Принципы здоровьесбережения в воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему

Михайловская Юлия Александровна

У детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями обучающихся в классах «Особый ребенок», наблюдается не только слабое физическое и психическое здоровье, но и соматическое  по сравнению со сверстниками из массовых школ.  Для того,  чтобы понимать специфику работы в классах «Особый ребенок» необходимо иметь представление об особенностях учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принципы  здоровьесбережения в воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Большинство детей, обучающихся в коррекционных школах, обладают целым "букетом" различных заболеваний - это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз, кариес и т.д. Психологи и практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, возрастающие агрессивность и жестокость во взаимоотношениях с окружающими их людьми. Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями представляется весьма актуальной педагогической задачей.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями обучающихся в классах «Особый ребенок», наблюдается не только слабое физическое и психическое здоровье, но и соматическое  по сравнению со сверстниками из массовых школ.  

Для того,  чтобы понимать специфику работы в классах «Особый ребенок» необходимо иметь представление об особенностях учащихся. Такие дети характеризуются многочисленными и разнообразными формами патологии, проявляющейся в недоразвитии высших психических функций:

  • Восприятие замедленно, отличается сниженным объемом.
  • Память ограничена малым объемом, неточностью и непрочностью запоминания словесного или наглядного материала.
  • Внимание неустойчиво, трудности в фиксации на объектах, распределении внимания, переключаемости.
  • Речь ограничена весьма малым активным словарем. Наблюдаются нарушения во всех видах речи: фонетической, лексической, грамматической.
  • Мышление является довольно предметно-конкретным, повышена имитативность, недоразвитие абстрактного мышления.

Именно особенности высших психических функций учащихся и являются опорными точками коррекционного обучения, определяющими направление педагогической деятельности специалиста в классе. Исходя из этого, педагог, планируя свою работу с данным контингентом детей, уделяет внимание применению здоровьесберегающих технологий на каждом этапе образовательного процесса.

Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя освоение индивидом социальных норм, культурных  ценностей,  стереотипов  поведения,  подготовки  к жизни посредством обучения их навыкам повседневной необходимости, в том числе получении, овладении и применении знаний, умений, навыков здорового образа жизни, которые позволят им адаптироваться к условиям социальной среды и функционировать в ней. Поэтому так важно вооружить детей необходимыми теоретическими знаниями, сформировать практические умения и навыки здорового образа жизни. Отсутствие у ребят элементарных знаний о том, как стать здоровым, сохранить и укрепить здоровье своё здоровье - это вина родителей и педагогов.

Важная цель, которую необходимо решить, осуществляя воспитание в области здоровья и ЗОЖ, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др. Не менее важно, чтобы ребенок овладел навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, способствовать становлению «внутреннего наблюдателя» в сознании ребенка (внутреннее Я), формировать умения выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др. Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.

Работа воспитателя должна вестись в разных направлениях, с использованием разных форм и методов, в соответствии со следующими принципами:  выбор  адекватных  возрасту  форм  коррекционной работы (для каждого возрастного периода используются специально разработанные программы или циклы занятий); сочетание индивидуальных, групповых и семейных форм работы; привлечение к работе психолога, медиков, классных руководителей.

На занятиях педагог использует игровые приемы, позволяющие привлечь внимание учащихся к учебному материалу и сделать его более увлекательным и доступным для восприятия. Например, в гости к детям приходят сказочные персонажи, которые помогают им правильно одеться на прогулку, вымыть руки перед едой, сформировать представление о пользе правильного питания. В классах «Особый ребенок» практикуется выполнение коллективных творческих работ: праздничные плакаты, макеты по правилам дорожного движения, работы-иллюстрации по правилам безопасного поведения. Коллективные занятия построены таким образом, чтобы максимально задействовать наиболее доступные для учащихся формы познавательной активности. Например, они обучаются правилам дорожного движения в условиях, приближенных к реальной жизни (объемный макет дороги), имеют возможность в игровой форме усвоить элементарные навыки грамотного поведения на дороге. Кроме того, в ходе коллективных занятий уделяется большое внимание развитию у учащихся тонкой моторики, наглядно-действенного мышления, памяти, воображения, творческого потенциала.    Также дети учатся сотрудничать не только с одноклассниками, но и с учениками других классов, что, несомненно, способствует повышению у них уровня социальной адаптации. Учащиеся получают положительные эмоции, у них снижается психоэмоциональное напряжение, что положительно сказывается на состоянии их здоровья. Занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные  упражнения.  Кроме  того,  материалы  подобных  занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы (учебных  занятиях,  режиме  дня,  уроках  физической  культуры, ЛФК, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях).

Коррекционная работа с детьми, имеющих нарушения интеллекта, не будет успешной без поддержки родителей. Одним из направлений является работа с родителями, которая заключается в информировании и консультировании по вопросам сохранения здоровья учащихся и совершенствовании внутрисемейных отношений.

Немаловажным направлением является организация и проведение  эффективных  форм внеклассной работы  с  учащимися: праздники, викторины, конкурсы, КВН, экскурсии, проведение тематических линеек, предметных недель и других форм работы. Таким образом, комплексный подход позволяет сформировать представления о здоровом образе жизни и безопасном поведении у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы:

1. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.

2. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6.

3. Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8.

4. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников.-2005.-№2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами физкультуры и спорта»

В данном докладе изложено, как физкультура и спорт помогает  воспитывать и развивать учащихся с ограниченными возможностями....

Доклад на тему: "Физическое воспитание как эффективное средство развития и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья".

Физическая культура, спорт – это средство и эффективный метод привития здорового образа жизни, развития физических качеств, организации интересного эмоционального досуга, отвлечение от отрицател...

Патриотическое воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья через музыкальную деятельность при проведении общешкольных мероприятий в школьном музее «Судьба».

Историческое значение каждого русского человекак измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - силой его патриотизма. Н.Г.Чернышевский...

Социальный проект воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья

«Белый  барс и Зайчонок и Мишка С вами мы подружиться хотим»             Содержание Введение. Краткое обоснование проекта. Цели и задачи...

Выступление соцпедагога Муравьевой Н.А. на районном семинаре «Особенности обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Секретарь районной ПМПК:- в своей работе комиссия руководствуется «Положением о психолого-медико-педагогической комиссии Балахнинского муниципального района»;- цель работы: своевременное обследование ...

Проект «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

   В  школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проя...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ИСТОРИИ

Данная статья знакомит с опытом работы по патриотическому воспитанию учащихся в школе....