Эссе. Я - учитель.
статья на тему

Каштанов Максим Геннадьевич

Эссе. Я - учитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse._ya-uchite_l.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Каштанов М. Г.,

МОУ «Большеелховская СОШ»

Лямбирского муниципального района

Я – учитель

Учитель – свет, он Прометей, 
Способный  зажигать сердца детей. 
Огнём идей наперекор ветрам

Он освещает путь ученикам.  

Учитель – мудрость и добро, 

Ему творцом быть суждено.

Любовь и истина – в его словах,

Судьба ребёнка – у него в руках.

Жизнь человека подобна книге с бесконечным количеством сюжетов. Каждая страница представляет собой кусочек души того, кому она посвящена. Начиная свой земной путь, мы ещё не знаем, о чём будет наша книга, какие дороги следует выбирать, чтобы правильно выстроить повествование. За нас это делают люди, находящиеся в этот момент рядом. Когда же мы достигаем определенного этапа в развитии, то понимаем, что настало время свою «Книгу жизни» писать самостоятельно, что мы пришли в этот мир, чтобы найти свою дорогу, узнать своё место в нём, а тем самым обрести самого себя. Ведь как сказал немецкий философ Герман Гессе: «У каждого из нас есть только одно истинное призвание – найти путь к самому себе». Если этого не происходит, человек, словно путник, заблудившийся в лесу, ходит из стороны в сторону растерянный и испуганный, не понимая, куда идти и что делать на протяжении всего времени, дарованного ему судьбой.

Часто люди слишком торопятся, определяясь с предназначением, их пугает дремучая чаща жизни и множество тропинок, по которым приходится ходить, чтобы выйти к спасительному свету, поэтому они совершают ошибку и следуют дорогой, не свойственный их натуре. Об этом лаконично и точно говорит индийский философ Пападжи: «Все так боятся стать никем в этой жизни, что становятся кем попало». В свою очередь предназначение  это смысл жизненного существования, поиск которого и будет целью земного пути. Предназначение же воплощается в реальность через дело, выполняемое человеком, а дело есть призвание как составная часть единого целого. Следовательно, выбрав правильный путь, мы обретём самого себя в деле, которое будем нашим призванием, а значит, наиболее эффективно выполним своём предназначение, найдём свой смысл жизни. Главное  не ошибиться, поэтому каждый человек должен уметь объективно оценить свои возможности, определиться, в какой области он способен раскрыть свой внутренний потенциал и принести максимум пользы для себя и для окружающих. Найти ответы на эти вопросы, относящиеся к разряду «вечных», очень трудно, но от них и будут зависеть сюжеты на страницах наших «Книг жизни».  

Когда я учился в старших классах, подобного рода вопросы возникали в моей голове. Конечно, непросто было самому себе ответить на них, но я долго размышлял, пытался выбрать из существующих профессий ту, для которой я рождён, не хотелось однажды в свой адрес услышать: «Жаль его, так и не нашёл своего места в жизни». В потоке рассуждений я сделал вывод, что дело моей  жизни – педагогика, я хочу быть учителем.

Почему именно эта профессия?

На мой взгляд, учитель – самая важная профессия на Земле. Все люди учатся, причем те, кто хотят добиться определенных результатов на пути к своей цели, пополняют знания, ежедневно добывая их в процессе своего личностного развития. Недаром народная мудрость гласит: «Век живи – век учись». Таким образом, человеку нужны люди, которые ему помогут получить и интеллектуальные, и духовные знания, разовьют способность учиться на протяжении всей жизни. Человек может выбрать любую профессию, но для этого ему нужен наставник, педагог, тот, кто поддержит, направит, укажет, к чему стремиться, и укрепит в нем желание добиться профессиональный успехов в выбранной деятельности.

Кроме этого, учитель – это человек, закладывающий фундамент внутреннего мира людей, а внутренний мир каждого человека  это его душа, значит, педагоги формируют душу. Исходя из этого, учитель – «инженер человеческих душ», чем больше доброго, светлого, благородного им будет в них заложено, тем совершеннее станет окружающий нас мир.

Еще одним фактором, повлиявшим на выбор будущей профессии, является моя жизненная позиция. Каждый гражданин Земли должен стремиться оставить после себя определённый след поступком, творением, словом. Обязательно нужно думать о будущих поколениях, думать о том, какое наследие ты передашь своим потомкам. Для подтверждения вышесказанного приведу утверждение русского философа Б. Ю. Кригера: «Чтобы предложить детям стать продолжателями дела поколений, нужно вначале потрудиться такое дело создать». Если в потоке твоих мыслей нет подобного рода рассуждений, то твоя жизнь бессмысленна и пуста, а значит, ты глубоко несчастный человек. Разве кто-то хочет себе такую участь? Нет, конечно же, все люди хотят быть счастливыми. Счастье, как раз, и заключается в том, чтобы быть кому-то нужным, полезным. На мой взгляд, учитель – это именно та профессия, которая создаст для человека такие условия, чтобы он смог остаться в памяти, в душах, в делах своих учеников. Об этом на протяжении всего периода существования человечества писали философы древности, об этом в своих научных трудах очень точно рассуждает И. А. Ильин: «Учитель в тебе, во мне, в нас».

После школы я поступил в ГОУВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на факультет истории и права. Человек, не знающий историю своих предков, не имеет будущего. Мы все – частички истории, только редко задумываемся над тем, что каждое мгновение мы творим свою историю, историю своего народа, история всего человечества. «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего», –  писал Мигель де Сервантес.

И вот я уже восьмой год работаю в своей родной школе учителем истории, обществознания и ОБЖ. Часто мне задают вопрос: «Что для тебя профессия учителя?» Теперь я точно знаю:  учитель – это призвание, учительство  это служение, а не работа, а образование – это постоянный диалог учителя и ученика, в котором рождается истина. Поэтому настоящий педагог – это тот, для которого учительство  смысл жизни.

Мне нравится работать в школе, я точно знаю, что труд учителя, мой труд не пропадёт даром, что семена светлого и доброго, посеянные мною, дадут урожай, который будет необходим в будущем.

Сегодня, как и во все времена, учитель – это неравнодушный человек,  чуткий, внимательный, восприимчивый к интересам школьников, открытый ко всему новому, способный изменить что-то в каждом из нас, что-то, что сделает наши мысли и нашу жизнь лучше, наполнит их особым смыслом. Только такой человек может влиять на сознание людей, рождая в них желание к самосовершенствованию. И чего только стоят слова, сказанные В.Г. Распутиным, в которых заключен итог учительского труда: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, – нет, а за то, что сталось с нами после». 

Учитель в моём сознании – это Прометей («мыслящий прежде», «знающий наперёд», «предвидящий будущее»). Именно ему было поручено создать людей, именно он   научил людей строительному ремеслу, добыче пищи, обучил грамоте, именно он похитил огонь у Гефеста, унёс его с Олимпа и передал людям, чтобы несчастные не погибли и не замерзли. Да, за это герой был жестоко наказан громовержцем, но получил великую славу на века. Люди восхваляли бесстрашного Прометея, образ его и по сей день ассоциируется с жертвой, принесенной во имя добра. Таким образом, миссия педагога заключается в том, чтобы нести свет знаний и добра людям сквозь время и пространство, никогда не зная забвения. Действительно, нельзя не согласиться с утверждением, что в делах своих учеников учитель вечен. Еще А. С. Макаренко писал: «Проживи одну жизнь свою и тысячи жизней         своих учеников – и ты проживешь вечность... ».

Учебно-воспитательный процесс создаёт для рассуждающего учителя безграничные возможности для реализации своего творческого потенциала. На уроке и учитель, и ученик находятся в состоянии сотворчества, являются генераторами новых идей, поэтому я стремлюсь использовать в своей работе различные педагогические технологии и приёмы (системно-деятельностный подход, технологии диалогового взаимодействия, исследовательскую и проектную деятельность, ИКТ-технологии). Однако никакие инновационные средства обучения не заменят человеческого отношения, поэтому я стараюсь в каждое занятие вкладывать частичку своей души, построить общение с учениками таким образом, чтобы возник эмоциональный контакт. Для этого приходится много трудиться, ведь нужно быть всегда интересным собеседником для своих воспитанников. Только если заинтересован сам, можно рассчитывать на успех.

На уроках стараюсь вместе с детьми в процессе диалога понять причины, последствия исторических событий, приобщиться к мировой, русской и родной культуре. Отрадно видеть радость в глазах детей, эмоциональную удовлетворённость от изучаемого материала. Ведь как сказал писатель Ю. П. Азаров: «Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет». Вот и я факелом знаний, подобно Прометею, должен зажечь сердце каждого ребёнка.  

Сегодня приоритетным направлением системы образования является гражданско-патриотическое воспитание. Я ощущаю себя ответственным за судьбы своих учеников, за решения, которые им предстоит принимать в дальнейшем, поэтому моя цель – объяснить им, что нужно быть неравнодушным к вопросам государства, уважать и почитать все, что связано с его прошлым и настоящим, и каждый день трудиться для его будущего. Много внимания уделяю реализации краеведческого принципа обучения, который позволяет связать воедино преподавание истории, обществознания с жизнью, включить учеников в решение проблем окружающей действительности, воспитать в них чувство ответственности за происходящие события.

Я часто оглядываюсь назад, анализируя свою предыдущую работу, и понимаю, что нашёл самого себя в профессии учитель, осознаю, как это трудно каждый день работать над собой, а ещё труднее сделать так, чтобы над собой работали мои ученики. Но какое чувство удовлетворения испытываешь, когда видишь плоды своего труда. Ведь дети понимают и ощущают больше, чем нам кажется на первый взгляд.

Безусловно, я счастливый человек, ведь моя работа даёт мне возможность наслаждаться жизнью, никогда не стоять на месте, даже не следовать в ногу со временем, мне всегда нужно мыслить дальновидно, быть на шаг впереди, чтобы вести за собой своих воспитанников, никогда не унывать, всегда брать ответственность на себя и ежедневно работать над собой. Р. Рождественский в одном из своих стихотворений очень точно говорит о том, что учитель – это призвание, это дар, данный свыше, и человек, наделённый им, просто обязан его реализовать:

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

что если останется жить Земля,

высшим достоинством человечества

станут когда-нибудь учителя!

Не на словах, а по вещей традиции,

которая завтрашней жизни под стать.

Учителем надо будет родиться

и только после этого – стать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире....

Эссе "Я - учитель" (для конкурса "Учитель года Ромненского района - 2016")

Эссе "Я - учитель" на районный конкурс педагогического мастерства "Учитель года Ромненского района - 2016"...

"Учитель года 2016" Эссе "Я - учитель"

Знаю лишь одно, что моё призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь, и радость общения с ними.И как бы ни складывалась моя жизнь дальше, но любовь и уважение моих учеников и их родителей -...

Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"

Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...