Педагогическая компетентность учителя музыки.
статья на тему
Модернизация российского образования внесла существенные изменения в педагогическую теорию и практику учебно-воспитательного процесса. Главной целью музыкального образования становятся общекультурные, психолого-педагогические и музыкально- педагогические знания, умения и навыки, которые обучающиеся получают в процессе специального образования и путем практической музыкально-педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагогическая компетентность учителя музыки.
Модернизация российского образования внесла существенные изменения в педагогическую теорию и практику учебно-воспитательного процесса. Главной целью музыкального образования становятся общекультурные, психолого-педагогические и музыкально- педагогические знания, умения и навыки, которые обучающиеся получают в процессе специального образования и путем практической музыкально-педагогической деятельности.
Методологическая культура учителя включает в себя следующее:
- проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса.
- осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач.
- методическая рефлексия.
Основным критерием владения знаниями методологической культуры учителя музыки является использование научно-педагогических знаний для совершенствования своей работы с применением анализа, других методов исследований в своей практической работе. Специфика музыкально-педагогической деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства. Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, вокальную, музыкально-исполнительскую, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать получаемые знания.
Профессиональная культура учителя музыки определяется его способностями и возможностями проектировать ход педагогических процессов, прогнозировать их результаты. Будущий учитель должен быть разносторонне образованным человеком, широко эрудированным в рамках своей специальности, иметь хорошую психолого-педагогическую подготовку.
Основные виды исполнительской деятельности в школе – это пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Только совершенное владение инструментом поможет учителю раскрыть свои творческие возможности и научить детей любить и понимать музыку. Для выполнения этой задачи при изучении МДК «Музыкально-инструментальный класс» в педагогических колледжах необходимо:
- развить основные технические навыки и приёмы, музыкально-творческие способности - музыкальный слух и память, чувство ритма, образное мышление, воображение;
- ознакомить под руководством педагога (или самостоятельно) с разнообразными музыкальными произведениями, основными стилями и жанрами мировой и отечественной культуры, включая фольклор;
- развивать навыки самостоятельной работы над музыкальным произведением на всех этапах его овладения.
- воспитывать эстетический вкус обучающихся на основе осознанного восприятия музыки.
Всё это даст возможность выпускнику колледжа в совершенстве овладеть специальными профессиональными компетентностями:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- использовать современные технологии в профессиональной деятельности.
Эффективность профессионального образования будущего учителя музыки зависит от целенаправленного формирования профессиональных компетенций на практике в образовательном учреждении. На педагогической практике в ОУ обучающиеся педагогического колледжа впервые получают опыт работы в роли музыкального руководителя, впервые в полной мере сталкиваются со всеми требованиями, предъявляемыми к педагогу, получают оценку своей педагогической деятельности, что активно влияет на формирование профессионального сознания.
Методическая работа преподавателя музыкально – инструментального класса основана на достижениях науки и передового педагогического опыта.
Высшим уровнем профессиональной готовности преподавателя музыкально - инструментального класса колледжа является наличие у него методологической культуры.
Формирование методологической культуры будущего педагога - музыканта опирается на понимание сущности методологии познания и преобразования педагогических процессов. Важно преодолеть представление о методологии как системе принципов, относящихся лишь к логике научного исследования, управления целостным педагогическим процессом, раскрыть их значение для повседневной практики обучения и воспитания, совершенствования процессом. Правильно подобранные формы методических мероприятий позволяют глубоко изучить личности обучающихся в профессиональной обстановке, педагогическую деятельность педагогов и обучающихся внутри конкретного образовательного учреждения, педагогическое общение обучающихся с детьми дошкольного возраста, с педагогами - воспитателями.
Музыкально-исполнительская подготовка входит в число важнейших профессионально ориентированных видов учебной деятельности будущих учителей. Класс основного музыкального инструмента должен являться творческой лабораторией, в условиях которой студенты помимо художественно-исполнительских знаний и умений игры на инструменте развивали бы свою духовную культуру, формировали комплекс профессионально-значимых качеств.
На уроках музыкально-инструментального класса происходит приобщение обучающегося к культуре инструментального исполнительства, развитие духовности, освоение эталонов, характерных для музыкально-исполнительской деятельности. Такими направлениями, реализующими вышеназванные задачи в процессе занятий в классе музыкального инструмента, исходя из вышеизложенной модели музыкально-эстетической культуры личности, должно, в первую очередь, явиться:
1. Становление мотивационной сферы, включающей многообразие установок личности обучающегося в области общей, художественной и музыкальной культуры: убеждения, интересы, цели и т.д.
2. Овладение системной информацией, касающейся всех аспектов культуры инструментального исполнительства и охватывающей систему видов и форм знаний о художественной и музыкальной культуре.
3. Развитие рациональной подсистемы как совокупности всех форм и видов музыкального исполнительства, включая элементы, составляющие ее основу: умения, навыки, способы, приемы, методы.
4. Формирование оценочной подсистемы, связанной с формированием музыкально-эстетических оценок, идеалов, вкусов, убеждений.
Этот комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков является ведущим объектом освоения студентами в процессе музыкально-исполнительской подготовки. Его значение обусловлено тем, что лишь при достаточно высоком уровне владения им студентами можно будет рассчитывать в будущем на успешное осуществление ими музыкально-исполнительской деятельности в условиях школьной аудитории.
Будущий учитель музыки должен обладать общепрофессиональными качествами современного человека, в число которых входят:
1. Профессиональная самостоятельность – осознанное отношение к профессиональным требованиям, умение планировать и анализировать выполняемую работу.
3. Профессиональная мобильность – готовность и способность человека к быстрой смене и освоению новых профессиональных задач.
5. Ответственность – готовность предъявлять к себе самые высокие требования и отвечать за результаты своей профессиональной деятельности.
6. Индивидуальность – способность к полному самовыражению индивидуальных качеств, нешаблонность мышления, гарантирующих конкурентоспособность на рынке труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/07/picture-114884-1349628223.jpg)
Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/22/picture-311534-1398182254.jpg)
"Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования"
"Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/15/picture-419852-1394880196.jpg)
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса...
ИКТ- компетентность учителя музыки.
ИКТ -компетентность педагога - это важная составляющая его профессионализма в контексте ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/17/picture-890162-1613543498.jpg)
Выступление на педагогическом совете "Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования".
Выступление на педагогическом совете "Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования"....
Педагогический совет "Социальная и психолого-педагогическая компетентности учителя"
Профессиональную компетентность определяют как профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности. Сфера образования относится к т...
Статья " Компетентный учитель музыки - функционально-грамотный ученик."
В данной статье говориться о требованиях к современному образованию.ее урровню и результатам. Они стали высокими и конкрктными. На сенгодняшний день главными функциональными качествами личности ...