Методические рекомендации по теме "Обучение проектной деятельности учащихся 6-7 классов"
учебно-методический материал

Значкова Елена Алексеевна

материал для внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

дополнительного образования в школе

научно-исследовательского направления

«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Возраст детей: 11-13 лет

Срок реализации программы: 2 года

Количество часов в неделю: 1 час

                                                               Автор: учитель

Значкова  Е.А.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Основы проектной деятельности» - научно-исследовательского направления.

Программа предназначена для учащихся 6-7 классов, желающих освоить приемы проектной деятельности.

«Основы проектной деятельности» - это интегрированная программа, появление которой связано с глубокими изменениями, произошедшими в структуре и содержании образования в последнее время. Усиление практической направленности, активное внедрение компьютерных технологий, ориентация на потребности рынка труда - эти тенденции предопределили интерес к самостоятельной, творческой работе учащихся. Ее оптимальной формой является проектная деятельность - то есть деятельность, направленная на достижение определенных целей (создание реальных объектов, предметов или теоретического продукта) в условиях ограничения во времени.

Однако ученик основной школы не обладает достаточным уровнем развития навыков, необходимых для самостоятельной работы в этом направлении, и нуждается в сопровождении  специалиста.

Данная программа не может существовать обособленно. Она неразрывно связана с информатикой, в ходе которой школьники учатся приемам работы с текстом и изображением. Вторым курсом является история, на материале которой учащиеся и создают проекты. Сочетание этих курсов позволяет школьнику овладевать теми навыками, которые необходимы для проектной деятельности.

Представляется крайне важным соединить в рамках программы самостоятельную индивидуальную деятельность отдельного ученика с элементами групповой работы. Коллективная дискуссия, совместное обсуждение полученных результатов, взаимопомощь при работе над сложными составляющими проекта позволяют выработать навыки социального взаимодействия.

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 2 года.

Цель программы - организация грамотного педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся, в ходе которой школьник получает навыки, необходимые для реализации своих жизненных планов в будущем.

Задачи на первый учебный год:

- познакомить учащихся с основами проектной деятельности;

  • развивать у них потребность в дальнейшем самообразовании и саморазвитии;
  • сформировать у учащихся практические навыки проектной деятельности

Учащиеся должны знать/уметь:

  • умение организовать свою деятельность (любого характера) для достижения заранее сформулированной цели; довести работу до конца и оценить полученный результат;
  • навыки исследовательской деятельности, востребованные как в сфере исторического познания, так и в любой другой;
  • умение самостоятельно работать с научно-популярной литературой, справочниками и энциклопедиями, подбирать литературу и обрабатывать полученный материал;
  • навыки работы на компьютере, в том числе навыки работы в Интернете.

Задачи на второй учебный год:

  • совершенствовать у учащихся практические навыки проектной деятельности;
  • дать возможность школьникам почувствовать себя успешными в овладении современными знаниями и престижными навыками;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся объединенными усилиями преподавателей истории и информатики.

Учащиеся должны знать/уметь:

- уметь работать над учебной презентацией, буклетом;

  • навыки по систематизации фактов и понятий, логическое мышление в целом;
  • умение дискутировать, излагать и отстаивать свою точку зрения.

Таким образом, навыки, полученные школьником, выходят за пределы работы по темам всеобщей истории. Они будут востребованы как в ходе дальнейшей учебы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

- развитие мотивации;

- формирование умений осуществлять проектную деятельность;

- умение защищать проекты, представлять убедительно полученные результаты в ходе реализации проекта.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

 Первый  учебный год: круглый стол «Чему я научился? Что еще мне необходимо узнать?»;

 Второй  учебный год: -  итоговая защита проектов в рамках конференции «Моя ступень к успеху».

Оборудование. Компьютер, проектор, экран, учебные СД-диски, комплекты учебных презентаций и справочной литературы.

Формы организации занятий

1.   Школьная лекция с элементами беседы;

2.   Работа в малых группах;

3.   Практические занятия;

Методы и приемы обучения

1.   Эвристический метод;

2.   Применение наглядного материала;

3.   Работа с учебной и дополнительной литературой;

                         

Учебно-тематический план на первый учебный год

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение

5

3

2

2

Как оформлять проект

5

3

2

3

Что проект содержит

5

3

2

4

Как можно представить информацию в виде схем, таблиц, карт, иллюстраций.

10

4

6

5

Как искать информацию в Интернете.

7

3

4

6

Итоговые занятия

2

2

Итого:                                                      34                        16                          18

Учебно-тематический план на второй учебный год

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

1

Работа над учебной презентацией

10

4

6

2

Работа над учебным буклетом

7

3

4

3

Представление проекта

8

4

4

4

Защита проекта

7

3

4

5

Итоговые занятия

2

2

Итого:                                                        34                     14                          20

Содержание

  1. год обучения

  1. Введение

Теория. Содержание, цели и задачи проектной деятельности. Понятие научной деятельности. Научная, учебная и проектная деятельность: общее и особенное. Виды информационных объектов. Современные средства передачи информации. Критерии, предъявляемые к научному проекту

Практические   работы.

Практические занятия с использованием презентаций по всеобщей истории.

  1. Оформление проекта

Теория Понятие библиографии. Требования к содержанию и оформлению списка литературы. Структура научной работы.

Практические   работы.

Практические занятия по составлению списка литературы.

  1. Содержание проекта

Теория. Постановка проблемы научного исследования. Факты, мнения, аргументы, выводы. Характеристика исторической личности: структура и содержание. Понятийный аппарат в науках об обществе.

Практические   работы.

Работа над содержанием проекта

  1. Как можно представить информацию в виде схем, таблиц, карт, иллюстраций.

Теория. Представление информации в различных знаковых системах: схемах, таблицах, диаграммах. Иллюстрации и карты как способ раскрытия темы научного проекта

Практические работы

Создание эскиза схемы или таблицы.

  1. Как искать информацию в Интернете.

Теория. Поисковые системы. Электронные библиотеки. Карты, иллюстративный материал, схемы, таблицы в сети.

Практические   работы.

Поиск информации в Интернете.

  1. год обучения
  1.  Работа над учебной презентацией.

 Теория. Оформление титульного листа (слайда) и оглавления. Формирование умения формулировать выводы по итогам научной работы. Способы структурирования графической и текстовой информации.

Практические   работы.

Работа над презентацией: способы структурирования графической и текстовой информации

  1. Работа над учебным буклетом 

Теория. Подбор информации. Оформление буклета. Способы структурирования графической и текстовой информации.

Практические   работы.

Работа над буклетом: способы структурирования графической и текстовой информации.

  1. Представление проекта 

Теория. Правила ораторского искусства. Психологические особенности публичного выступления. Коммуникационные эффекты

Практические  работы. 

Конкурсы ораторов.

  1. Защита проекта

Теория. Структура публичного выступления. Правила научной дискуссии: техника убеждения, приемы предотвращения агрессии.

Практические   работы.

Составление плана публичного выступления


Методологическое обеспечение

В папку руководителя проекта

Этапы проведения проекта

1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)

1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).

1.2. Определение цели, формулирование задач.

1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).

1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.

1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

2. Поисково-исследовательский этап

2.1. Определение источников информации.

2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.

2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.

2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.

2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Трансляционно-оформительский этап

3.1. Предзащита проекта.

3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

3.3. Подготовка к публичной защите проекта:

3.3.1. определение даты и места защиты;

3.3.2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);

3.3.3. стендовая информация о проекте.

4. Заключительный этап

4.1. Публичная защита проекта.

4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

К руководителю (организатору) проекта

1. Предложите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т.п.). Обоснуйте их актуальность. Укажите возраст школьников, на который рассчитано данное проектное задание.

2. Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (по результатам обсуждения в группе слушателей курсов).

3. Укажите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.

4. Продумайте практическую или теоретическую значимость проекта.

5. Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).

6. Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.

7. Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.

8. Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.

9. Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.

10. Предложите критерии оценки успешности проекта.

11. Продумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников).

12. Продумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.

Общие правила для руководителя проекта

1. Подходите к проведению этой работы творчески.

2. Не сдерживайте инициативу учащихся.

3. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.

4. Помните о главном педагогическом результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.

5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.

6. Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.

7. Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:

– учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
– старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
– старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию.

8. В процессе работы не забывайте о воспитании.

Диагностика учащихся
(выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)

1. Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?

2. Какой школьный предмет вам наиболее интересен?

3. По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?

4. Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.

5. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?

6. Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?

7. Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?

8. Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?

9. Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.

10. Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантом, советчиком при организации и проведении проекта?

11. Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (Да/ Нет).

Анкета для учащихся

1. Расположите следующие источники учебной информации по уменьшению их значимости для вас:

учителя, учебники, родители, друзья, телевидение, радио, книги, газеты, журналы, Интернет.

2. Напишите названия пяти ваших любимых газет и журналов по уменьшению их значимости для вас:

3. Как часто вы пользуетесь школьным учебником для подготовки домашних заданий по ...?

Часто
Иногда
Никогда

4. Оцените по пятибалльной шкале ваши школьные учебники по ...

5. При несовпадении информации, полученной вами от учителя или из учебника и других источников, какой вариант вызывает у вас больше доверия?

Учебник
Учитель
Другой источник

6. Есть ли у вас дома компьютер?

Да/Нет

7. Где вы можете пользоваться компьютером?

Дом
Школа
Другое (вписать)

8. Есть ли у вас доступ к сети Интернет?

Да/Нет

9. Как часто вы пользуетесь информацией сети Интернет для подготовки домашних заданий?

Часто
Иногда
Никогда

По каким учебным предметам?

.

Перечень документов, представляемых к защите проектных и учебно-исследовательских работ учащихся

1. Паспорт проектной или учебно-исследовательской работы учащихся.

2. Отзыв руководителя на представленную проектную или учебно-исследовательскую работы.

3. Рецензия на представленную проектную или учебно-исследовательскую работу.

4. Анализ проектной или учебно-исследовательской работы на предмет выявления дидактических единиц, используемых учащимися в процессе создания образовательного продукта.

5. Список оборудования (учебного, научного, изготовленного самостоятельно), используемого в реализации целей и задач проекта. (Требуется только для исследовательских проектов.)

6. Перечень педагогических целей (задач), поставленных научным руководителем в рамках конкретного учебного проекта.

7. Перечень методов, использованных школьниками в работе над проектом.

8. Перечень статей, публикаций, монографий, научных и научно-популярных книг (из представленного библиографического списка), на которые в процессе работы были написаны рефераты, рецензии, аннотации, составлены конспекты. (К списку приложить по одному примеру составленного реферата, рецензии, аннотации, конспекта).

9. Краткая аннотация содержания проекта (цель проекта, обоснование актуальности, гипотеза проекта, краткое содержание проекта, полученные результаты или достижимость планируемых результатов).

1. Паспорт исследовательского проекта

Заполняется авторами и научным руководителем проекта. Представляется в экспертную комиссию вместе с проектом.

1. Название проекта.

2. Цели проекта.

3. Авторы проекта (школа, класс, количество участников).

4. Научный руководитель(и) проекта (специальность, педагогический стаж, звание, ученая степень).

5. Консультант(ы) (специальность, звание, ученая степень).

6. Тип проекта.

6.1. По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый, практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четко ориентируется на результат).

6.2. По предметно-содержательной области: культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический), естественно-научный, экологический, спортивный, географический, исторический.

6.3. По характеру координации проекта: с открытой координацией (жесткий), со скрытой координацией (гибкий).

6.4. По количеству участников проекта: личный, парный, групповой.

6.5. По широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный, внепредметный.

6.6. По времени проведения: непродолжительный, продолжительный.

6.7. По характеру контактов (степени охвата): в рамках класса, школы, района, в масштабе города, региона, страны.

7. Образовательная область, в рамках которой выполнен учебный проект: филология, обществознание, математика, информатика, естествознание, искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.

8. Учебный предмет, в рамках которого выполнен учебный проект: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и ИКТ, история, обществознание, география, экономика, право, физика, химия, биология, естествознание, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

9. Методы, использованные в работе над проектом.

10. Форма представления проекта: постер, альбом, видеофильм, буклет, реферат, макет, другое (вписать).

11. Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: база школы, библиотека(и), музей(и), высшее учебное заведение (кафедра), научно-исследовательский институт (лаборатория), зоопарк, планетарий, технический центр, другое (указать).

12. Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярные журналы, научные журналы, бюллетени, учебники и учебные пособия, научно-популярные книги, научные издания, монографии, диссертации, авторефераты, депонированные рукописи, словари, справочники, энциклопедии, иностранные книги (английский, немецкий, французский, испанский язык), Интернет (сайт).

13. Словарь исследователя (понятийный аппарат).

2. Паспорт социального проекта

Заполняется авторами и научным руководителем проекта. Представляется в экспертную комиссию вместе с проектом.

1. Название проекта.

2. Цели проекта.

3. Авторы проекта (школа, класс, количество участников).

4. Руководитель(и) проекта (специальность, педагогический стаж, звание, ученая степень).

5. Консультант(ы) (специальность, звание, ученая степень).

6. Тип проекта.

6.1. По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый, практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четко ориентируется на результат).

6.2. По предметно-содержательной области: культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический), естественно-научный, экологический, спортивный, географический, исторический.

6.3. По характеру координации проекта: с открытой координацией (жесткий), со скрытой координацией (гибкий).

6.4. По количеству участников проекта: личный, парный, групповой.

6.5. По широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный, внепредметный.

6.6. По времени проведения: непродолжительный, продолжительный.

6.7. По характеру контактов (степени охвата): в рамках класса, школы, района, в масштабе города, региона, страны.

7. Область социального исследования.

8. Образовательная область, с которой связано содержание проекта: филология, обществознание, математика, информатика, естествознание, искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.

9. Методы, использованные в работе над проектом.

10. Форма представления проекта: постер, альбом, видеофильм, буклет, реферат, макет, другое (вписать).

11. Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: база школы, библиотека(и), музей(и), высшее учебное заведение (кафедра), научно-исследовательский институт (лаборатория), зоопарк, планетарий, технический центр, другое (указать).

12. Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярные журналы, научные журналы, бюллетени, учебники и учебные пособия, научно-популярные книги, научные издания, монографии, диссертации, авторефераты, депонированные рукописи, словари, справочники, энциклопедии, иностранные книги (английский, немецкий, французский, испанский язык).

13. Словарь исследователя (понятийный аппарат).

Экспертиза проектов

Экспертиза проектных работ позволяет организовывать работу в виде внутришкольного конкурса, в виде направления работы ученического научного общества с итоговой конференцией и т.п. Но при этом надо понимать, что четкая система экспертизы проектов позволяет не только объективно определить победителя (если организован конкурс проектных работ), но и объективно оценить качество работы авторов проекта и его руководителя с возможностью мониторинга удачных и неудачных элементов работы над проектом.

Для экспертной оценки формируется экспертная комиссия. В эту комиссию желательно привлечь родителей, обладающих необходимой квалификацией, преподавателей и аспирантов вузов, с которыми школа работает по договору, учителей других школ района.

Экспертиза проводится в два этапа: сначала экспертиза представленных документов, а затем экспертиза непосредственно при презентации проекта. Представленные документы ооцениваются не менее чем двумя экспертами, компетентными в данной образовательной области (еще раз повторимся, что желательно привлечение специалистов из высших учебных заведений, компетентных в указанных областях знаний). Результаты экспертизы доводятся председателем экспертной комиссии до сведения всех ее членов заблаговременно.

Общая оценка в баллах по проекту складывается из оценки представленных на комиссию материалов и их независимого анализа экспертами, а также самой презентации.

Если проектов представлено много, то целесообразно проводить презентацию проектов не в виде конференции, а в виде стендовых докладов. В последнем случае каждому эксперту предлагается перечень проектов для обязательной оценки.

Лист самоконтроля.

Как я усвоил материал?

  • В материале разобралась (ся), на уроке было интересно - 3 балла.
  • Мне все понятно, но материал не всегда интересен - 2 балла.
  • Мне хотелось разобраться, но я не все понял (а) - 1 балл.
  • Материал трудный и малоинтересный. Мало что поняла - 0 баллов.

Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворен ли своей работой?

  • Везде справился (ась) сам (а), удовлетворен (а) своей работой (9-10 баллов) – 3 балла.    
  • Допустил (а) ошибки (на каком этапе?) (7-8 баллов) – 2 балла.
  • Не справился (ась) (с какими заданиями?) (4-6 баллов) – 1 балл.

Оценка работы группы №

Вопросы

Ваши впечатления

Отличившиеся

1. Хорошо ли вам работалось в группе? С кем особенно хорошо и почему?

2. Удавалось ли вам договориться друг с другом? Все ли слушали друг друга? Кто в большей степени проявлял культуру диалога?

3. Все ли члены группы принимали равноценное участие в работе группы? Кто в большей степени проявил себя, и кто не проявил себя никак?

4. Всю ли работу, предложенную группе, удалось выполнить?

5. Что считаете основным достижением группы? Кого бы хотели особенно отметить и за что?

6. Какие были трудности в работе группы? Кто, на ваш взгляд, мог сделать больше?

7. Ваша оценка работе группы?


Инструкционный материал

Как организовать работу над проектом?

Как правило, полезно выделить следующие этапы работы.

  1. Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников.
  2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
  3. Распределение задач по группам, поиск информации.
  4. Составление технологической карты с представлением в логической последовательности   хода работы.
  5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
  6. Промежуточные обсуждения полученных данных.
  7. Презентация (защита) проектов, оппонирование.
  8. Коллективное обсуждение, выводы.

Какие требования предъявляются к результатам учебных проектов?

Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:

  • представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана карты, фильма и др.);
  • выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т.п.);
  • содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;
  • рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;
  • защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;
  • должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.



Литература для педагога

  1. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Классный руководитель. 2001. № 8.
  2. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования//Народное образование 2005. № 2, с. 113-121.
  3. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7.
  4. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.  М., 2005.
  5. Савицкая Е.Ю. Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету. М., 2005.
  6. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся.  М., 2004.
  7. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч, 2003, №6

Литература для детей и родителей

  1. Адамова М.И. Учимся создавать проекты - М., 2007..
  2. Еременко Т.И. Иголка-волшебница. - М.: Просвещение, 1988.
  3. Маслова Б.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. М„ 2006.
  4. Кукушкин В.С. Я - оратор. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания

 Сегодня о проектах говорят очень  много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему  государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...

Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в региональном компоненте

Современная система профессионального образования призвана готовить специалистов для будущего, которое в большей степени не является определенно-предсказуемым. Обучение сегодня имеет вероятностный хар...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся.

Проектная деятельность привлекает внимание многих педагогов, как исследователей, так и практиков. В латыни, откуда к нам пришло слово «проект», оно означает «выброшенный вперед», «выступающий»,  ...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся 5-9 классов

Методические рекомендации содержат описание системы организации проектной деятельности учащихся 5-7 классов и алгоритм работы над учебным проектом, включающий  в себя этапы разработки проекта, по...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся по русскому языку и литературе

Методические  рекомендациипо  организациипроектной  деятельности учащихся по русскому языку и литературе...

Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Статья  содержит  конкретные рекомендации из опыта работы по организации  и выполнению творческого проекта на  уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...