Методические рекомендации для учащихся по проектной деятельности
методическая разработка на тему
Методические рекомендации для учащихся, начинающих заниматься проектной деятельностью, включают понятие о проекте, виды проектов, продуктов проектной деятельности, последовательность работы над проектом и советы по подготовке к защите проекта. «Дневник работы над проектом. Паспорт учебного проекта» содержат материал, необходимый при работе над проектом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для учащихся,
начинающих заниматься проектной деятельностью
Что такое проект?
- Ты хотел когда-нибудь вырастить новый вид растения?
- Или у тебя есть тайное желание написать свою пьесу?
- А может быть тебе хочется создать новый дизайн автомобиля?
У тебя есть шанс! Персональный проект – это твой проект, который ты делаешь сам. В котором ты можешь проявить все свои знания и умения, применить их к достижению избранной тобой цели. Для начала давай ответим на вопрос : что такое проект и зачем он нужен?
Проект – реалистичный замысел, план о желаемом будущем («проект» в буквальном переводе с латинского – брошенный вперед, в будущее).
Проект также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т.д.) для создания какого-либо продукта.
Таким образом, проект содержит в себе объяснение и конкретный способ осуществления цели, которую вы перед собой поставили.
Проект – это способ проявить себя: показать свои знания и умения, свои мечты и желания, способ показать себе и другим то, что ты хочешь изменить в окружающем тебя мире, способ правильно организовать свою работу.
Чему можно научиться, работая над проектом:
- Видеть проблемы в окружающей жизни;
- Отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия;
- Запрашивать и находить недостающую информацию;
- Выдвигать гипотезы;
- Устанавливать причинно-следственные связи;
- Взаимодействовать с любым партнёром;
- Проектировать процесс и изделие (продукт);
- Планировать деятельность, время, ресурсы;
- Принимать решения и прогнозировать их последствия;
- Вести дискуссию;
- Отстаивать свою точку зрения;
- Находить компромисс;
- Уверенно держать себя во время выступления;
- Использовать различные средства наглядности при выступлении;
- Отвечать за незапланированные вопросы;
- Анализировать и оценивать собственную деятельность
В нашей школе приняты 5 типов проектов:
1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом (продуктом)такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда и т.д.;
2. Творческий проект, в результате которого рождается какое-то произведение искусства (например: картина, спектакль);
3. Практический (практико-ориентированный) проект, в результате которого появляется конкретный полезный практический результат (учебное пособие, видеофильм, книга и т.п.);
4. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Такой проект включает выдвижение научной гипотезы и её проверка. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
5. Социальный проект изменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих тебя людей (план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе и пр.).
В работе над проектом тебе будет помогать Руководитель проекта, с которым ты будешь встречаться, и который будет следить за тем, чтобы работа выполнялась в соответствии со сроками, установленными школой. Руководитель не обязательно должен быть экспертом в избранной тобой области, но он сможет направлять твою работу и помогать тебе, если понадобиться.
Как планировать работу над проектом?
Проект – это «пять П»:
- Проблема
- Планирование
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчёты и другое.
Работая над проектом:
- Определи проблему, которая тебя волнует, на решение которой будет нацелен твой проект;
- Назови цель работы, которая поможет решить эту проблему. Сформулируй задачи, которые помогут выполнить цель;
- Опиши предполагаемый продукт;
- Подумай над источниками информации для твоего проекта;
- Составь письменный план работы (что и когда ты будешь делать);
- Собери различную информацию по теме проекта. Выбери то, что необходимо, что отвечает поставленной цели;
- Оформи продукт. Предложи его для экспертной оценки;
- Подготовься к открытой защите твоего проекта и продукта. Составь развёрнутый «План презентации»;
- Проанализируй и оцени свою работу над проектом
Что такое «продукт» проектной деятельности?
Результатом работы над проектом является продукт. Каким будет продукт нужно определить в начале вашей работы. Продукт, в конечном счёте, это то ради чего задуман проект, это главный результат работы. Продукт может быть разнообразным – от учебного пособия для кабинета до государственного закона. Важно, чтобы продукт мог быть применён на практике и решал поставленную проблему.
Примеры продуктов проектной работы:
- WEB – сайт
- Атлас. Карта
- Видеофильм
- Стенд, выставка
- Газета, журнал
- Действующая фирма
- Справочник
- Игра
- Коллекция
- Костюм
- Модель
- Музыкальное произведение
- Мультимедийный продукт
- Оформление кабинета
- Спектакль
- Праздник
- Прогноз
- Система школьного самоуправления
- Научно-исследовательская работа
- Учебное пособие
- Экскурсия
Возможны и другие варианты продукта.
Как подготовиться к защите проекта?
После того как продукт будет изготовлен, нужно подготовиться к защите вашей проектной работы. К продукту должен прилагаться «План презентации». Он должен включать следующие элементы:
- Титульная страница (название проекта и его автор);
- Оглавление;
- Указание проблемы, которую ты пытался решить;
- Формулировка цели твоей работы, связанной с проблемой. Перечисление задач работы;
- Указание источников информации, которыми ты пользовался;
- Рассказ о результатах работы. Описание продукта и его достоинств;
- Определение тех, кому продукт будет интересен и полезен;
- Перечисление того, чему ты научился в ходе работы над проектом.
Если вы работали в группе, распределите роли (кто о чём будет рассказывать). Проверьте, чтобы ваш рассказ не занимал больше 5-7 минут. Подготовьте презентацию Power Point, которая поможет выступить на защите более успешно.
На защите. Советы выступающим
- Начиная выступление, представь себя, назови тему своего проекта;
- Будь спокоен и уверен в себе (ведь самое трудное уже позади);
- Постарайся заинтересовать слушателей своей темой;
- Используй наглядные материалы;
- В заключение поблагодари за внимание.
Дневник работы над проектом
На протяжении всей работы над проектом ты должен вести «Дневник работы над проектом». В нём ты будешь записывать все возникающие в ходе работы вопросы, советы и рекомендации, которые даст тебе руководитель.
Чтобы научиться писать отчёт о работе, можно использовать следующий шаблон «Дневника работы над проектом».
Введение
Тема моего проекта ……………………………………………………..…………………………...
Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………………………………..……....
Цель моей работы – ……………………………………………….…………………….....………..
Проектным продуктом будет – .…………………………………….………………………………
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как………………………………….…………
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
• Выбор темы и уточнение названия ……………………………………………………………
• Сбор информации (где и как искал информацию)……………………………………………
• Изготовление продукта (что и как делал)…………………………………….……………….
• Написание письменной части проекта (как это делал)……………………………….……….
Основная часть
Я начал свою работу с того, что ……………………………………..……………………………..
Потом я приступил к ……………………………………………………………………………….
Я завершил работу тем, что…………………………………………………………………………
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами……………………………..…………………
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я………………………………………………….
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы) …………………………..
План моей работы был нарушен, потому что………………………………………………………
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как ……………………….
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что………………………….…………….
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например …………………………………………………………………………………….………..
Это произошло, потому что …………………………………………..……………………………..
Если бы я начал работу заново, я бы ……………………………………………….………………
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы ………………………
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ……………………………….………..
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал) …………………………………………………………………………………………………………
Предварительный просмотр:
«Дневник работы над проектом. Паспорт учебного проекта»
2014 г.
По окончании проделанной работы на каждый проект (исследовательскую работу) руководитель проекта заполняет «Паспорт учебного проекта», который является итогом совместной работы учащегося и педагога (руководителя проекта). Он также позволит учесть все допущенные ошибки
Паспорт учебного проекта
( как правило, состоит из следующих пунктов, но могут быть внесены разнообразные дополнения и изменения).
1. Автор проекта
2. Возраст
3. Руководитель проекта
4. Консультант(ы)
5.Тема проекта
6.Проблема проекта
7. Актуальность исследования
8.Цели проекта
9. Задачи проекта
10. Методы, использованные в работе над проектом
11. Продукт проекта (образ будущего результата)
12. План выполнения проекта
Этап | Срок |
13. Форма представления проекта (презентация, стендовый доклад)
14. Источники информации, использованные автором в процессе выполнения проекта (литературные источники и Интернет-ресурсы)
15. Отзывы экспертов, слушателей, участников проекта
Компоненты исследования
Тема — область и ракурс исследования. При выборе темы формулируется её актуальность, т.е. осознаётся реальный интерес избранной темы исследования — почему именно эта тема, а не другая; почему именно такой ракурс, а не другой.
Актуальность исследования — это то, зачем и почему мы изучаем именно эту тему, проблему.
Проблема — это то, что мы изучаем, какой вопрос нам необходимо разрешить.
Объект исследования — та или иная сторона действительности. Определяя объект исследования, проясняем: что именно в этом мире мы исследуем?
Предмет исследования — это что именно в объекте исследования мы изучаем, какую сторону объекта? Предмет — более узкое понятие по сравнению с объектом исследования. Предмет исследования созвучен теме исследования.
Цель — представляемое и желаемое будущее событие или состояние, идеальное представление результата нашего действия. Цель — это то, что мы в исследовании хотим разъяснить. Цель отражает конечный результат.
Задачи — поэтапное достижение цели. Задачи — это как мы будем достигать цель исследования.
Гипотеза исследования — предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверным знанием.
Метод — способ достижения определённой цели, совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности
План исследования — определение последовательности и условий проведения исследования.
Задайте эти вопросы своему подопечному и вы научите его планировать собственную деятельность!!!
Вопрос | Ответ |
Почему выбрана эта тема проекта? | Проблема проекта |
Что надо сделать, чтобы решить данную проблему | Цель проекта |
Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? | Задачи проекта |
Как ты будешь решать поставленные задачи? | Методы работы над проектом |
Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта? | Перечисление основных этапов работы |
Когда ты будешь это делать? | Определение сроков работы |
Что у тебя есть для выполнения предстоящей работы? Что ты уже умеешь делать? Чего не хватает? Чему придётся научиться? | Выявление имеющихся ресурсов |
Дневник работы над проектом
На протяжении всей работы над проектом каждый учащийся должен вести «Дневник работы над проектом». В нём учащийся записывает все возникающие в ходе работы вопросы, советы и рекомендации, которые даёт ему руководитель.
Чтобы научить детей с 5-го класса писать отчёт о работе, можно представить им в качестве примера «Дневника работы над проектом» следующий шаблон.
- Название (тема) проекта___________________________________________________
- Проблема, решаемая проектом_____________________________________________
- Почему этот проект важен для меня_________________________________________
- Девиз проекта___________________________________________________________
- Цель проекта____________________________________________________________
- Задачи проекта__________________________________________________________
- Мои ожидания от проекта (планируемый результат)__________________________
- Образ будущего результата (продукт проекта)
- План выполнения проекта
Этап | Срок | Результат |
- Что я сделал (описание полученного результата) ______________________________ ____________________________________________________________________________
- Как проект помог решить проблему (положительный эффект от выполнения проекта)_____________________________________________________________________
- Что не получилось ____________________________________________________________
- План презентации результата проектной деятельности______________________________
- Список источников информации, использованных в проектной деятельности ____________________________________________________________________________
- Отзывы экспертов, слушателей, участников проекта ____________________________ ____________________________________________________________________________
16. Оценка проекта педагогом_____________________________________________________
Примечание: «Дневник работы над проектом» можно вести в обычной школьной тетради. На каждый пункт будет соответствовать 1 тетрадный лист.
Список использованной литературы
- Колесников К.А. Журнал проектной деятельности школьника. – Киров, 2009
- Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции 1 – 4. _ М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
проектная работа "Разработка методических рекомендаций обучения учащихся решению заданий ЕГЭ с кратким ответом
Данная работа поможет учителям готовить учащихся к сдаче ЕГЭ. В данном проекте даны методические рекомендации по по обучению учащихся решению заданий с кратким ответом....
Методические рекомендации для работы по проектной деятельности при изучении математики
Методические рекомендации для проектной деятельности на уроках математики с примерами проектов...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
Методические рекомендации для работы по проектной деятельности при изучении математики в 5 классе в условиях введения ФГОС.
В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся...
Приложения к Методическим рекомендациям для учащихся по подготовке к исследовательской и проектной работе
Проектная и исследовательская деятельность учащихся требует предварительной подготовки. Данные материалы как раз могут помочь педагогу и учащемуся подготовиться к проведению исследования по естес...
Методические рекомендации по теме "Обучение проектной деятельности учащихся 6-7 классов"
материал для внеурочной деятельности...