия./ Под ред. А.И.Копытина. СПб.: Питер, 2001 г.

Бреслав Г.А. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб., 2000 г.

Бурлачук Л.Ф. Основы психотерапии. М.: Алтейа, 1999 г.

Ермолаева М.В. Психология развития. М., 2000 г.

Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. М., 1986 г.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986 г.

Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 1996г.

Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002 г.

Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002 г.

Леонтьев А.Н. Психология общения. М.: Смысл, 1997 г.

Мухина В.С Использование детских рисунков в целях диагностики. М.,1976.

Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии.// Вопросы психологии. 1984, №4.

Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб., 2002 г.

Рахматуллина Р. Коррекционно-развивающие игры и психогимнастика. //Школьный психолог, 1999, №26, с.10.

Хухлаева О.В. Лесенки радости. М.: Совершенство, 1998 г.

Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: МПСИ, 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей ...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации к среднему звену школы учащихся 5х классов

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения для учащихся 10-11 классов и родителей в процессе подготовки к ЕГЭ.

Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, род...

"Жизненные навыки" Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса по коррекции и развитию социально-коммуникативной и эмоционально-личностной компетенций

Данная психолого-педагогическая программа относится к коррекционно-развивающим. Программа направлена на формирование и развитие у несовершеннолетних компонентов социально-коммуникативной и эмоциональн...

Рабочая программа "Психолого-педагогическое сопровождение периода адаптации обучающихся 10-х классов"

Проблема адаптации учеников актуальна на всех этапах обучения. Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Большую по...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения выпускников при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ «На пороге экзаменов»

Актуальность психологической подготовки к экзаменам трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ОГЭ как форма экзамена появились сравни...