Здоровьесберегающая деятельность учителя в современной школе
материал по теме

Статья о применении здоровьесберегающих технологий на уроках. Практическое занятие с учителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая деятельность учителя в современной школе.

Подготовила учитель истории

МОУ СОШ №10 г. Павлово:

Мусатова С.Б.,

г. Павлово 2011г.

Цель: выявить причины возникновения проблем со здоровьем учащихся.

Задачи:

- определить какие заболевания наиболее распространены среди учащихся;

- выявит основные причины заболеваний;

- выработать пути решения выявленных проблем

Форма занятия: тренинг,

Оборудование: компьютер, медиапректор, нарезка текстов

Ход занятия:

1.Вступительное слово: (2 мин.) Мусатова С.Б.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» (В.А. Сухомлинский)

Школа - это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться.  Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии - охраны и укрепления здоровья детей. В практике существует множество определений понятия "здоровье". Мы в своей педагогической  деятельности руководствуем ся следующим  определением данного понятия, предложенным Всемирной Организацией Здравоохранения:  "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и  физических недостатков".

Сегодня России нужны здоровые и образованные люди. Поэтому перед учителями стоит сложная задача. С одной стороны, детям нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе. С другой стороны, нужно сохранить здоровье детей. Приоритетной задачей образования становятся сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них представления о ценности здоровья, здорового образа жизни, выбор адекватных возрасту образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Престижным должно стать то образование, которое гарантирует человеку здоровье, глубокую образованность, профессиональную карьеру, авторитет и влиятельность. Возникает проблема: что необходимо сделать, чтобы дети не губили свое здоровье и получили хорошее образование? Чтобы дать качественное образование, нужно не только и не столько увеличивать учебную нагрузку, но и применять наиболее продуктивные методы и технологии обучения. В связи с этим деятельность учителя должна быть направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, а  самая главная цель на уроке – создание благоприятного психологического климата. В связи с этим мы предлагаем  вам  одно из таких занятий с использованием тренинга и одного из приемов технологии формирования и развития критического мышления «ЗИГЗАГ».

2. «Знакомство»:1(10 мин) Мусатова С.Б.

Добрый день. Мы начинаем с вами занятие, но перед тем как начать работать над серьезной темой, мы немного поближе познакомимся друг с другом.

Итак, нам всем нужно встать в круг и передвигаясь по кругу,  поприветствовать друг друга с помощью жестов невербального общения. Спасибо . Молодцы!

А сейчас мы будем создавать группы, в которых вы будите работать. Группы будут набираться по количеству хлопков 1. 3 хлопка, 2. 6хлопков. Спасибо.

А теперь, пожалуйста, найдите по три признака, которые объединяют членов группы. Спасибо.

А сейчас используя  прием критического мышления, попытайтесь определить задачи нашего заседания РМО.

3. Г. Самостоятельная работа учителей «ЗИГЗАГ». Информация для учителя.

(технология)Учащимся раздаются карточки с текстом (по парам, по очереди -1, 2, 3; -1. -2. 3; -1, 2, 3; и т.д.). На каждой карточке указан номер (1, 2 или 3).

Затем учитель предлагает всем ребятам, получившим карточку с № 1, пересесть на 1 ряд для совместной работы в большой группе, с № 2 – на 2 ряд, с № 3 – на 3 ряд. Задания для всех трёх групп: разделите страницу в тетради на 3 колонки, обозначив их соответственно - № 1, № 2, № 3. Каждый ученик должен самостоятельно прочитать текст. Затем совместно определяют главную мысль текста, обсуждают и записывают в «свою» колонку ключевые слова. Итогом работы в большой группе должно быть совместное составление 2 – 3 –х вопросов по тексту, причём вопросы должны быть короткие и ёмкие, записаны в тетради каждым ребёнком. После этого ребята садятся на свои места, образуя малые группы (но теперь в каждой малой группе есть №1, №2, №3).

Организация работы в малых группах. Каждый учащийся должен рассказать двум другим одноклассникам свой отрывок, выделяя главное. Затем задать 2-3 вопроса (составленные совместно в больших группах), чтобы проверить усвоенное. Работу начинают учащиеся, у которых текст с №1; затем учащиеся с текстом №2, и завершают ученики с текстом №3.

Работа в больших и малых группах регламентирована. Чётко обозначена продолжительность рабочего времени.

После завершения работы в малых группах, учащиеся работают с учителем, который задаёт всему классу контрольные вопросы. Причём должно соблюдаться условие: можно отвечать только на те вопросы, которые не относятся к его карточке.

Участникам занятия раздается текст, с которым каждая группа должна внимательно ознакомиться и ответить на контрольные вопросы учителя или участников занятия.

Информация для учителя.

Контрольные вопросы группам:

1.Заболевание, каких органов чаще всего наблюдается у детей школьного возраста?

( опорно - двигательного аппарата, зрения, органов дыхания, психическое состояние и т.д.)

2. Каков социальный запрос государства к школе?

(Сегодня России нужны здоровые и образованные люди. Поэтому перед учителями стоит сложная задача. С одной стороны, детям нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе. С другой стороны, нужно сохранить здоровье детей. Приоритетной задачей образования становятся сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них представления о ценности здоровья, здорового образа жизни, выбор адекватных возрасту образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Престижным должно стать то образование, которое гарантирует человеку здоровье, глубокую образованность, профессиональную карьеру, авторитет и влиятельность.)

3. Что необходимо сделать для реализации социального запроса?

(Работая в классе, нужно стараться организовать атмосферу естественности и взаимопонимания, чтобы учащиеся могли наиболее полно реализовать свой творческий потенциал, развивать интеллектуальные способности и личностные качества. Для реализации этого направления стоят следующие задачи:

  1. создавать ситуации, способствующие творческому развитию и проявлению индивидуальных способностей;
  2. развивать навыки общения в различных ситуациях, умение слушать других;
  3. развивать речь учащегося в диалоге, дискуссиях, свободной беседе;
  4. развивать самостоятельность мыслей и поступков, формировать социальную активность и ответственность.

Такой режим работы способствует становлению и сохранению социального здоровья учащихся. Это  направление можно  реализовывать  через выполнение творческих проектов как индивидуально, так и в режиме групповой деятельности.)

Итак, чтобы дать качественное образование, нужно не только и не столько увеличивать учебную нагрузку, но и применять наиболее продуктивные методы и технологии обучения.

1

Интенсивная информатизация учебного процесса ставит задачу обеспечения безопасности обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Ученые убедительно доказали: часы, проведенные перед экраном монитора, рано или поздно отзовутся расстройством нервной системы, снизят уровень иммунитета, скажутся на детородной функции организма. Это свидетельствует о вреде, который может быть явно или неявно нанесен здоровью и психике школьников, изучающих информатику. Психическому здоровью школьников может быть нанесен вред, связанный с большими объемами и видовым составом информации, доступ к которой осуществляется посредством телекоммуникационных сетей, возможной некорректностью, противоречивостью и недостоверностью подобной информации.

Результаты исследования показали, что за период обучения у 35% детей начальной школы ухудшилось состояние здоровья. У 22,5% школьников оказались изменения опорно-двигательного аппарата, у 16,5% ухудшилось зрение. 6 человек болели в течение года 4 раза. По наблюдениям и проведенным в конце года тестам оказалось, что у 8 человек тревожное состояние, 2 ребенка проявляет агрессию по отношения к одноклассникам.

2

Сегодня России нужны здоровые и образованные люди. Поэтому перед учителями стоит сложная задача. С одной стороны, детям нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе. С другой стороны, нужно сохранить здоровье детей. Приоритетной задачей образования становятся сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них представления о ценности здоровья, здорового образа жизни, выбор адекватных возрасту образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Престижным должно стать то образование, которое гарантирует человеку здоровье, глубокую образованность, профессиональную карьеру, авторитет и влиятельность.

3

При подготовке   к уроку важно продумать его структуру и виды деятельности  детей. С целью реализации здоровьесберегающих технологий нужно стараться сочетать фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы с учениками, что делает разнообразным ход урока  и позволяет индивидуализировать нагрузку на ребенка.

Для сохранения высокой работоспособности регулярно на уроках проводим  физкультминутки. В среднем звене  лучше использовать тематические физкультминутки.  Благодаря таким моментам релаксации учащиеся не только получают возможность  расслабиться, но и закрепляют материал урока.

Работая в классе, нужно стараться организовать атмосферу естественности и взаимопонимания, чтобы учащиеся могли наиболее полно реализовать свой творческий потенциал, развивать интеллектуальные способности и личностные качества. Для реализации этого направления стоят следующие задачи:

1.создавать ситуации, способствующие творческому развитию и проявлению индивидуальных способностей;

  1. развивать навыки общения в различных ситуациях, умение слушать других;
  2. развивать речь учащегося в диалоге, дискуссиях, свободной беседе;
  3. развивать самостоятельность мыслей и поступков, формировать социальную активность и ответственность.

Такой режим работы способствует становлению и сохранению социального здоровья учащихся. Это  направление можно  реализовывать  через выполнение творческих проектов как индивидуально, так и в режиме групповой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура педагогической деятельности учителя в современной школе

В структуру педагогической деятельности входят три компонента: педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, анализ и оценка педагогических действий учите...

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу).

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу)....

Методические рекомендации на тему"Организация опытно-экспериментальной деятельности учителя в современной школе"

Учитель предлагает вашему вниманию методические рекомендации, касающиеся организации опытно-экспериментальной деятельности . Не секрет, что в последнее время ученики увлекаются созданием виделроликов ...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....

Доклад "Инновационная деятельность учителя в современной школе"

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса....

Использование современных технологий в образовательной, развивающей деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы

Сформированная устная и письменная речь являются залогом успешного обучения школьника, средством преодоления депривации, социальной адаптации ребенка в обществе. Поэтому в формирование полноценно...

"Социально-педагогические аспекты деятельности учителя в современной школе"

В связи с процессом урбанизации, свя­занной с концентрацией промышленно­сти, торговли и транспорта в городах, поя­вилось множество новых профессий, в ко­торых молодежи трудно ориентиро...