Роль конструктивной деятельности в создании безбарьерной среды для детей с ОВЗ
статья на тему

Самуйлович Александр Анатольевич

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого внимания при осуществлении требований ФГОС при обучении в общеобразовательных учреждений. Одним из параметров, снижающих уровень "барьера" при их образовании - специфические виды психологической помощи, включающие конструктивно направленную тренировочную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЗДАНИИ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ  ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Самуйлович Александр Анатольевич

педагог-психолог первой квалификационной категории

МАОУ Гимназия№8 «Лицей им. С. П. Дягилева»

Причиной затруднений усвоения программы обучения у школьников с ОВЗ являются:

 1. Низкая сформированность внутренней позиции школьника, что выражается в отрицательном отношении к поступлению в школу, отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности.

2. Низкая готовность к обучению, которая включает инертность познавательных процессов, несформированность произвольных форм деятельности, психоэмоциональную незрелость. Так, у данной категории учащихся отмечаются трудности в процессах:

3. Низкая познавательная активность, отсутствие интереса к учебе, безответственность в отношении к выполнению учебных заданий. Замедленное вхождение в работу, при затруднениях - остановка деятельности. Учителя могут лишь на короткий срок внешне формально организовать их учебную деятельность. Так же можно отметить низкую готовность к решению познавательных задач, отсутствие направленности на решение интеллектуальных задач, интерес к внешней стороне учебного процесса (выйти к доске, посмотреть картинки, поднять руку).

4. Дефицитарность произвольной регуляции поведения. Данная группа учеников не соотносит цель деятельности с этапами планирования и контроля, они не могут организовать свою деятельности и самостоятельно справиться с заданием.

5. Заниженный уровень притязаний. Так, на оценивание учителем учащиеся реагируют неадекватно, не принимая при этом негативную оценку и не стремясь что-то изменить. Они не могут оценивать выполненную ими работу, не обращают внимания на исправленные учителем в тетрадях ошибки. Некоторые дети, несмотря на низкую успеваемость, говорят про себя, что учатся хорошо.

6. Преобладание игровых мотивов над познавательными, что затрудняет плавный переход от игровой ведущей деятельности к учебной. То есть такой ученик продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. В своей деятельности он, как правило, руководствуется эмоцией удовольствия.

7. Незрелость личностных компонентов учебной деятельности. При несформированности школьных интересов ученики данной группы не полностью понимают учебную ситуацию, не могут самостоятельно выполнять задания, так как не удерживают инструкцию, не могут контролировать свою работу.  Их эмоции неустойчивы и поверхностны. В ситуации, когда необходимо подчиняться инструкции педагога и подавлять собственные желания, такие ученики вялы, бездеятельны и оживляются, когда переключаются на игру, соответсвующую их потребностям.

Таким образом, учебная деятельность школьников с ОВЗ характеризуется снижением познавательной активности, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Поэтому в педагогической и психологической практике всегда особого внимания заслуживает проблема развития познавательной сферы данной категории учащихся, как стратегии повышения успешности учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

При коррекционно-развивающем психологическом процессе конструирование способствует:

1. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

2. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.

При этом на практике четко заметно, что ребенок начинает адаптироваться к образовательному процессу, если в психологическом коррекционно-развивающем процессе формируются такие структурные единицы, как моторная игра, сюжетная игра, проекция своих внутренних ощущений (рисунок, конструктор), интеллектуально-ориентированная игра (в слова с перебрасыванием мяча, фантазии на тему устройства мира, окружающей действительности с активным заинтересованным восприятием вербальной коррекции представлений). На основе конструирования становится возможным создать эту «тетраду зрелости» с дальнейшим переносом в стандартное обучение, совершенствуя тем самым их интеграцию в коллектив класса общеобразовательной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Безбарьерная среда для детей-инвалидов в Губернском профессиональном колледже"

В данной статье представлен опыт работы колледжа по созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов....

Статья "Роль театрализованной деятельности в развитии эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта"

Актуальность темы данной работы заключается в необходимости коррекции и развития эмоциональной сферы детей с недостатком интеллектуального развития через театрализованную игру, что создает базу для ос...

«Создание безбарьерной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения»

Основная задача сотрудничества специалистов по коррекции нарушений в развитии ребенка - помочь родителям осознать свою роль в процессе его развития, вооружить методами и приемами преодаления физически...

"Создание образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях миграционных процессов".

Обучение и воспитание детей с билингвизмом в условиях интернальной интеграции с специальной (коррекционной) школе...

Публикация в сборнике "Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья на тему: "Воспитание нравственного сознания в условиях коррекционной школы"...

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЗДАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЛАСТИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Публикация по теме"Роль проектной деятельности в создании информационно-образовательной среды в области иноязычного образования"...