Методические рекомендации для учащихся по проектной деятельности
методическая разработка на тему

Методические рекомендации для учащихся, начинающих заниматься проектной деятельностью, включают понятие о проекте, виды проектов, продуктов проектной деятельности, последовательность работы над проектом и советы по подготовке к защите проекта. «Дневник работы над проектом. Паспорт учебного проекта» содержат материал, необходимый при работе над проектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для учащихся,

начинающих заниматься проектной деятельностью

Что такое проект?

  • Ты хотел когда-нибудь вырастить новый вид растения?
  • Или у тебя есть тайное желание написать свою пьесу?
  • А может быть тебе хочется создать новый дизайн автомобиля?

У тебя есть шанс! Персональный проект – это твой проект, который ты делаешь сам. В котором ты можешь проявить все свои знания и умения, применить их к достижению избранной тобой цели. Для начала давай ответим на вопрос : что такое проект и зачем он нужен?

Проект – реалистичный замысел, план о желаемом будущем («проект» в буквальном переводе с латинского – брошенный вперед, в будущее).

Проект также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т.д.) для создания какого-либо продукта.

Таким образом, проект содержит в себе объяснение и конкретный способ осуществления цели, которую вы перед собой поставили.

Проект – это способ проявить себя: показать свои знания и умения, свои мечты и желания, способ показать себе и другим то, что ты хочешь изменить в окружающем тебя мире, способ правильно организовать свою работу.

Чему можно научиться, работая над проектом:

  • Видеть проблемы в окружающей жизни;
  • Отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
  • Генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия;
  • Запрашивать и находить недостающую информацию;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Взаимодействовать с любым партнёром;
  • Проектировать процесс и изделие (продукт);
  • Планировать деятельность, время, ресурсы;
  • Принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • Вести дискуссию;
  • Отстаивать свою точку зрения;
  • Находить компромисс;
  • Уверенно держать себя во время выступления;
  • Использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • Отвечать за незапланированные вопросы;
  • Анализировать и оценивать собственную деятельность

В нашей школе приняты 5 типов проектов:

1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом (продуктом)такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда и т.д.;

2. Творческий проект, в результате которого рождается какое-то произведение искусства (например: картина, спектакль);

3. Практический (практико-ориентированный) проект, в результате которого появляется конкретный полезный практический результат (учебное пособие, видеофильм, книга и т.п.);

4. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Такой проект включает выдвижение научной гипотезы и её проверка. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

5. Социальный проект изменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих тебя людей (план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе и пр.).

В работе над проектом  тебе будет помогать Руководитель проекта, с которым ты будешь встречаться, и который будет следить за тем, чтобы работа выполнялась в соответствии со сроками, установленными школой. Руководитель не обязательно должен быть экспертом в избранной тобой области, но он сможет направлять твою работу и помогать тебе, если понадобиться.

Как планировать работу над проектом?

Проект – это «пять П»:

  • Проблема
  • Планирование
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчёты и другое.

Работая над проектом:

  • Определи проблему, которая тебя волнует, на решение которой будет нацелен твой проект;
  • Назови цель работы, которая поможет решить эту проблему. Сформулируй задачи, которые помогут выполнить цель;
  • Опиши предполагаемый продукт;
  • Подумай над источниками информации для твоего проекта;
  • Составь письменный план работы (что и когда ты будешь делать);
  • Собери различную информацию по теме проекта. Выбери то, что необходимо, что отвечает поставленной цели;
  • Оформи продукт. Предложи его для экспертной оценки;
  • Подготовься к открытой защите твоего проекта и продукта. Составь развёрнутый «План презентации»;
  • Проанализируй и оцени свою работу над проектом

Что такое «продукт» проектной деятельности?

Результатом работы над проектом является продукт. Каким будет продукт нужно определить в начале вашей работы. Продукт, в конечном счёте, это то ради чего задуман проект, это главный результат работы. Продукт может быть разнообразным – от учебного пособия для кабинета до государственного закона. Важно, чтобы продукт мог быть применён на практике и решал поставленную проблему.

Примеры продуктов проектной работы:

  • WEB – сайт
  • Атлас. Карта
  • Видеофильм
  • Стенд, выставка
  • Газета, журнал
  • Действующая фирма
  • Справочник
  • Игра
  • Коллекция
  • Костюм
  • Модель
  • Музыкальное произведение
  • Мультимедийный продукт
  • Оформление кабинета
  • Спектакль
  • Праздник
  • Прогноз
  • Система школьного самоуправления
  • Научно-исследовательская работа
  • Учебное пособие
  • Экскурсия

Возможны и другие варианты продукта.

Как подготовиться к защите проекта?

После того как продукт будет изготовлен, нужно подготовиться к защите вашей проектной работы. К продукту должен прилагаться «План презентации». Он должен включать следующие элементы:

  1. Титульная страница (название проекта и его автор);
  2. Оглавление;
  3. Указание проблемы, которую ты пытался решить;
  4. Формулировка цели твоей работы, связанной с проблемой. Перечисление задач работы;
  5. Указание источников информации, которыми ты пользовался;
  6. Рассказ о результатах работы. Описание продукта и его достоинств;
  7. Определение тех, кому продукт будет интересен и полезен;
  8. Перечисление того, чему ты научился в ходе работы над проектом.

Если вы работали в группе, распределите роли (кто о чём будет рассказывать). Проверьте, чтобы ваш рассказ не занимал больше 5-7 минут. Подготовьте презентацию Power Point, которая поможет выступить на защите более успешно.

На защите. Советы выступающим

  • Начиная выступление, представь себя, назови тему своего проекта;
  • Будь спокоен и уверен в себе (ведь самое трудное уже позади);
  • Постарайся заинтересовать слушателей своей темой;
  • Используй наглядные материалы;
  • В заключение поблагодари за внимание.

Дневник работы над проектом

На протяжении всей работы над проектом ты должен вести «Дневник работы над проектом». В нём ты будешь записывать все возникающие в ходе работы вопросы, советы и рекомендации, которые даст тебе руководитель.

Чтобы научиться писать отчёт о работе, можно использовать следующий шаблон «Дневника работы над проектом».

Введение

Тема моего проекта ……………………………………………………..…………………………...

Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………………………………..……....

Цель моей работы – ……………………………………………….…………………….....………..

Проектным продуктом будет – .…………………………………….………………………………

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как………………………………….…………

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):

• Выбор темы и уточнение названия ……………………………………………………………

• Сбор информации (где и как искал информацию)……………………………………………

• Изготовление продукта (что и как делал)…………………………………….……………….

• Написание письменной части проекта (как это делал)……………………………….……….

Основная часть

Я начал свою работу с того, что ……………………………………..……………………………..

Потом я приступил к ……………………………………………………………………………….

Я завершил работу тем, что…………………………………………………………………………

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами……………………………..…………………

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я………………………………………………….

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы) …………………………..

План моей работы был нарушен, потому что………………………………………………………

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как ……………………….

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что………………………….…………….

Заключение

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например …………………………………………………………………………………….………..

Это произошло, потому что …………………………………………..……………………………..

Если бы я начал работу заново, я бы ……………………………………………….………………

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы ………………………

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ……………………………….………..

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал) …………………………………………………………………………………………………………



Предварительный просмотр:

«Дневник работы над проектом. Паспорт учебного проекта»

2014 г.

 По окончании проделанной работы на каждый проект (исследовательскую работу) руководитель проекта заполняет «Паспорт учебного проекта», который является итогом совместной работы учащегося и педагога (руководителя проекта). Он также позволит учесть все допущенные ошибки

Паспорт учебного проекта

( как правило, состоит из следующих пунктов, но могут быть внесены разнообразные дополнения и изменения).

 1. Автор проекта

 2. Возраст

 3. Руководитель проекта

 4. Консультант(ы)

 5.Тема проекта

 6.Проблема проекта

 7. Актуальность исследования

 8.Цели проекта

 9. Задачи проекта

 10. Методы, использованные в работе над проектом

 11. Продукт проекта (образ будущего результата)

 12. План выполнения проекта

Этап

Срок

13. Форма представления проекта (презентация, стендовый доклад)

 14. Источники информации, использованные автором в процессе выполнения проекта (литературные источники и Интернет-ресурсы)

 15. Отзывы экспертов, слушателей, участников проекта

Компоненты исследования

Тема — область и ракурс исследования. При выборе темы формулируется её актуальность, т.е. осознаётся реальный интерес избранной темы исследования — почему именно эта тема, а не другая; почему именно такой ракурс, а не другой.

Актуальность исследования — это то, зачем и почему мы изучаем именно эту тему, проблему.

Проблема — это то, что мы изучаем, какой вопрос нам необходимо разрешить.

Объект исследования — та или иная сторона действительности. Определяя объект исследования, проясняем: что именно в этом мире мы исследуем?

Предмет исследования — это что именно в объекте исследования мы изучаем, какую сторону объекта? Предмет — более узкое понятие по сравнению с объектом исследования. Предмет исследования созвучен теме исследования.

Цель — представляемое и желаемое будущее событие или состояние, идеальное представление результата нашего действия. Цель — это то, что мы в исследовании хотим разъяснить. Цель отражает конечный результат.

Задачи — поэтапное достижение цели. Задачи — это как мы будем достигать цель исследования.

Гипотеза исследования — предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверным знанием.

Метод — способ достижения определённой цели, совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности

План исследования — определение последовательности и условий проведения исследования.

Задайте эти вопросы своему подопечному и вы научите его планировать собственную деятельность!!!

Вопрос

Ответ

Почему выбрана эта тема проекта?

Проблема проекта

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему

Цель проекта

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта?

Задачи проекта

Как ты будешь решать поставленные задачи?

Методы работы над проектом

Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта?

Перечисление основных этапов работы

Когда ты будешь это делать?

Определение сроков работы

Что у тебя есть для выполнения предстоящей работы? Что ты уже умеешь делать? Чего не хватает? Чему придётся научиться?

Выявление имеющихся ресурсов

Дневник работы над проектом

 На протяжении всей работы над проектом каждый учащийся должен вести «Дневник работы над проектом». В нём учащийся записывает все возникающие в ходе работы вопросы, советы и рекомендации, которые даёт ему руководитель.

 Чтобы научить детей с 5-го класса писать отчёт о работе, можно представить им в качестве примера «Дневника работы над проектом» следующий шаблон.

  1. Название (тема) проекта___________________________________________________
  2. Проблема, решаемая проектом_____________________________________________
  3. Почему этот проект важен для меня_________________________________________
  4. Девиз проекта___________________________________________________________
  5. Цель проекта____________________________________________________________
  6. Задачи проекта__________________________________________________________
  7. Мои ожидания от проекта (планируемый результат)__________________________
  8. Образ будущего результата (продукт проекта)
  9. План выполнения проекта

Этап

Срок

Результат

  1. Что я сделал (описание полученного результата) ______________________________ ____________________________________________________________________________
  2. Как проект помог решить проблему (положительный эффект от выполнения проекта)_____________________________________________________________________
  3. Что не получилось ____________________________________________________________
  4. План презентации результата проектной деятельности______________________________
  5. Список источников информации, использованных в проектной деятельности ____________________________________________________________________________
  6. Отзывы экспертов, слушателей, участников проекта ____________________________ ____________________________________________________________________________

 16. Оценка проекта педагогом_____________________________________________________

Примечание: «Дневник работы над проектом» можно вести в обычной школьной тетради. На каждый пункт будет соответствовать 1 тетрадный лист.

Список использованной литературы

  1. Колесников К.А. Журнал проектной деятельности школьника. – Киров, 2009
  2. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции 1 – 4. _ М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

проектная работа "Разработка методических рекомендаций обучения учащихся решению заданий ЕГЭ с кратким ответом

Данная работа поможет учителям готовить учащихся к сдаче ЕГЭ. В данном проекте даны методические рекомендации  по по обучению учащихся решению заданий с кратким ответом....

Методические рекомендации для работы по проектной деятельности при изучении математики

Методические рекомендации для проектной деятельности на уроках математики с примерами проектов...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

Методические рекомендации для работы по проектной деятельности при изучении математики в 5 классе в условиях введения ФГОС.

В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся...

Приложения к Методическим рекомендациям для учащихся по подготовке к исследовательской и проектной работе

Проектная и исследовательская деятельность учащихся требует предварительной подготовки. Данные материалы как раз могут помочь педагогу и учащемуся подготовиться к проведению исследования по естес...