Методческие рекомендации к составлению индивидуальной образовательной программы
учебно-методический материал на тему

Путинцева  Елена Валерьевна

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение в рамках малокомплектной сельской общеобразовательной средней школы и качественная и успешная подготовка к государственной итоговой аттестации могут быть осуществлены с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение в рамках малокомплектной сельской общеобразовательной средней школы и качественная и успешная подготовка к государственной итоговой аттестации могут быть осуществлены с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения. ИОМ — способ реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте предпрофильной и профильной подготовки. Цель – совершенствование форм организации образовательного процесса обучения по индивидуальным учебным планам ОБРАЗЕЦ 
индивидуальной образовательной программы 
учащегося ________ класса 


___________________________________________ (Ф. И.) 

I полугодие
1. Цели образования (Цель – это субъективный образ желаемого. Укажи свою цель на этот учебный год – в целом, по отдельным предметам.) __________________________________________________________________
2. Задачи образования (Задача – это часть цели. Определи, как ты будешь добиваться своей цели.)    
_____________________________________________________________________
3. Формы и методы обучения (в целом, по отдельным предметам).
Усваивать учебный материал тебе помогает: составление плана, просмотр видеофильма, составление конспекта, самостоятельная работа с учебником, объяснение учителя, технологическая карта, составление словаря понятий, таблицы, схемы, работа с электронными учебными пособиями, использование интернет-технологий, работа в парах, группах (подчеркни), другое (допиши)

4. Формы и методы контроля (в целом, по отдельным предметам). Для тебя предпочтительнее: письменная работа по вопросам, тест, устный ответ по вопросам, работа с карточкой, пересказ по учебнику, компьютерный контроль, поиск ответа в учебнике, зачет (по теме), проект, реферат, эссе (подчеркни), другое (допиши)      

Как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился: поурочный контроль, тематический контроль, четвертной контроль (подчеркни), другое (допиши)
5. Предложения по внесению изменений в процесс обучения на II полугодие:
в содержание образования
в формы и методы обучения (в целом и по отдельным предметам)
в формы и методы контроля (в целом и по отдельным предметам)

в организацию учебного процесса
Примечание:
ИОП на II полугодие заполняется аналогично I полугодию, в п. 5 прописываются предложения по внесению изменений в процесс обучения на следующий учебный год.
Примечания:

  1. По всем предметам учебной нагрузки предусматривается промежуточная и итоговая аттестация, согласно Положению об аттестации выпускников основной школы.
  2. ИОП заполняется до 10 сентября текущего учебного года на основании предложений образовательных услуг. 

    Дата ____________________________ 

    Подпись учащегося ________________

    Подпись родителей _______________ 

    Подпись администрации ОУ ________

    АЛГОРИТМ 
    построения индивидуальной образовательной программы 
    (в помощь ученику)

1. Сформулируй свою образовательную цель
Цель – это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель – значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Цель должна быть конкретной, т. е. необходимо указать:
определенный срок; 

успехи, которых желаешь достичь в целом и по отдельным направлениям; 

способы получаемого образования после школы. 
2. Определи задачи – пути достижения цели
Задачи – план твоих действий по достижению поставленной цели, который разрабатывается
на определенный срок; 
по конкретным видам деятельности; 

по отдельным предметам. 
3. Выбери формы и методы обучения
Выбери те формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал, или предложи свои. Ты должен:
знать, чему и каким образом тебя обучают на уроках; 

уметь сформулировать предложение для учителя по применению наиболее эффективных способов обучения; 

уметь определить формы самообразования. 
4. Определи формы и методы контроля
Выбери предпочтительные для себя формы и методы контроля:
как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился; 

каким способом лучше проверять твои знания по отдельным предметам; 

каким образом ты должен осуществлять самоконтроль. 


5. Спланируй свою учебную деятельность.
Используй для этого учебный план на текущий учебный год, ресурсы школы и окружающего социума ..
6. Скорректируй ИОП

               ПРИМЕРНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

ВВЕДЕНИЕ    

Реализация продуктивного обучения в рамках общеобразовательной школы   при  условии наличия небольшого количества классов-комплектов может быть осуществлена с помощью индивидуальных маршрутов обучения. Структура федерального базисного учебного плана позволяет вводить индивидуальный учебный план по всем базовым, профильным предметам и элективным курсам.

         Нормативно-правовой основой обучения по индивидуальным учебным планам являются:

- Закон «Об образовании», который указывает «… обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения. … Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта … регламентируется уставом данного образовательного учреждения (п.1 ст.50)

- концепция профильного обучения на третьей ступени общего образования

- федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (приложение к приказу МО РФ от 09.03.2004 №1312)

-  рекомендации по организации профильного обучения ( Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования МО России от 20.04.04 № 14-51-102\13)

- устав общеобразовательного учреждения

 

1.ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ            

       Индивидуальная образовательная программа средней школы является нормативно-управленческим документом, который позволяет реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса путем создания условий для индивидуального обучения.

Цель документа- получение индивидуумом среднего образования на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.

       Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями:

- проведение государственной итоговой аттестации за курс средней школы в форме и по материалам ЕГЭ

- качественная подготовка на профильном уровне того набора предметов, который нужен непосредственно конкретному учащемуся  для продолжения образования в высших и средних специальных учебных заведениях

- наличие целых педагогических систем, рассматривающих индивидуализацию обучения, как основной педагогический инструмент

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩИХСЯ, КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА

         Настоящий документ определяет нормативную сторону построения индивидуальной образовательной программы для учащихся 10 классов средней школы, начинающих профильное обучение, являющихся учащимися образовательного учреждения, имеющего государственную лицензию и аккредитацию.

         Целесообразность перехода ученика на индивидуальное обучение определяется школой на основании четко выраженного желания ребенка и при согласии родителей.

 

3. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

          Индивидуальная образовательная программа рассчитана на двухгодичный курс получения среднего образования после завершения основного образования или часть его. Это означает, что индивидуальная учебная программа может заменить одно или два полугодия 10 или 11 класса. Однако в случае перехода учащегося на экстернатную форму обучения, продолжительность обучения по индивидуальной учебной программе может быть меньше того отрезка учебного времени, который она заменяет. Уменьшение срока обучения освобождает время для профессиональной подготовки, углубленного изучения ряда предметов, развития творческой активности учащихся в различных формах.

          Рекомендуется составлять индивидуальную программу сначала на первое полугодие 10 класса, чтобы по ее реализации дать обоснованные рекомендации о целесообразности продолжения такой формы обучения.

 

4. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

         Успешное освоение всех учебных дисциплин в объеме, предусмотренном государственным стандартом и изучение выбранных профильных дисциплин в объеме, необходимом для  прохождения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и поступления в высшие учебные заведения.

Овладение навыками самостоятельной работы. Развитие привычки к самоконтролю, самооценке, ответственности за правильность выбранного решения.

 

5. ОБЩИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

           Индивидуальная образовательная программа не самостоятельный объект в образовательных программах, она, скорее, способ индивидуального освоения существующих учебных программ. Составление индивидуального учебного плана базируется на базисном учебном плане и на соответствующем ему соотношении между различными образовательными областями и видами учебной работы. В то же время следование выбранному учебному плану при индивидуальной образовательной программе допускает определенную свободу действий.

              Индивидуальная программа, как правило, определяет ориентацию одного отрезка обучения  (и может измениться при переходе к другому отрезку) или всего двухгодичного периода обучения в целом. Скажем, ученик ориентированный на один учебный план в 1 полугодии, может перейти на другой во втором и т п. Возникающие при  таких изменениях проблемы решаются школой в индивидуальном порядке.

            Расширяются возможные пути достижения учебных целей, предусмотренных выбранной общей программой, за счет использования дополнительных часов на профилизацию обучения, новых форм учебной работы.

 

6. УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ 

           Содержательную основу обучения по индивидуальной образовательной программе составляют учебные программы по образовательным предметам на базовом и профильном уровне.

            Учебные программы могут быть разбиты на небольшие блоки - учебные модули (учебный модуль – это завершенный отрезок деятельности по отдельному предмету, наиболее простым образцом учебного модуля является тема или раздел программы). Учебные модули могут быть двух различных типов:

  1. Учебный модуль, составленный на основе учебной программы.

Программа при этом модуле может быть любой: типовой, авторской, профильной

В индивидуальный учебный план могут быть включены модули программы с углубленным изучением предметов, хотя в школе эти программы не реализуются.

      2.   Учебный модуль интегративного типа.

            Такой модуль может соединять приобретение знаний по нескольким предметам (например в

            курсе естествознания), сочетать общеобразовательную подготовку с профильной или          

            профессиональной, предусматривать пути достижения поставленных целей заменой

            содержания. Как правило, такой модуль относится к части учебного плана, реализуемого

            по выбору учащегося, в этом случае утверждение модуля относится к компетенции школы.

            В случае если модуль затрагивает инвариантную часть учебного плана, он проходит

            лицензирование в другом порядке

Приведенная типология учебных модулей  фактически учитывает два основных источника их происхождения- учебные программы по предметам на базовом и профильном уровне и формы самостоятельной работы учащегося, включающие в себя элементы общеобразовательной подготовки. Учебный модуль, используемый при организации индивидуального обучения, должен быть оформлен в виде организационно-педагогического документа, доступного всем участникам педагогического процесса (учитель, ученик, администрация, родитель и т п). Этот документ должен содержать следующие позиции

- учебный предмет или группа предметов (интегрированный курс)

- тип программы (базовая, профильная, углубленная, авторская и т п)

- название модуля (тема учебной программы)

- число часов учебной программы, раскрываемое модулем

- программное содержание (текст типовой программы и т п)

- способ выполнения

- форма отчетности

           Способ выполнения вместе с формой отчетности образует учебное задание. Лицензированный модуль может допускать разнообразные способы выполнения (обучение в группе, классно-урочная форма, самостоятельное изучение) и различные формы контроля знаний (зачет, реферат, индивидуальное домашнее задание). Учебное задание носит персональный характер и уточняется при составлении индивидуального учебного плана.

 Организационно-педагогические условия.

               Переход ученика на индивидуальную учебную программу происходит по правилам, устанавливаемым учебным заведением. Эти правила должны предусматривать.

  1. Оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на индивидуальную программу.
  2. Желание ученика перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения
  3. Согласие родителей

           Индивидуальная образовательная программа реализуется различными способами обучения. Перечислим основные из них.

  1. Занятия в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение модулей инвариатной части учебного плана по обычной классно-урочной системе.
  2. Групповые занятия. Для группы учащихся, выбравших учебные модули на профильном уровне, организуются групповые занятия по выполнению отдельного модуля.
  3. Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности, для ускоренного курса характерны консультации, которые получает ученик в процессе обучения.
  4. Внеурочная деятельность. Посещение элективных курсов, факультативных или кружковых занятий.

           Обеспечивает индивидуальное обучение и несет персональную ответственность за организацию и ход этого обучения тьютор ( роль тьютора может выполнять классный руководитель при условии корректировки его должностных обязанностей администрацией школы), в обязанности которого входит:

- оценка готовности ученика к переходу на индивидуальное обучение

- выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута

- регулярные встречи с учеником, обсуждение хода прохождения индивидуального маршрута

- корректировка образовательного маршрута

- контакты с родителями ученика

- оформление результатов аттестации (внесение оценок в школьную документацию, на сайт школы в виртуальный дневник учащегося)

- внесение достижений учащегося в портфолио

               Использование школой индивидуальных программ предполагает наличие в ней организационно- педагогических условий. К их числу можно отнести.

  1. Наличие в школе психологической, социальной, валеологических служб, позволяющих принимать грамотные и взвешенные решения
  2. Широкий спектр реализуемых школой образовательных программ и форм обучения
  3. Наличие связи с высшими и средними специальными учебными заведениями города и региона, позволяющих использовать образовательные ресурсы вне школы
  4. Техническая оснащенность школы, внедрение в учебные программы новых информационных технологий как важного средства индивидуализации обучения.

8. АТТЕСТАЦИЯ   ДОСТИЖЕНИЙ

           Использование сложившейся системы аттестации ученика, занимающегося по индивидуальной учебной программе, имеет некоторые особенности.

  1. Текущий контроль. Ведущее место в этом виде контроля занимает еженедельная оценка тьютором успешности прохождения индивидуального образовательного маршрута.
  2. Самоконтроль и самооценка. Эти способы обучения приобретают первостепенный характер. Умелая организация самоконтроля служит как целям организации обучения, так и развития индивидуальных черт личности.
  3. Нацеленность на результат. Изучение учебных модулей профильного обучения позволяет более сконцентрированно направлять ученика на достижение поставленной цели. Этот результат должен входить в описание модуля и желательно в конкретном виде: зачет (с указанием формы его проведения), реферат (с указанием примерного объема), защита проекта (с теоретическим описанием и презентацией), компьютерное тестирование и т п.
  4. Итоговая аттестация. По окончании срока индивидуального обучения используются все принятые формы итоговой аттестации: выпускные экзамены, ЕГЭ. При этом следует учесть, что выполнение отдельных модулей может предполагать оценку, даваемую вне стен школы (экзамены в форме ЕГЭ).

 Если срок индивидуального обучения не совпадает со сроком окончания школы, то одним из результатов итоговой аттестации должна быть рекомендация по использованию на следующем этапе той или иной формы обучения или образовательной программы.

                             

 Индивидуальная образовательная программа раскрывается через текст, определяющий:

1)​ цели и ценности образовательной программы;

2)​ адресность образовательной программы;

3)​ учебный план, содержащий инвариантную и вариативную части содержания образования в конкретной школе, а также пояснительную записку к нему;

4)​ характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану;

5)​ описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения ИОМ;

6)​ систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся;

7)​ описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе образовательные продукты.

ИОП может быть дополнена другими программами, например, программами элективных курсов, программами дополнительного образования детей и т.д.

Перенося данный подход на конкретного обучающегося, можно предложить следующий вариант:

1)​ ценности образовательной программы (определяет обучающийся);

2)​ цель образовательной программы (определяет обучающийся);

3)​ индивидуальный учебный план (определяет обучающийся);

4)​ характеристику учебных программ (составляют педагоги, или возможен вариант совместного проектирования учебной программы);

5)​ описание организационно-педагогических условий, педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы, процедуры выбора и изменения ИОМ (составляют педагоги);

6)​ систему форм и сроков аттестации, контроля и учета достижений, форм отчетности по видам деятельности обучающегося (составляют педагоги и обучающийся);

7)​ описание форм учебных практик, предполагаемых проектов, тем исследовательской деятельности (составляют педагоги и обучающийся);

8)​ описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы, в том числе образовательные продукты (определяет обучающийся или педагоги и обучающийся);

9)​ другое.

Таким образом, проектирование ИОП осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество.

Таблица 1

Структура индивидуальной образовательной программы

1. Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи, формы итогового контроля)

2.Учебно-тематический план

п/п

Дата

Тема

Форма занятий

Формы контроля

Домашнее задание

Отметка о выполнении

Самостоятельная работа

Консультация

К.Р.

Тест

Зачет

Творческая работа

или

п/п

Дата

Тема

Количество часов

Форма занятий

Формы контроля

Образовательный продукт

Домашнее задание

самооценка

Отметка о выполнении

3. График контроля.

4. Список литературы (основной и дополнительной).

5. Диагностика и ее результаты

6. Методическое обеспечение. Приложения

ИОП выполняет следующие функции (таблица 2).

Таблица 2

Функции индивидуальной образовательной программы

Нормативная

Фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута

Информационная

Информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени

Мотивационная

Определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося

Организационная

Определяет виды образовательной деятельности обучающегося, формы взаимодействия и диагностики

Самоопределения

Позволяет реализовать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора

Таким образом, очевидно, что ИОМ определяет программу конкретных действий обучающихся по реализации ИОП.

ИОМ является изменяющимся в зависимости от динамики возникающих образовательных задач. Он позволяет конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.

Функции педагога в ходе реализации ИОП

•​ Тьюторство - осуществление общего руководства самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся

•​ Консультирование – особым образом организованное взаимодействие между педагогом-консультантом и обучающимся, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в его деятельность

Тьюторство предполагает

1.​ Поддержку - решение проблем самим обучающимся

2.​ Сопровождение - сопровождение в реализации ИОП, учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся

3.​ Фасилитацию - сопровождение личностного развития

Педагог-тьютор:

•​ Разрабатывает задания

•​ Организует обсуждение

•​ Работает с субъектным опытом обучающегося

•​ Анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого

•​ Продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений

•​ Разрабатывает направления проектной и исследовательской деятельности

Консультирование:

Экспертное

Проектное

Процессное

Оценка работ, выполненных обучающимися

Сопровождение учебно-исследовательских и проектных работ обучающихся

Сопровождение ребенка при реализации им ИОП

В обязанности педагога, ведущего индивидуальное обучение, входят:

•​ оценка готовности обучающегося к переходу на индивидуальное обучение;

•​ выбор совместно с ним индивидуального образовательного маршрута;

•​ регулярные встречи с обучающимся, обсуждение вопросов по индивидуальному образовательному маршруту;

•​ корректировка образовательного маршрута;

•​ контакты с родителями;

•​ оформление результатов аттестации.

Индивидуализация процесса обучения - есть формирование «персональной судьбы» ребенка как ученика, который, опираясь на индивидуальные качества и способности, выстраивает свой образовательный путь.

На основе действующей в данном ОУ образовательной программе составляется индивидуальная образовательная программа (или модуль) для обучающегося, пожелавшего овладевать учебным содержанием в индивидуальном порядке.

1.​ В личной ИОП реализуется способ индивидуального освоения существующей учебной программы.

2.​ На основе ИОП изучается дополнительное содержание

Переход обучающегося на индивидуальную образовательную программу предусматривает:

•​ оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на ИОП;

•​ желание ребенка перейти на обучение по ИОП и осознание им ответственности принимаемого решения;

•​ согласие родителей.

Содержательную основу обучения по индивидуальным образовательным программам составляют учебные модули. Учебный модуль — это учебный материал, указания по его изучению, время выполнения каждого задания, способы контроля и отчётности.

ИОП реализуется различными способами обучения

1.​ Занятия в коллективе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной системе. Наряду с посещением занятий по выбранной теме (модулю) в своём коллективе, может быть организовано обучение в другом коллективе своего или другого ДДТ.

2.​ Групповые занятия. Для группы обучающихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельных модулей (заданий).

3.​ Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. На различных этапах самостоятельного изучения необходимы консультации для обучающихся, у которых в процессе работы возникли какие-либо затруднения.

4.​ Текущая проверка и тестирование достижений. Они необходимы, прежде всего, самому ребенку, чтобы показать ему, насколько успешной является избранная им методика самостоятельного обучения.

5.​ Самостоятельная практика в больших объёмах и разнообразных формах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по составлению индивидуальной образовательной программы

Данные рекомендации составлены в виде презентации. В ней показаны основные компоненты индивидуальной образовательной программы. Программа может быть составлена для ребёнка-инвалида или ребёнка с ...

Рекомендации по составлению индивидуального плана профессионального становления и развития молодого специалиста

Рекомендации по составлению индивидуального плана профессионального становления и развития молодого специалиста - это продукт работы педагогов-наставников Калтанского городского округа в рамках муници...

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию

В презентации представлены рекомендации по состалению индивидуального плана работы по самообразованию педагога...

Методическая рекомендация по составлению авторской образовательной программы

этапы работы над авторской дополнительной образовательной общеразвивающей программой...

Методические рекомендации по составлению индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ОГЭ

В данной работе Вы можете увидть мониторинг учащихся при подготовке к ОГЭ, индивидуальный маршрут по подготовке к ОГЭ с неуспевающими детьми....

Методические рекомендации к составлению индивидуальной образовательной программы в условиях инклюзии

Как сложно бывает, когда появляется ученик "не такой как все"! Что с ним делать? Как обучать? Как организовать общение?...

Методические рекомендации по составлению авторской образовательной программы

этапы работы при создании авторской общеразвивающей общеобразовательной программы дополнительного образования детей...