Главные вкладки

    Структура педагогической деятельности учителя в современной школе
    статья по теме

    Сигаева Людмила Петровна

    В структуру педагогической деятельности входят три компонента: педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, анализ и оценка педагогических действий учителя.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

    Учитель математики

    ГБОУ СОШ №684

    Сигаева Л.П.

    Москва, 2012 г.

    СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

    Педагогическая деятельность учителя включает профессиональную активность учителя, направленную на решение задач развития и обучения подрастающего поколения. Именно развития и обучения, а не наоборот, так как главной целью школы современного периода должно стать развитие личности каждого школьника. Задача усвоения школьником определенной суммы знаний и овладения соответствующими умениями и навыками представляется уже крайне узкой, не основной, а подчиненной указанной цели образования. Если раньше развитие учащихся было подчинено процессу обучения, то сейчас должно быть наоборот: обучение должно быть подчинено процессу развития личности учащихся. Это значит, что учебный процесс как по содержанию, так и по формам организации и проведения следует строить как процесс развития, а обучение знаниям, умениям и навыкам — как составную часть развития, как его основное средство. В связи с этим структура педагогической деятельности учителя наполняется новым содержанием. Согласно современным теоретическим представлениям в структуру педагогической деятельности входят три основных компонента:

    1. Педагогические цели и задачи.

    В каждый момент педагогической деятельности учитель имеет дело с иерархией целей и задач, диапазон которых охватывает как общие цели (цели школы, системы народного образования, общества), так и оперативные задачи.

    2. Педагогические средства и способы решения поставленных задач. 

    При выборе средств и способов педагогических воздействий учитель должен быть в первую очередь ориентирован:

    а) на ученика как на центральную фигуру педагогического процесса, на стимулирование нравственного, эмоционального, интеллектуального развития каждого ученика, на проектирование новых уровней его психического развития.

    В основе реализации этих воздействий лежит одна общая идея: развитие активности и самостоятельности учащихся; постановка ученика в позицию активного субъекта собственной деятельности и развитие у него способности к самоуправлению и самореализации. Учитель не просто ставит педагогические задачи, но стремится к тому, чтобы эти задачи были внутренне приняты учащимися. Регулируя деятельность учащихся, учитель использует то более непосредственные (прямые) способы воздействия на учащихся, то более опосредованные (косвенные) способы педагогического воздействия, связанные с созданием в процессе обучения таких условий, которые способствовали бы организации самостоятельной работы учащихся. Так, мотивация может выступать и как побуждение учащихся к деятельности, и как создание условий для внутренней мотивации (самомотивации) этой деятельности. Передача учащимся информации может происходить и путем организации рецептивно-репродуктивной деятельности учащихся, и путем постановки перед ними познавательных проблем, для решения которых учащиеся должны самостоятельно отыскать информацию. Формирование у учащихся способов действия опять-таки может происходить и в форме инструктирования, и в форме организации их эвристической деятельности, направленной на самостоятельное построение способов решения задач.

    Организация совместной деятельности учащихся также может варьировать от ее регламентации до развития активной самодеятельности учащихся в группе. Нужно, конечно, иметь в виду, что между этими крайними типами регуляции существует множество переходных ступеней. Но главное здесь то, что управляя деятельностью учащихся, педагог должен строить управление не как прямое воздействие, а как передачу ученику тех «оснований», из которых ученик мог бы самостоятельно выводить свои решения. При этом выбор учителем педагогических средств в первую очередь должен зависеть от индивидуальности ребенка, его возрастных возможностей и особенностей класса;

    б) на выбор и применение педагогических приемов и способов самореализации, самоактуализации, проявления личностных возможностей и способностей в работе с детьми. Основными нормативами и принципами самореализации учителя в педагогической деятельности являются: эмоциональная и личностная раскрытость; психологический «настрой» на оптимальную работу с данным классом с целью достижения максимальной убедительности и выразительности; доверительность и искренность выражения чувств и отношений; удовлетворенность собой в процессе совместной с учениками творческой деятельности;

    в) на выбор и применение методов, организационных форм взаимодействия с учащимися и учащихся друг с другом; создание условий, облегчающих процесс обучения, атмосферы живого общения, положительного эмоционально-психологического климата. Для этого необходимы: уважительное отношение учителя к личности ученика, диалогическое открытое общение, тепло и дружелюбие в отношениях с детьми, определение областей непонимания и стремление его устранить, опираясь на сильные стороны личности ученика, его индивидуальный опыт, персонализированное ободрение и поддержку, поиск активных и разнообразных методов работы учащихся на уроке;

    г) на отбор и переработку содержания учебного материала, подбор вспомогательного, иллюстративного, информационного материала, направленного на усвоение учениками системы знаний, обосновывающей глубокую связь учебного предмета с жизнью. Содержание учебного материала должно сочетаться с имеющимися у ребенка знаниями и внутренним опытом, будить интерес, фантазию, выдумку, интуицию, чувства. Это дает возможность развить у ребенка потребность в знаниях, быть открытым всему новому, а значит, сформировать стремление к самообучению, самовоспитанию, саморазвитию.

    3. Анализ и оценка педагогических действий учителя (сравнительный анализ запланированного и реализованного в деятельности учителя).

    Каждый учитель стремится вникнуть в сущность педагогических явлений и процессов, понять закономерности протекания педагогической деятельности, правильно оценить и вовремя скорректировать свою работу. Поэтому третий компонент структуры деятельности учителя направлен на осознание и коррекцию учителем своего труда. Здесь учитель изучает ход, результаты своей деятельности, оценивает себя как участника диалога с точки зрения того, насколько удается ему организовать этот диалог и насколько активны в нем учащиеся, осуществляет анализ ошибок, промахов и педагогических находок, обобщает опыт, строит и реализует план профессионального развития. Особенность этих действий - направленность на самого себя, изучение уровня своего педагогического мастерства через анализ процессуальной и результативной сторон деятельности.

    Итак, структуру педагогической деятельности учителя можно представить следующим образом:

    1. Постановка педагогических целей и задач.

    2. Выбор средств и способов решения поставленных задач:

    а) кого учить?

    б) кому учить?

    в) как учить?

    г) чему учить?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающая деятельность учителя в современной школе

    Статья о применении здоровьесберегающих технологий на уроках. Практическое занятие с учителями....

    СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя)

    СТРУКТУРА   САМОАНАЛИЗА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГА(самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя) ...

    Методические рекомендации на тему"Организация опытно-экспериментальной деятельности учителя в современной школе"

    Учитель предлагает вашему вниманию методические рекомендации, касающиеся организации опытно-экспериментальной деятельности . Не секрет, что в последнее время ученики увлекаются созданием виделроликов ...

    Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

    Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

    Социально-педагогические аспекты деятельности учителя в современной школе

    В связи с процессом урбанизации, свя­занной с концентрацией промышленно­сти, торговли и транспорта в городах, поя­вилось множество новых профессий, в ко­торых молодежи трудно ориентироваться, особенно...

    Доклад "Инновационная деятельность учителя в современной школе"

    Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса....