Современный урок в рамках ФГОС. Компетентностно-ориентированное задание.
статья на тему

В настоящее время происходит изменение структуры образования. Современные дети значительно отличаются от  тех, для которых создавалась ныне действующая система  образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей:

  • резко возросла информированность детей;
  • современные дети относительно мало читают; 
  • ограниченность общения со сверстниками.

   Учитель решает сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос: ‹‹Как обучать в новых условиях?››. Все более актуальным в образовательном процессе становиться использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Это значит,  что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения в котором важным является:

  • применение активных форм познания: наблюдение, опыт, учебный диалог;
  • развитие способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со  стороны, соотносить результаты деятельности с поставленной целью, определять своё знание или не знание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_v_ramkah_fgos.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок в рамках ФГОС.

Компетентностно-ориентированное задание

Введение.

      В настоящее время происходит изменение структуры образования. Современные дети значительно отличаются от  тех, для которых создавалась ныне действующая система  образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей:

  • резко возросла информированность детей;
  • современные дети относительно мало читают;  
  • ограниченность общения со сверстниками.

   Учитель решает сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос: ‹‹Как обучать в новых условиях?››. Все более актуальным в образовательном процессе становиться использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Это значит,  что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения в котором важным является:

  • применение активных форм познания: наблюдение, опыт, учебный диалог;
  • развитие способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со  стороны, соотносить результаты деятельности с поставленной целью, определять своё знание или не знание.

 

   Изменение в деятельности педагога на уроке в связи с введение ФГОС.

  Исходя из требований времени, меняется подход к современному урока. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок. Как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

   При проведении традиционного урока учитель использует жестко структурированным конспектом урока, большее количество времени на уроке занимает речь учителя. Основной оценкой является оценка преподавателя.

   Новый ФГОС ориентирован на результаты освоения основных образовательных программ. Учащиеся  должны не только получить предметные знания, но и уметь переносить и использовать их в практической деятельности.

   Давайте рассмотрим, какие изменения произошли в деятельности педагога с введением ФГОС.

Характеристика изменений в деятельности педагога на уроке, работающего по ФГОС.

Предмет изменений

                Традиционная

деятельность

учителя

Деятельность

учителя,

работающего по

ФГОС

1.Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока.

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм,

способов обучения и приемов обучения.

При подготовке к уроку  использует учебники и методические рекомендации.

При подготовке к уроку использует учебники и методические рекомендации,

интернет-ресурсы,

материалы коллег.

Обменивается

материалом с коллегами.

2.Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя.

Самостоятельная деятельность обучающихся

(более половины времени урока).

   3.Главная  цель

учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано.

Организовать

деятельность детей:

- по поиску и обработке информации;

- обобщению способов действий;

- постановке учебной задачи и т.д.

4.Формулирование

заданий для  учащихся (определенной

деятельности детей).

Формулировки:

решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т.д.

Формулировки:

проанализируйте, докажите,

объясните, выразите символом, сравните,

создайте схему или модель,

продолжите, обобщите, сделайте выводы, выберите решение или способ решения, исследуйте,

измените, оцените,

придумайте и т.д.

   5.Форма урока

Преимущественно фронтальная

В основном групповая, индивидуальная.

6. Нестандартное

ведение уроков

нет

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога, совместно с учителями информатики, психологии, логопедами. Урок проходит с поддержкой тьютера или в присутствии родителей обучающихся.

7.Взаимодействие родителей и

обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс.

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе.

Общение учителя с родителями школьника может осуществляться при помощи интернета.

8.Образовательная

среда

Создается

учителем. Выставки

работ обучающихся

Создаются

Обучающими:

(дети изготавливают

учебный материал, проводят презентацию).

Зонирование

классов, холлов.

  9.Результаты

обучения

Предметные

результаты.

Не только предметные,

Но и личностные и

метапредметьные

Нет портфолио

обучающего

Создается

портфолио

Основная оценка –

оценка учителя

Ориентир на самооценку

обучающегося,

формирование

адекватной самооценки.

Важны

положительные

оценки детей по

итогам

контрольных работ.

Учет динамики

Результатов

обучения детей

относительно самих

себя. Оценка промежуточных

результатов обучения.

Компетентностный подход.

 

 Понятие «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе. Разные ученые трактуют это понятие по-разному. Некоторые ученые  дают такое определение: «Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях».

   Компетентностный подход заключается в привитии и развитии у школьников набора ключевых компетентностей, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. О.Е.Лебедев считает, что «компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов». К числу таких принципов он относит: смысл образования, содержание образования, смысл организации образовательного процесса, оценку образовательных результатов

   Смысл образования заключается в «развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся».

   Содержание образования представляет собой «дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем».

   Смысл организации образовательного процесса заключается в «создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования». Оценка образовательных результатов основывается на «анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения». Многие идеи компетентностного подхода появились в результате изучения ситуации на рынке труда и в результате определения тех требований, которые складываются на рынке труда по отношению к работнику. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как «мобильность, динамизм, конструктивность, инициативность, умение самостоятельно принимать решения».

    Сравним традиционный и компетентностный подходы по следующим принципам: цели обучения, пути формирования ценностных ориентаций, ожидаемый результат, критерии оценки и образовательные программы.

Сравнение традиционного и компетентностного подходов.


 

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цели обучения

Ориентация на сохранение экстенсивного пути развития школы (чем больше знаний приобрел ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности).

Цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе?

Развитие способности решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний (не отрицает значения знаний, акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Цели образования предполагают ответ на вопрос: чему научился ученик за годы обучения в школе?

 

Пути формирования ценностных ориентаций

Личностный результат можно достичь за счет приобретения необходимых знаний.

Основной путь - получение опыта самостоятельного решения проблем.

 

Ожидаемый результат

Усвоение сведений, понятий, способность решать типовые задачи, умение действовать по алгоритму и т.д.

Умение видеть проблему, анализировать данные и ожидаемый результат, умение создавать модель, необходимую для решения проблемы, анализировать ее – важнейший результат обучения.

Критерии оценки

Пятибальная шкала оценок. Одну и ту же оценку можно получить, сделав разные ошибки.

Расширяется шкала оценок, оценка сопровождается словесными пояснениями, комментариями, рекомендациями. Большое внимание уделяется анализу работ.

Образовательные программы

Программы по предметам разрабатываются независимо друг от друга. Связи между ними представлены в лучшем случае на уровне выделения общих понятий.

Программа по отдельным предметам должна рассматриваться как элемент образовательной программы школы.

При разработке данных программ нужно их связывать с определенным этапом школьного образования – ступенью школы, классом.

   Рассмотрев таблицу, можно сделать вывод о том, что компетентностный подход в образовании в большей степени соответствует социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса на современном этапе.

По мнению О.Е.Лебедева компетентностный подход обладает значительным потенциалом. Он позволяет:

  1. научить учиться (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, выбирать оптимальные способы реализации поставленных целей, оценивать полученные результаты);
  2. научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи;
  3. научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических и др.;
  4. научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения;
  5. научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей; научить решать проблемы, общие для различных видов профессии и иной деятельности. 

Ключевые компетентности

   С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении проблемы.

   О.Е.Лебедев отмечает несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых школой.

  1. Способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности.
  2. Способность действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении ее условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке результатов.
  3. Решение проблем, актуальных для школьника.

И.С.Фишман даёт такое определение компетентности: «Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности».  Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. придерживаются следующего мнения: «Компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на, разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем». Не следует противопоставлять компетентности знаниям или умениям и навыкам. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя. А.В. Хуторской определяет компетентность как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности». Сам термин «ключевые компетентности» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетентности носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности.

Конкретный набор ключевых компетентностей является предметом запроса работодателей к системе образования, он может варьироваться в связи с актуальной социально-экономической ситуацией в том или ином регионе.

   Рефлексивная компетентность заключается в готовности организовывать свою деятельность в соответствии с позициями что я делаю (делал, буду делать?), зачем я это делаю (делал, буду делать?), как я это делаю (делал, буду делать?), что я получу (получил) в результате?

   Технологическая компетентность: способность и готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности.

   Проектная компетентность заключается в готовности анализировать ситуацию, выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие решению проблем, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, программировать и планировать свою деятельность, оценивать результаты своей деятельности.

   Коммуникативная компетентность заключается в готовности получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

  Информационная компетентность заключается в готовности делать аргументированные выводы, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

   Социальная компетентность заключается в способности соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами команды, решающей общую задачу.

И.С.Фишман  выделяет шесть ключевых компетентностей

  • готовность к разрешению проблем,
  • технологическая компетентность,
  • готовность к самообразованию,
  • готовность к использованию информационных ресурсов,
  • готовность к социальному взаимодействию,
  • коммуникативная компетентность.

Содержание перечисленных ключевых компетентностей раскрывается следующим образом:

   Готовность к разрешению проблем, то есть готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, - позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.

   Технологическая компетентность, то есть готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности, - позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.

   Готовность к самообразованию, то есть способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию различных источников на любых носителях, - позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.

   Готовность к использованию информационных ресурсов, то есть способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, - позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.

   Готовность к социальному взаимодействию, то есть способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, - позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.

Коммуникативная компетентность, то есть готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей, - позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.

   По мнению методистов важнейшим видом учебной деятельности, в процессе которой школьниками усваивается теория, развиваются их творческие способности и самостоятельность мышления является решение задач. Поэтому ключевые компетентности на уроках математики необходимо формировать через специальные задачи.

Компетентностно-ориентированное задание.

   По мнению методистов важнейшим видом учебной деятельности, в процессе которой школьниками усваивается теория, развиваются их творческие способности и самостоятельность мышления является решение задач. Поэтому ключевые компетентности на уроках математики необходимо формировать через специальные задания. Эти задания и называются компетентностно-ориентированными.

Пример компетентностно-ориентированных задания по истории:

Характеристика задания (информация для учителя)

  1. Предмет История               2.Класс    7 класс
  2. Тема: «Крещение Руси при Князе Владимире»

  Ключевая компетентность и аспект

Компетентность: Информационная

  • Аспект: целеполагание и планирование деятельности;
  • извлечение первичной информации

Стимул (погружает в контекст задания, мотивирует на выполнение)

Тебя друг пригласил на крестины. Наверняка тебе хочется узнать, как появилось христианство.

Задачная формулировка

Прочитай предложенный текст и определи, почему князь Владимир из всех религий выбрал христианство. 

Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания)

Учебник

Инструмент проверки (информация для учителя)

Модельный ответ, аналитическая шкала, бланк ответа.

Вывод:  компетентностно - ориентированные задания в рамках компетентносного  подхода в образовании  предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

   Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самоанализа современного урока в рамках ФГОС

Изменения, связанные с введением ФГОС, касаются не только деятельности педагога на уроке, содержания, структуры урока, но и его самоанализа. В самоанализе современного урока  необходимо соче...

Современный урок в рамках требования ФГОС--особенности целепологания.

Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре  урока.Сегодня урок математики должен стать для школьника не только занятием по решению математических примеров и задач, но и позволить ему...

Конструирование современного урока в рамках ФГОС

Как построить урок в рамках ФГОС?...

Методическая разработка. Современный урок в рамках ФГОС. Мини-исследования на уроке информатики.

На примере урока информатики для 6 класса "Создание информационных моделей – диаграмм" рассмотрено использование мини-исследований в образовательном процессе....

Современный урок в рамках ФГОС: современные формы и методы обучения. Из опыта работы.

Статья содержит информацию о формах и методах работы современного урока в рамках ФГОС....