ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПРОФИЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
статья на тему

Романкевич Анна Вадимовна

Деятельность современного педагога предполагает решение множества разносторонних задач. Успешное решение этих задач требует от учителя наличие определенных качеств и знаний. Уже не первое десятилетие педагоги пытаются составить портрет «идеального» учителя. Качества, которыми должен обладать современный «идеальный» педагог отображаются в профессиограмме. И не смотря на то, что некоторые черты учителя изменяются под воздействием требований времени, основные, фундаментальные качества остаются постоянными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_profesiograficheskiy_analiz.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378.012:159.923.2

ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПРОФИЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

А.В. Романкевич

- аспирант кафедры педагогики Государственного высшего учебного учреждения «Донбасский государственный педагогический университет»

Деятельность современного педагога предполагает решение множества разносторонних задач. Успешное решение этих задач требует от учителя наличие определенных качеств и знаний. Уже не первое десятилетие педагоги пытаются составить портрет «идеального» учителя. Качества, которыми должен обладать современный «идеальный» педагог отображаются в профессиограмме. И не смотря на то, что некоторые черты учителя изменяются под воздействием требований времени, основные, фундаментальные качества остаются постоянными.

Ключевые слова: профессиограмма, качества учителя, портрет «идеального педагога», личность учителя, отношение к учебно-воспитательному процессу.

PROFESSIOGRAPHIC ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF FUTURE TEACHERS’ PROFILE ACTIVITIES

A. Romankevich

- graduate student of department of pedagogics of the State Higher Educational Institution «DONBASS STATE TEACHERS’ TRAINING UNIVERSITY»

Modern teacher’ professional activity is composed of the great number of multifaceted tasks. Successful solving of such tasks requires the existence of certain qualities and knowledge. For many decades educators have been trying to compose the portrait of such “an ideal teacher”. The qualities necessary for a modern “ideal” teacher are reflected in a professiogram. And in spite of the fact that some features of a teacher change under the influence of time demands, the main fundamental qualities remain unchangeable.

Key words: professiogram, qualities of a teacher, “ideal teacher’s” portrait, teacher’s personality, relation to the study-educational process.

Постановка проблемы. В педагогическом процессе важную роль играет то, как педагог формирует цели своей профессиональной деятельности, то, что он считает доминирующим в своей работе, его личность, как субъекта педагогической деятельности. На протяжении разных этапов развития высшей педагогической школы педагоги занимались разработкой профессиограмм учителя.

Анализ последних исследований и публикаций. Разработкой профессиограмм начали заниматься еще советские педагоги в 20-х годах ХХ столетия (А. Луначарский, П. Блонский, А. Калашников, С. Фридман, С. Шацкий, А. Пинкевич, М. Пистрак). Во второй половине ХХ столетия исследования в этом направлении продолжили О. Сухомлинская, С. Гусев, В. Сластенин, Е. Кулик и другие.

Изложение основного материала. Для одной из характеристик необходимых качеств учителя используются термины «профессиональная пригодность» и «профессиональная готовность».

Известная ученая Мойсеюк Н.Е. раскрывает эти характеристики следующим образом. «Под профессиональной пригодностью следует понимать совокупность психических и психофизических особенностей человека, которые необходимы для достижения успеха в выбранной профессии. Под профессиональной готовностью – профессиональную пригодность и научно-теоретическую подготовку педагога.

В педагогике готовность учителя представляют в виде профессиограмм. Профессиограмма – это модель деятельности и личности учителя. Профессиограмма является своеобразным паспортом, который содержит совокупность личностных качеств, педагогических и специальных знаний и умений, необходимых для учителя» [6, 136].

Каптерев П.Ф. в начале ХХ столетия также определил характеристики учителя, которые имеют значения при организации учебно-воспитательного процесса. Он писан, что «личность учителя в ситуации обучения занимает первое место, те или иные качества его будут повышать или снижать воспитательное влияние обучения» [2; 47]. Среди качеств, которые повышают влияние учителя на ученика, ученый выделил специальные (объективные – научная подготовка учителя) и личностные или субъективные качества, к которым отнесены морально-волевые качества и личный талант учителя [2; 56].

Сухомлинская О.В. в своей работе «Нариси історії українського шкільництва. 1905-1933» высказывает мысль внедрять в практическую работу школы идеи национальных педагогов [10].

Профессиограмма отображает основные функции педагога, требования к нему, знания, умения, навыки, профессионально-личностные качества. По мнению Абдуллиной О.А. выявление научных основ процесса профессионально-педагогической подготовки учителя и разработка профессиограммы учителя было актуальной задачей педагогической науки на разных этапах развития педагогического образования во времена советского союза и не утратило знания до сегодняшнего дня.

Абдуллина О.А. называет следующие необходимые компоненты профессиограммы учителя: глубокая теоретическая и практическая подготовка, знания основ педагогики, психологии и методики в объеме, необходимом для решения практических учебно-воспитательных задач, общественно-политических кругозор, педагогическое мастерство, владение методами взаимодействия с ученическим, педагогическим и родительским коллективами, высокая культура, глубокая нравственность.

Абдуллина О.А. считает «в связи с интенсификацией производства, внедрением новой техники, увеличением значения роли человеческой индивидуальности в сфере экономики, культуры, экологии неизмеримо возрастает роль укрепления государственной, трудовой и исполнительской дисциплины на каждом участке производства, во всех сферах управления, повышения организованности и деловитости в работе.

В этих условиях усиливается роль формирования у каждого учителя гражданской ответственности за качество обучения и воспитания подрастающего поколения, чувства долга [1, 22-23].

Выдающийся педагог-гуманист Сухомлинский В.А. одним из основных качеств учителя называет гуманность. Он считает школу тонким и чувственным музыкальным инструментом, «который создает мелодию человеческой гармонии, которая влияет на мнение каждого ученика», но только при условии, когда этот инструмент, настроенный личностью педагога [12, 209]. В своих работах Василий Александрович пишет, что наиболее основное требование к учителю, без которого нельзя разработать не одну квалификационную характеристику специалиста – умение прикоснуться к ребенку сердцем, так что бы каждое прикосновение не причиняло боли, а наоборот, благоприятствовало творению человеческой красоты.

Сухомлинский В.А. обращает внимание на то, что одной из наиболее утонченных вещей в педагогическом деле это познание сердцем, всего, чем живет, что думает, что радует и что огорчает воспитанника. «Отзывчивость, сердечная забота о человеке – это плоть и кровь педагогического призвания. Учителю нельзя быть холодным, безразличным человеком» [11, 424].

Умение учителя соединять сердечность с мудростью, обращаться к сердцу и разуму воспитанника Сухомлинский В.А. считал самой важной составляющей педагогической культуры [13, 473].

Заслуживает внимание также позиция Макаренко А.С. который понятие педагогического мастерства, которое базируется на признании за ребенком права быть индивидуальностью, личностью, подчеркивает необходимость специального обучения такому мастерству. «Надо готовить, только о мастерстве, то есть о настоящих знаниях воспитательного процесса, о воспитательном умении» [5, 236].

Важные качества учителя, которые назвали известные педагоги Макаренко А.С. и Сухомлинский В.А. не утратили своего значения и для современных учителей. Также хочется отметить, что современная школа требует от учителя наличие все более глубоких и профессиональных качеств и разносторонних знаний.

Развитие новейших технологий, постоянная динамика в научных знаниях, ученики, которые непрерывно получают новые знания, требуют, что бы современный учитель постоянно следил за развитием знаний по предмету, который он преподает. Также учителю необходимо беспрерывно следить за новостями науки в целом и регулярно повышать свою квалификацию. Повышать свою квалификацию учитель должен делать как самостоятельно, так и с помощью ведущих специалистов в области педагогики.

Кузьмина Н.В. относит к структуре педагогической деятельности способности учителя. Способности «являются индивидуальными психологическими условиями успешности педагогической деятельности… Педагогические способности тесно взаимосвязаны с общими (особенностями ума, речи, представлениями, с чертами характера и эмоциональности учителя), а также и со специальными особенностями (артистизм, музыкальность, техничность и другое)» [4, 34 – 35].

По мнению Кузминой Н.В. составляющими профессиограммы учителя являются тип целеустремленности, уровень способностей и профессиональная компетентность. К профессиональной компетентности автор относит личностные, индивидуальные (индивидуально-педагогические) и профессиональные компоненты. В состав профессионально-педагогического компонента Кузьмина Н.В. включает профессиональные знания и умения [3].

Значительный вклад в изучение профессиограмм учителя внес педагог Сластенин В.А. Он назвал условия, которым должен отвечать профессиографический подход: «1) выявление основных особенностей и характеристик личности учителя осуществляется не путем эмпиричных номенклатур, а на основе функционального анализа педагогической деятельности; 2) требования к личности учителя не только отображают внутреннюю структуру педагогической деятельности, а и проектируются и задаются потребностями общества» [9, 9].

Сластенин В.А. профессиограммы учителя объединяет в три основных блока: общегражданские качества; качества, которые определяют специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету [7]. А под профессиональной компетентностью он понимает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, что характеризует его профессионализм [7, 40-55].  

Отдельное место в профессиограмме учителя Сластенин В.А. отвел умению наблюдать и анализировать педагогический процесс.

Представители различных научных школ предлагают разный набор профессионально значимых качеств личности учителя. Мойсеюк Н.Е. разделяет эти качества на доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые.

К доминантным качествам Мойсенюк Н.Е. относит:

  1. Гуманность – любовь к детям, умение уважать их человеческое достоинство, потребности и способность оказывать квалифицированную педагогическую помощь для их личностного развития;
  2. Гражданская ответственность, социальная активность.
  3. Истинная интеллигентность – высокий уровень развития интеллекта, грамотность в области предмета преподавания, эрудиция, высокая культура поведения.
  4. Правдивость, справедливость, порядочность, честность, трудолюбие, самоотдача.
  5. Инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятие творческих решений.
  6. Любовь к предмету, который преподается, потребность в знаниях, в систематическом самообразовании.
  7. Склонность к межличностному общению, ведению диалога, переговоров, наличие педагогического такта, который определяет стиль поведения учителя, создает уверенность учеников в доброжелательности учителя, его чуткости, доброте, толерантности.

К периферийным качествам относятся:

  1. Приветливость.
  2. Чувство юмора.
  3. Артистичность.
  4. Мудрость (наличие жизненного опыта).
  5. Внешняя привлекательность.

Отрицательные качества:

  1. Безразличие к ученикам.
  2. Предубежденность – выделение из среды учеников «любимчиков» и «отверженных», прилюдное выражение симпатии и антипатии по отношению к ученикам.
  3. Зазнайство – педагогически неуместное подчеркивание собственной возвышенности над учеником.
  4. Мстительность – качество личности, которая проявляется в старании свести личные счеты с учеником.
  5. Неуравновешенность – неумение контролировать свои временные психические состояния, настроение.
  6. Безразличие к предмету, который преподается.
  7. Рассеянность – забывчивость, несобранность.

Профессиональные противопоказания:

  1. Наличие вредных привычек, социально опасных для общества (алкоголизм, наркомания и другое).
  2. Моральная неопрятность.
  3. Рукоприкладство.
  4. Грубость.
  5. Некомпетентность в вопросах методик преподавания и воспитания.
  6. Ограниченность мировоззрения.
  7. Беспринципность.
  8. Безответственность [6, 143-146].

Изучение профессиональных качеств учителя, которые выдвигают представители научных школ и в частности Мойсеюк Н.Е. дают нам основание сделать вывод, что правовое сознание учителя относиться к гражданской ответственности. И как следствие, можно утверждать что, это качество для учителя является доминантным, необходимым.

Заслуживает внимание позиция Подласого И.П., который изучая требования к учителю, разделяет педагогическую деятельность на две составляющих: рациональную технологию и искусство. Первым требованием к учителю педагог называет педагогические способности. По мнению ученого, педагогические способности это качества личности, которые заключаются в умении учителя работать с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними [8, 240].

Подласый Иван Павлович приводит качества, которые по его мнению должны быть присущи идеальному педагогу. Качества «идеального педагога» педагог разделяет на три группы: специалист, работник, человек. Необходимо отметить, что ученый обращает внимание на то, что эти качества должны постоянно пересматриваться. В противном случае названные качества будут выглядеть архаично и не привлекательно [8, 260- 261].

Мы считаем, что важным компонентом профессиограммы учителя является самообразовательная деятельность. Желание самостоятельно повышать квалификацию подтверждает профессионализм учителя и его заинтересованность в предмете, который он преподает. Постоянный профессиональный рост не только делает учителя высоким специалистом в своей деятельности, но и подтверждает его отвественное отношение к своей профессии. Стремление постоянно давать ученикам новые знания или использовать в учебно-воспитательном процессе новые методики готовит про учителя как про личность, которая не безразлична к своей деятельности. А также современный учитель должен не только постоянно накапливать знания своего предмета, но и иметь правильные и глубокие представления из других отраслей знаний.

Анализируя опыт ученых предлагаем изложить основные составляющие профессиограммы учителя в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. Основные составляющие карти-профессиограммы учителя

Названные составляющие профессиограммы учителя большинство ученых относят к основным, необходимым качествам, которыми должен обладать педагог.

Важной составляющей профессиограммы является гражданская ответственность, которая является основанием для формирования гражданской позиции личности и критичного мышления в восприятии специального окружения. Это объясняется тем, что гражданская ответственность не возможна без правового сознания гражданина. Формирование правового сознания студентов высших педагогических университетов является основой дальнейшей гражданской ответственности учителя школы.

Выводы по теме исследования. Составляющими правового сознания личности являются правовые знания, правовые установки, правовое поведение, гражданская ответственность и не желание нести юридическую ответственность.

Проведенный анализ карти-профессиограммы учителя дает нам возможность утверждать, что правовое сознание учителя есть одной из основных качеств, которыми должен быть наделен учитель современной школы.

Литература:

  1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовки учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 141 с.
  2. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования                     // Избр.педагог.соч. – М., 1982.
  3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990 – 119с.
  4. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф. дис. …д-ра психол. наук. – Л., 1965. – 39 с.
  5. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Пед. соч.: В 8 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т.4. –248 с.
  6. Мойсеюк Н.Є. Педагогіка : навч. посіб. / Н.Є. Мойсенюк. – 3-тє вид., доповнене. – К. : ВАТ «КДНК», 2001 р. – 608 с.
  7. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512с.
  8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс : ученик для студентов пед. вузов / Иван Павлович Подласый. – М. : Владос, 1999. – 574 с.
  9. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной  подготовки. – М.: Просвещение, 1976. – 160 с.
  10. Сухомлинская О.В. Нариси історії українського шкільництва. 1905 – 1933: навч. посібник / О.Сухомлинська та ін.; за ред. О.Сухомлинської. – К.: Заповіт, 1996. – 304 с.
  11. Сухомлинський В.А. Вибрані твори у п’яти томах: Т.2. – К., - «Радянська школа», 1976.- 670 с.
  12. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Избр. произведения: В 5 т. – К.: Рад. школа, 1979. – Т.1. – С. 57 – 218.
  13. Сухомлинский В.А Разговор с молодым директором школы // Избр. произведения: В 5 т. – К.: Рад. школа, 1980. – Т.4. –  С. 411 – 656.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-теоретическая и эмоционально-психологическая готовность студента к профессионально-педагогической деятельности – важный фактор достижения качественной подготовки будущего учителя

Аннотация. В статье дана характеристика профессиональной компетентности как неотъемлемой компоненты профессиональной позиции будущего учителя. Представлены условия, необходимые для становления п...

Структура педагогической деятельности учителя в современной школе

В структуру педагогической деятельности входят три компонента: педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, анализ и оценка педагогических действий учите...

Обучение будущих учителей приемам анализа и самоанализа в ходе педагогической практики

В статье представлены приемы обучения будущих учителей начальной школы анализу и самоанализу урока в процессе производственной практики "Пробные уроки"...

Статья на тему:"Содержание,структура и уровни готовности учителей к инновационной деятельности"

Данная статья помогает систематизировать теоретические аспекты уровней готовности педагогов к инновационной деятельности....

«Формирование готовности к физкультурной деятельности будущего учителя начальных классов»

Формирование готовности к физкультурной деятельности будущего учителя начальных классов...