Главные вкладки

    Педагогический совет «Роль семьи и школы в развитии морального самосознания обучающихся»
    материал по теме

    Пластинина Юлия Львовна

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

    Тема: «Роль семьи и школы в развитии морального самосознания обучающихся»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskiy_sovet.docx29.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

    Тема: «Роль семьи и школы в развитии морального самосознания обучающихся»

    План проведения:

    1. Доклад по теме педсовета (отв. заместитель директора по ВР Ю. Л. Пластинина).

         2. Выступление из опыта работы с родителями (отв. классный руководитель Овчинникова Л.М.).

          3. Выступление представителя Совета родителей по теме педсовета (отв. Смешная Е.В.).

          4. «Образовательное событие как инструмент оценивания образовательных результатов обучающихся» - «День морали» (9 открытых мероприятий в начальной школе, среднем и старшем звеньях).

    «Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»

    Л. Кассиль

     

    1. Добрый день, уважаемые коллеги! Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Именно поэтому сегодня на педагогическом совете мы рассмотрим роль семьи и школы в развитии морального самосознания обучающихся.

    Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство.

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В связи с этим, вопросы морально-нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.

    Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

    • Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и духовной составляющей личности.

     • Во-вторых, в современном мире подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

     • В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

    • В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

    Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья – это главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой.

     Все мы знаем, что первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

    А.С. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

    Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

    Семья формирует личность ребенка в целом, а вторичные группы (школа, производство, государство) воздействуют на ребенка в определенных аспектах через семью.

    Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней жизни ребенка уделяют ему должное внимание, формируют в нем какие-то творческие способности и интересы, то в будущем они будут для ребенка авторитетом. Когда ребенок приходит в школу к воспитательному процессу присоединяются педагоги. И ребенок будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками.

    Совместная деятельность родителей и педагогов позволит нам лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях понять его индивидуальные особенности и направить формирование его личности в правильное русло.

    Семья, кстати, может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что в идеале, никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребенку лучше, не любят его так и не заботятся о нем столько. И вместе с тем никто другой не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые воспитала семья. А если изо дня в день он наблюдает в семье негатив, пьянство, хамство и грубость, обман и безразличие, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы не старалась школа и педагоги – помочь такому ребенку жить по законам добра очень трудно.

    До 14 лет они дети верят словам, а потом начинают верить делам. В тех семьях, где существуют традиции, уважение старших, не прерывается связь поколений, где существует совместный труд и совместный отдых, дети вырастают сознательными и социально активными. Именно на такие семьи опираются классные руководители в своей непростой воспитательной работе. Только совместная деятельность семьи и школы по патриотическому и гражданскому воспитанию, может дать результаты.

    В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

    Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением, обучающихся касаются не только старшего школьного возраста, но и подростков. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.

    Сегодняшний школьник так не похож на школьника даже десятилетней давности. Он в семь лет уже отлично владеет компьютером и с удовольствием учит этому своих бабушек, дедушек, а иногда и родителей. Пожалуй, как никогда сегодняшний ребенок способен осознавать свою индивидуальность, неповторимость, но часто это гипертрофированное «Я» не выдерживает конкуренции, столкнувшись с его взрослеющим миром. (Гипертрофированное «Я» -  чрезмерное преувеличение – когда мнит себя вершителем судеб человеческих, минимум Бонапарт, а сам из себя мышь серая).

    Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для родителей?

    В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.

    Во вторую очередь, только в тесном взаимодействии педагогов с семьей, общественностью, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта можно формировать у детей морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни через процесс воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д.

    Важным источником морально-нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения обучающихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.

    Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и спортивные секции, творческие группы при подготовке и проведении КТД, различного рода школьные соревнования, конкурсы и другие мероприятия.

    Система воспитательных влияний, сложившаяся в нашем лицеи, осуществляется на уроках и во внеурочное время. Она дает обучающимся установку на правильный образ жизни в лицее и вне ее, формирует устойчивые привычки в поведении, отношении к людям, способствует успешному построению модели собственной жизнедеятельности. При этом одни виды деятельности обучающиеся осуществляют с максимальной самостоятельностью, другие – при педагогически целесообразном участии и поддержке педагогов.

    Мероприятия имеют воспитательную ценность, так как при их подготовке и проведении учитываются следующие цели и задачи:

     - формирование познавательных интересов обучающихся;

     - защита их прав и интересов;

     - обеспечение единства воспитательных усилий семьи, лицея, общественности;

     - выработка у обучающихся навыков культуры поведения, этикета, вежливости, уважения к старшим, своим товарищам;

     - создание условий для непрерывного воспитания и образования обучающихся, обеспечивающих развитие творческих способностей к познавательной деятельности;

     - создание условий для развития творчества обучающихся через работу кружков;

     - воспитание чувства гражданственности и формирование гражданской позиции школьников;

     - совершенствование спортивно-оздоровительной работы;

     - воспитание у ребенка стремления к культурной жизни, правде, добру, красоте;

     - использование в работе методов педагогики сотрудничества.

    Проведенные мероприятия также показывают, что обучающиеся любят свой лицей, с уважением относятся к педагогам, многие классы активно участвуют в классных и общешкольных делах, ценят доброжелательное отношение и взаимоподдержку, как со стороны сверстников, так и со стороны педагогического коллектива. Активность школьников лучших ученических коллективов в подготовке и проведении дел достаточно высока, что говорит о заинтересованности в организации общешкольной жизни, желании внести посильный вклад как в дела класса, так и лицея в целом.

    Участвуя в школьных делах, в различных акциях, школьники учатся оценивать явления общественной жизни, у них развивается способность видеть смысл в общественно значимых делах, поступать в соответствии с целями и интересами нашего общества.

    Отдельно хочется сказать несколько слов о классных руководителях – ведь зачастую для школьников они становятся самыми близкими людьми. Чтобы помочь подросткам усвоить добрые и нравственные привычки, прививать им навыки вежливости, такта и искусства общения, культуру поведения, воспитать чувство почтительности и чуткости к маленьким детям и пожилым людям, инвалидам, пробудить заботу и внимание к близким, классные руководители используют разнообразную тематику и формы деятельности: беседы, лекции, анкетирование, дискуссии, часы общения и т.д.

    В школе подросткам предоставлена возможность для самоутверждения, саморазвития в различных областях через социально-приемлемые формы.

    Этому способствует работа объединений по интересам для школьников всех возрастных групп по следующим направлениям:

    -физкультурно-спортивное;

    -научно-техническое;

    -художественно-эстетическое;

    -психолого-педагогическое;

    -социально-ориентированное.

    Одним из важнейших принципов реализации программы воспитательной работы является опора на инициативу и творчество обучающихся. Этот принцип реализуется в форме ученического самоуправления. Самоуправление играет важную роль в формировании нравственных качеств личности обучающихся. Если ученик чувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а не простым исполнителем чужих замыслов, идеи этого дела быстрее захватывают его, приобретают личностный смысл, становятся убеждениями.

    В ходе нашей с вами работы мы получаем воспитанного человека, а воспитанный человек - это гражданин, любящий свою страну, малую родины, отчий дом, уважающий окружающих людей, который умеет считаться с чужим мнением, толерантный, способный конструктивно мыслить, быть позитивно настроенным. Это человек дела, креативный и активный, который ощущает себя полноценным человеком, умеющим многое. Главное не быть равнодушным, ибо это серость и скука.

    Уровень морально-нравственного воспитания обучающихся зависит от слаженной воспитательной деятельности всего нашего педагогического коллектива.

    Свое выступление хотелось бы закончить словами, В.А. Сухомлинского и реальной историей из нашей с вами жизни: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, по-умному, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

    Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку. Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие.

    Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги.

    Представьте себе, это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни. Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы. Расскажите эту историю своим детям, уважаемые коллеги.

    2. Выступление из опыта работы с родителями (отв. классный руководитель Овчинникова Л.М.).

    Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую лицеем по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации, поэтому опытные классные руководители готовы поделиться опытом своей работы.

    Выступление классного руководителя «Из опыта работы с родителями».

    3. Выступление представителя Совета родителей по теме педсовета (отв. Смешная Е.В.).

    Уважаемые коллеги! Проблема, вынесенная нами сегодня на общее обсуждение педагогического совета, актуальна и своевременна, она является стержневой в развитии и становлении личности, определяет гуманистическую направленность всего воспитательного процесса. Она актуальна, современна и в социальном плане и в плане дальнейшего развития лицея.

    Решение педсовета:

     

    1. Ю.Л. Пластининой – заместителю директора по ВР,

        Е.Ю. Костюниной – заместителю директора по УВР 

    - установить Единый день проведения классных часов в 1-11 классах, внести в общее расписание уроков на 2018-19 уч.г. (срок реализации: до 01.09.2018 г.).

    - организовать День открытых дверей для родителей (посещение уроков, классных часов) (срок реализации: до 30.11.2018 г.).

    2. Классным руководителям 1-11 классов

    - разработать воспитательную систему класса с опорой на принципы морально – нравственных идеалов и ценностей (срок реализации: до 01.09.2018 г.).

    -  продолжать искать оптимальные формы совместной работы лицея – семьи в интересах личности ребенка (срок реализации: до 01.09.2018 г.).

    3. Л.М. Овчинниковой, В.В. Скибинской, Е.А. Чувашевой - руководителя МО создать копилку передовых педагогических находок в работе с родителями обучающихся по теме «Моральные ценности», разместить на сайте лицея в разделе «Родителям» (срок реализации: до 31.05.2019 г.).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педагогическом совете "Сотрудничество семьи и школы".

    Представление о счастье каждый человек связывает с семьей. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье ». Семья- это опора, крепость, нач...

    Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы в учебно воспитательном процессе"

    В данном материале представлены формы работы, взаимодействия семьи и школы....

    Роль семьи и школы в развитии талантливых детей.

    Одной из стратегических задач, стоящих перед нашим государством, является модернизация и инновационное развитие, позволяющее России стать конкурентным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жи...

    Педагогический совет «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

    Цель: наметить конкретные меры по организации взаимодействия семьи и школы, перестройке содержания, форм и методов работы с родителями....

    Методические рекомендации: «Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка. Советы психолога для гармонизации детско-родительских отношений»

    Аннотация.В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Ребенок растет в семье, и усваивает нормы человеческих отношений, впитывая ...

    Педагогический совет "Роль классного собрания во взаимодействии семьи и школы"

    Уу школы и родителей главная точка соприкосновения, главная ценность – это дети. Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родител...

    Педагогический совет Роль семьи в формировании личности ребенка

    Проблема развития личности является всегда актуальной. Формирование личности зависит от многих факторов окружающего мира.  Особенно важным агентом, влияющим на развитие человека является семья. С...