Анализ деятельности психологической службы
материал на тему

Вельмина Ксения Олеговна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_deyatelnosti_2016-2017.docx42.85 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ деятельности психологической службы

МБОУ СОШ №2 г. Советский

за 2016-2017 учебный год

(выдержки)

Общие групповые исследования были проведены в следующих классах:

Изучение адаптационных возможностей учащихся:

1-е классы. Использовались методики на выявление школьной мотивации, эмоционального состояния учащихся, самооценки, тревожности, изучения адаптационных возможностей учащихся. По результатам исследования составлена итоговая документация, в помощь учителю и родителям разработаны рекомендации. С учителями проведено обсуждение полученных результатов. Определенны уровни подготовленности первоклассников к обучению, выявлены дети с угрозой риска школьной дезадаптации.

Проводились консультации с родителями по результатам обследования. Проведённые исследования позволили определить особенности индивидуального развития детей и послужили практическим материалом для повышения эффективности педагогического процесса.

5-е классы. С целью изучения психологической ситуации обучения пятиклассников были проведены следующие психодиагностические исследования:

  1. определение учебной мотивации
  2. определение уровня и характера тревожности учащихся, связанных со школой
  3. изучение эмоционально-волевой сферы
  4. изучение умственного развития
  5. беседы с педагогами и родителями по вопросам адаптации
  6. наблюдение за учащимися в урочное и неурочное время

При анализе диагностических диаграмм явно просматривается взаимосвязь результатов школьной тревожности и отношением к школе. У детей с отрицательным отношением к школе – повышенная и высокая тревожность по большинству параметров теста.

По результатам исследования был определён список детей для психолого-педагогической коррекции. 30% учащихся (37 человек) – имеет пограничный уровень адаптации; адаптация у 67% учащихся (83 человека); 3% учащихся (3 человека) – дезадаптация. (Рис.2)

После проведения коррекционно-развивающих занятий, эмоциональное состояние детей нормализовалось.

10-е классы. Для своевременного выявления уровня адаптации, было проведено психологическое исследование учащихся 10 класса.

  1. исследование уровня интеллекта
  2. изучение эмоционально-волевой сферы
  3. изучение адаптивных возможностей учащихся

По результатам исследования выявлено, что 11% (4 человека) – дезадаптация; 53% (20 человек) - имеют средний уровень адаптации; 36% (14 человек) - имеет хороший уровень адаптации.

Все данные были проанализированы и доведены до классного руководителя и учителей на классно обобщающем контроле, информация для родителей была представлена на родительских собраниях. В рамках индивидуального консультирования учащиеся были ознакомлены со своими результатами. Также психологической службой осуществлялась индивидуальная работа с учащимися по запросу классного руководителя, педагогов-предметников и самих учащихся.

4-е классы. Переход к обучению в среднем звене является важным моментом в жизни школьника. Изменение организации учебного процесса, введение новых предметов и переход к иным методам обучения требует определённого уровня зрелости как личностно-мотивационной так, так и интеллектуальной сферы.

С целью изучения психологической ситуации обучения были проведены следующие психодиагностические исследования:

  1. определение учебной мотивации
  2. определение уровня и характера тревожности учащихся, связанных со школой
  3. изучение эмоционально-волевой сферы
  4. наблюдение за учащимися в урочное и неурочное время

При анализе диагностических диаграмм 4-х классов явно просматривается взаимосвязь результатов школьной тревожности и отношением к школе. У детей с отрицательным отношением к школе – повышенная и высокая тревожность по большинству параметров теста.

По результатам исследования был определён список детей для психолого-педагогической коррекции. 39% учащихся (48 учащихся) – имеют высокую и хорошую школьную мотивацию; 31% учащихся (38 учащихся) положительную школьную мотивацию; 20% учащихся (25 человек) – имеют низкую школьную мотивацию; 10% учащихся (11 человек) – негативное отношение к школе.

86% учащихся (105 человек) – нормальный уровень тревожности; 12% учащихся (15 человек) – повышенный уровень тревожности; 2% учащихся (2 человека) – высокий уровень тревожности.

9-е классы. С целью изучения эмоционального состояния учащихся в период государственной итоговой аттестации были проведены следующие психодиагностические исследования:

  1. Опросник по определению стрессоустойчивости личности
  2. Опросник определения уровня тревожности
  3. Диагностика эмоционального состояния организма

В результате исследования:

Повышенный уровень тревожности показали 5 человек (5%). Нормальный уровень тревожности показали 88 человек (95%). Высокий уровень тревожности не выявлен 0%.

Высокий уровень стрессоустойчивости показали 15 человек (18%), это люди, способные переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями учебной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Средний уровень стрессоустойчивости показали 37 человек (40%), они готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. По мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций, привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно.

Низкий уровень стрессоустойчивости показали 39 человек (42%). Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них — стресс.

11-е классы. С целью изучения эмоционального состояния и энергетики организма учащихся в предэкзаменационный период были проведены следующие психодиагностические исследования:

  1. Диагностика типа учебно-профессиональной мотивации
  2. Тест школьной тревожности
  3. Диагностика эмоционального состояния организма

В результате исследования:

Повышенный уровень тревожности показали 4 человека (12%). Нормальный уровень тревожности показали 29 человек (88%). Высокий уровень тревожности не выявлен 0%

Психологическое консультирование.

В течение года консультации велись по следующим направлениям:

- с учащимися, родителями и учителями 1-х, 4-х, 5-х, 10-х классов по предупреждению дезадаптации;

- с учащимися и родителями 8 – 11-х классов по проблемам профессиональной ориентации с учётом результатов диагностики;

- с учителями и родителями учащихся 4 - 5-х классов по проблемам перехода из начальной школы в среднее звено;

- с родителями первоклассников по проблемам готовности к школе;

- по индивидуальным запросам учителей, родителей, учащихся.

Проблемы затронутые на консультациях, имели, в основном, следующую направленность:

- поведенческую;

- эмоциональную;

- конфликтологическую;

- диагностическую.

Поводами для обращения учащихся за консультативной помощью служили:

- конфликтные ситуации со сверстниками, с учителем;

- семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;

- страх самовыражения;

- повышенная тревожность;

- вопросы профориентации.

В течение учебного года за консультативной помощью к психологу обратилось 92 человека. Психологи школы принимали участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникавших в ходе образовательного процесса.

Особое внимание в системе консультационной работы с учащимися уделялось вопросам профориентации и личностного самоопределения. Этот вид был ориентированн, главным образом, на учащихся 8-11 классов.

Наибольшее количество обращений связаны с личностными особенностями учащихся (это повышенная тревожность, агрессивность, низкая самооценка, низкая мотивация и т.д.). Второе место – вопросы, связанные с семейными отношениями и с проблемами, связанными с трудностями в обучении. Третье место по значимости занимают вопросы, связанные с взаимоотношениями со сверстниками. По–прежнему актуальными остаются: консультации с обучающимися, связанные с профессиональным самоопределением, что объясняется их возрастными особенностями и предстоящей сменой социальной ситуации развития; беседы профилактической направленности (профилактика девиантного поведения); оказание помощи в подготовке к родительским собраниям, классным часам и т.д.

Психологическое просвещение.

Одной из основных целей данного вида работы было знакомство педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Такая работа осуществлялась через проведение родительских собраний, классных часов.

Психологическая профилактика и коррекция.

Данный вид деятельности направлен на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах школьного обучения.

Таким образом, подводя итог сделанной работе за год, можно сделать вывод о том, что все задачи, которые ставились в начале учебного года, достигнуты.

Приложение 1

Общее количество: консультаций, занятий и т.д.

Дети

Родители

Педагоги

Общее количество человек, охваченных работой

Примечание

1. Количество инд. консультаций

237

72

47

32

51

  1. проблемы межличностных отношений;
  2. взаимоотношения в семье;
  3. школа и успеваемость;
  4. индивидуальные особенности ребенка;
  5. консультирование педагогов;
  6. проблемы жизненного предназначения и выбора профессии.

2015-2016 г. – 124

2016-2017 г. – 237

Динамика: +113  

2. Количество инд. обследований

307

158

0

0

158

  1. выявление трудностей в развитии познавательной сферы;
  2. изучение личностных особенностей;
  3. выявление причин девиантного поведения;
  4. определение уровня психологической готовности к школьному обучению.

2014-2015г. – 238

2015 -2016г. – 267

2016-2017 г.-307

Динамика: +40

3. Количество групповых обследований

71

1382

0

0

846

  1. выявление трудностей у учащихся в период адаптации (1,5-х классов)
  2. профориентация
  3. изучение уровня психологической готовности учащихся 4 классов к переходу на 2 ступень обучения
  4. диагностика эмоциональной сферы учащихся, стрессоустойчивости и тревожности  перед экзаменами (9,11 классов)
  5. диагностика уровня социально-психологической адаптации (10 класс)
  6. выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности (классы, стоящие на ВШК)
  7. диагностика отношения учеников к школе, учителю, одноклассникам (3 класс)
  8. выявление уровня агрессивности (4 класс)
  9. исследование эмоционального состояния учащихся; оценка восприятия настоящего, прошлого и будущего (7-8  классы)
  10. выявление уровня интеллектуального развития (5; 10 класс)
  11. социально-психологическое тестирование (6-11 классы)
  12. выявление мотивационных предпочтений школьников в учебно-профессиональной деятельности (11 класс)

2014-2015 г. – 55

2015-2016г.  – 68

2016-2017 г.- 71

Динамика: +3

4. Количество инд. занятий:

524

174

2015-2016г.  –425

2016-2017- 524

Динамика: + 99

5. Количество групповых занятий:

333

745

– развивающих занятий

43

435

4

0

328

  1. развитие познавательной сферы учащихся 1,4 классов и будущих первоклассников
  2. развитие внимания и памяти учащихся 1 классов
  3. развитие зрительно-моторной координации у учеников 1 классов
  4. развитие навыков межличностного общения (учащиеся 4,5 классов)
  5. релаксационные занятия
  6. развитие навыка конструктивного выхода негативных эмоций (4-5 классы)
  7. оптимизация детско -родительских отношений

2014-2015г. – 38

2015-2016г. – 18

2016-2017 г.- 43

Динамика: +25

–психопрофилактических, тренингов

290

654

0

0

417

  1. профориентационные занятия (учащиеся 8, 9 классов)
  2. профилактика стрессовых ситуаций в предэкзаменационный период (учащиеся 9,11 классов)
  3. профилактика межличностных конфликтов (2,6,7 классы)
  4. профилактика ранней беременности (8-9 классы)

2014-2015г. – 213

2015-2016г. – 250

Динамика: +40

6. ПМП консилиум

5

0

3

30

33

  1. ПМПК по результатам адаптации учащихся 1,5,10 классов - 2
  2. ПМПК по учащимся, имеющим трудности в обучении - 3

2015-2016г. – 2

2015-2016г. – 5

Динамика: -+3

7. Род. собрания

24

0

320

23

343

  1. «Трудности адаптации 1-классников к школе» (1а,1б,1в, 1г,1д,1е  классы)
  2. «Адаптация пятиклассников» (5а, 5б, 5в, 5г, 5д  классы)
  3. «Адаптация учеников 10 класса» (10 класс)
  4. «Школьная мотивация» (7а , 7д классы)
  5. «Профориентация» (8б, 8в, 9а классы)
  6. «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии» (4 В класс)
  7. «Рекомендации родителям перед ОГЭ» (9а, 9б, 9 в, 9г  классы)
  8. «Возрастные особенности младших подростков» (4а, 4д классы)

2015-2016г. – 10

2016-2017 г. – 24

Динамика: -+14

8. Посещение занятий у др. специалистов

14

200

0

14

214

2015-2016 г. – 3

2016-2017 г. – 14

Динамика: +11

Эффективность работы психологической службы можно отследить по показателям адаптационного периода учащихся. Также необходимо отметить положительную динамику в работе с учащимися выпускных классов в период подготовки к прохождению итоговой государственной аттестации. Выявлен достаточно высокий уровень консультативной работы, что позволило оказать конкретную помощь обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Данная работа осуществлялась в форме индивидуальных и групповых консультаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель деятельности школьной социально-психологической службы

В последнее время проблема психологического и физического здоровья школьников приобрела государственное значение в связи с тем, что его ухудшение повсеместно регистрируется в Российской Федерации. При...

мониторинг деятельности социально-психологической службы

представлены результаты деятельности за 2009-2012 учебные годы...

Соответствие предписаний ФГОС направлениям деятельности психологической службы «МАОУ СОШ «ЭВРИКА-РАЗВИТИЕ»

Содержание работы  и диагностические методики для психологической службы в соответствии с новыми образовательными стандартами....

Анализ деятельности психологической службы за 2021-2022 учебный год

Анализ деятельности психологической службыМБОУ СОШ №2 г. Советский за 2021-2022 учебный год В организационно-методическом плане деятельность психологической службы строилась в соответствии с утве...

Психологическое консультирование, как вид деятельности психологической службы

В презентации раскрыты понятие, цели, задачи, основные организационные формы, принципы психологического консультирования. Модели работы психолога в образовании....