Рабочая программа по основам проектной деятельности
рабочая программа (10 класс) на тему

Курс «Основы проектной деятельности» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности и подготовку учащихся таким образом к разработке и реализации собственных индивидуальных проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска»

ОБСУЖДЕНА и                                                                                       УТВЕРЖДЕНА

ПРИНЯТА к утверждению                                                      приказом директора №_______

____________(______________)                                              от «____»___________2017 года

Председатель МС                                                                          _________________________

Протокол № ________                                                                                И. В. Иванова

от _____________2017 года

Рабочая программа

по основам проектной деятельности

10 класс (ФГОС ООО)

10 а, б классы - 2017-2018 учебный год

Учитель: Михайлова Т. И.

2017 г.

г. Светогорск


1. Пояснительная записка

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска». Она направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий.

Курс «Основы проектной деятельности» призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности и подготовку учащихся таким образом к разработке и реализации собственных индивидуальных проектов.

Программа предназначена для профильного обучения учащихся 10-х классов и рассчитана на 17 часов.

Цель курса: обучение учащихся основам проектной деятельности.

Задачи курса:

  • формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности, развитие критического мышления;
  • обучение учащихся самостоятельности в приобретении новых знаний;
  • формирование у учащихся умений пользоваться полученными знаниями;
  • развитие творческих и конструкторских способностей учащихся.

Программа включает 3 раздела:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета.
  • основное содержание учебного предмета.
  • тематическое планирование с указанием количества часов на освоение учебного предмета.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа «Основы проектной деятельности» создана на основе ФГОС среднего (полного) общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ г. Светогорска» на основы проектной деятельности в 10-х классах отводится 17 часов из расчёта 1 час в неделю в первом полугодии.

Личностные результаты обучения

  1. готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  2. сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  3. интерес к созданию проектов;
  4. осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
  5. умение работать в группе.

Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения

  1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  2. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
  1. формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  2. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Предметные результаты

  1. познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;
  2. знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов;
  3. уметь определять цель, ставить задачи, выдвигать гипотезу исследовательской деятельности, составлять и реализовывать план проекта;
  4. знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
  5. познакомить с оформлением письменной части проекта;
  6. знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты;
  7. иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.

2. Содержание учебного предмета

Тема 1. Понятие «Учебный проект» (1 ч)

Что такое учебный проект. Положение об индивидуальном проекте в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска».

Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом (2 ч)

Основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Презентация проекта.

Практическая работа «Алгоритм работы над проектом».

Тема 3. Типы проектов (2 ч)

Проект и его типы. Классификации проектов. Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт. Форма продуктов проектной деятельности.

Практическая работа «Типы проектов»

Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (3 ч)

Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.

Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.

Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Практическая работа «Определение темы индивидуального проекта. Постановка целей и задач для своего индивидуального проекта».

Тема 5. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы. Циклограмма работы над индивидуальным проектом (3 ч)

Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Дневник работы над проектом.

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые).

Практическая работа «Составление циклограммы для своего индивидуального проекта».

Тема 6. Реализация плана проекта (1 ч)

Работа над основной частью проекта - осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

Практическая работа «Реализация плана индивидуального проекта. Форма продукта проектной деятельности».

Тема 7. Структура проекта. Письменная часть проекта (1 ч)

Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.

Практическая работа «Оформление письменной части проекта». 

Тема 8. Оценивание проекта (1 ч)

Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.

Практическая работа «Оценивание группового проекта».

Тема 9. Защита проекта. Презентация (1 ч)

Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».

Практическая работа «Публичные пробы».

Тема 10. Анализ проекта (1 ч)

Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.

Практическая работа «Отчет о работе над проектом».

Тема 11. Итоговое занятие (1 ч)

3. Тематическое планирование учебного предмета

1. Понятие «Учебный проект» - 1 ч

2. Алгоритм работы над учебным проектом - 2 ч

3. Типы проектов - 2 ч

4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы - 3 ч

5. Планирование деятельности. Формулирование задач. Ресурсы. Циклограмма работы над индивидуальным проектом - 3 ч

6. Реализация плана проекта - 1 ч

7. Структура проекта. Письменная часть проекта - 1 ч

8. Оценивание проекта - 1 ч

9. Защита проекта. Презентация - 1 ч

10. Анализ проекта - 1 ч

11. Итоговое занятие - 1 ч

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса:

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006.- 176 с.
  2. М. А. Ступницкая. Что такое учебный проект? / - М. : Первое сентября, 2010. - 44 с.
  3. М. А. Ступицкая. Учимся работать над проектами. / - М.: Первое сентября, 2008
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с. (Метод. биб-ка)
  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
  6. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. - Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. Коллекция ЦОРов проектной деятельности
  2. Интернет-материалы
  3. Компьютер
  4. Проектор


Календарно-тематическое планирование по основам проектной деятельности для 10 класса

Обязательная часть (70%)

Тема занятия

Кол-во часов

Часть, формируемая участниками образовательного процесса (30%)

Дата

1

Что такое учебный проект

1 ч

01. 09.

2

Основные этапы работы над проектом

1 ч

08. 09.

3

1 ч

Н/л

Алгоритм работы над проектом. Тренинг

15. 09.

4

Проект и его типы. Классификации проектов

1 ч

22. 09.

5

Выбор темы. Определение

степени значимости.

Актуальность.

1 ч

29. 09

6

1 ч

Н/л

Ситуация и проблема. Тренинг

06. 10.

7

Определение цели и задач.

Эффективность

целеполагания. Понятие

«Гипотеза»

1 ч

13. 10.

8

1 ч

Н/л

Постановка цели. Учимся выдвигать гипотезы Тренинг

20. 10.

9

1 ч

Н/л

Планирование деятельности. Формулирование задач. Тренинг

27. 10.

10

Ресурсы. Дневник работы над проектом

1 ч

10. 11.

11

1 ч

Н/л

Циклограмма работы над проектом и индивидуальным проектом. Тренинг

17. 11.

12

Работа над основной частью проекта

1 ч

24. 11.

13

Структура проекта. Оформление письменной части проекта

1 ч

01. 12.

14

Оценивание проекта

1 ч

08. 12.

15

Защита проекта. Презентация

1 ч

15. 12.

16

Анализ проекта

1 ч

22. 12.

17

Итоговое занятие

1 ч

29. 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам проектной деятельности

Рабочая программа по Основам проектной деятельности для 5-6 классов в рамках внедрения ФГОС ООО...

Календарно- тематическое планирование к рабочей программе по "Основам проектной деятельности" под ред.Голуб Г.Б., Перелыгиной Е.А., и др. 5 класс

Данный материалсодержит подробное календарно- тематическое планирование к рабочей программе по "Основам проектной деятельности" под ред.Голуб Г.Б., Перелыгиной Е.А., и др. 5 класс в основной школе....

Рабочая программа по основам проектной деятельности 5-8 классы.

Программа составлена на основе  программы учебного курса «Основы проектной деятельности школьника» Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В./ под ред. проф. Е.Я.Когана.- Самара.: издательство «У...

Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности" для 5 класса

Курс предназначен  для овладения проектным методом в различных предметных направлениях и реализуемый в течение 16 часов (1 час в неделю) в первом полугодии. Содержание учебного материала курса, п...

Рабочая программа предмета "Основы проектной деятельности " для 6-7 кл.

Программа предмета «Основы проектной деятельности» предназначена для изучения основ проектирования учащимися 6-7 классов основной общеобразовательной школы. Разработана с учетом требований...

Рабочая программа кружка "Основы проектной деятельности" 9 класс

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Ро...

Рабочая программа курса "Основы проектной деятельности" 9 класс

Рабочая программа - часть курса внеурочной деятельности, рассчитанного на преподавание в 6-9 классах...