«Создание безбарьерной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения»
статья на тему

Гречухина Татьяна Николаевна

Основная задача сотрудничества специалистов по коррекции нарушений в развитии ребенка - помочь родителям осознать свою роль в процессе его развития, вооружить методами и приемами преодаления физических и (или) психических нарушений, объединить усилия для более эффективной социализации ребенка.

Разнообразие форм сотрудничества с семьей позволяет специалистам и воспитателям привлекать родителей к сотрудничеству и обеспечивает снятие эмоциональной напряженности, что также имеет значение для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание безбарьерной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения»

С 1 февраля 2011 года наше учреждение функционирует как детский сад № 79 компенсирующего вида.

До 1 февраля на его территории находился ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом № 4 для детей с отклонениями в развитии Красносельского района Санкт-Петербурга.

В настоящее время в учреждении функционирует 10 групп:

группа детей раннего возраста (диагностическая) - 1

группы детей с тяжелыми нарушениями речи – 3

группы детей с задержкой психического развития – 4

группы детей со сложным дефектом (ДЦП с интеллектуальной недостаточностью и РДА (ранним детским аутизмом) – 2

Я остановлюсь подробнее на группах для детей со сложным дефектом в развитии. Эти группы были открыты в феврале 2011 года. Ведущим нарушением развития является поражение ЦНС, что влечет за собой нарушения ОДА, интеллектуальной, психической и эмоциональных сфер, а также органов слуха и зрения. Нарушение ОДА имеют различную степень тяжести от нарушений походки и тонкой моторике до невозможности самостоятельно передвигаться. Часто дети с ДЦП обладают патохарактерологическими изменениями личности в том числе и с элементами аутистичных состояний, которые могут проявляться также у детей без признаков ДЦП. За 4 года нами накоплен определенный опыт взаимодействия с детьми и их родителями, а также сложилась система работы, которую мы представляем вашему вниманию:

В учреждении созданы материально-технические условия, которые соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилами нормативам, а также правилам пожарной безопасности:

     •        Учреждение имеет удобные подъездные пути и подходы от остановок общественного транспорта.

    •        Группы для детей со сложным дефектом расположены на первом этаже, имеют отдельный подъезд с оборудованным    пандусом для въезда и спуска колясок.

    •        Групповые площадки для детей со сложным дефектом располагаются в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп.

    •        На улице имеется бассейн-плескательница.

В ДОУ предусмотрены помещения для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми: групповые помещения, кабинеты дефектологов, логопедов, психолога, сенсорная комната, музыкальный и физкультурный залы. Все кабинеты и помещения оснащены необходимым игровым, спортивным оборудованием и инвентарём, соответствуют принципам необходимости и достаточности.

Особое внимание в группах со сложным дефектом уделяется созданию условий для пребывания и развития детей. При этом мы руководствуемся нормативными документами, прежде всего это: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

В соответствии со стандартом развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1)        Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство групп и всего учреждения оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, и обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Особое место отводится игровому материалу для развития восприятия и ощущений: яркого цвета, разной формы, разной фактуры, с разнообразными наполнителями.

2) Пространство трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и возможностей детей.

 3) Материалы полифункциональны, используются разнообразно; имеется большое количество мягких модулей.

4) Вариативность среды предполагает: наличие в учреждении и группах различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр.

 5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; расположение игр и пособий на доступном для детей уровне (ковре, низких стеллажах)

 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Материально-техническое обеспечение Программы составляют: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития детей;

Предметно развивающая среда ДОУ нацелена на наиболее эффективное развитие и коррекцию психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом их индивидуальных особенностей.

Для детей со сложным дефектом используются технические средства реабилитации, помогающие им выйти на новый уровень самостоятельности, стимулировать активность движений, компенсировать ограниченные возможности здоровья, адаптироваться социально.

С этой целью в ДОУ используются:

    •        ортопедические стулья и столы,

    •        кровати с бортиком,

    •        разнообразные ходунки,

    •        брусья «Первые шаги»,

    •        вертикализаторы,

    •        коляски,

    •        сухой бассейн и др. оборудование;                            

В образовательном процессе педагогами учреждения используются следующие технические средства обучения:

    •        магнитофоны, видеоплееры, телевизоры, музыкальные центры, синтезатор, мультимедийная установка.

Учебно-методический комплект составляет:

«Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья ГБДОУ № 79» содержание которой построено на основе следующих программ:

         •         «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» (Л. Б. Баряева; О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова)

         •        Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.

         •        Программа Каролина (для младенцев и детей раннего возраста с особыми потребностями) /под ред. Н.Ю.  Барановой. – СПб. Институт раннего вмешательства, КАРО, 2005. Нэнси М.Джонсон – Мартин, Кеннет Г. Дженс.

В коррекционно-развивающей работе с детьми используются современные технологий деятельностного типа:

        •        коммуникативные игры, психогимнастика,

        •        пальчиковые упражнения с элементами массажа,

        •        театрализованная и проектная деятельность,

        •        педагогические здоровьесберегающие технологии,

        •        элементы исследовательской деятельности,

        •        технология организации отобразительных игр

Информационное обеспечение ДОУ и владение педагогами ИКТ позволяет в электронной форме: осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса: педагогами, родителями, социальными партнерами. (Сайт ДОУ)

Таким образом, образовательная среда учреждения:

 1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

 3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

 4) обеспечивает открытость дошкольного образования;

 5) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

В учреждении работают педагоги, имеющие соответствующую квалификацию для коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания им квалифицированной помощи в освоении Программы:

    •        учителя-дефектологи,

    •        учителя-логопеды,

    •        воспитатели,

    •        педагог-психолог,

    •        музыкальные руководители.

Психолого-педагогические условия реализации Программы.

Психолого – педагогическое сопровождение направлено на формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми и обеспечивает:

1)        уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;

9) индивидуализация образования (в том числе построение образовательной траектории каждого ребенка и профессиональная коррекция особенностей его развития на основе решений психолого-медико-педагогического консилиума).

Медицинский блок ДОУ составляют:

     •        медицинский кабинет,

     •        изолятор, процедурный кабинет,

     •        физиотерапевтический кабинет, массажный кабинет,

     •        кабинет ЛФК.

Кабинеты и помещения оснащены необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно – гигиеническим требованиям.

С детьми ежедневно работают:

    •        врач-невролог,

    •        старшая медсестра,

    •        медсестра по физиотерапии,

    •        медсестра по массажу,

    •        инструктор ЛФК.

Работа ДОУ по оздоровлению воспитанников выстраивается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и предусматривает организацию гибкого режима пребывания детей в детском саду в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Большое внимание уделяется организации деятельности в системе двигательной реабилитации, системе профилактических мероприятий: физиотерапевтические процедуры, общеукрепляющий массаж, проведение ЛФК с применением специального игрового оборудования, в соответствии с индивидуальными назначениями врача.

С января 2013 года в рамках Программы развития образовательной системы Красносельского района Санкт-Петербурга на 2012 – 2015 годы, а также Программы развития ГБДОУ детского сада № 79 администрацией и педагогами учреждения разработан и осуществляется проект «Особый ребенок», целью которого является: Создание условий для организации безбарьерной среды в образовательном пространстве детского сада.

Образовательная интеграция позволяет нам осуществлять коррекционно-развивающую работу, применяя межвозрастное взаимодействие детей с задержкой психического развития и детей со сложными структурными нарушениями.

Основными задачами проекта являются:

        •        осуществление квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (со сложным дефектом).

       •        создание системы взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей), на основе субъектных отношений в разновозрастной группе детей со сложным дефектом.

       •        межвозрастное взаимодействие детей в рамках образовательной (межгрупповой) интеграции.

Работа по проекту ведется одновременно в нескольких направлениях:

        1.        Создание комплекса материально-технических условий для успешной социальной адаптации и интеграции воспитанников в социум (на которых мы подробно остановились раньше)

       2.        Разработка системы развивающих мероприятий для детей со сложным дефектом    на основе индивидуальных маршрутов развития ребенка, которые включают в себя: дефектологическую и логопедическую помощь с использованием коррекционно-развивающих игр и упражнений, психолого-педагогическое сопровождение.

      3.        Разработка системы оздоровительных мероприятий для детей со сложным дефектом.

      4.        Проведение совместных мероприятий для детей со сложным дефектом и детей «условной нормы» в рамках организации межгруппового общения, которое помогает детям обогатить их жизненный опыт через разноплановое взаимодействие.

     5.        Участие детей со сложным дефектом и педагогов в различных районных и городских конкурсах.

     6.        Проведение мероприятий по оказанию психологической поддержки семьям, воспитывающим детей со сложным дефектом.

     7.        Взаимодействие с социальными партнерами.

     8.        Обмен опытом с коллегами. Посещение и показ открытых мероприятий, в группах со сложным дефектом. Проведение мастер-классов на базе ДОУ.

         Основная задача сотрудничества специалистов по коррекции нарушений в развитии ребёнка – помочь родителям осознать свою роль в процессе его развития, вооружить методами и приёмами преодоления физических и (или) психических нарушений, объединить усилия для более эффективной социализации ребёнка.

         Разнообразие форм сотрудничества с семьёй позволяет специалистам и воспитателям привлекать родителей к сотрудничеству и обеспечивает снятие эмоциональной напряжённости, что также имеет значение для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.                                  

Направления взаимодействия:

      •        Изучение семьи и ее образовательных потребностей

      •        Информирование о ДОУ о достижениях и перспективах развития ребенка.

      •        Психолого-педагогическое просвещение родителей.

      •        Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

При проведении мероприятий по оказанию психологической поддержки семьям, воспитывающим детей со сложным дефектом мы используем следующие формы работы с семьями воспитанников:

     •        Дни открытых дверей в детском саду/группах.

     •        Сайт детского сада.

     •        Подбор литературы и периодических изданий по вопросам семейного воспитания и взаимодействия семьи и ДОУ.

     •        Оформление тематических стендов.

     •        Консультации специалистов: логопедов, муз. руководителей, дефектологов, педагога-психолога.

     •        Интерактивные формы: тренинги, собрания, родительский клуб, совместные праздники, круглые столы, праздники/досуги, семейные проекты, семейные газеты, выставки совместных работ.

Ожидаемый результат:

    •        Создание современной развивающей образовательной среды, комфортной для детей со сложным дефектом в развитии.

    •        Социальная адаптация детей с ОВЗ в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

    •        Повышение качества образовательной работы с детьми со сложным дефектом.

    •        Сохранение и укрепление здоровья, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Социальный эффект:

   •        Возрождение традиционного семейного воспитания, укрепление внутрисемейных отношений, доступная медицинская, психологическая, педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

   •        Расширение информативности процесса жизнедеятельности в окружающем мире для детей-инвалидов, приобретение опыта взаимодействия детей условной нормы с детьми – инвалидами.  

   •        Распространение педагогического опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание ситуации успеха в социализации детей с особыми потребностями в школьном сообществе

Обобщение опыта по теме самообразования "Создание ситуации успеха в социализации детей с особыми потребностями в школьном сообществе". Примерные пути решения данной проблемы....

Технологии инклюзивного образования: включение детей с особыми потребностями в образовательную среду учреждения через внеурочную деятельность

В данной статье рассматривается вопрос инклюзивного образования в школе. На примере воспитательной работы с классом автор раскрывает особенности работы с разной категорией детей: с учащимися, имеющими...

Статья "Безбарьерная среда для детей-инвалидов в Губернском профессиональном колледже"

В данной статье представлен опыт работы колледжа по созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов....

Создание адаптивно-образовательного пространства здоровьесберегающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

В статье даны рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса....

Роль конструктивной деятельности в создании безбарьерной среды для детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого внимания при осуществлении требований ФГОС при обучении в общеобразовательных учреждений. Одним из параметров, снижающих уровень "барье...

Применение инклюзивных практик в деятельности школьной медиастудии с целью расширения равенства образовательных возможностей для детей с особыми потребностями здоровья

Данная авторская статья раскрывает механизмы применения инклюзивных практик в деятельности школьной медиастудии с целью расширения равенства образовательных возможностей для детей с особыми потре...