Конспект занятия "Взаимодействие полов"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Кострикина Ольга Дмитриевна

Занятие проводилось с обучающимися 5 класса ( школа-интернат для детей с ОВЗ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_2017.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

ОКОУ «Октябрьская школа-интернат»

Касторенского района Курской области

Конспект открытого занятия

«Взаимодействие полов»

5 класс.

Педагог-психолог Кострикина О.Д.

15.04.2017 г.

п.Лачиново, 2017

Цель: укрепить и развить представления подростков об уникальности своей личности и гендерной принадлежности, способствовать формированию у девочек и мальчиков позитивных установок по отношению к себе и друг к другу.

Задачи:

  1. Создание условий для осознания учащимися различий между представителями своего и противоположного пола.
  2. Создание доброжелательной атмосферы при взаимодействии учащихся.
  3. Создание условий для формирования у учащихся отношения друг к другу как партнерам.
  4. Развитие умения работать в группе.
  5. Воспитывать доброту, чувство коллективизма и взаимопомощи.
  6. Создание положительного эмоционального отношения к дальнейшему изучению психологии.

Форма занятия: индивидуальная, групповая работа, работа в парах.

Материалы к занятию: текст притчи «Мальчики с Марса, девочки с Венеры», рабочие листы с чертами характера «Что мы знаем друг о друге?»: «Какие они девочки?» «Какие они мальчики?» (А4); таблица-плакат «Какие они девочки? Какие они мальчики?» (А4); Анкета; видио-ролик мультфильма «Из чего сделаны наши мальчишки; «солнышки» по количеству участников.

Ход занятия:

Ритуал приветствия

- Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас на сегодняшнем занятии.

- Давайте друг друга поприветствуем, но только каждый по-своему. Придумайте какой-то жест, может быть какое-то сочетание слов и т.д.

- Молодцы, вот мы с вами и поприветствовали друг друга необычным способом.

  1. Разминка

Упражнение «Настроение»

- Скажите мне, друзья, с каким настроением пришли на занятие, сравнив его с погодой?

Каждый участник рассказывает о своем эмоциональном состоянии на данный момент языком «прогноза погоды», т.е. говорит о том, какими погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние: какому времени года оно соответствует? Пасмурно или ясно? Ветрено или тихо?

На листе ватмана нарисуйте свое настроение и подпишите свое имя.

(Важно в конце занятия еще раз охарактеризовать свое настроение, отметив его улучшение или ухудшение).

Повторение правил групповой работы

Вы знаете, что на каждом занятии мы придерживаемся определённых правил работы в группе. Давайте вспомним их:

  1. Активная работа на занятии каждого участника.
  2. Все внимательно слушают говорящего не перебивая.
  3. Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.
  4. Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.
  5. Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.
  6. Доверительный стиль общения.
  7. Не выносить обсуждение за пределы занятия.

- Вы согласны? Мы принимаем эти правила?

Упражнение на сплочение «Круг с карандашами»

При выполнении упражнения от участников требуются четкая координация совместных действий и соизмерение своих движений с движениями партнера. Задание практически невыполнимо, если каждый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других.

Участники встают в круг, стоящие рядом должны удержать подушечками указательных пальцев карандаши или ручки. Расстояние между соседями — 50—60 см. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:
1.Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
2.Вытянуть руки вперед, отвести назад.
3.Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).
4.Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
5.Присесть, встать.


(Как вариант можно использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы или же выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Обсуждение

- Сложно было выполнять упражнение? (сложно, т.к. нужно было контролировать не только свои действия, но и подстраиваться под других)
- Чтобы карандаши в кругу не падали, как нужно выполнять действия? (синхронно, одновременно, ориентируясь друг на друга)- Чему может научить это упражнение? (работе в команде)

- Данное упражнение наглядно показывает, когда мы работаем командой, группой, необходимо взаимопонимание, сосредоточенность, нужно чувствовать другого человека.

Притча «Мальчики с Марса, девочки с Венеры»

Психолог предлагает учащимся представить, что мальчики родом с Марса, а девочки – с Венеры.

Однажды очень давно марсиане-мальчики посмотрели в свои телескопы на Венеру и увидели девочек. Один взгляд на них пробудил в марсианах интерес и желание уведеть девочек поближе. Марсиане быстренько изобрели межпланетные корабли и помчались на Венеру. Обитательницы Венеры встретили гостей радушно. Отношения между представителями разных планет самым волшебным образом изменили их жизнь, им очень нравилось общаться. Они выросли в разных мирах и с удовольствием изучали друг друга, таких разных в предпочтениях и поведении.

Долгие годы прожили они в любви и гармонии. Затем решили отправиться на Землю. Вначале все было чудесно и увлекательно, но…видно, сказалось влияние земной атмосферы, и однажды утром представители обеих планет проснулись, частично потеряв память: и мальчики с планеты Марс, и девочки с планеты Венера напрочь забыли, что родились на разных планетах и что должны быть разными. За одну ночь в их памяти стерлось все, чем они были не похожи. С тех пор мальчикам, и девочкам стало тяжело понимать и уважать друг друга. Они сердятся и расстраиваются: мы желаем чтобы он или она хотели того, чего хотим мы, и чувствовать то, что чувствуем мы… Ребята забыли простую истину: мальчики и девочки отличаются друг от друга. И мы будем учиться видеть эти различия и уважать их, тогда путаницы в общении с представителями противоположного пола станет значительно меньше.

Вопросы ученикам:

- Согласны ли вы, что мальчики и девочки настолько не похожи, будто они с разных планет?

- Подумайте и назовите: какие черты присуще только мальчикам, а какие только девочкам?        Половая роль определяет психологические характеристики личности человека, её поведение. Сейчас я предлагаю Вам проверить ваши знания в области психологических особенностей своего и противоположного пола. Попробуйте ответить на утверждения предлагаемого теста «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?» (Приложение 1).

Просмотр мультфильма «Из чего сделаны наши мальчишки»

Задание «Мальчики глазами девочек. Девочки глазами мальчиков»

Психолог. На заготовленном листе нужно написать, какие они — девочки и какие они — мальчики. Вы можете указывать качества характера, любимые занятия, увлечения, привычки, типичное поведение.

Психолог раздает лист с заготовкой к этому заданию. После этого психолог забирает заполненные листы. На доске фиксируются по определенной форме ответы обеих команд.

Сравните характеристики, которые девочки дают себе и мальчикам.

Психолог показывает на характеристики, написанные в квадрантах 1 и 2.

Есть ли в них что-нибудь сходное, похожее? Итак, в чем девочки видят свое сходство с мальчиками?

Психолог подчеркивает двумя линиями называемое детьми сходство.

Сравните характеристики, которые мальчики дают себе и девочкам.

Психолог показывает на характеристики, написанные в квадрантах 3 и 4

Есть ли в них что-нибудь сходное, похожее? Итак, в чем мальчики видят свое сходство с девочками?

Психолог подчеркивает двумя линиями называемое детьми сходство.

Чем отличается мнение девочек о себе и мнение мальчиков о девочках?

Психолог показывает на характеристики, написанные в квадрантах 1 и 3, и подчеркивает волнистой линией называемые детьми отличия.

Чем отличается мнение мальчиков о себе и мнение девочек о мальчиках?

Психолог показывает на характеристики, написанные в квадрантах 4 и 2, и подчеркивает волнистой линией называемые детьми отличия.

Скажите, получилось больше сходств, подчеркнутых двумя линиями, или больше отличий, подчеркнутых волнистой линией? О чем это говорит?

Вопрос для девочек:

С каким мнением о вас мальчиков вы не согласны? Объясните, почему.

Психолог показывает на характеристики, написанные в квадранте 3, и обводит названные девочками характеристики в овал.

Вопрос для мальчиков:

С каким мнением о вас девочек вы не согласны? Объясните, почему.

Психолог показывает на характеристики, написанные в квадранте 2, и обводит названные мальчиками характеристики в овал.

Подсчитайте, сколько получилось несоответствий, обведенных в овал.

Психолог показывает на квадранты 2 и 3.

Как вы думаете, почему так сильно не согласуются ваши мнения друг о друге?

Опираясь на ответы детей, психолог делает обобщающие выводы по этому заданию.

Упражнение «Пропасть»

Парное прохождение задания. Ребята делятся по парам «Мальчики + Девочки».

Инструкция к заданию: Необходимо девочку провести над «пропастью» (по горной тропе). На дороге ребятам встречаются множество препятствий.

Мозговой штурм «Найди 10 отличий»

Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Психолог: Вы замечательная команда, и каждый заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихо, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы становитесь в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты.

Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются...»

Психолог: Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Психолог предлагает учащимся взять солнышко и поместить на плакат, на котором рисовали свое настроение в начале  занятия.

Рефлексия

- Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Упражнение «Закончи фразу»

Подростки по очереди говорят следующее:

- Что понравилось на занятии?

- Что больше всего запомнилось?

- Изменилось ли ваше настроение по окончании занятия?

Ритуал прощания. Упражнение «Пирамида»

Обучающиеся должны составить пирамиду из своих ладошек, каждый кто протягивает руку, говорит приятные слова всему классу.

- Всем спасибо за работу. До свидания, до встречи.

Использованная литература

  1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (третий год обучения)./ Под ред И.В. Вачкова-М.: Ось-89. 2005
  2. Классные часы с психологом 1- 4 классы/ авт.-сост. : Ю.В. Груздева, Н.А. Богачкина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2012
  3. Михайловская И., Маленкова Н. Гендерное воспитание подростков в средней школе. –М.: Чистые пруды, 2009.

Ф.И.____________________________________Класс_________________

Тест «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках»

Проверьте, насколько верны ваши представления о психологических особенностях мальчиков и девочек. В тексте вместо пропуска поставьте букву «м» (мальчики) или букву «д» (девочки), буквы «мд», если имеете ввиду «мальчики и девочки в равной мере».

1. _____более послушны, чем _____.

2. _____ лучше относятся к слабым, больным людям, животным, растениям.

3. ____ испытывают большее желание отличиться, выделиться.

4. _____ больше одарены в естественных науках (математике).

5. _____ более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.

6. _____ умеют лучше выразить свои мысли.

7. _____ лучшее ориентируются в пространстве.

8. _____ агрессивнее.

9. _____ менее активны.

10. _____ более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

11. _____ более ласковы.

12. _____ легче попадают под чужое влияние.

13. _____ более предприимчивы, практичны.

14. _____ более трусливы.

15. _____ чаще страдают от комплекса неполноценности.

16. _____ реже соперничают между собой.

17. ____ больше склонны к творческой работе, в то время как _____ лучше справляются с физическим трудом.

Какие они девочки?

Качества характера________________________________________________

Любимые занятия_________________________________________________

Увлечения_______________________________________________________

Привычки_______________________________________________________

Особенности поведения___________________________________________

Какие они мальчики?

Качества характера________________________________________________

Любимые занятия_________________________________________________

Увлечения_______________________________________________________

Привычки_______________________________________________________

Особенности поведения_____________________________________________

Сходства мальчиков и девочек, глазами девочек

Качества характера______________________________________

Любимые занятия_______________________________________

Увлечения______________________________________________

Привычки_____________________________________________

Особенности поведения__________________________________

Сходства мальчиков и девочек, глазами мальчиков

Качества характера____________________________________________

Любимые занятия____________________________________________

Увлечения___________________________________________________

Привычки__________________________________________________

Особенности поведения________________________________________

Отличия мальчиков и девочек, глазами девочек

Качества характера____________________________________________

Любимые занятия_____________________________________________

Увлечения___________________________________________________

Привычки___________________________________________________

Особенности поведения________________________________________

Отличия мальчиков и девочек, глазами мальчиков

Качества характера___________________________________________

Любимые занятия__________________________________________

Увлечения___________________________________________________

Привычки___________________________________________________

Особенности поведения________________________________________

Таблица-плакат

«Какие они девочки? Какие они мальчики?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом"

Конспект урока комбинированного типа для учащихся 11 класса содержит план урока, дополненный  содержанием видов деятельности учителя и учащихся. Включает большое число разнообразных заданий на пр...

Векторные поля. Поле скоростей. Электростатическое поле. Магнитное поле. Характеристики полей. Движение тел в однородных полях.

Методическая разработка предназначена для обучающихся МБОУ, ПТУ, студентов техникумов, лицеев и колледжей, а также учителей физики.В методической разработке предлагается совместное изучение гравитацио...

Конспект урока "Поле чудес"

Тема урока: Урок-игра "Поле Чудес"Место урока в системе уроков: текущийЦели и задачи урока: ·         выявить наличие у учащихся более глубоких знаний в области...

Конспект урока "Потенциальная энергия заряженного тела в электростатическом поле. Работа электрического поля по перемещению заряда"

Потенциальная энергия заряженного тела в электростатическом поле. Работа электрического поля по перемещению заряда...

Конспект " ВОДНОЕ ПОЛО"подготовительная группа.

Конспект " ВОДНОЕ ПОЛО" подготовительная группа.Материал в помощь инструкторам по физической культуре (плавание)...

Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения.

Конспект урока биологии в 9 классе на тему "Генетика пола.Наследование признаков сцепленных с полом" по технологии проблемного обучения....